Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

трупе, смерть не щадит ни подлецов, ни праведников, а публика не испытывает подавленности, тоски, от- чаяния? Напротив: она уходит из театра просвет- ленной, растроганной, словно после исповеди и отпущения грехов. Уходит с верой: человек, вопреки всему, способен сохранить достоинство и благород- ство. Даже в предельно страшной, гибельной ситуации. В телесериалах вроде бы ужасов не больше, чем у великого драма- турга. Аужмораль куда отчетливее, она словно слоган на рекламной перетяжке. Зло наказано, усталый полицейский вытирает пот, а очаро- вательная возлюбленная бросается ему на шею. Однако эти сюжеты о голливудских«новыхцентурионах» или наших доблестных ментах и криминалистах-интеллектуалах из мифической Федеральной экс- пертной службыоставляют мутный, сумрачный осадок. В анкете по из- учению подростковых реакций на подобные фильмы школьники так формулируют свои впечатления: «Жизнь жестока. Чтобы выжить, надо и самому быть жестоким». На модных в перестроечную эпоху телемостах под гомерический хохот прозвучала робкая фраза: «У нас на телевидении секса нет». С гораздо большим основанием стоило бы объявить, что на советском ТВ избегали насилия. В детективах об- ходилось без крупныхпланов крови, хлещущей из ран, без хруста костей, остекленевших глаз и обугленных скелетов. Деревенский детектив Анискин никому не ломал рук и ног, никого не приковывал наручниками к батарее, не шантажировал, обе- щая, что повесит на подозреваемого полдюжины нераскрытых престу- плений. Советские критики осуждали разгул насилия в буржуазном ис- кусстве. И получали неожиданную поддержку поэтов. Михаил Светлов даже классиков упрекал: зачем в их книгах герои гибли на рельсах, в петле, на дуэли? «Я сам лучше брошусь под паровоз, чем брошу на рельсы героя», писал он. Детектив был тогда маргиналь- ным жанром. Народу нужны рома- ны и фильмы о трудовых буднях, о далекой от уголовщинынормальной жизни, о любви и воспитании детей. Криминал полуофициально призна- вался как бынетипичным. Это отда- вало идеологическим ханжеством. Но была в томи свояправда.Нынеш- няя перенасыщенность, прежде все- го «голубого экрана», криминаль- нымисюжетамивнушает:мирполон негодяев. Насилие — будничное, заурядное явление. Оно формирует среду обитания. Давно озабоченные этим американские исследователи пришли к выводу: массовая культу- ра реабилитирует жестокость. Для зрительской аудитории, особенно молодой, кровь становится чем-то социально приемлемым, поскольку позволяет эффективнее добиваться успеха. Припомните, в скольких уже наших картинах убийца растол- ковывает следователю: ну не было иного выхода, кроме убийства. И не потому, что он кого-то защищал или защищался, апотомучтожертва ему мешала. Допустим, претендовала на миллионное наследство или не желала уступить свою долю бизне- са. Десятки серий «Следа» резко обрываются именно такими при- знаниями. Прибавьте к этому еще одно обстоятельство.Ипреступники, ите, кто с ними борется, пользуются одинаковыми средствами. По сте- пени безжалостности оппоненты слишком часто равны. Мне лично все реже хочется смотреть сериалы. Какой канал ни включаешь—везде похожие картинки. Киллер или ма- ньяк приставляет к горлуженщины ножикричит стражупорядка: «Ору- жие на землю, а не то…» Девушка симулирует собственноепохищение, решив развести богатенького папа- шу на «бабки». Ставший внешне ре- спектабельным предпринимателем «браток» из девяностых без церемо- ний разделывается с конкурентами. Отключаю телек и с надеждой листаю программу на следующую неделю, ищу паузу в погонях, пере- стрелках, мордобое. Но натыкаюсь на мало обнадеживающие назва- ния: «Терминатор», «Смертельное оружие», «Смертельная схватка», «Кости», «Вид на убийство». Ан- нотации добивают окончательно. Женщина разбила голову мужу и засунула тело в машину, имитируя ДТП. Участник детскогошоу найден мертвым, ведется расследование. У майора в отставке крадут дочь, в обмен на еежизнь он должен кого-то там «замочить»… Социологи озабоченно пере- считывают трупы. Психологи вы- ясняют, какой процент подростков у телеэкранов и компьютеров особо уязвим, легче других усваивает агрессивное поведение. Обществен- ность пробует загнать теленасилие в жесткие рамки, коли уж его нельзя запретить. А Васьки, владеющие каналами, слушают и плюют на эти опасения, предостережения, тре- бования. Цензуры нет, господа. К тому же и сам Шекспир не чурался ужасов и трупов. СМОТРИМ В ДЕКАБРЕ Пробуждение силы «Звездные войны» возвращаются на экраны СЕРГЕЙ ИВАНОВ «Г рандиозные зрелища баталий с использованием поразитель- ных по своему зрительному воздействию спецэффектов разворачиваются в необъятных косми- ческих просторах. Насилие здесь — все- ленских масштабов. Борьба идет не на жизнь, а на смерть, ставка здесь — само существование цивилизаций». Так писал о «Звездных войнах» Джорджа Лукаса со- ветский кинокритикЛ. Мельвиль в издан- ной в 1984 году книге «Саморазоблачение буржуазного кино». С т е х п о р прошло больше тридцати лет, но концепция од- ной из самых по- пулярных серий в истории кино не изменилась. Правда, Лукас, сняв к ориги- нальной трилогии еще и приквел из трех картин, отошел от дел. Выходящую сегодня на мировые экраны седьмую часть саги «Звездные войны: Пробуждение силы» ставил уже Джей Джей Абрамс, автор нашумевшего сериала «Лост» и двух частей «Звездного пути». Через тридцатьлетпосле гибелиДартаВейдера и Императора галактика по-прежнему в опасно- сти. Государственное образованиеНовыйПорядок во главе с их таинственным верховным лидером Сноуком и его правой рукой Кайло Реном идет по стопам Империи, пытаясь захватить всю власть. В это нелегкое время судьба сводитюнуюдевушку Рейи бывшегоштурмовикаНовогоПорядкаФин- на с героями времен войны с Империей —Ханом Соло, Чубаккой и Королевой Леей. Вместе они должныдать бойНовомуПорядку, однако настает тот момент, когда становится очевидно, что лишь джедаи могут остановить Сноука иКайло Рена. И в галактике в живых остается только один… ГлавнуюрольФинна в картине играетмолодой чернокожий актерДжонБойега, что уже вызвало неоднозначнуюреакциюфанатов. Также в карти- не можно увидеть постаревших героев —Харри- сона Форда, Марка Хэмилла и Кэрри Фишер, а также Макса фон Сюдова и Саймона Пега. ДжорджЛукас заявил, чтообъединение студий Lucasfilm и Disney было необходимой мерой для того, чтобы «передать «Звездные войны» новому поколению кинематографистов». Планируется, что «Звездные войны: Пробуждение силы» откро- ют новуютрилогию. При выборе режиссера филь- ма рассматривались кандидатуры Мэттью Вона, Стивена Спилберга, Гильермо дель Торо, Питера Джексона, Кристофера Нолана, Бена Аффлека, Джосса Уидона, Брэда Берда, Райана Джонсона и Джеймса Кэмерона. Выбор остановился на Джей ДжееАбрамсе. Впоследствии было объявлено, что Джонсон станет автором сценария и режиссером восьмой серии саги, предназначенной к выходу в 2017 году, а также примет участие в создании девятой серии два года спустя. Специально для съемок фильма был построен в мельчайших деталях в натуральную величину, а такжеполностьюобустроенвнутрикосмический корабль «Тысячелетний сокол». Бюджет седьмой серии саги «Пробуждение силы» составил 200 миллионов долларов. Это больше, чем бюджет любой другой серии «Звездных войн». Можно не сомневаться, все вложения многократно окупят- ся. Как только была объявлена дата премьеры, огромное количество желающих посмотреть новую серию «Звездных войн» обрушило сайты продаж билетов. Еще одна премьера недели—фантастический триллер «Связь» от сценариста «Ранго»Джеймса Уорда Биркита. Вночь падения кометына званом ужине собираются восемь друзей. Наслаждаясь общением, они даже не подозревают о грядущих изменениях и во время непринужденной беседы становятся участниками цепи странных и зага- дочных событий. Игры с прошлым, настоящим и будущим. Где они и что с ними будет — ответы впереди. П л а н е т а З емл я плотно населена преступниками, детективами и полицейскими, а также жертвами и свидетелями преступлений. Для раз- нообразия в эту толпу под- пускают каких-нибудь монстров либо с других планет, либоиз самойпре- исподней. Все остальное второстепенно или неин- тересно. Агрессия, наси- лие и страх—вот главные мотивы, определяющие в эфире поступки как людей, так и чудовищ. Не зря хозяева американ- ских киностудий и теле- каналов дают указания сценаристам, режиссерам и продюсерам: помните, что зрителямнужно убий- ство. Уверенно вливаясь в мейнстрим цивилизованного масскульта, отечественные киношники и телевизион- щики дружно взяли заокеан- ский рецепт на вооружение. Эпиграфом к моим заметкам можно было бы поставить несколько реплик с улиц раз- битых фонарей. В какой-то серии подполковник Соловец звонит подчиненному: «У нас четвертый труп». Подчинен- ный реагирует бодро и весело: «Да что они там, почковани- ем, что ли, размножаются?» — «Нет, — деловито отвечает Соловец, — естественным способом, с помощью огне- стрела». А капитан Рыданов с той же улицы итожит: «За двадцать четыре часа четыре трупа — это многовато». Все, однако, относительно, господа. Любопытно, что бы сказал неунывающий Рыда- нов, если бы услышал: каж- дый вечер в течение часа уби- вают пятерых? Нет, речь уже не о российском сериале. Это статистика социологов, отсле- живающих напоржестокости на телеэкранах тех же Соеди- ненных Штатов. Впрочем, не исключено, цифра устарела — подсчет проводился то ли пять, то ли семь лет на- зад. Но вряд ли трупов стало меньше. Скорее наоборот. А что касается нашего эфира, то их количество наверняка увеличивается. Ведь только на двух десятках популярных российских каналов в день демонстрируется где-то пол- сотни боевиков, триллеров и крутых детективов. Вообще-то идеякасательно убийства как сердцевины ин- тригующих историй принад- лежит не Голливуду. Какой уж век театроведы и филосо- фы разгадывают, а до конца так и не разгадали, секрет Вильяма нашего Шекспира: отчего в «Гамлете» и «Макбе- те» текут реки крови, труп на ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Вспоминая Анискина Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 242/25120/ 17 ДЕКАБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Уверенно вливаясь в мейнстрим цивилизованного масскульта , отечественные киношники и телевизионщики дружно взяли заокеанский рецепт на вооружение ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz