Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Создать условия для творчества ИнессаШуйкова, директорЛипецкогоцентра дополнительного образования «Стратегия»: — Изобретательство и творчество — это не только «открытие для других», это и «открытие для себя». Каждая мысль ребенка, каждое дей- ствие и переживание — про- рыв вперед к чему-то новому. Поэтому необходимо создать условия, способствующие творчеству ребенка. Да, сам школьник может придумать себе самостоятельно занятия и игры дома: рисовать, лепить или собирать из лего-кон- структоров замечательные сооружения. Но чтобы след- ствием такого времяпрепро- вождения стало целенаправ- ленное развитие, необходима системность. И современные родители хорошо понимают: это возможно только в рамках общеразвивающейпрограммы дополнительного образова- ния, с внимательным настав- ником и в группе близких по духу сверстников. Центры дополнительного образова- ния, дома детского творче- ства, школьные кружки и факультативные занятия как раз и позволяют в режиме свободного выбора найти то направление, которым инте- ресно заниматься школьнику и где он непременно достигнет результатов. Центр «Страте- гия», например, предлагает робототехнику, 3D-принтинг, то есть объемную печать, за- нятия по математике в Малой Математической Академии, английский для начальной школы и даже основы рисун- ка. Вся прелесть дополнитель- ного образования как раз и заключается в том, что ученик находится в поиске, свободном выборе, определении своих интересов и склонностей. К примеру, начинается занятие по робототехнике, и один из учеников приносит свою конструкцию лифта из набора лего. Такого варианта не было среди типовых, опи- санных в инструкции, он не нашел его в Интернете, более того, ему и не давали задания сделать лифт. Просто когда ребенок ехал в лифте с роди- телями и застрял там, он и решил сделать проект своего подъемного устройства, кото- рое будет возить людей лучше, чем домашнее. Задатки к познаниюи твор- честву имеют с рождения все дети, но из-за неправильно- го воспитания или тормозя- щего влияния стереотипно мыслящей среды чаще всего происходит нивелирование творческих способностей. По- этому важно поощрять стрем- ление школьников познавать и осмысливать происходящее вокруг. Инаградой будет само- стоятельная творческаяработа ребенка. Научить мыслить нешаблонно Галина Злобина, старший методист област- ного центра развития творчества детей и юношества: — Творческие способности начинают проявляться у детей еще в раннем возрасте. Важно только заметить их и напра- вить в нужное русло. И здесь потребуется поддержка роди- телей, учителей и специали- стов. Начать можно с решения простых задач по улучшению своего жизненного простран- ства. Например, предложить посчитать, сколько времени горит лампочка в комнате, сколько тратится электро- энергии. Пусть ребенок най- дет способ, как сэкономить электроэнергию, а значит, и деньги. Воспитать технически гра- мотного человека, рационали- затора — значит дать стране активного гражданина. В этом родителям в первую очередь помогут учреждения дополни- тельного образования детей, реализующие общеразвиваю- щие программы технической направленности.Ищите своего педагога и объединение, в ко- тором подростка заинтересуют техническим творчеством, из- бавят от неверия в свои силы, разовьют умение мыслить нешаблонно. Для этого на за- нятиях применяется «мозго- вой штурм», где одобряются и поддерживаются все идеи, а любая критика запреща- ется. Например, поставлена задача: провести верблюда через игольное ушко. Кто-то из ребят предлагает умень- шить верблюда, кто-то — на- мылить. Итут выясняется, что в условии задачи не оговорены ни размеры животного, ни величина игольного ушка. От игры ребята переходят к фор- мулированию задачи, что для изобретателя самое важное. Кроме этого на занятиях педагог приводит примеры внедренных изобретений, зна- комит учащихся с понятием «рацпредложение». Рассма- триваются конкретные при- способления, позволяющие поднять производительность труда, улучшить качество про- дукции. Все это мотивирует учащихся на создание своих изобретений. Занимаясь в творческих объединениях технической направленности, будь то судо- авиа-, ракетомоделирование, техническоеконструирование, робототехника, рационали- зация и изобретательство, ребята развивают интересы, склонности и способности юных техников, получают стремление к получению ин- женерной профессии, карьер- ному росту, работе в престиж- нойкомпании.Лучшие работы участвуют в областном этапе всероссийскихвыставокикон- курсов научно-технического творчества, например «Юные техники — будущее иннова- ционной России». РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 33/24911/ 19 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ НА ЗАМЕТКУ ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ Тема следующего выпуска: «Дети и вредные привычки» По статистическим данным, около 65 процентов детей и около 20 процентов подростков регулярно грызут ногти. От- куда берутся вредные привычки? Как искоренить их? Ичто необходимо сделать, чтобыпредупредить появление дурных манер? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в следующем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нампо адресу: ул. Московская, 83 или на электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-21. У Альберта Эйнштейна как-то спросили, как делаются изобретения. Очень просто, ответил ученый, все знают, что этого сделать нельзя, но находится человек, который ду- мает, что можно. Вот он-то и делает изобре- тение. Примерно так же поступают и дети. У них мало жизненного опыта, их пытливый ум подталкивает к нестандартным решени- ям. Благодаря своему незакомплексован- ному мышлению дети выдают невероятные на первый взгляд, фантастические идеи, в которых часто, тем не менее, есть очень ценное зерно. Юный изобретатель порой неотчетливо проводит в своем сознании границу между соб- ственными фантазиями и научным поиском. Однако именно фантазию и используют педа- гоги на занятиях, приводя ее в определенную конкретную техническуюформу—идею. Как же вырастить будущих нобелевских лауреа- тов? Об этом сегодня размышляют участники нашего родительского собрания. Людмила Мещерякова, врач, г. Липецк: —Сын с раннего детства любил возиться с кубиками, сперва с деревянными, потом с кубиками Никитина, собирал модели из разных наборов конструкторов. До определенного времени спасал «Лего». Но ребенок взрослел, и нужно было пробовать что-то новое. Поэтому мы записали Андрея в кружок авиамо- делирования. Это настоящая находка для родителей таких мальчишек! Руководитель кружка, Костриков Николай Ар- кадьевич, — человек настолько увлеченный своим делом, что готов заниматься с ребятней, не зная ни сна, ни отдыха. Под его руководством Андрей изобрел модель летающей тарелки, ко- торая была представлена на выставке «Шаг в будущее». Сейчас сын заканчивает 11-йкласс, собираетсяпоступать вМосковский авиастроительный институт. Так детское увлечение становится профессией. Сергей Фролов, ведущий сменный инженер дирекции ин- формационной техники ОАО «НЛМК»: —Дочка почти не играла в куклы, лишь в те, которые гово- рили или могли ходить. Зато очень интересовалась всевозмож- нымиконструкторами.Посколькумысженой оба «технари», не пытались изменить ситуацию. Не ограничивали дочь и в заня- тии на компьютере. Когда при «Стратегии» открывался кружок робототехники, разумеется, были в числе первых. В настоящее время Наташа учится в третьем классе, а также занимается сборкой роботов, умеющих выполнять определенные задачи. И ей это очень нравится. Пока рано говорить о том, какуюпрофес- сию она выберет в дальнейшем, но главное, что она реализуется как личность. Думаю, родителям нужно стимулировать любое начинание ребенка. Ведь как говорят? Выберите себе занятие по душе, и вам не придется работать ни дня в жизни. Лилия Кобзева, менеджер, г. Грязи: —Едва ли не каждая вторая мама, заботясь о своем ребенке, постоянно запрещает ему то одно, то другое: не лезь туда, не тро- гай то. Алюбознательному малышу интересно: что произойдет, если, например, сорвать лист комнатного цветка?Поэтому я бы посоветовала примириться с исследовательской деятельностью ребенка и поощрять ее. Меня родители именно так и воспи- тывали, и я стараюсь поступать так же. Сдерживаю желание одернуть малыша ради сохранения чистотыи порядка. Зато мой еще совсем маленький сын, ему семь лет, конструирует, паяет, выпиливает различные модели, может разобраться в тонкостях, известных настоящему мужчине. Возможно, изобретателем он и не станет, но в жизни ему эти навыки пригодятся. Дети и изобретательство Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ перестать мыслить — это включить телевизор. Да, ребенок способен по- черпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Дети привыкаютждать, что все ответыпридут к ним в виде готовых картинок. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых желание делать собственные открытия подавлено. Страницу подготовила Марина Кудаева. Фото Ольги Беляковой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz