Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 26/24904/10 ФЕВРАЛЯ 2015 3 Слово обозревателю ГАСТРОЛИ | В Липецке выступил всемирно известный баянист Айдар Гайнуллин Танго любви под звуки аккордины Сергей Малюков Он играл для Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, Жака Ширака, Ким Чен Ира, королевы Испании Софии и королевы Нидерландов Беатрикс. С успехом выступал в лучших концертных залах на разных континентах, сотрудни- чал с Мстиславом Ростроповичем, Анной Нетребко, Денисом Мацуевым, Юрием Башметом. В минувшее воскресенье баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, победитель международных конкурсов и обладатель престижных музыкальных премий Айдар Гайнуллин по приглашению областной филармонии впервые дал концерт в Липецке вместе с ансамблем «Эйфория». На сцене областного Центра культуры и на- родного творчества артист представил свою новую программу «Звуки мира. Новогоднее танго любви». Публика услышала страст- ные мелодии аргентинца АстораПьяццоллы, испан- ские любовные баллады и, конечно, собственные ком- позицииАйдара Гайнулли- на, в томчисле отмеченную многими кинематографи- ческими наградами тему из фильма «Эйфория». Зрители оценили интерес- ное звучание коллектива. Вместе со скрипкой, гита- рой, фортепиано, ударны- ми и контрабасом особый колорит добавлял кахон (перуанский ударный ин- струмент, внешне похожий на деревянный ящик с от- верстиями) Сергея Шамо- ва. Айдар порадовал не только виртуозной игрой на баяне с гордой надписью «Euphoria», но и показал незаурядные вокальные способности в известной композиции «Памяти Ка- рузо», а также продемон- стрировал возможности довольно редкого инстру- мента — французской ме- лодической гармоники аккордины, напомина- ющей огромную губную гармошку. Вечер лирики завершился на энергичной ноте — попурри на темы рок-хитов «We Will Rock You», «Final Countdown», «Stairway to Heaven». Пу- блика устроила музыкан- там овацию. Незадолго до концерта артист ответил на вопросы журналиста «Липецкой газеты». — Айдар, вы по пра- ву считаетесь одним из лучших баянистов мира. С чего начался интерес к этому инструменту, почему выбрали именно баян? — Наверное, потому, что мой старший брат Адис уже учился играть на нём в музыкальной школе. И родители решили меня в девять лет отправить по его стопам. Тогда, по боль- шому счёту, мне было всё равно, на чём играть. Я очень благодарен брату за то, что он потратил столь- ко времени на занятия со мной, объяснил, как здорово научиться хорошо играть, какие перспективы это открывает вжизни, как приятно будет увидеть мир и познакомиться со многи- ми интересными людьми. Родители очень много ра- ботали, чтобы купить мне хороший инструмент. Без поддержки родных ничего бы не получилось. У баяна уникальные возможности, на нёмможно играть самую разную музыку. — Широкая извест- ность пришла к вам по- сле того, как вы написали музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория». Что вдохновило вас на эту работу? — Я очень благодарен Ивану за то, что он по- верил в меня, в мою му- зыку. До «Эйфории» мы работали вместе в одном спектакле — «Бытие № 2» в театре «Практика». Иван искал баяниста, и в фонде Ростроповича ему поре- комендовали меня. С «Эй- форией» вообще необычно получилось.Иванподробно рассказал мне свой замы- сел картины, какой он её видит, и попросил меня написать музыку. У меня не было тогда опыта кине- матографических проек- тов. Я полагал, что если на экране происходят какие- то страшные события, к примеру война, то компо- зитор долженмузыкойпод- черкивать их драматизм, нагнетать напряжение. Иван объяснил, что вовсе не нужнописать такпрямо- линейно, важнее передать какое-то своё ощущение от материала, играть на контрастах, подчеркнуть светлую линию. Я прочел текст сценария, написал музыкальные темы, и по- том вся съемочная группа слушала мою музыку, на- страиваясь на работу. И композиции из фильма действительно стали попу- лярными, даже зазвучали на рингтонах. Потом я ещё написал музыку к его «Кислороду». Не так давно я работал над музыкой к фильму «Си- бирь. Монамур» Вячеслава Росса. На Западе его рас- кручивал сам Люк Бессон, его очень вдохновила эта драматичная история про мальчика из тайги, имузы- ка тоже понравилась. Мне бы хотелось попробовать создать ещё что-то мощное, эпическое с голливудским размахом, например музы- ку к исторической драме, надеюсь, рано или поздно это получится. —Обычно выработаете вместе с академическими музыкантами, но не так давно приняли участие в записи электронного аль- бома «Космостан» вместе с певицей ЗулейКамаловой. Нравится эксперименти- ровать? — Зуля — замечатель- ная артистка, соединяю- щая в творчестве этниче- ские мотивы, традиции «мировой музыки» с со- временным свежим звуча- нием. Мне это очень импо- нирует. Вообще я стараюсь поддерживать татарскую культуру, как можно боль- ше рассказывать о ней лю- дям.На«РадиоРоссии»мы записали проект «Татар- ские сказки» на русском языке. В нем лучшие сказ- кииз золотого наследия на- шего народа читают Сергей Шакуров, Марат Башаров, Рената Литвинова, Алсу, Тимати и другие известные люди. Уверен, они будут интереснымногим. Яхочу, чтобы музыка, культура объединяли народы. — Над чем вы работае- те сейчас? — Сейчас создаю свой фонд «Мир высокого ис- кусства», хочу помочь мо- лодым музыкантам в Рос- сии. В своё времямне очень помог Мстислав Ростропо- вич, как и многим другим. Если есть возможность, это нужно делать. Не нефтью единой... Юрий Бакланов Сейчас какую сугубо деловую или информационную программу по ТВ ни смотри, какую общественно-поли- тическую прессу ни читай, везде только и разговоры о ценах на нефть. Мол, подорожает «чёрное золото» — укрепится рубль, вот тогда снова заживём почти безбедно, не ломая голову над высокими технология- ми, наполнением бюджета и будущим пенсионеров. А если не укрепится, то придётся постоянно чесать репу высоколобым экономистам-монетаристам, чтобы выписать очередной рецепт, как остановить инфляцию и одновременно развивать производство при заоблач- ных ставках кредитов, что в принципе невозможно. Е сть и обнадёжива- ющие заявления от более компетентных специалистов. Крупней- ший швейцарский банк UBS утверждает, что цены на нефть вернутся к ис- ходному высокому уровню в течение пяти лет. С этим утверждениемсогласныи в крупнейшем французском энергетическом концерне Total, об этом же на Давос- ском форуме заявил и пре- зидент итальянского энер- гоконцерна Eni Клаудио Дескальци. Более того, он и генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри даже прогнозируют, что в связи с падением инвести- ций в нефтяную отрасль цена барреля может выра- сти даже до 200 долларов. Но Россия вряд ли суме- ет в полной мере восполь- зоваться этим. Освоение новыхместорожденийупи- рается в высокую себестои- мость нефтина них, особен- но на шельфе арктических морей, нехватку бурового оборудования, отказ запад- ных компаний проводить его техническое обслужи- вание и даже участвовать в повышении квалифика- ции российских нефтяни- ков. Уже сейчас ясно, если средства на это не удастся найти, то, по мнению экс- пертов, добыча её в России может снизиться почти на 100 миллионов тонн в год. Т ем временем ученые разных стран пред- лагают альтернативу: значительно увеличить производство и использо- вание моторного топлива из возобновляемого рас- тительного сырья. Оно, по расчётам российских учё- ных, становится выгодным уже при цене нефти в 80 долларов за баррель, а спе- циалистов крупнейшей в мире датской компании по выпускуферментов «Ново- займс»—при 60 долларах. Даже у нас, если отменить акцизы на биоэтанол, он окажется в три раза дешев- ле бензина. ПрофессорМосковского государственного универ- ситета тонких химических технологий и Института нефтехимического синтеза РАН Валентин Третьяков на недавнем международ- ном конгрессе в Москве за- явил о серьезном интересе к производству топлива и химикатов из раститель- ного сырья. По данным агентства Market Research Analyst, в 2013 году в мире было выпущено 112 мил- лионов тонн биоэтанола, на биотопливе работали двамиллионаавтомобилей. Для выращивания энерге- тических культур исполь- зовались 14 миллионов гектаров сельхозугодий. Уже к 2020 году, по рас- чётам агентства Abercade, производство биоэтанола достигнет 281 миллиарда литров, из которых 120 миллиардов придётся на США, 54 миллиарда — на Бразилию, 10 миллиардов литров — на страны ЕС, свыше 7 миллиардов — на Китай. Только с Россией ситуация непонятна, воз- можно, производство со- ставит от 1 до 2миллиардов литров. К 2030 году в США пла- нируют заменить биоэтано- лом 30 процентов бензина, несмотря на то, что страна сравнялась с Саудовской Аравией по добыче нефти. Не случайно здесьработают уже почти200 установокпо производству биоэтанола, в Бразилии—140. Кстати, в этой стране благодаря двум урожаям сахарного трост- ника в год стоимость одного литра этанола составляет только 0,19 американского цента против 0,35 цента из кукурузы в США, или 0, 45 цента из пшеницы в Европе. Валентин Третьяков считает биоэтанол главной заменоймоторного топлива из нефти и даже прогно- зирует, что «черное золо- то» уйдёт с рынка к 2050 году. Тем более что новые технологии переработки растительного сырья по- зволяют постоянно удешев- лять стоимость биотоплива и улучшать экологию. С ним полностью согласен академикРАНЕвгенийВе- лихов, который озвучил за- дачи глобального биоэнер- гетического партнёрства (GBEP): «к 2030 году по- требность в энергии в мире возрастёт на 50 процентов. Энергопроизводство долж- но быть экологически чи- стым. Совершенно ясно — это требует увеличения вклада биомассы в общий энергобаланс». М ноголетний спор между теми, кто выступает против использования сельхозсы- рья, идущего на питание, поскольку в мире сотни миллионов голодающих, и тех, кто ратует за его глубокую переработку с получением продукции с высокой добавленной стои- мостью, кажется, решается впользупоследних. Россия находится на распутье. И хочется что-то сделать, чтобы не отстать в биотех- нологиях, поскольку они станут определять разви- тие биофармацевтики с её наиболее быстрыми темпа- ми роста в мире и в целом биоэкономики, но дефи- цит финансовых ресурсов ограничивает реализацию уже утверждённых биз- нес-проектов. В том числе переработки биомассы на биотопливо. Вместе с тем, помнению профессора Валерия Шве- ца из Российского химико- технологического универ- ситета им. Д. И. Менделе- ева, даже при постоянном росте населения Земли из общей посевной площади в 2,8 миллиарда гектаров двух миллиардов будет до- статочно для производства пищи и кормов, остальную почву можно использовать для выращивания сырья для топлива и биохимика- тов. В России при средних урожаях зерна можно еже- годно выделять на эти цели до 10-20 миллионов тонн. Более того, возобновляе- мого растительного сырья для производства биото- плива и биохимикатов в стране вполне достаточно. Это—пшеницаневысокого качества, сахарная свекла, кукуруза, рапс, соя, топи- намбур, меласса, отходы древесины, солома. Уже полученные в процессе производства результа- ты, приведённые датским агентством IBUS, говорят о том, что из четырех тонн пшеницы можно полу- чить две тысячи литров биоэтанола, а из каждой тонны соломы — ещё 143 литра. Даже на простом заводе при однофазной переработке пшеницы в биоэтанол и корма для жи- вотных, доказала австрий- скаякомпанияVogelbusch, добавленная стоимость на 50 процентов превышает цену зерна. При конверсии же био- этанола в бензин и этилен выручка возрастает на 80 процентов. Апробирова- ны реакции по конверсии его в водородосодержа- щее топливо, КПД таких двигателей составляет 60 процентов против 20-30 у бензиновых. Впервые в России в Центральном институте авиационного моторостроения синтези- ровано реактивное топливо из биоэтанола, которое по своимхарактеристикамяв- ляется более качественным по сравнению с традици- онным, что уже показали испытательные полёты транспортной авиации. П риведу в заключе- ние вывод Вален- тина Третьякова: «России остаётся не более 15 лет, чтобы искать ис- точники получения дохо- дов, отличные от экспорта нефти». Ситуация диктует однозначный ответ: обяза- ны найти! ГОД ЛИТЕРАТУРЫ Поэзия делает землю красивой Надежда Белая Под таким названием в санкт- петербургском издательстве «Дума» увидела свет антология, куда вошли стихи около 700 авторов из разных уголков России и зарубежья, живших в XVIII, XIX, XX веках, а также наших современ- ников. Составитель сборника — известный петербургский журналист, православный писатель, член Высшего творческого совета Союза писателей России Александр Раков — долгие годы собирал полюбившиеся ему стихиизмногочисленныхкнигипериодиче- скихлитературныхизданий, представив всё многообразие русскойпоэтическойпалитры за три с лишним столетия. Оказаться под одной обложкой с Васи- лием Тредиаковским, Федором Глинкой, Иваном Тургеневым, Георгием Ивановым и другимипоэтможет толькомечтать. Особый интерес представляют вкниге стихиИосифа Джугашвили (Сталина), Бориса Савенкова (видногодеятеляпартииэсеров),Александра Солженицина, который тоже, оказывается, писал стихи. Есть в сборнике и липецкие авторы. Это уже ушедший из жизни Иван Завражин, а также Алла Линёва, Светлана Мекшен и Эмма Меньшикова. Почитателямпоэзиистаршегопоколения будет небезынтересно узнать, что в антоло- гию включена и Майя Румянцева, которая жила в Липецке с 1961-го по 1965 год. Здесь вышла ее первая книжка «Грузчица». Впо- следствии поэтесса переехала в Тамбов, где и нашла последнее пристанище в 1980 году. Антология эта уникальна. Мало того, что она дает широкий срез русской поэзии самых разныхшкол и направлений, так она ещеипозволяетпроследитьпреемственность классических традицийв русскомстихосло- жении, которые продолжают сегодня поэты нашего времени. А еще подобные книги сохраняют память, особенно о провинци- альных литераторах, зачастую не имеющих возможностейвыходанаширокуючитатель- скую аудиторию. ОБРАЗОВАНИЕ | В 24- й школе чтут традиции , заложенные учителями - новаторами Высший класс липецкой педагогики Ольга Шкатова В липецкой школе № 24 всегда была особая атмосфе- ра. Об этом говорят и вы- пускники, и учителя, прора- ботавшие в ней не один десяток лет. Традиция жить одной дружной семьей сохраняется здесь и сегодня благодаря памяти об учите- лях-единомышленниках, Стале Шмакове и Борисе Раковском, осуществивших уникальный эксперимент, открыв педагогические классы. С момента выпуска первого из них в этом году исполняется 25 лет. Гостей принимали по тра- диции в холле второго этажа, где располагается школьный музей, рассказывающий об истории школы. Шмаков воз- главлял кафедру теории и методики воспитательной работы в местном педагогиче- ском институте и буквально фонтанировал интересными идеями. Раковский претворял их в реальность в своей не- большой школе, ставшей для обитателейне самого престиж- ного района Липецка центром культурной жизни. Отголосками тех дней зву- чат сегодня в школе пионер- ские песни СталяШмакова. И в этот раз не стали нарушать традицию, спели все вместе и про «Снежную республи- ку», и про девочку-вожатую. Каждому незамысловатые сюжеты навеяли свои воспо- минания. — Не была в родной шко- ле пятнадцать лет, хотя с одноклассниками встречаемся каждый год,—признается вы- пускница первого педкласса Наталья Иванникова. — Ког- да я засобиралась на фило- логический факультет педин- ститута, мамапредложиламне поступить в педагогический класс, который набирали в этой школе. В своей, 61-й, я была настолько загружена общественной работой, что мама опасалась, что это по- мешает мне хорошо окончить школу. Но в новом классе, став комсоргом, я успевала еще больше, и на учебе это не отражалось. — Отбор в наш педагоги- ческий класс был очень се- рьезный, — присоединяется к разговору Ирина Кидинова. — Проводилось не только со- беседование, но и творческие конкурсы. Учителя были с намина равных, ишкола вско- ре стала вторым домом. Тот заряд, которыйяполучила в ее стенах, помог мне состояться в профессии. Наше школьное братство живо до сих пор, мы не теряем друг друга из виду, встречаемся с классным руко- водителем. К большой радости одно- классниц, окончивших фило- логический факультет ЛГПИ, пришла на праздник и ста- рейшая учительница школы, Валентина Хальзева, которая вела русский язык и литера- туру. — Преподавая в педагоги- ческихклассах, яосуществила все, что задумала,—рассказы- вает Валентина Тихоновна, от- давшая 24-й школе сорок лет жизни. — Я на крыльях лете- ла на работу, настолько было интересно общаться с этими творческими, думающими детьми. Мне приходилось много читать, чтобы отвечать на их непростые вопросы. С приходом этих детей школа получила новое развитие. По- высился ее общийинтеллекту- альный уровень. Классное руководство в не- скольких экспериментальных классах легло на плечи кан- дидата педагогических наук Людмилы Арсентьевны За- туливетер, входящей сегодня в управляющий совет школы. По ее словам, в первый педа- гогический класс подали заяв- ления шестьдесят человек не только из города, но и области. Но отобрали только двадцать восемь старшеклассников. Не смотрели аттестаты детей, а предлагали принять участие в творческих конкурсах. Об- ращали внимание на способ- ность держаться, общаться, на знания из области культуры и литературы. Сегодня Людмила Арсен- тьевна не только преподает, но и является директором благотворительного фонда «Сохранение нациииразвитие гражданского общества». На решение этой задачи нацелен один из социальных проек- тов фонда — «Социализация школьноймолодежи средства- ми организованного досуга». По задумке авторов в ходе его реализации сегодняшние студенты и старшеклассни- ки непременно вернутся к истокам той воспитательной работы, которуювелиШмаков и Раковский, осуществляя масштабный эксперимент, во- шедшийвисториюроссийской педагогики. Отголосками тех дней звучат сегодня в школе пионерские песни Сталя Шмакова ” ФОТО ИЗ АРХИВА ШКОЛЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz