Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

№ 33/24911/ 19 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Неделя Дон Кихота Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом Почти гневный выкрик по- эта «Не юбилейте!» так и не услышан. Чуть ли не каждый день празднуются какие-нибудь юбилеи. Иной раз юбилеем объ- является полтора года со дня открытия супермаркета по продаже дверей или памперсов и два года и три месяца основания очереднойфинансовойпирамиды. А уж в шоу-бизнесе торжества в честь«звезд»ителеведущих, чьи имена запомнить труднее, чем китайские иероглифы, случают- ся чаще обедов и ужинов. И все-таки бывают юбилеи, которые оказываются не просто данью по-настоящему заслужен- ным людям, а событиями, выхо- дящими за пределысценических подмостков. На прошедшей не- деле это было столетие, слава Богу, живущего и здравствую- щего, продолжающего играть в театре Владимира Михайловича Зельдина. Столетие,кажется, единствен- ный повод, когда об этом мастере вдруг дружно вспомнилине толь- ко телеканалы, но ижелтаяпрес- са. Обычно-то актерыего уровня, интеллекта, интеллигентности в таблоидах не появляются. Что про них писать, господа? Играют себе да играют — то на сцене, то в кино — и ладно бы в сериа- лах с ментами, звероподобными членами ОПГ, продажными чи- новниками, маньяками, пере- стрелками, драками и погонями. Такнетже! Столетнего актера по- клонникивидят впронзительном автобиографическом монологе «Танцы с учителем», в спекта- кле «Дядюшкин сон» или в роли рыцаря из Ламанчи в идущей на родной зельдинской сцене театра Советской... простите,Красной... простите, Российской Армии постановке по мотивам «Дон Кихота». Дон Кихоты нынче не в фа- воре. Они далеки от того, что именуется мейнстримом. Да и сам Зельдин не претендует на мейнстрим.Онбез стеснительных отговорокиобъясненийназывает себя советским человеком. И на юбилейных вечерах поет песни своих молодых лет, прерывая их задорной репликой, брошенной в зал: «Вы думаете, это фоно- грамма? Нет, я пою вживую. Я вас никогда не обманываю». И пусть голос звучит не так, как в легендарном фильме «Свинарка и пастух», но Зельдин остается Зельдиным. Каккогда-то говори- лиоконцертахМаркаБернеса: он поет не голосом, а сердцем. Вот и Зельдинпоет сердцем. Столетний романтик, идеалист все делает сердцем, словно следуя заповеди, быть может, никогда не читанно- го им Кастанеды: «Если в твоем пути нет сердца, оставь его...». Немыслимовообразить, чтобы этот человек взялся реклами- ровать навороченную иномарку или смартфон. Актерство для него — не способ делать деньги, это служение, жизнь, судьба. А разменивать жизнь на пятаки разовых гефештов он не умеет. Оттого, наверное, все, что делал и делает он на сцене или на экра- не, не стареет, не выцветает, не обесценивается. Я уж не говорю СМОТРИМ В ФЕВРАЛЕ Женский «Батальонъ» к мужскому дню И другие анонсы недели СЕРГЕЙ ИВАНОВ «Первый. Жен- ский. Бессмертный». Под таким слоганом выходит на экраны отечественнаявоенная драма «Батальонъ». Весна 1917 года. Февральская рево- люция изменила жизнь России и ход Великой войны. Государь уже от- рёкся от престола. В око- пах, где противостояние с немцами длится уже не один год, вовсювели свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения такназыва- емых солдатских комите- тов. Армия находится на пороге окончательного разложения. По приказу Временного правитель- ства дляподнятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георги- евского кавалера Марии Бочкарёвой. Своей служ- бой «Батальон смерти» подаёт пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимает дух солдат и доказывает, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской армии. Поставил картину известный российский режиссер Дмитрий Мес- хиев («Свои», «Амери- канка», «Женская соб- ственность»). В фильме снялись Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Ма- рат Башаров, Евгений Дятлов. Продюсер филь- ма «Батальонъ» Игорь Угольников работал над созданием «Брестской крепости». «А ты умеешь хра- нить государственную тайну?», — задаются актуальным вопросом создатели выходящего сегодня на российские экраны триллера «Убить гонца» . Репортер, соби- рая материал для статьи, попадает внестандартную ситуацию: он находит секретные файлы ЦРУ, в которых четко прописано причастие госорганов к транспортировке кокаина в особо крупных размерах в Калифорнию. Несмотря на все неприятности, по- следующие за разоблаче- нием, публикация выхо- дит в одном из самых из- вестных журналов США. Существование репортера становится нежелатель- ным для всех, кто хоть как-то соприкасался с «кокаиновым» делом. После широкой огласки статьи убить журналиста просто так нельзя, ведь тогда правдивость мате- риала станет очевидной, зато ведомство может обвинить репортера в дру- гом… В роли журналиста — Джереми Реннер («Го- род воров», «Повелитель бури»). «Овечка Долли была злая и рано умерла» — такое необычное название носит фантастическая комедия Алексея Пи- манова, ведущего теле- программы «Человек и закон» и постановщика сериалов «Три дня в Одес- се» и «Охота на Берию». Главный герой — совре- менный молодой человек Никита, студент МИФИ, в результате научного эксперимента попадает в прошлое, где ему пред- стоит встретить не только своих молодых родите- лей, но найти новых дру- зей и обрести настоящую любовь в лице студентки Маши. Эта встреча застав- ляет его по-другому по- смотреть на свою жизнь. Однако Никита вдруг понимает, что начинает стремительно стареть и спастись он может только если вернется обратно—в свое время. Но сделать это оказалось не такпросто…. Вфильме снялись певица Юлия Савичева, Виктор Сухоруков, БорисЩерба- ков, Виктория Маслова. Всей семьей можно на этой неделе сходить на китайский мультфильм «Волшебная страна» . В небольшой рыбацкой де- ревушке живет девочка по имени Океана. Она умеет разговаривать с морскими обитателями. Девочка не знает, откуда у нее этот дар и ничего не помнит о своем прошлом. Но однажды к ней явля- ется фея волны, которая открывает ей тайну. На самомделе Океана—дочь морской волшебницы, на которую злой дух нало- жил свои чары. Ещё одна сказочная история недели — « 12 месяцев. Новая сказка» . Сюжет не претерпел за- метных изменений. Де- вочка из нашего времени попадает в сказочный мир. Среди зимы она должна принести из леса букет подснежников, что- бы наступил Новый год, который решил отменить злой королевский совет- ник. И только тогда она вернется к родителям. В фильме можно уви- деть Сергея Друзьяка, Анастасию Мельникову, ВладимираКристовского, АндреяФедорцова,Юрия Гальцева. Известный немецкий режиссер турецкого про- исхождения Фатих Акин («Душевная кухня», «Го- ловой о стену», «Солнце Ацтеков») представляет свою новую работу, полу- чившую «Золотого льва» на последнем фестивале в Венеции. Посюжетуисто- рической драмы «Шрам» во время геноцида армянв 1915 году Назарет теряет семью. Спустя годы он случайно узнает, что его дочки-близнецы, возмож- но, спаслись. Назарет от- правляется на их поиски и доходит из родной де- ревни Мардин в пустыню Месопотамии, а потом в Новый Свет — в Гавану и Северную Дакоту. о державшемся на подмостках полвека прославленном «Учи- теле танцев». Зельдин способен ошеломить даже крохотным эпизодом. В «Классике» он воз- никает на считанные минуты в облике старого, давно ушедшего на покой бильярдиста. Тот спу- скается расслабленной походкой к бильярдному столу — взгляд нефиксированный, колени не гнутся, руки дрожат. Берет кий. И вдруг в глазах появляется холодная цепкость, движения обретают точность отлаженного механизма, руки—уверенность. Удар следует прямо в лузу. И сразуже перед нами опять все тот же расслабленный старикашка с паралической походкой. Эти несколько зельдинских минут стоит демонстрировать студентам актерских факуль- тетов точно так же, как пора- зительную, из ничего сочинен- ную тапершу Фаины Раневской в фильме «Александр Пархомен- ко» (помните, каконаумудряется петь, аккомпанировать себе на фортепиано, жевать яблоко и успевать еще здороваться с за- всегдатаями кабака?). Мастера умеют все. Как это у нихполучается, необъяснить, по- тому что чудо—не фокус, не лов- кость рук — никакого мошенни- чества, унего нет инеможет быть разгадки, технологии, джокера в рукаве. Впрочем, есть, наверное, одно обязательное условие: ты готов на пределе своих возмож- ностей исполнять проходной эпизод, который, тем не менее, запомнится навсегда, но ни за какие рубли и доллары не согла- сишься участвовать в заведомой халтуре, фальшивке, не станешь играть то, во что не веришь, чего потом будешь стыдиться. Если бы у нас, как в Велико- британии, актеров посвящали в рыцари, то на фамильном гербе Владимира Михайловича с пол- ным правом надо бы начертать короткий девиз: «Достоинство и верность». Почему-то я не сомневаюсь: в отличие от коллег новой форма- ции он не пошел бы сниматься в фильмах, где между советскими солдатамии эсэсовцами ставится знакравенства. Его быникакими гонорарами не заманили в кар- тины «Сволочи» и «Служу Со- ветскомуСоюзу», где откровенно издеваются над трагическими событиями Великой Отечествен- ной.Мало того, подозреваю, онне согласился бы жить на два дома: дляудовольствияикомфорта—в Майами, Канаде либо Германии, а для съемок и денег — на ро- дину, в Россию — наездами, в качестве долгожданного гостя. И уж наверняка не играл бы он в голливудских блокбастерах плохих русских — отморозков, гангстеров, убийц, звероподоб- ных дикарей. Я думаю, Зельдин ни в сто, ни в семьдесят, ни в пятьдесят, ни в тридцать лет не пошел бы на это, уж извините, если я назову вещи своими именами, предательство. В юности он мечтал о балете. Не минула его и эпидемия, ох- ватившая многих сверстников: кто-то из них рвался в летчики, а он решил быть моряком, да вот не взяли в училище из-за плохого зрения. Когда началась война, Зельдин готов был надеть солдатскую шинель. Но было получено строгое распоряжение: закончить съемки кинокомедии «Свинарка и пастух». В воен- ное время принималось немало почти странных, на нынешний взгляд, решений. Вразгар самых драматичных сражений, к при- меру, выходило постановление о ФЗУ, о подготовке трактористов и водителей для колхозов и сов- хозов. Потому что, воюя, думали о послевоенной жизни, о мире. И непритязательная музыкальная история о любви русской девуш- ки и горячего, страстного горца в исполнении Зельдина, отнюдь не самые недальновидные люди в страшном сорок первом сочли делом необходимым. Человек на передовой должен помнить, чего ради взял в руки оружие. Сегодня Владимира Михай- ловича одолевают просьбой: от- кройте секретвашегодолголетия. Когда его повторяют десяткираз, он звучит уже, прости, Господи, глуповато. Как отвечать? Ссы- латься на гены?На то, что никог- данепилине бралврот сигарету? Да мало ли некурящих да непью- щих до пенсии недотягивают. Никого не подсиживал, никому незавидовал?Тожерецепт,мягко выражаясь, не универсальный. Зельдин придумал красивый, романтичный ответ: может, Бог считает, что он не все еще на этой земле доделал? Но куда полезнее подумать о другом: как столетний ма- стер до сих пор собирает полные залы? И что жаждут увидеть, услышать, почувствовать его поклонники, среди которых (как непод- купно свидетель- ствует телекартин- ка) масса молодых зрителей, добывая билеты на зельдин- ские спектакли? Не то ли самое, чего ли- шены самые модные исполнители, самые дерзкие, авангард- ныеопусы, гдеиспод- воль или в открытую ломаютсянравствен- ные программы, вы- шучиваются тради- ции, подтасовыва- ются все понятия о добре и зле? Теленеделя Дон Кихота Владимира Михайловича Зель- дина миновала. И как-то с трудом ве- рится, чтонанынеш- нейнеделеТВсумеет отыскать персону, равнуюнестареюще- му мастеру... ФОТО ИА «СТОЛИЦА»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz