Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 5/24883/14 ЯНВАРЯ 2015 3 Слово обозревателю Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗДОРОВЫЙ | Жители области активно провели зимние каникулы С пользой для души и тела Олеся Скворцова, Роман Ромашин, Милада Федюкина Ушедший год активные жители поселка Соколье Елецкого района проводи- ли нетрадиционно: в главный новогодний вечер в местной школе состоялся турнир по волейболу между старше- классниками и выпускни- ками прошлых лет. Любопытно, что по разные стороны сетки оказались члены одной семьи. Удача улыбнулась молодежи: товарищеский матч завершился их победой. Но недаром говорится: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Спор- тивный запал не угасал и в первые дни 2015-го. Про- игравшая команда пред- ложила устроить матч- реванш, который в итоге завершился ничьей. По инициативе капитана сбор- нойвыпускниковВладими- раКлокова, который, к сло- ву, будет принимать самое активное участие в работе недавно организованного в школе военно-спортивного клуба, встречи представи- телей разных поколений продолжатся и по заверше- нии каникул. Выпавший снег позво- лил сокольцам провести и свои Малые Олимпийские игры. В спортивной про- грамме значились лыжи, биатлон и подтягивания на перекладине. Но «изюминкой» зим- нихканикул вСоколье стал туристический маршрут «Село мое родное». Гостям из Талицы и Солидарно- сти Елецкого района была предложена экскурсия по местным достопримеча- тельностям. Школьники осмотрели территорию здешнего храма, побыва- ли у обелиска погибшим в годы Великой Отечествен- ной войны, узнали о много- летнейистории действовав- шего в Соколье научно-ис- следовательского хозяй- ства «Елецкая опытная станция по картофелю». На обратном пути они по- сетилиживописныйуголок природы — Крюковское урочище. Экскурсоводами выступили десятиклассни- цы, члены кружка «Юный лесничий»,АнгелинаПота- нина и Любовь Антоненко. Не менее интересно прошли новогодние празд- ники и в самом Ельце. Старт зимним чудесам в последние дни минувшего года далиДедМороз со Сне- гурочкойнаторжественном зажжении огней главной елки древнего города. Кста- ти, в этом году на централь- ной площади установили искусственную ель. «С пользой для души и тела»—под таким девизом многие ельчане провели свои зимние каникулы. Ведь только хоккейных коробок залито свыше по- лутора десятков, и это не считая Ледового дворца, который все праздники работал с повышенной на- грузкой. Любители про- гулок на свежем воздухе оценили преимущества лыжной базы с трассами для людей разных уровней подготовки. Не растерял в эти дни своих посетителей и бассейн «Виктория». Настоящий праздник ждал не только любителей спорта. ВЕльце состоялись выставка старинных елоч- ных украшений в музее народных ремесел и про- мыслов, мастер-классы от ремесленников и руко- дельниц города, премье- ры спектаклей и детские утренники, дискотеки на льду и снегу. Одним из финальных мероприятий первой декады года стало награждение участников детского конкурса рисун- ков, который провел клуб «Добрыня» при участии городского Молодежного парламента.Жюрипросмо- трело более трехсот работиз Ельца, Липецка иДолгору- ково и назвало победителей в девяти номинациях. Еще одно творческое состязание, на сей раз в Задонском районе, также оказалось не менее востре- бованнымужителей города и сельских поселений. На конкурс декоративно-при- кладного творчества «Сне- говик-2014», объявленный отделом культуры, спорта и молодежной политики администрации района и многопрофильнымцентром культуры «Элегия», было представлено более двухсот работ от участников самых разных возрастов. Снего- виков «лепили» из войло- ка, макаронных изделий, пайеток, помпонов, дерева и другихматериалов. Боль- шинство работ участники оставили в дар «Элегии» для украшения зала. Экс- позиция новогодних персо- нажей пользовалась особой популярностьюумолодежи —нафоне творческихработ она устраивала настоящие фотосессии. Интересно, что церемонию награж- дения в центре культуры совместили со спортивно- игровой программой для участников. А вот в Данкове самым популярным местом от- дыха стал спорткомплекс с одноименным названием. На его стадионе стартовал мини-футбольный турнир «Зимний мяч», посвящен- ный памяти бывшего ди- ректора ДЮСШ Вячеслава Зенина. Рядом, в ледовой коробке, бились за шай- бу дружины «отчаянных парней» и выписывали па фигуристы-самоучки. По- настоящему зимняя погода подарилапраздниклыжни- кам, быстро накатавшим в окрестностях райцентра трассу. Не пришлось ску- чать и экскурсоводам крае- ведческогомузея. Земляки, а также многочисленные гости Данкова с семьями знакомились с экспонатами собрания.Вдниновогодних каникул посещение музея было совершенно бесплат- ным. Особо отметили верую- щие данковчане праздник Рождества Христова. В этот день они принимали поздравления от епископа Елецкого и Лебедянского Максима, посетившего го- род с пастырским визитом. После церковного богослу- жения владыка посетил концерт духовной музыки, подготовленный юными воспитанниками местной воскресной школы и их на- ставниками. БЕНЕФИС | Заслуженный артист России Владимир Кравченко отмечает юбилей «Театр без диктатуры немыслим...» Сергей Малюков Владимир Кравченко — артист почти универсальный. За три десятилетия службы в Липецком государственном академическом театре драмы имени Льва Толстого он сыграл множество героев — от Карабаса-Барабаса до Василия Теркина и Хельмера в «Кукольном доме» Ибсена. Сейчас в его актерской копилке и сложнейшая роль Петра Ивано- вича Адуева в «Обыкновенной истории» по Гончарову, и откровен- но фарсовый образ Сысой Псоича Рисположенского в спектакле «Банкрутъ» по пьесе Островского. А еще Владимир Кравченко не просто один из ведущих актеров труппы, но и первый заместитель начальника областного управления культуры и искусства. О том, как удается ему успешно сочетать, казалось бы, совершенно несовместимые вещи, заслуженный артист России рассказал журналисту «Липецкой газеты». —ВладимирАлександрович, кем вы сейчас ощущаете себя больше — актером или чиновни- ком? Не возникает ли в связи с этимвнутреннего противоречия? — Конечно же, сегодня я, в первую очередь, — управленец. Совмещать две такие разные ине- простые профессииочень сложно. Помогает опыт, еще работая ди- ректоромтеатра, я училсяжестко переключатьсяс одногонадругое. Сцена не прощает вальяжного от- ношения к себе. Опасное заблуж- дение, что можно не готовиться к спектаклю, прийти запятнадцать минут до его начала и «сыграть на классе». Ерунда, так не полу- чится, зрители сразу всё заметят. Сейчас я репетирую в своё сво- бодное время, так, чтобы это не мешало основной работе. Прошу дирекциютеатра таквыстраивать репетициии спектакли, чтобыэто совпадало с моим графиком. Спа- сибо им большое за понимание. Недавний «Банкрутъ», к приме- ру, готовился исключительно в мой отпуск и выходные дни. — Существует устойчивый стереотип, что актеры — люди творческие, несерьезные, а вы уже давно успешно занимаетесь управленческой деятельностью. Как так получилось? — Актеры разные бывают, нельзя всех грести под одну гре- бенку.Всеначиналосьещёсошко- лыи вуза. Явсегда ценил в людях такие качества, как ответствен- ность, умение братьинициативуи старался их вырабатывать в себе. Был секретарем комсомольской организации воинской части, а затем и театрального факультета в Воронежском институте ис- кусств. Пришел в театр — стал комсоргом, а затем и секретарем парторганизации. Владимир Ми- хайлович Пахомов, худрук теа- тра, со временем уговорил меня занять пост директора. В 1989 году в 34 года я стал, наверное, самым молодым ди- ректором театра в Союзе. При- езжаешь в министерство, а на тебя смотрят как на уникума, обычно такую должность полу- чали годамк пятидесяти. Яочень благодарен Пахомову за то, что он поверил в меня и дал такую отличную школу, за то, чем он делился, не прочтешь ни в одном учебнике. Потом, спустя много лет, когда меня пригласили в об- ластное управление культуры, мне здорово помог его тогдашний начальникФедорИльичЖиляев. Он учил государственному подхо- ду, советовал самомудосконально вникать в суть происходящих в отрасли процессов, низкий по- клон ему за это. — Мыслиполностьюоставить актерство не возникало? — Знаете, как говорится, вся наша жизнь — игра. Мир — огромный театр. Каждый из нас в различных обстоятельствах бывает актером, а хорошим или не очень, все зависит от человека. Только роли у всех разные. От ак- терства я никогда не уходил, сце- наникогопростотакнеотпускает, и славаБогу, чтомои способности востребованы театром. —Апомогает актерский опыт в общении с людьми? — Безусловно. В первую оче- редь — знание психологии и по- нимание человеческой природы. Ситуации бывают разные, и всег- да нужно проявлять выдержку, сохранять самообладание, быть, если надо, жестким и бескомпро- миссным, принимая тщательно взвешенные решения. Сфераунас оченьнепростая. Работникикуль- туры—это личности творческие, ранимые, амбициозные. К ним нужен особыйподход, понимание их проблем. Я сам давно варюсь в этой среде, и мне проще найти общий язык с коллегами. — Вы переиграли в театре множество ролей вшироком диа- пазоне — от драмы до фарса, а какие образы вам ближе? —Когда яначинаюготовиться к предложенной режиссером но- вой роли, то всегда она на данный момент самая любимая. Забудь всё, что ты делал до этого и начи- найсчистоголистапривсемсвоем профессиональном и жизненном опыте и творческом багаже. Чем сложнее работа, темлучше.Давно замечено, лучшие роли те, кото- рые даются на сопротивлении. Артист может и не подозревать о наличии в себе таких черт и качеств, а хороший режиссер ви- дит на два шага вперед, помогая ему раскрыться и проявить себя в необычном амплуа. Конечно, должна быть база, актерская школа, нарабатываемая годами. Нельзя ведь играть сложнейшие произведения Чайковского, не зная нотной грамоты. Актер как губка впитывает всё, что происхо- дит вокруг него. Когда-нибудь это обязательно пригодится. Порой бывает немногожаль, когда моло- дые,даинемолодыетоже, артисты замыкаются в своемузкоммирке, пропускаямимобогатейшуюкуль- турнуюжизнь вокруг. Творчество ведь живетне тольковИнтернете. Выставки, концерты, фестивали, общение с их участниками — все это дает такой мощный импульс, стимул к саморазвитию, что че- ловек меняется прямо на глазах. Важно,счемтыприходишьвтеатр и с чем уходишь. — Чем, на ваш взгляд, отли- чается современный академиче- ский театрБобровского от театра Пахомова? — Режиссер, бесспорно, опре- деляет лицо театра. Он подобно Родену отсекает всё лишнее, наносное, уточняя контуры пер- сонажей. Я счастлив, что попал в театрПахомова в тот период, ког- да онпереживалмощныйподъем. Прекрасное было время. Недавно мы с известным драматургом Виктором Мережко вспоминали, как в Липецке ставили его «Про- летарскую мельницу счастья». Этобыламояперваябольшаяроль на липецкой сцене: я играл брата главного герояМельника. Работа давалась трудно. Никогда не за- буду, какпостановщикспектакля Иосиф Райхельгауз собрал всех актеров в темномзалеиочень эмо- ционально рассказал, каким он видит спектакль и наших героев в общем контексте. После этого красочного разговора всё стало на свои места. С приходом на пост главного режиссера Сергея Бобровского академическийтеатробрелвторое дыхание, вышел на новый худо- жественныйуровень. Вновь заки- пела творческая жизнь, в труппу пришли талантливые молодые ребята, появились отличные по- становки. Я очень признателен Сергею Александровичу за то, что он заинтересовался сотруд- ничеством со мной, пригласил в свои спектакли. Важно то, что Бобровскийсохранилпреемствен- ность традиций. Театр остается верен классике— Толстой, Го- голь, Чехов, Гончаров, но при этом стремится быть созвучным современности. У меня установка: если я при- нимаю предложение режиссера, то полностью доверяю ему, и это приносит своиплоды. Театр—это добровольное подчинение дикта- туре, разболтанность ему только вредит. — Многие театральные ак- теры мечтают попробовать свои силы в кино, а вас обошел этот соблазн? — Что скрывать, тоже мечтал по молодости о славе киноактера. Опыт съемоксо«звездами»уменя был.НагастроляхвМинскев1982 году попросили сняться в киноро- лике, посвященном безопасности на воде, вместе с ЕвгениемМоргу- новым. Стояла холоднаяпогода, а нам приходилось изображать на минском море пляжные сцены. Карьера в кино и на телевиде- нии во многом зависит от случая. Некоторые прекрасные липецкие театральные актеры, такие как Виталий Васильевич Пономарёв, Михаил Леонидович Янко и дру- гие, пробовали себя в этом каче- стве, и у них хорошо получалось. Но чтобы попасть в обойму, не- обходимо постоянно находиться в столице, общатьсяспродюсерами, ходить на пробы. Для этого нужно полностью менять свою жизнь. Я не готов к таким переменам и со- вершенно не жалею, что не попал на большой экран. — Завершился Год культуры, чем запомнился он вам? — В непростой ситуации в стране нам удалось сделать очень много.Мастераиработникикуль- туры, проявив свои лучшие каче- ства, мобилизовались и подарили области незабываемый праздник длиною в год. Все это стало воз- можным благодаря тому, что в сфере культуры сложилась заме- чательная, сплоченная команда во главе с Татьяной Васильевной Гореловой. В качестве заместите- ля главы администрации области огромную поддержку нашим инициативам оказывала Людми- ла Валентиновна Куракова. До- стойным завершением торжеств сталбольшойконцерт творческих коллективовобласти«Мастераис- кусств —Году культуры». Год культуры завершен, а ра- бота продолжается. Впереди не менее интересный и насыщенный событиями Год литературы. Уве- рен, нам будет чем порадовать и удивить липчан. P.S. «Липецкая газета» поздравляетВладимираАлександровича Кравченко с юбилеем и желает ему новых ярких ролей, вдумчивых зрителей и воплощения в жизнь намеченных планов. Бенефис юби- ляра в спектакле «Банкрутъ» можно посмотреть 16 января в 19.00. Старая песня на новый лад Елена Бредис В эти долгие зимние вечера на Руси испокон веков «баловались» гаданием. В наш век технического прогресса милый пережиток языческого прошлого тоже остался, но к нему еще подключилось бурное увлечение всевозможными гороскопами. Надо признать, что люди мудрые всегда предостерега- ли: не гадай, а то сбудется. Дескать, судьба всегда имеет много вариантов и возможностей, и тут главную роль играет свобода выбора человека. А вот гадание как бы предопределяет тебе одну-единственную дорожку, попросту говоря: программирует тебя на определенные действия, лишая всего прекрасного жизненного разнообразия. М ожет, ученые меня поправят, но, на мой взгляд, такие слова, как «предвидение» или «прогнозирование», тоже могут сыграть с нами злую шутку, если, конеч- но, речь не идет о развитии экономики, науки или разведки полезных иско- паемых. Почему я об этих словечках вспомнила? Да потому что именно так переводится многим уже печально известное слово «форсайт». Впрочем, мы привыкли слышать о нем во вполне конкретном сло- восочетании и значении: форсайт-проект «Детство 2030». Слава Богу и граждан- ской активности россиян: проект так-таки не риск- нули представить тогдаш- нему президенту Дмитрию Медведеву, хотя и соби- рались это сделать. Для тех, кто подзабыл бурную дискуссию четырехлетней давности, напомню наибо- лее «инновационные»идеи проекта. Родителиобязаны будут иметь лицензию на воспитание детей и регу- лярно подтверждать ее. Не подтвердившие будут под- вергаться стерилизации и получать взамен ребенка- робота. Планировалось по- всеместное введение неких психологических центров — чтобы дети свои пробле- мырассказывалинемаме и папе, а именно в этих цен- трах. В перспективе они станут называться «вос- питательными сообще- ствами», в которых будет происходить выращивание «конкурентоспособного человеческого капитала». Видимо, чтобы извлекать из него потом максималь- ную прибыль. Наверняка многие за- помнили страшное сло- во «чипизация», то есть вживление в мозг детей какой-то, с позволения сказать,штуки, спомощью которой «должна быть обе- спечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информа- ционно-управляющими сетями. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспе- чивать непрерывный кон- троль за поддержанием их жизнедеятельности, улуч- шением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы го- сударства». Ну и много еще чего там было, более похожего на антиутопию безумного фантаста. В ы наивно полага- ете, что благодаря совместным благо- родным усилиям обще- ства этот маразм был раз и навсегда похоронен. Ошибаетесь. Авторы, лоб- бирующие этот проект, нашли гениальный ход! Они подключили к его «до- работке» свою оппозицию, в том числе родительское сообщество. От одного это- го у общественности, как говорится, «в зобу от радо- сти дыханье сперло», и она преспокойненько дала со- боюманипулировать. Вам, дорогие, не понравилось «разнообразие семейных форм», которое упомина- лось в прошлом проекте, вы за традиционные се- мейные ценности?Не беда, изменим формулировку. И вот уже новый вариант декларирует «укрепление семейных и родительских отношений на фоне из- менения форм совмест- ной жизни». Ловушка? Ловушка, в которой вас убеждают, что хрен куда слаще редьки. Новый проект «Детство 2030+» не мог бы претен- довать на гордое звание «форсайт-проекта», если бы категорически не от- метал все наработанные традиции, как исключи- тельно косные и безна- дежно устаревшие. От чего же нам вновь предлагают отказаться? Например, от личного общения уче- ников и учителя. Зачем, когда можно обучаться через Всемирную паути- ну? Или же от возрастного подхода в образовании. Предполагается, что если образовательнуюфункцию выделить отдельно, то мас- сив знаний можно грузить способным ученикам не- зависимо от их возраста. Можно себе представить, каких монстров способна породить сумма знаний, оторванная от нравствен- ного развития. При этом ребенку с малых лет будет внушаться, что он обязан отработать вложенные в него инвестиции. Он дол- жен максимально рано специализироваться, а об- разование, не вошедшее в специализацию, надлежит максимально рано отсечь. Кругозор авторы проекта оплачивать не собираются. А еще найден непости- жимый консенсус по отка- зу от учительских зарплат. Предлагается платить ис- ключительно за результат. Естественно, что подобная система сконцентрирует внимание педагогов на наиболее способных уче- никах. В итоге будет реа- лизовано чаемое авторами проекта «Детство 2030» разделение на интеллек- туальную элиту и серую массу. Вот он, предел меч- таний! Опять же, учителя будут нанимать для вполне конкретной работы, по- этому и отношение к нему должно быть как к наём- ному персоналу, а не как к наставнику и авторитету. К онечно , в новом проекте «Детство 2030+» подложено много соломки, дабы усы- пить бдительность роди- тельского сообщества и экспертов-оппозиционе- ров. Акцент делается на исключительно положи- тельных изменениях. А вот все то, что осталось от прежней версии, умело маскируется. Например, авторы «Детства 2030» со- хранили удобное для них понятие «компетентного родительства». Но только что это за компетенции и кто возьмется их опре- делять? Сие остается за кадром. Однако уже понятно, что родителей неким об- разом будут принуждать к определенномуповедению. Как именно? Да при помо- щи все тех же ювенальных технологий. Их-то ведь ни- кто еще не отменял, и как это наши общественники об этом позабыли? Интересно, что идеоло- ги данного форсайт-проек- та как само собой разумею- щееся продолжают тихой сапой протаскивать тезис о приоритете прав ребенка над правами родителей. Вроде четко ине сформули- ровано, но по всему тексту рассыпано. Отловить всех этих «блох» очень легко, но захотят ли заниматься этим вновь приглашенные эксперты от родителей? Или же предпочтут упи- ваться тем, что их удосто- или такой высокой чести? По с ути , «Де т с т во 2030+» — это ремейк старого форсайт-проек- та «Детство 2030». А уж мы-то с вами по фильмам знаем, что ремейки луч- ше оригиналов не быва- ют. Опять же, стоит ли так увлекаться предвиде- нием и прогнозировани- ем? А вдруг да сбудется. ФОТО ОЛЕСИ СКВОРЦОВОЙ Талантливый человек талантлив во всем: и в кресле чиновника, и на сцене. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Интересно и весело было всем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz