Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 24/24902/ 6 ФЕВРАЛЯ 2015 13 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Кроме заготовки древесины, которая в 2018 году должна быть в объеме расчетной лесосеки, на планируемый период (2015—2018 гг.) предусматривается возможное ис- пользование лесов по другим видам лесопользования. Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты на планируемый период прогнозируется на площади 7,3 тыс. га. Поступление доходов от ведения сельского хозяйства планируется от использования лесов на площади 150 га. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды предусматривается довести к 2018 году до 720 га. Рост использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линей- ных объектов должен возрасти до 100,0 га (2018 год). Для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности в постоянное (бессрочное) пользование Воронежской государственной лесотехнической академии (ВГЛТА) предоставлены леса Конь-Колодезского участкового лесничества За- донского лесничества на площади 1704 га. Осуществление религиозной деятельности предусмотрено в границах особой эконо- мической зоны рекреационного типа «Задонщина». Следует отметить, что некоторые виды использования лесов, такие как «заготовка недревесных лесных ресурсов», кроме заготовки «новогодних елей», «заготовка пище- вых лесных ресурсов и лекарственных трав», «использование искусственных водных объектов», на планируемый период не проектируются ввиду маловероятности их раз- вития. Примечание: При расчете прогнозных показателей доходов бюджетной системы РФ от реализации планируемых видов использования лесов, предусмотренных Лесным пла- ном Липецкой области, взяты только перспективные виды использования лесов области. 2.4. Основные направления деятельности и перечень мероприятий по осуществлению эффективного использования лесов 2.4.1. Планируемое развитие лесозаготовительного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и иного производства, использующего древесину Ежегодная потребность Липецкой области в древесине на момент разработки Лес- ного плана составляет около 275 тыс. м 3 ликвидной древесины, в том числе деловой — 300 тыс. м 3 . В 2013 году объем заготовленной древесины в лесах Липецкой области в ликвиде составил 264 тыс.м 3 сырорастущего леса. Изначально потребности области в деловой древесине не могут быть удовлетворены. Не будут они удовлетворены и к 2018 году, когда заготовка деловой древесины до- стигнет 264.8 тыс. м 3 . Мелкие и средние предприятия, перерабатывающие древесину на бумагу и картон, пользуются и будут пользоваться, в основном, привозным сырьем. Развитие деревообрабатывающей промышленности может быть только за счет бо- лее глубокой переработки мелкотоварной и низкосортной древесины. Развитие целлюлозно-бумажного производства из-за недостаточного объема изъ- ятия древесины на ближайшее 10-летие не предусматривается. В соответствии с целевым назначением лесов области — защитные леса, эффектив- ность их использования должна улучшиться за счет других видов пользований, не свя- занных с изъятием древесины. Расчеты на перспективу по всем видам пользований отражены в разделе 1.4. 2.4.2. Планируемые изменения спроса на древесину В ближайшее десятилетие значительного увеличения спроса на древесину не пред- видится. В области отсутствуют крупные предприятия, перерабатывающие древесину. Объем переработки древесины средними, мелкими организация и частными лицами незначителен. Основными причинами низкого спроса на древесину, имеющуюся в области, являют- ся: — ее низкая товарность; — насыщенность рынка древесиной хвойных пород из других регионов России; — газификация сельских населенных пунктов. Для реализации потенциала области по заготовке и переработке древесины не- обходима областная программа организации переработки низкотоварной и дровяной древесины. 2.4.3. Повышение точности учета лесных ресурсов, обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства 2.4.3.1. Повышение точности учета лесных ресурсов Обеспечение точности учета лесных ресурсов на землях лесного фонда достигается проведением процедуры лесоустройства (ст. 67-70 Лесного кодекса). Порядок проведе- ния лесоустройства определяется «Правилами проведения лесоустройства», утвержден- ными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 377. Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, экс- плуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков ле- сов и лесных участков; 5) таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характе- ристик лесных ресурсов); 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. С целью повышения точности учета лесных ресурсов, их количественных и каче- ственных характеристик предварительно планируется проведение территориального землеустройства (межевание) лесных участков на землях лесного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О земле- устройстве». При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной доку- ментации о местоположении, границах и площади лесных участков. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указывают- ся в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного кодекса. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесни- честв и лесопарков. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответ- ствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установлен- ном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Лесоустроительные работы выполняются в соответствии с утвержденной «Лесо- устроительной инструкцией», 2011 г. Повышение точности учета качественных и количественных характеристик лесных ресурсов невозможно без выполнения полного комплекса лесоустроительных работ (таксации лесов, обследования хода роста, возобновления и состояния леса) и достига- ется закладкой пробных площадей. Совместно с государственным органом управления лесным хозяйством субъекта Российской Федерации определяется необходимое количество пробных площадей со- ответствующего целевого назначения в зависимости от степени изученности древосто- ев лесничества. Пробные площади в насаждениях при лесоустройстве закладываются по специально разработанным программам и методикам. По результатам обработки пробных площа- дей проверяется пригодность таблиц хода роста, товарных и сортиментных таблиц, стандартных таблиц полнот и запасов; выявляются особенности строения и роста на- саждений, составляются эскизы таблиц хода роста, изучается сортиментная структура насаждений, составляются товарные и сортиментные таблицы, устанавливаются воз- расты спелости леса, выявляются взаимосвязи таксационных показателей, используе- мых при камеральном дешифрировании насаждений по аэрофотоснимкам, характери- зуются и исследуются эталонные насаждения, проводится тренировка в глазомерной таксации насаждений. Пробные площади для изучения эффективности выборочных рубок, выборочных са- нитарных рубок могут быть временными или постоянными в зависимости от их целевого назначения и степени изученности состояния древостоев объекта лесоустройства. Методика и техника подбора участков насаждений для размещения и закладки в них пробных площадей регламентируются отраслевыми стандартными ОСТ 56-69-83 «Пло- щади пробные лесоустроительные. Методы закладки» и ОСТ 56-44-80 «Знаки натурные лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требова- ния», а также «Общесоюзными нормативами для таксации лесов» (М.: Колос, 1992, гл. V). Существенно повысить точность учета лесных ресурсов и одновременно усилить контроль за нелегальной заготовкой древесины могло бы внедрение автоматизирован- ной системы учета и контроля движения древесины. Основой системы является бирка со штрих-кодом, при помощи которой каждому де- реву и бревну присваивается индивидуальный номер. Под этим номером в базе данных хранится вся информация о дереве: порода, длина, диаметр и др. Автоматическое считывание штрих-кода лазерным сканером позволяет автома- тизировать процесс ввода и считывания информации, а также поиска информации по индивидуальному номеру дерева, что позволит сделать контроль за качеством отводов, заготовкой и перемещением древесины менее трудоемким и более эффективным. Для проверки готовности к инвентаризации леса и оценки квалификационного уров- ня инженерно-технических работников в лесоустроительной экспедиции ежегодно про- водится техническая тренировка. Для коллективной тренировки подбираются участки леса или кварталы с наиболее распространенными и типичными для объекта лесоустройства насаждениями, включаю- щими разнообразие породного состава, лесорастительных условий и лесопользований, выполненных в ревизионном периоде лесохозяйственных мероприятий. Индивидуальная тренировка обязательно проводится каждым таксатором в первой половине полевого периода на 5 пробных площадях в целях совершенствования глазо- мера в наиболее типичных насаждениях своего таксаторского участка. При этом опыт- ные таксаторы проводят эту тренировку самостоятельно. Исполнители, не имеющие достаточного опыта в работе по таксации, индивидуальную тренировку проходят под руководством и контролем начальника лесоустроительной партии. В целях лучшей организации лесоустроительных работ, всестороннего обсуждения особенностей их выполнения проводятся два лесоустроительных совещания. Первое лесоустроительное совещание проводится не позже чем за два месяца до начала поле- вых работ, и второе — после завершения камеральных работ. На первом лесоустроительном совещании определяются особенности проведения полевых лесоустроительных работ в объекте лесоустройства и рассматриваются следу- ющие основные вопросы: — результаты подготовительных работ; — разделение лесов объекта лесоустройства по целевому назначению; — состояние юридического оформления границ устраиваемого объекта со смежны- ми землепользователями; — состояние граничных и квартальных просек, лесоустроительных знаков, объемы работ по их разрубке, расчистке, установке, порядок их выполнения; — проект организации территории устраиваемого объекта; — обеспеченность объекта материалами аэрофотосъемки; — рекомендации по выделению категорий защитных лесов, хозяйств и хозяйствен- ных секций, установлению возрастов рубок и спелости леса; — экологическая обстановка в объекте лесоустройства, основные источники загряз- нения природной среды; — особенности таксации леса, отдельных видов лесных ресурсов, экологического состояния лесов и назначения хозяйственных мероприятий с учетом хозяйственной зна- чимости лесов; — обеспеченность лесоустроительных работ нормативно-справочными материала- ми, наличие пробных площадей предыдущих лесоустройств и научно-исследователь- ских работ, необходимость закладки новых постоянных пробных площадей; — сведения об участках лесного фонда, переданных и заявленных на передачу в аренду; — состояние лесоустроительных планшетов прошлого лесоустройства, пригодность их для составления новых планово-картографических материалов; — обеспечение лесоустроительных работ рабочей силой, транспортными средства- ми, жильем и т. д. Решения, принимаемые на первом лесоустроительном совещании, не должны противоречить Лесному кодексу Российской Федерации, положениям и требованиям инструкций и другим нормативным документам по ведению лесного хозяйства и лесо- пользованию, действующим во время проведения лесоустройства. Они обязательны для лесоустроительных подразделений, владельцев лесоустраиваемого лесного фонда, территориальных органов управления лесным хозяйством. Протокол первого лесо- устроительного совещания является своеобразным техническим заданием для проведе- ния лесоустройства и обработки полученной информации. 2.4.3.2. Управление лесным комплексом и обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства Основными документами, регламентирующими контроль и надзор за соблюдением лесного законодательства на территории Липецкой области, являются: — Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ); — Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394 «Об утверждении По- ложения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора»; — Постановление Правительства РФ от 3 августа 2010 г. № 595 «Об утверждении По- ложения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах»; — Постановление администрации Липецкой области от 24 января 2011 года № 10 «О создании областных казенных учреждений в сфере лесного хозяйства на территории Липецкой области»; — Приказ управления лесного хозяйства Липецкой области от 8 апреля 2011 г. № 67 «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожар- ный надзор в лесах»; — Приказ управления лесного хозяйства Липецкой области от 8 апреля 2011 г. № 68 «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в лесах». Методическое руководство по вопросам обеспечения федерального государствен- ного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного над- зора осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз). Уполномоченным органом государственной власти в области лесных отношений в Липецкой области является управление лесного хозяйства Липецкой области, а кон- троль за соблюдением лесного законодательства осуществляет Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу. Для осуществления функции федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в области исполь- зования, охраны, защиты и воспроизводства лесов постановлением администрации Ли- пецкой области от 24 января 2011 года № 10 «О создании областных казенных учрежде- ний в сфере лесного хозяйства на территории Липецкой области» созданы 9 областных казенных учреждений (далее — ОКУ): 1. ОКУ «Грязинское лесничество»; 2. ОКУ «Данковское лесничество»; 3. ОКУ «Добровское лесничество»; 4. ОКУ «Донское лесничество»; 5. ОКУ «Елецкое лесничество»; 6. ОКУ «Задонское лесничество»; 7. ОКУ «Тербунское лесничество»; 8. ОКУ «Усманское лесничество»; 9. ОКУ «Чаплыгинское лесничество». В сфере комплексного и рационального использования лесов управление лесного хозяйства Липецкой области обеспечивает государственное управление и контроль, направленный на обеспечение функционирования деятельности ОКУ, осуществляющих надзорные функции. В Липецкой области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор осуществляют следующие должност- ные лица: 1. В управлении лесного хозяйства: — начальник управления — главный государственный лесной инспектор, главный го- сударственный пожарный инспектор на территории лесничеств Липецкой области; — заместитель начальника управления, начальник отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора — заместители главного го- сударственного лесного инспектора, заместители главного государственного пожарно- го инспектора на территории лесничеств Липецкой области; — консультанты, главные специалисты отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора управления — государственные лесные инспектора, государственные пожарные инспектора на территории лесничеств Липец- кой области. 2. В ОКУ «Лесничества»: — директор ОКУ — старший государственный лесной инспектор, старший государ- ственный пожарный инспектор, осуществляющий полномочия на территории соответ- ствующего лесничества Липецкой области; — главный лесничий, инженер лесовосстановления, инженер по охране и защите леса, инженер лесопользования, лесничие участковых лесничеств, мастера леса, лесни- ки ОКУ — государственные лесные инспектора, государственные пожарные инспектора, осуществляющие полномочия на территории соответствующего лесничества Липецкой области. Проведение федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осу- ществляется в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (над- зора)». Структура управления и обеспечения контроля за соблюдением лесного законодательства в Липецкой области Юридические лица и граждане, в отношении которых проводятся мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), обязаны обеспечи- вать государственным лесным инспекторам доступ на объекты, подлежащие проверке, и предоставлять необходимую документацию. Мероприятия по противодействию незаконным заготовкам и нелегальному обороту древесины В целях предотвращения и пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Липецкой области управлением лесного хозяйства на основе утвержден- ного Рослесхозом Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древеси- ны в Российской Федерации на 2011—2014 годы разработан План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Липецкой области (далее — План). В соответствии с Планом управлением лесного хозяйства, ОКУ «Лесничества» со- вместно с работниками отделов внутренних дел проводится: — патрулирование лесных массивов с целью пресечения и предотвращения наруше- ний лесного законодательства; — на стационарных постах ГИБДД осуществляется постоянный контроль за перево- зимой лесопродукцией; — в средствах массовой информации систематически ведется разъяснительная ра- бота об ответственности за незаконную рубку леса. Сведения по государственному лесному контролю за 2011—2013 годы представле- ны в нижеследующей таблице. Таблица 2.4.3.2.1. Наименование мероприятий Ед. изм. Годы 2011 2012 2013 Выявлено нарушений лесного законодательства случаи 158 213 319 в том числе: — незаконные рубки леса случаи 79 126 164 — объем срубленной древесины м 3 183 467 287 — ущерб тыс. руб. 1403,8 9563 2015 Передано материалов в правоохранительные органы случаи 12 20 8 Возбуждено уголовных дел дело 8 13 3 Привлечено к уголовной ответственности чел. 1 - - Привлечено к административной ответственно- сти: — юридических лиц чел. 3 1 9 — должностных лиц чел. 10 37 26 — физических лиц чел. 124 155 277 Наложено штрафов в административном порядке тыс. руб. 347,5 268,5 642,5 Государственные лесные инспектора несут установленную законодательством Рос- сийской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению федерального государственного лесно- го надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора. Управление лесного хозяйства Липецкой области Начальник управления — главный государственный лесной инспектор, главный государственный пожарный инспектор на территории лесничеств Липецкой области Заместитель начальника, начальник отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора — заместители главного государственного лесного инспектора, заместители главного государственного пожарного инспектора на территории лесничеств Липецкой области Консультанты, главные специалисты отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора управления (6 чел.) — государственные лесные инспектора, государственные пожарные инспектора на территории лесничеств Липецкой области ОКУ «Грязинское лесничество» 26 государственных лесных инспекторов ОКУ «Донское лесничество» 20 государственных лесных инспекторов ОКУ «Тербунское лесничество» 16 государственных лесных инспекторов ОКУ «Данковское лесничество» 24 государственных лесных инспектора ОКУ «Елецкое лесничество» 23 государственных лесных инспектора ОКУ «Усманское лесничество» 21 государственный лесной инспектор ОКУ «Добровское лесничество» 21 государственный лесной инспектор ОКУ «Задонское лесничество» 20 государственных лесных инспекторов ОКУ «Чаплыгинское лесничество» 24 государственных лесных инспектора 2.4.3.3. Информационные системы в лесном хозяйстве Информационные системы в лесном хозяйстве — современные автоматизиро- ванные системы, имеющие расчетные и модельные функции для работы с информа- ционными базами, принятия на ее основе разнообразных решений и осуществления контроля. Информационные системы (ИС) и соответствующие им технологии хорошо разра- ботаны, широко внедряются и признаются в качестве нового инструмента для устойчи- вого управления лесами во многих странах. Ряд юридических, концептуальных и нор- мативных документов, изданных в последнее время в России, создает предпосылки для ускоренной разработки и реализации информационных систем в системе управления лесами. Начиная с 2013 г. в Липецкой области внедрена и используется автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» (далее — АИС ГЛР). Назначение системы АИС ГЛР Цель информационной системы — повысить эффективность принятия решений по управлению лесным хозяйством в части обеспечения органов государственной власти точной, полной и непротиворечивой информацией о лесах, об их использовании, охра- не, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках и повысить эффективность процесса сбора, хранения и предоставления информации государственного лесного реестра. Назначение информационной системы — автоматизация процесса ведения госу- дарственного лесного реестра, включающего процессы сбора, обработки, хранения данных государственного лесного реестра, внесения в них изменений и их предо- ставления потребителям информации как в исходной форме, так и в виде сводных отчётов. Области использования системы Автоматизируется деятельность органов управления по ведению государственного лесного реестра на федеральном, региональном и местном уровне. На федеральном уровне автоматизируется деятельность Рослесхоза в части веде- ния государственного лесного реестра. На региональном уровне автоматизируется деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по ведению государственного лесного реестра. На местном уровне автоматизируется деятельность по ведению государственного лесного реестра лесничеств. Основные функции системы АИС ГЛР •автоматизированный сбор, ввод и хранение первичных данных; •автоматизированный контроль взаимоувязанных данных; •внесение изменений в данные государственного лесного реестра на основании первичных документов с формированием протоколов внесения изменений; •отображение материалов лесоустройства, включая картографическую основу и так- сационные характеристики (при наличии их в цифровом формате); •сбор первичных данных (первичных документов и первичных форм ведения госу- дарственного лесного реестра) на региональный и федеральный уровень; •обработка сведений государственного лесного реестра для формирования анали- тических отчетов; •формирование и предоставление консолидированной регламентированной отчет- ности, выписок (сведений) государственного лесного реестра. Пользователи системы Пользователями системы являются сотрудники лесничеств, департаментов регио- нального и федерального уровня, ответственные за составление и сбор отчетности по формам государственного лесного реестра. Общая схема работы в информационной системе АИС ГЛР Формирование отчетности осуществляется путем заполнения документов на уровне ввода данных с последующей консолидацией на вышестоящий уровень: — местный уровень — лесничества, — региональный уровень — субъекты РФ, — федеральный уровень — Рослесхоз. Лесоустроительная информация о лесном фонде Липецкой области создана сред- ствами ГИС-технологий на основе географической информационной системы. Географическая информационная система — это компьютерная информаци- онная система, состоящая из технических, программных и информационных средств, обеспечивающая ввод, хранение и обработку пространственных и атрибутивных данных. Основная идея ГИС — связь пространственных и атрибутивных данных, т.е. работа с ко- ординатно-привязанной информацией. Источниками данных при создании ГИС являются: — картографические материалы: топокарты, планы земель, планшеты прежнего ле- соустройства; — данные дистанционного зондирования (ДДЗ) — космические аэрофотоснимки; — геодезическая съемка с использованием GPS-приемников (система глобального позиционирования); — таксационные базы данных. Вся таксационная информация о лесных участках сформирована в банк данных. Банк данных (упорядоченные массивы таксационных и картографических описаний) сформи- рован по файлам лесничеств и образует банк данных области (субъекта). Лесоустроительная организация является создателем таксационных и картогра- фических баз данных. После проведения лесоустроительных работ в лесничестве так- сационная повыдельная информация вводится в компьютер с жесткими элементами программного контроля. Это целая система программных и нормативных условий и за- висимостей таксационных показателей. Их можно насчитать несколько сотен. Отладка и формирование таксационных баз производится в пределах лесничеств и субъектов Федерации. На основе таксационных и геоинформационных баз проводится анализ лес- ного фонда в форме таблиц, ведомостей, таксационных описаний и картографических материалов. При формировании электронных карт применяются программные пакеты и комплек- сы GeoDraw/ГеоГраф, ArcView, ArcGIS, графические редакторы Photoshop, CoreIDraw, электронный редактор Excel. Все это способствует повышению точности определения показателей лесного фон- да, достоверности лесоустроительных материалов, внедрению ресурсосберегающих технологий, расширяет возможности анализа состояния лесного фонда, лесоустрои- тельного проектирования и изготовления лесных карт. На основе карт лесничеств формируется электронная карта области с агрегиро- ванной базой данных в пределах квартала. Карта дает возможность отслеживать опе- ративную обстановку лесного фонда и принимать управленческие решения на уровне области. Геоинформационные системы и технологии применяются для составления проектов освоения лесов на арендуемых участках лесного фонда. ГИС-технологии получили применение при выявлении и учете текущих изменений в лесном фонде, вызванных стихийными природными и антропогенными факторами. Таблица 2.4.3.2.2 Анализ информационных технологий и систем в лесоустройстве и лесном хозяйстве Липецкой области № п/п Тема Реальность и проблема Предложения 1 Цифровые технологии 1. Вся лесоустроительная информация создается в цифровом виде, архивируется на магнитных носителях и передается в федеральные и региональные лесные структуры и отраслевым заказчикам. 2. Проблема состоит в том, что вся информация дублируется на бумажных носителях. Или наоборот — передается на бумаге и дублируется в цифровом виде. Они существуют параллельно. Сокращать объемы выпускаемой и передаваемой информации на бумажных носителях. 2 Применение АИС ГЛР 1. Внедрена с 2013 г. Ведение государственного лесного реестра автоматизировано как на уровне лесничества, так и на уровне субъекта. 2. Проблема — система не работает на повыдельном уровне, ряд функций не доработаны. Доработать систему с учетом замечаний по результатам практического использования в 2013—2014 гг. 3 Применяемые ГИС–технологии в лесном хозяйстве 1. Разнообразие применяемых ГИС–технологий в лесном хозяйстве. 2. Проблема — нет единой системы. Разработать удобную и простую ГИС–технологию на федеральном, региональном и локальном уровне В настоящее время управление лесного хозяйства области и лесничества распола- гают информационными базами в цифровом виде на все леса лесного фонда области. Таксационные и картографические базы данных объединены в одну геоинформаци- онную систему WinPLP. WinPLP — это система обработки информации как периодического, так и непрерыв- ного лесоустройства, в которой по сравнению с более ранними версиями все большее внимание уделяется задачам компьютерной поддержки ведения лесного хозяйства. Совместно с графическим редактором WinGIS (WinMAP), пакетом австрийской фирмы PROGIS, WinPLP образуется комплекс, обеспечивающий реальное совмещение картографической базы данных с таксационной, и на ее основе решение таких (не до- ступных ранее) задач, как тематическая окраска карт, внесение текущих изменений в совместную базу, а также задач, связанных с анализом, моделированием и прогнозиро- ванием лесохозяйственной деятельности. WinPLP обеспечивает работу с WinMAP, как с параллельно работающим приложени- ем, предназначенным для производства лесных карт и внесения изменений в них в про- цессе ведения лесного хозяйства. WinPLP предназначается как для комплексной обработки лесоустроительной инфор- мации в подразделениях лесоустроительных предприятий, так и для ведения лесного хозяйства в лесничествах, управлении лесного хозяйства. Лесоустройством были выполнены работы по созданию и передаче баз данных и программ работникам лесного хозяйства, проведен обучающий курс по ведению лесно- го хозяйства с использованием ГИС-технологий. В дальнейшем перед управлением лес- ного хозяйства стоят задачи по ведению таксационных и картографических баз данных, их актуализации, получению документов по характеристике лесного фонда, на основе которых будут приниматься управленческие решения. 2.5. Основные направления деятельности и перечень мероприятий в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения 2.5.1. Планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров Основными целями системы охраны лесов от пожаров являются сбережение лесных ресурсов, сокращение всех видов прямого и косвенного ущерба и создание условий для устойчивого развития лесной экосистемы. Организация выполнения противопожарных мероприятий по охране и защите лесов возложена на лесничества и должна соответствовать «Правилам пожарной безопасно- сти в лесах», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417. Территория Липецкой области по способу обнаружения и тушения лесных пожаров относится к наземному. Обнаружение лесных пожаров и борьба с ними осуществляется силами работников областного специализированного автономного учреждения «Лесопожарный центр» (ОСАУ «Лесопожарный центр»), лесопожарными формированиями лесхозов, а также ДПД областных казенных учреждений (лесничеств). В состав ОСАУ «Лесопожарный центр» входят 9 пожарно-химических станций (ПХС), в том числе: ПХС III типа — 1 шт; ПХС II типа — 1 шт; ПХС I типа — 7 шт. Пожарно-химическая станция III типа расположена на базе ОСАУ «Лесопожарный центр», остальные 8 расположены в лесничествах обла- сти. Наблюдение за пожарной обстановкой в лесах осуществляется с 12 пожарно-наблю- дательных вышек ВМПН-35, расположенных в шести лесничествах. Продолжение. Начало на 9–12-й стр. Продолжение на 14-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz