Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
Двойка для родителей Не бывает плохих учеников ЕЛЕНА БРЕДИС Почему одни дети прилежно учатся, а других из-под палки не заставишь? Почему одни переживают из-за четверки по контрольной, а другим и на двойки в четверти плевать? Эти проблемы волнуют очень многих родителей. Вот и сейчас они наверняка переживают из-за того, какие отметки будут выстав- лены любимому чаду в первом полугодии. От чего же зависит успеваемость ребенка? Можно ли как-то на нее влиять или все зависит исключительно от матушки-природы? Об этом в пред- дверии итоговыхшкольных контрольных беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. Причина кроется в семье — Давайте договоримся: мы не рассматриваем случаи патологии, когда отставание в школе связано с конкретным медицинским диагнозом. Что касается матушки-природы, то она, конечно, может по- влиять на склонность ребенка к гуманитарным или точным наукам. Но это не значит, что он от рождения будет пре- красно рисовать и не сможет решать задачки по алгебре или физике. Поверьте, из- начально все дети способны хорошо учиться в школе. — Кажется, я уже догады- ваюсь, что вы скажете даль- ше, —проблема в родителях? — Да, конечно, причина всегда кроется в семье. О ка- кой бы детской проблеме мы с вами ни говорили, за ней всегда будут стоять ошибки взрослых. Дети не рождаются хулиганами, двоечниками или «пришибленными» и безгласными вечными троеч- никами. Такими делаем их мы. Мы ведь уже не раз с вами говорили, что первый социум, в который приходит ребенок, —это его семья. Именно в ней он получает навыки, которые потом понадобятся при вза- имодействии в других соци- умах. Когда с самого начала в семье ребенок чувствует, что он любим, что он хоро- ший, когда его достижения и успехи замечают, то с этими ощущениями он потом и идет в школу. Это становится его базовымресурсом, на который он потом опирается в процессе обучения. — А если ребенок этого в семье недополучил? — Да, малыш может ока- заться и в эмоциональной, и в физической изоляции. По- чему я всегда говорю, что ма- леньких детокнадо какможно больше обнимать и целовать? Потому что они именно через телесные ощущения полу- чают подтверждение своей «нужности», подтверждение родительской любви. Если же этого нет, то у ребенка не- избежно появляется чувство страха инеуверенности. Попа- дая в новый, незнакомый со- циум, он основные свои силы будет тратить на то, чтобы как-то побороть и этот страх, и эту неуверенность. Ведь дома он как-то привык уже суще- ствовать, а тут новое окруже- ние, новые требования. Вот и получается, что на учебный процесс у него банально нет эмоциональных сил. Я тут не имею в виду двоечников, из которых потом вырастают гениальные ученые, — в этом варианте дети просто «боль- ше» школьного формата. —Но наммогут возразить, что хорошо учатся те, с кем дома занимаются… — Ну, во-первых, если ребенок с рождения недопо- лучал внимания и тепла, то вряд ли потом с ним станут заниматься. Во-вторых, заня- тия занятиям—рознь.Можно ведь сесть рядом с ребенком и начать шпынять его : «Что ж ты такой тупой, что ж ты бес- толочь такая!» А можно сразу же настроить по-другому: «Сейчас мы с тобой во всем разберемся, и у тебя все полу- чится!» В первом случае мы ресурс отнимаем, а во втором — напротив, увеличиваем. Чтобы ярлык не прилип — Короче, если человеку все время говорить, что он свинья, то, в конце концов, он захрюкает… — Да, потому что ярлык — это страшная штука. Мно- гие дети учатся на тройки не потому, что на большее не способны, а потому что к ним уже прилипярлык троечника. К этому привыкли однокласс- ники, привыкли учителя, привыкли родители. И он сам уже привык, что ничего иного от него не ждут. Я очень лю- блю такой анекдот: русский и еврейский мальчики играли на улице и все перемазались. Русскому мальчику мама говорит: «Ты опять грязный, как свинья! Весь в своего отца! Будешь всю жизнь, как свинья, в канаве валяться!» А еврейская мама говорит: «Сёма, разве будущие дипло- маты так пачкаются?» Вот вам показательная «трансля- ция» установки на будущее. И в большинстве случаев дети этим установкам соответству- ют, поскольку воспринимают их как жизненный сценарий. — Допустим, дома такая ситуация. А учитель может ее как-то исправить? — Знаете, я всегда счи- тала, что у учителя должны быть для проверки ручки двух цветов, чтобы отмечать не только ошибки, но и достиже- ния. Для ребенка-троечника это очень важно! Да, вот тут ты ошибся, а тут — молодец. И каждое вот так отмеченное достижение будет добавлять ему уверенности в себе, будет ломать сценарий пожизнен- ного неудачника. Поверьте, в какой-то момент это сработает как мотивация к учебе! А уж если хвалить такого ребенка при всем классе, то он потом может горы свернуть. Пото- му что для него похвала куда нужнее и важнее, чем для отличника. Наверняка вызна- ете случаи, когда «круглый троечник» вдруг начинает получать хорошие отметки по новому предмету. Потому что новый учитель, не обратив внимания на «ярлык», за что- то похвалил его. — Кстати, об отличниках. А им тоже важны похвалы, или они и так уже привыкли к своим успехам? — Для любого ребенка важно, чтобы его достижения были замечены и отмечены. Отличники — разговор осо- бый. Одно дело, если ребенку интересно учиться и он полу- чает от этого удовольствие, результатом чего и становятся отличные оценки. И совсем другое, если стремление к пя- теркам—это так называемый «комплекс отличника». Что я имею в виду? Это потреб- ность во что бы то ни стало оправдать ожидания родите- лей, «не опозорить» семью, добиться при помощи пятерок родительской «любви». Но в основе всех этих потребностей лежит одно чувство: страх. И такой отличник психологи- чески травмирован ничуть не меньше, чем «хронический» двоечник, поскольку и тот, и другой живут в постоянном страхе. По большому счету, ребенок с комплексом от- личника так же страдает от отсутствия эмоциональной близости с мамой и папой. Так что маленький совет ро- дителям, чьи дети учатся на однипятерки: присмотритесь, не слишком ли ваш ребенок нервничает перед очередной контрольной, не слишком ли он боится получить оценку ниже. И если что-то такое уловите, то постарайтесь пого- ворить по душам и выяснить, в чем причина этой тревоги и этого страха. Объясните, что четверка или даже тройка — это всего лишь повод получше разобраться в материале, а не причина для трагедии. Что ни вы, ни друзья не станете любить его меньше из-за не- высокой оценки. Ему ведь еще может быть стыдно перед классом, перед учителем. Понизить градус —Якогда-то даже подарок сделала дочери за первую тройку по контрольной: объ- яснила, что если буду дарить за каждую пятерку, то разо- рюсь. Помню, ей тогда очень смешно стало. — Да, можно и шуткой понизить эмоциональный градус события, если до этого ребенок не знал других оце- нок, кроме пятерок, если он впервые испытал шок от того, что не смог выполнить зада- ние. Главное, что не должно подвергаться сомнению: ваша любовь не зависит от того, какие отметки стоят у него в дневнике. — Но это же не означает, что на успеваемость не надо обращать внимания? —Конечно, нет. Естествен- но, надо показать, что для вас плохие оценки — это не- приятное известие, что вы огорчены. Но тут же надо искать конструктивные пути решения проблемы. Ну, и еще одна ошибка, которуюсегодня нередко допускают родите- ли: они предпочитают сами сделать за ребенка домашнее задание, вместо того чтобы посидеть рядом с ним и доско- нально во всем разобраться. Понятно, что так быстрее и проще, но толку-то? — Скажите, а как вообще сегодня мотивировать ребен- ка на хорошую успеваемость? Ведь многие молодые люди могут возразить родителям: «И чего вы добились со своим высшим образованием? Ни- щенских зарплат? А у меня свой небольшой бизнес, и я живу припеваючи». — Увы. Когда-то такой мощной мотивацией служи- ло призвание, любимое дело, сейчас же главная мотивация — это деньги. А с девяностых годов укрепилось мнение, что деньги и образование друг с другом не связаны, когда учителя или врачи начинали в десять раз больше зарабаты- вать «челноками». Сегодня, правда, высшее образование снова в моде, но все больше в виде «корочки», которую тоже можно получить раз- ными путями. А нам с вами нужна нормальная, здоровая мотивация для школьника, которая бы не приводила к неврозам. И я лично не вижу другой мотивации, кроме побуждения к творчеству, к познанию. Потому что нет такого ребенка, подростка, в котором бы не была заложена эта тяга. —О, как невероятно дале- ка эта мотивация от установ- ки на сдачу ЕГЭ! — Да, тут задачи ставятся совершенно разные. Но имен- но пробуждение творческого начала стимулирует и само- развитие, и самообразование, и интерес к учебе как к про- цессу познания. Но тут мы с вами подходим к главной проблеме: личности школь- ного учителя. Без такой лич- ности, которая бы вызывала и уважение, и восхищение, которая была бы способна увлечь и повести за собой, очень трудно надеяться, что школьные уроки превратятся в творческий процесс, кото- рый не будет заканчиваться через сорок пять минут вместе со звонком на перемену. Все мы отлично знаем, как один такой учитель способен из- менить судьбы ребят. ПСИХОЛОГИЯ 21 ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА “ О какой бы детской проблеме мы с вами ни говорили, за ней всегда будут стоять ошибки взрослых ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 № 242/25120/ 17 ДЕКАБРЯ 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz