Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Компьютер вместо счётов Рабочий день казначея начинается с просмотра электронных документов Главный консультант отдела казначейского исполнения бюджета Ирина Зиборева являет- ся одним из опытнейших работников. В адрес управления финансов неоднократно поступа- ли письма с благодарностью Ирине Владими- ровне за добросовестный труд и доброжела- тельное отношение к клиентам. —В отделе работаю с самого начала создания казначейской системы исполнения бюджета, с января 2001 года, — рассказала Ирина Зиборе- ва. — До этого времени уже был определенный опыт — работала старшим казначеем Управле- ния Федерального казначейства по Липецкой области, поэтому смогла оценить преимущества используемого в региональной системе про- граммного продукта ипорядкафинансирования. Мы отказались от тогда традиционного в банках и органах федерального казначейства операци- онного отдела, специалисты которого вручную набивали платежные поручения на компьютере и вводили их в базу данных. Вместо этого про- грамма была установлена в каждом бюджетном учреждении, а при подготовке платежных до- кументов одновременно записывалась электрон- ная копия на магнитный носитель. Работнику управления финансов достаточно было сверить идентичность электронной версии документа с подлинникомна бумаге, и уже в автоматическом режиме оценивался предъявленный платеж на соответствие бюджетной росписи, проверялось наличие остатков лимитов бюджетных обяза- тельств по данной статье расходов, правильность заполнения отдельных реквизитов. Мывсегда старались идти в ногу со временем. С2003 года начался поэтапныйпереход на новую «безбумажную» технологию финансирования. Сначала с использованием электронного доку- ментооборота финансировались муниципальные образования, далее была начата работа с распо- рядителями и получателями средств областного бюджета. Первопроходцами в этом деле были департамент потребительского рынка и управ- ление социальной защиты населения области. В дальнейшем, по мере готовности, современные технологии стали использовать все получатели средств областного бюджета. А с начала 2012 года к базе управления финансов подключены все без исключения учреждения областного уровня. Для организации электронного доку- ментооборота с управлением финансов области учреждению нужен только доступ в Интернет и программное обеспечение электронной подписи. При существующей системе всю работу от начала до конца по закрепленному перечню бюджетополучателей и государственных учреж- дений проводит один человек. В его обязанности входит: открытие и ведение лицевых счетов, подготовка и доведение ежемесячно предель- ных объемов финансирования и их уточнение, прием платежных поручений и «привязанных» к ним первичных документов (счетов, счетов- фактур, актов приемки выполненных работ и др.), проверка обоснованности расходования бюджетных средств, учет иконтроль бюджетных обязательств. Сизменениемфедерального законодательства появилась необходимость открывать клиентам счета для учета полученных из областного бюд- жета субсидий и средств от приносящей доход деятельности, работать с доходами, поступающи- ми из фонда обязательного медицинского стра- хования и во временное распоряжение клиентов. Объем работы большой — за последние три года количество платежно-расчетных документов увеличилось в полтора раза. Но возможности программногопродукта, новейшиеказначейские технологиипозволяют оперативно решать вопро- сы финансирования. Мой рабочий день начинается с просмотра в программномкомплексе поступивших электрон- ных документов. Сразу же определяю объем работы и планирую текущий день. Если раньше у кабинета выстраивалась очередь из клиентов с платежно-расчетными документами, то теперь им нет необходимости приезжать в управление финансов. Существенно экономится время. На- ходясь на своем рабочем месте, клиент после проверки данных в электронном виде, если есть замечания, может вносить в документизменения в режиме реального времени. К достоинствам программного обеспечения также хочу отнести возможность клиента самостоятельно получать информацию о состоянии своих лицевых счетов в любой момент времени, контролировать по действующему статусу прохождение представ- ленных документов. Помимо текущей ежедневной работы по фи- нансированиюмероприятийобластного бюджета и государственных учреждений в обязанности мои и всех сотрудников отдела входит консуль- тирование клиентов по механизму финанси- рования, вопросам использования бюджетной классификации, как расходной, так и доходной. Поэтому нам необходимо постоянно пополнять свои знания, быть в курсе последних изменений законодательства, касающихся работы казна- чейской системы. Экономика с господдержкой Липецкий вариант создания благоприятной деловой среды Светлана Володина, начальник отдела долговых обязательств и государственной собственности управления финансов области В нашей области создана целостная система поддерж- ки и стимулирования реального сектора экономики, которая реализуется уже не первый год. Все усилия направлены на то, чтобы экономика устойчиво и активно развивалась, наращивались инвестиции, а в итоге обеспечивались комфортные условия жизни липчан. Администрация об- ласти еще несколько лет назад определила при- оритеты экономической политики, сегодня жизнь подтвердила правильность сделанного выбора. Речь, конечно же, о таких мощ- ных точках роста, как осо- бые экономические зоны, малый и средний бизнес. С недавнего времени к ним добавились кооперативы, народные предприятия, индустриальные парки и кластеры. Со стороны власти обеспечена их мно- госторонняя поддержка. По-прежнему одной из главных задач является создание благоприятной деловой среды. Развитие малого и среднего бизнеса способствует обновлению экономики, повышениюеё устойчивости и успешного движения вперёд. Акту- альность этого подтвердил состоявшийся в апреле текущего года Госсовет по вопросам развития мало- го и среднего бизнеса под председательством Пре- зидента РФ. В Липецкой области за счет бюджетов всех уров- ней в текущем году пре- дусмотрено направить на развитие данного сектора экономики около 400 мил- лионов рублей. Помощь оказывается не только в становлении нового поко- ления предпринимателей, но и создаются возможно- сти для развития малых и средних компаний, обла- дающих потенциалом для роста. Активно поддержи- вается социальный бизнес — частные детские сады, особое внимание уделяет- ся развитию молодежного предпринимательства. Предусмотреныиновые направления, которые под- лежат софинансированию из федерального бюджета как особенно актуальные сейчас. В частности, выде- ляются субсидии на возме- щение затрат по созданию и развитию центров моло- дежного инновационного творчества. Новшество этого года — субсидии на создание и работу регио- нального интегрированно- го центра, в котором будет оказываться содействие липецким предпринима- телямпо выходу намежду- народные имежрегиональ- ные рынки товаров, услуг и технологий, повышению конкурентоспособности и эффективной деятельно- сти экспортно-ориентиро- ванных субъектов малого и среднего предпринима- тельства. Дополнительным под- спорьем для получателей субсидий в рамках про- граммы развития малого и среднего предпринима- тельства является изме- нение размера субсидиро- вания процентной ставки по кредитам. Начиная с этого года, компенсация производится в зависимо- сти от размера ключевой ставки Центрального бан- ка России, а не от ставки рефинансирования, как было ранее. Кроме того, по инициативеПрезидента и Правительства России ведется работа по смягче- нию налоговой нагрузки на бизнес. Администрация региона всецело помога- ет предпринимателям в полной мере реализовать свои планы и проекты. В свою очередь от бизнеса ждут адекватного вклада в общий объем валового регионального продукта и повышения налоговых от- числений в бюджет. В малом бизнесе созда- но 11,8 тысячиновыхрабо- чихмест, или80процентов от всех созданных в эконо- мике, его доля в валовом региональном продукте составляет 21,2 процента, предприниматели обеспе- чили 17 процентов всех на- логовых поступлений. По эффективности деятель- ности малых предприятий область входит в число ли- деров в ЦФО — второе ме- сто по объему инвестиций и четвертое по обороту на одно малое предприятие. Учитываяположительный опыт зарубежных стран, в последние годы в регионе проводится целенаправ- ленная политика по раз- витиюколлективныхформ собственности, которые обеспечивают устойчивое развитие сельских терри- торий. Благодаря всесто- ронней помощи органов власти на конец 2014 года в регионе насчитывалось 628 сельскохозяйствен- ных потребительских ко- оперативов и 14 народных предприятий. Поддержка реализуется в рамках го- сударственной программы «Развитие кооперации и коллективных форм соб- ственности в Липецкой об- ласти», которая является единственной в России. В 2015 годуна ее реализацию предусмотрено более 110 миллионов рублей. Нельзя не отметить, что одно из ключевых мест в существующей поддержке реального сектора эконо- мики занимает областной фонд поддержки малого и среднего предпринима- тельства. Малому бизнесу, кооперативам и народным предприятиям фонд предо- ставляетпоручительствапо обязательствам перед бан- ками,атакжемикрозаймы, среднесрочныеидолгосроч- ные займы по льготным процентным ставкам. Кроме того, продолжа- ют успешно развивать- ся особые экономические зоныфедеральногоирегио- нального уровней. Они соз- даныдлямасштабногопри- влечения инвестиций, как отечественных, так и ино- странных, решения вопро- сов импортозамещения, организации высокотех- нологичных производств с высоким уровнем оплаты труда. В ОЭЗ сочетаются налоговаяподдержка, ком- фортный режим работы, наличие инфраструктуры и логистики, что дает ин- весторам гарантии ста- бильности для осуществле- ния своей деятельности, формирования долгосроч- ных бизнес-планов и их реализации. Результат успешной работы особых экономических зон оче- виден — в ОЭЗ «Липецк» сегодня зарегистрирована 41 компания-резидент, 13 предприятий осуществля- ют производственную де- ятельность, создано около трех тысяч рабочих мест. Соотношение бюджетных средств ичастныхинвести- ций, освоенных в проекте, составляет 1:3. И это не предел. При завершении этого проекта— с объемом инвестиций в 130 милли- ардов рублей и приходом 45 резидентов — число рабочих мест возрастет до девяти тысяч. Правитель- ством России поддержана инициатива администра- ции Липецкой области о реализации второй очере- ди особой экономической зонына елецкойплощадке. Набирают обороты и осо- бые экономические зоны регионального уровня. Здесь зарегистрировано 40 участниковспланируемым объемоминвестиций более 60 миллиардов рублей, уже создано более тысячи рабочих мест. В нашей области про- должается работа по под- держке модернизации действующих предприя- тий обрабатывающих от- раслей, в частности, ма- шиностроения, развития инноваций, повышения производительности труда и конкурентоспособности предприятий. На реализа- цию подпрограмм «Модер- низация и развитие про- мышленности Липецкой области», «Повышение конкурентоспособности и производительности труда в машиностроительном комплексе Липецкой обла- сти», «Развитие инноваци- онной деятельности в Ли- пецкойобласти»в текущем году предусмотрено в реги- ональномбюджетеоколо50 миллионов рублей. В то же время активно идет поиск новых идей и перспектив развития. Так, определен алгоритм долго- срочного конкурентного развития региона — это кластеры и индустриаль- ные парки, способные обе- спечить существенный экономический рост. Их участники также могут рассчитывать на всесто- роннюю государственную поддержку. Такая поли- тика дает свои плоды — предприниматели и инве- сторы получают реальные стимулы, необходимые им для реализации проектов, полноценного включения в процесс импортозаме- щения и создания новых высокотехнологичных ра- бочих мест. 2 № 246/25124/23 ДЕКАБРЯ 2015 Госзакупки в прозрачном исполнении Развитие контрактной системы в регионе : подводим итоги 2015 года Наталья Бухтиярова, заместитель начальника областного управления по контролю и регулированию контрактной системы в сфере закупок Как правило, по итогам года оценивается уровень разви- тия контрактной системы в нашем регионе, развитие которой во многом зависит от формирования качественной нормативной правовой базы. В нашем регионе только в текущем году принято 103 акта, регулирующих плани- рование закупок, банковское сопровождение контрактов, осуществление ведомственного контроля и другие направле- ния. Эти документы более точ- но «донастроили» рамочные правила, установленные на федеральном уровне, и в крат- чайшие сроки помогли заказ- чикамЛипецкой области адап- тироваться к работе в новых условиях. Одновременно мы всепонимаем, что эффективное управление закупками и даль- нейшее развитие контрактной системы невозможно без ква- лифицированных кадров. По- этому в области предприняты необходимые меры по повы- шению уровня квалификации заказчиков. Так, только в Липецком филиале Российской академии народного хозяйства и госу- дарственной службы при Пре- зиденте РФ за счёт областного бюджета за время действия Федерального закона № 44- ФЗ квалификацию повысило около 300 специалистов, заня- тых в сфере закупок, 200 — в ЛРО ООО Общество «Знание» России. Большую работу в данном направлениипроделало инаше управление. Только за теку- щий год проведено девять ра- бочих совещаний по вопросам регулирования контрактной системы, участие в которых приняли более 1,5 тысячи заказчиков областного и му- ниципального уровня. Такая системная методологическая работа принесла положитель- ные эффекты. Заказчики Ли- пецкой области стали активнее использовать электронные аук- ционы, в связи с чем доля за- купок у единственного постав- щика существенно снизилась, а следовательно, повысилась и эффективность расходования бюджетных средств. В резуль- тате, по оценке, проведенной Национальной ассоциацией участников электронной тор- говли, Липецкая область в 2015 году заняла второе место во всероссийском рейтинге прозрачности в сфере закупок. Составление рейтинга про- ходит на системной основе с 2006 г. приподдержкеМинэко- номразвитияРФ,Федеральной антимонопольной службы и Счётной палатыРФ. За три по- следних годаЛипецкаяобласть достигла самой высокой от- метки «Гарантированная про- зрачность в сфере закупок». В главной номинации Липецкая область уступила только Мо- скве с разрывом в 149 баллов. При вручении награды орга- низаторы отметили эффек- тивную систему управления закупками, сформированную на территориинашего региона. Нельзя не сказать о работе, проделанной в целях увели- чения количества закупок у субъектов малого предпри- нимательства. Не секрет, что госзаказ — элемент экономи- ки, гарантированный относи- тельно выручки, загрузки и занятости. Учитывая данный факт, а также то, что у малых предприятий в условиях спада нет возможности активно раз- виваться, мы нацелили наших заказчиков на увеличение доли малого бизнеса в госзаказе. Показатели за одиннадцать месяцев оптимистичные. На- деемся на хорошие результаты по итогам года. Особое внимание на про- тяжении текущего года уде- лялось качеству продуктов питания, поставляемых в уч- реждения социальной сферы. В государственные и муници- пальные закупки по максиму- му вовлечены региональные производители продуктов пи- тания. Одновременно в помощь заказчикам на сайте «Госзаказ Липецкой области» создан информационный ресурс, по- зволяющий всем желающим знакомиться с фактами реали- зации на территории Россий- ской Федерации фальсифици- рованных продуктов. Другим немаловажным направлением в развитии контрактной системы стало создание целостной системы контроля. На первый взгляд может показаться, что «бед- ному» заказчику стало ещё труднее выполнять свои функ- ции, находясь под неусыпным контролем целой армии про- веряющих. Однако следует от- метить, что слаженная работа контрольных органов в сфере закупок позволила за счёт превентивных мер в большей степени предупредить ряд пра- вонарушений, а заказчикам избежать административной ответственности. К приме- ру, за период действия 44-го закона «по системе раннего предупреждения» предотвра- щено нарушений со стороны заказчиков на общую сумму 10 млн. руб. Безусловно, есть и наказанные, но общий размер штрафныхсанкций, применён- ных к нарушителям закона, в 10 раз меньше по сравнению с уровнем возможных штрафов, которые удалось предупредить на ранней стадии. Следует отметить, что, пре- одолевая сложности переход- ного периода, процесс государ- ственных и муниципальных закупок в Липецкой области развивается в правильном направлении, и становление контрактной системы в на- шем регионе можно признать успешным. Хотя проблемные вопросы ещё остаются, в их числе — работа общероссий- ского официального сайта. Данный информационный ресурс имеет достаточное ко- личество нареканий. Частые неполадки системы, большое количество регламентных ра- бот не позволяют заказчикам своевременно размещать со- ответствующую информацию о закупках, а значит, каче- ственно выполнять требования законодательства. Пропускная способность официального сайта лишена технической воз- можности обрабатывать весь объём обращений со стороны пользователей. Более того, тот массив информации о закуп- ках, который формируется на официальном сайте, фактиче- ски не исследуется, поэтому сам информационный ресурс является полем неких инфор- мационных, на данныймомент «бесполезных» залежей. Учи- тывая, что с аналогичными проблемами сталкиваются все без исключения субъекты РФ, надеемся на скорое решение данной проблемы. Другая проблема связана с введением процедуры обще- ственного контроля, который, к сожалению, до настоящего времени не стал действенным средством борьбы за честные закупки.Хочу обратить внима- ние, что гражданам Липецкой области предоставлена реаль- ная возможность проявить собственную позицию и не остаться в стороне от улучше- ния качества государственных закупок, а, следовательно, и качества оказываемых обще- ственных услуг. С этой целью около двух лет работает на сайте «Госзаказ Липецкой об- ласти» раздел «Общественное доверие», с помощью которого каждый желающий может направить в управление по контролю выявленные факты нарушений, обстоятельства, свидетельствующие о намере- ниях совершения нарушений законодательства о закупках, предложения или замечания. Однако до настоящего времени предложенной возможностью никто не воспользовался. Мы со своей стороны призываем липчан быть активными, не оставаться в стороне от такого серьёзного вопроса, как за- купки. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Финансовый вестник Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко и Галина Чернышова 21,2 процента доля в валовом региональном продукте 11,8 тысячи новых рабочих мест 17 процентов всех налоговых посуплений в региональную казну Фото Сергея Литаврина Большие успехи малого бизнеса:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz