Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
№ 28/24906/ 12 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО С царем в голове Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом Кажется, на ТВ исподволь уже начали готовиться к сто- летию Октябрьской револю- ции, показывая документаль- ные передачи и фильмы либо о процветании трехсотлетней империи Романовых, либо о страшной советской жизни с расказачиванием, раскулачива- нием, ГУЛАГом и очередями за колбасой и туалетной бумагой. Эту просветительскую миссию исполняет кто угодно — от не- утомимого ненавистника всего советского Николая Сванидзе до Андрея Смирного, известного режиссера, создателя легендар- ного «Белорусского вокзала», а ныне вдохновенного певца Дома Романовых. Программа Смирнова так и называется — «Династия». Ее запустили по будням среди бела дня, и теперь домохозяйкиипен- сионеры узнают о том, какими молодцами были все российские императоры. Я посмотрел две передачи — о Николае I и Алек- сандре II. Иснова убедился: исто- рия — это набор непримиримо спорящих между собой версий, когда клин клином вышибается. Школьникам в разных странах об одних и тех же событиях ис- покон веков рассказывали по- разному. В Великобритании на колониальную эпоху смотрят несколько по-другому, чем в Индии. Для кого-тоЧингисхан и Батый—жестокие завоеватели, кровожадные злодеи, а для кого- то—великие правители и герои. Да, надо ли непременно обра- щаться к далеким столетиям? На Западе до сих пор популярны Горби и царь Борис, на пару раз- валившие Советский Союз. А в России о них вспоминают без большой симпатии. Вот и если вести речь о само- держцах российских, придется признать: в СССР их не любили. Ну разве что в порядке исклю- чения одобряли деяния Петра I. Пропаганда приписывала им все пороки, и в первую очередь безжалостность, в лучшем слу- чае — безразличие к простым трудящимся. Андрей Смирнов вслед за множеством других авторов взялся восстановить справедливость. Картины, ко- торые он рисует, благостны и романтичны. Он творит сагу о ца- рях — выдающихся патриотах, чьи прямые, натренированные с детства военной муштрой спины не гнулись под тяжким крестом хозяев земли русской. Романовы крепили державу, радели за под- данных, проводили реформы, не получая за то ни благодарности, ни преданности. Они были оди- ноки в своем жертвенном слу- жении. Их не понимали ни при- ближенные, ни тем более народ. С народом им просто не повезло. Жестоковатый, темный, легко поддающийся влиянию авантю- ристов, террористов, возмутите- лей спокойствия. Он не способен был оценить ни царских трудов, ни царских милостей. Этот народ наградил муже- ственного, несгибаемого Ни- СМОТРИМ В ФЕВРАЛЕ Кто хочет спать с миллиардером «Пятьдесят оттенков серого» и дру- гие премьеры недели СЕРГЕЙ ИВАНОВ Роман британской писательницы Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» при до- вольно сомнительных литературных достоин- ствах стал бестселлером по обе стороныАтлан- тики и был переведен на многие языки мира, включая русский. Сегодня в наш кинопрокат выходит его одноименная экранизация. Анастейша Стил — скромная студентка, живущая вместе с близкой подругой-сокурсницей Кейт. За не- делю до выпускного в университете Анастейша по просьбе заболевшей Кейт заменить ее берет интервью у молодого красавца-миллиардера Кристиана Грея. Интервью складывается не очень удачно, иАнастейша не думает, что они когда-либо встретятся вновь. Не- ожиданно Грей появляется в хозяйственноммагазине, где девушка работает продавцом. Их знакомство про- должается, и Анастейша постепенно узнаёт о тайных сексуальных увлечениях богача… В главных ролях ирландец Джейми Дорнан, известный по сериалам «Крах» и «Однажды в сказке», и Дакота Джонсон («Социальная сеть», «Мачо и ботан»). Поставила скан- дальныйфильмбританка СэмТейлор-Джонсон («Стать Джоном Ленноном»). До выхода новой серии приключения Джеймса Бонда еще около года. Скоротать ожидание фанатам суперагента поможет комедийный боевик «Kingsman: Секретная служба» с Колином Фёртом, Сэмюэлем Л. Джексоном и Майклом Кейном в главных ролях. Джери — молодой парень, который прошел службу в морской пехоте и имеет очень высокий уровень интеллекта. Он мог бы добиться многого, но выбрал другой путь и стал мелким преступником. Однажды он знакомится с Гарри Хартом, которому его отец когда-то спас жизнь. Этот человек решил сделать все возможное, чтобы улучшить жизнь Джери и открыть для него новые возможности. Гарри рассказал ему, что являетсяагентомсекретнойнезависимойорганизации, которая стоит на защите всего мира. Он предложил парню пройти обучение и стать новым членом их команды. Джери принял предложение Харта, но смо- жет ли он справиться со всеми испытаниями и оправ- дать его надежды?.. Поставил фильм Мэттью Вон, удачно переквали- фицировавшийся из популярного актера в достойного режиссера («Звездная пыль», «Люди Икс: Первый класс», «Пипец»). Мировая премьера фильма состо- ялась пару месяцев назад, картина получила очень высокий зрительский рейтинг. «Идеальное место для запрещенных фантазий» — такой слоган у бельгийского триллера «Лофт» . Пятеро женатых друзей решают совместно снять респекта- бельную квартиру, чтобы приводить туда любовниц и реализовывать своинескромныежелания.Но однажды они находят в квартире обнаженное тело убитой жен- щины…Все пятеро подозревают в убийстве друг друга. В главной роли новозеландец Карл Урбан («Звездный путь», «Превосходство Борна»). Отечественное кино представлено на экранах фан- тастической комедией «Невидимки» . В канун Нового года удивительное событие навсегда меняет жизнь главного героя: он становится невидимкой! Правда, понимает он это не сразу, так как уже привык к тому, что его никто не замечает и не принимает всерьез. Очень быстро войдя во вкус новой жизни и своих су- перспособностей, он вдруг обнаруживает, что он такой не один! ВМоскве невидимок— видимо-невидимо… В картине снялись Илья Любимов, Екатерина Гусева, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин, Ирина Розанова. Поставил картину по сценариюЮрия Короткова Сер- гей Комаров, снявший до этого сериалы «Дом спящих красавиц» и «Одинокие сердца». «Эверест. Достигая невозможного» — так назы- вается трехмерный новозеландский документальный фильм о покорении величайшей вершины мира. В центре сюжета эпическое повествование о первом три- умфальном восхождении на вершину Эвереста, пред- принятом скромным пчеловодом из новозеландского Окланда Эдмундом Хиллари и его проводником Тен- цингомНоргеем. Это история обыкновенного человека, который в первую очередь сражался с собственными «демонами сомнения», а в результате покорил самую высокую вершину мира. колая I прозвищем Николай Палкин. А ведь из его как будто бы холодных остзейских глаз не раз скатывалась слеза, когда он узнавал о гибели русских сол- дат. Николай Александрович называл крепостное право злом и не отменял его по одной при- чине: отмена рабства, как он выражался, будет еще большим злом. Казнив пятерых декабри- стов, он тут же заверил их вдов, что они могут рассчитывать на всяческую поддержку государя, начиная со щедрых выплат из казны. АндреюСмирному хочет- ся, чтобымыпусть не полюбили, так пожалели зря оболганного императора, умершего то ли от воспаления легких, то ли от огорчения, причиненного ему поражением в Крымской войне. «Он умер от русского горя», — цитирует Смирнов диагноз со- временника. Цитат в передаче много. Они старательно просеяны и отобра- ны. Натурально, ни Герцена, ни Толстого в сюжете о Николае I не поминают. Это не те экс- перты, они ненадежные и со- мнительные. Все свидетельства, мемуары, подробности и оценки выбираются исключительно в пользу царственного героя. Тут даже Гоголь неуместен. Зачем заводить разговор о русской бю- рократии, о кувшинных рылах в присутственных местах, о го- родничем Сквозник-Дмуханов- ском и судье Ляпкине-Тяпкине или о солдатах, которых про- гоняли сквозь строй, до смер- ти забивали шпицрутенами? Авторы «Династии» с той же сноровкой, с какой в советских учебниках концентрировали только негатив о николаевской России, подчищают, ретуширу- ют, подгламуривают историю николаевского царствования. Помните толстовскую повесть «После бала» с отчаянной прось- бой солдата, приговоренного к страшному наказанию: «Брат- цы, помилосердствуйте, братцы, помилосердствуйте!»? Эхо этого восклицания Андрей Смирнов не слышит и слышать нежелает. По его уверениям, даже III от- деление во главе с Александром Христофоровичем Бенкендор- фом двадцать с лишним лет вовсе и не занималось полити- ческим сыском, не охотилось за инакомыслящими «врагами унутренними», а боролось с кор- рупцией, злоупотреблениями и занималось прочими полез- нейшими делами. Интересно, чего ради тогда, предположим, Фаддей Булгарин корпел над пространными доносами на собратьев по перу? Между тем ведь корпел. И сотрудники Бенкендорфа внимательно в них вникали... Ну а уж что касается Алек- сандра II, то о нем повествует- ся в жанре оды. Как же ина- че, это же реформатор, «царь- освободитель», порвавший«цепь великую», «ликвидировавший крепостничество». Действитель- но, государь был незаурядный. Только по своему обыкновению Андрей Смирнов не намерен увидеть драму минувшего во всей ее неоднозначности. Как не доносится до его ушей крик «Братцы, помилосердствуйте!», так не желает он вспоминать слова царя, обращенные к по- мещикам, что их выгоды соблю- дены в максимальной степени. А крестьянам, которые сочли объ- явленную «волю» ненастоящей и несправедливой, Александр Николаевич жестко сказал, что никакой другой воли нет и не будет. И мужиков, которые не могли примириться с тем, что вместе со свободой они полу- чили крохотные земельные на- делы, пороли и расстреливали. Но эта часть правды осталась в советских книжках по истории. «Династии» такие факты без надобности. Нам предлагаются приглаженные картинки, поп- совая история, чьи герои почти безупречны. Зато все, кто не принимал самодержавие, скопом зачис- лены в негодяи. Декабристы — негодяи, изменившие присяге. Народовольцы — отморозки, творившие беспредел. Нетрудно предвидеть, какие слова най- дут Андрей Смирнов и два-три приглашенных в программу историка весьма определенных взглядов, когда дело дойдет до 1917 года, до большевиков, до трагической участи семьи Ни- колая II. Ученых, пытавших- ся понять мотивы и идеи всех сторон противостояния, на ТВ не позвали. И некому там было поправить г-на Смирнова и про- изнести, допустим, такие слова: «Никто не жаждал крови... Так складывались политические условия борьбы с самодержави- ем, что на пути к освобождению они практически не оставляли места для мирных средств. В конце концов, степень суровости революции определяется тем, сколько ее было «вложено» в угнетенные массы «верхами» за время их господства, за время безжалостного подавления на- рода. Так было в английской революции, казнившей Карла I, так было во французской рево- люции, обезглавившей Людо- вика XVI и Марию-Антуанетту. Так произошло и в Октябре». Это строки из книги «Революция и семья Романовых» известного исследователя Генриха Иоффе. Но Андрей Смирнов навер- няка с презрением отбрасывает такие книги. Попсовый подход к истории сложности не приемлет. В лучшем случае одна полуправ- да подменяется другой. Так и рождаются псевдопросветитель- ские проектывроде «Династии», которых на нашем ТВ сегодня в избытке. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz