Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

№ 232/25110/ 3 ДЕКАБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО О н был выдающийся. Нет, не выдающийся, а вели- кий. Он больше Джеффер- сона иЛинкольна. Какая харизма! Какое политическое чутье! Какая глыба! Какой ма- терый человечище! О ком это, господа? О Борисе Николаевиче Ельцине. Ему был посвящен один из последних выпусков ток-шоу «Право го- лоса» на ТВ-Центр. Поклонни- ки Е.Б.Н., сменяя друг друга, вдохновенно соревновались, чей эпитет громче, чья ода торже- ственнее. Информационный повод для передачи — открытие в Екате- ринбурге «Ельцин-Центра». Сам музей поминали мимоходом. По-моему, напрасно. Проект не- бывалый. Кризис кризисом, нона него не пожалели, я не уловил, то ли пяти, то ли семи миллиардов. Жмотничать тут неуместно. Это ж вам не медицина, не пенсии, не многодетные семьи, а память о гиганте мысли и отце русской демократии. Осуществить гран- диозный замысел доверили, раз- умеется, не своейфирме, а амери- канской. Кстати, она, пожалуй, могла бы взять и подешевле. ШтатыЕльцину сильно обязаны. Онпринес имбольше пользы, чем «друг Билл» или Обама. Кроме того, ведущему Роману Бабаяну и его гостям, мне кажет- ся, стоило бы обсудить создание «Ельцин-Центра» в контексте ползучей реабилитации «лихих девяностых». Она незаметно превращается из реабилитации в апологию. Сперва нас осто- рожненько спрашивали: а вдруг девяностые были не очень уж и лихие? Дальше — больше: а вдруг они совсем не лихие, а наоборот — такие свободные и счастливые, каких в российской истории никогда не было? Однако авторы «Права го- лоса» предпочли иной ход. Они озаглавили дискуссию «Эпоха Ельцина». И пригласили соот- ветствующих персонажей. До- пустим, завсегдатая программы, который недавно, похохатывая, вспоминал, как, бросив науку, в ельцинские годы «сходил во власть» и устроил свои денежные дела наилучшим образом. Ныне это уважаемый ревнитель либе- ральных ценностей. Зовут его Борис Надеждин. Натурально, когда затевается разговор о тезке Надеждина, без него обойтись нельзя. Как и без Сергея Стан- кевича, задумчивого соратника Гайдара, Чубайса, Собчака. По- явился в студии и неведомыймне седовласый профессор с русски- ми именем и фамилией, но, если не ошибаюсь, из Гудзоновского университета. Ониз комфортного далека наблюдал гайдаровскую «шоковую терапию», чубай- совскую лютую приватизацию, кириенковский дефолт, две че- ченские войны по-грачевски. Слушая участников передачи, снисходительно кивал, когда кто-то вспоминал, как инженеры Ностальгия по загогулинам Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом и учителя переквалифицирова- лись в «извозчиков» и челноков. Или как солдаты в опорках иска- ли с голодухи на берегу бакланьи яйца. Он всем сочувствовал. Но большое видится на расстоянии. И видится гораздо оптимистич- нее, чем вблизи. Пусть Ельцин разрушитель. Но, во-первых, ве- ликий, а во-вторых, разрушал-то он пресловутый «совок». Акак прикажете быть, ежели «совок» несводим к идеологии, лозунгам о полной победе ком- мунизма, постановлениям ЦК, цензуре и репрессиям? Если он все-таки был материализован в мощных оборонных предпри- ятиях, перспективных техноло- гиях, космосе и лучшем в мире образовании? Вот и приходилось всем этимнемножкожертвовать. Демократия и свобода важнее бесплатного жилья и комплекса «Буран». Лес рубят — щепки летят. Очень эмоционален был из- вестный режиссер Райхельгауз. Артистическая натура, он перед Ельциным благоговеет. К боль- шевикам у него бесконечный список претензий за гонения и запреты. А при Борисе Нико- лаевиче Райхельгауз расцвел. Свой театр. Ставь без оглядок на цензуру все, что душеньке угод- но. А потом вези на гастроли в любую точку земного шарика. А оппоненты ему зачем-то твердят о грохочущихкаскамишахтерах, разворованных предприятиях, провинциальных больницах, где пациентов нечем было лечить и кормить. Господин режиссер напомнил мне одного философа. С ним я познакомился не по телевизору, а лично. Он говорил, что благодаря Е.Б.Н., не таясь, ходит теперь в храм и читает лекции то ли в Оксфорде, то ли в Кембридже. Я за него порадовался, но заметил, что каждый день вижу старушек, роющихся в помойных контей- нерах. Философ отнесся к этому по-философски. «ОстарушкахГо- сподь позаботится»,—бросил он. Тоже позиция. И до чего же удобная! Свобода, господа. Кто- то, однако, сформулировал: у большинства была «свобода бро- СМОТРИМ В ДЕКАБРЕ Стоило бы обсудить создание «Ельцин-Центра» в контексте ползучей реабилитации «лихих девяностых» 22 шенности». Государство бро- сило село, назвав его «черной дырой». Оставило массу довер- чивых людей в лапах «братков» и строителей пирамид. Забыло про двадцать пять миллионов русских, против собственной воли ставших эмигрантами, чу- жаками на бывших советских территориях. Там их объявляли «негражданами» (почти недоче- ловеками). Там, выходя из дому, они обнаруживали на подъезде надписи типа: «Русский брат, не уезжай, ты будешь у нас рабом». Московских реформаторов не сильно тревожили сидящие без зарплаты учителя и рабочие. Только что в «Моменте истины» промелькнуло, как однажды посоветовал Борис Николаевич руководителю крупного пред- приятия, выпускавшего секрет- ную продукцию: нечем платить людям? А ты продай технологии американцам, и у тебя будут деньги. Возвращаюсь к «Праву голо- са». На оппонентов Надеждин, Райхельгауз, Станкевич реа- гировали по принципу старого советского анекдота с рефреном «А у вас негров линчуют». Гра- бительская приватизация? Зато всем дали свободу слова. Страну развалили вопреки воле референ- дума? Зато создали свободный рынок. Да рынок-то получился дикий, преступный. Ну и что? Главное — появились парла- ментаризм и многопартийность. Так парламент-то в девяносто третьем после антиконституци- онного указа гаранта Конститу- ции расстреляли. Да, стрелять нехорошо, но Ельцин должен был покончить с бунтовщиками. Но они же законно избранные депутаты! Да, избранные. Но че- ресчур строптивые. Они мешали Ельцину укреплять демократию. Вы полагаете, теледиалог касался лишь давно минувших дней?Ошибаетесь. Ондемонстри- ровал: интеллигенция, предав соотечественников при Ельцине, готова предавать их и дальше. А как еще назвать ее недовольство возвращением Крыма, требо- вания ниже минимума урезать расходына армиюи уверенность, что Порошенко, Яценюк и даже Ярош— светочи демократии? За полтора часа словесных баталий ни у апологетов, ни у обличителей Ельцина ни разу не прозвучали слова «совесть», «мораль», «нравственность», «достоинство». Хотя именно эти понятия не без стараний «великого Ельцина» в «лихие девяностые» девальвировались и обессмыслились. А вслед за тем обесценилось и все остальное — и демократия, и патриотизм, и интересы России. Выжить «В сердце моря» СЕРГЕЙ ИВАНОВ Классический сюжет «МобиДика» нашел новую интерпретациюв выходящей сегодня на российские экраны приключенческой ленте «В сердце моря» обладателя «Оскара» Рона Ховарда. Это уже ше- стойфильм, снятый РономХовардом на основании реальных событий. До этогоХовард снял «Аполлон 13», «Игры разума», «Нокдаун», «Фрост против Никсона» и «Гонка». В 1819 году американский корабль «Эссекс» с командой из двух десятков человек на борту отпра- вился из порта в штате Массачусетс на китобойный промысел. Осенью 1820-го успешная на протя- жении полутора лет охота была прервана атакой гигантского кашалота на судно, в результате чего морякам пришлось пересесть в шлюпки. В течение трех с лишним месяцев они боролись за выживание посреди Тихого океана. Этот случай вдохновил Гер- манаМелвилла на создание романа «МобиДик». На съемкахфильма вновь встретились актеры, снявши- еся в «Игре престолов»,—МишельФэйрли (Кэтлин Старк), Джозеф Моул (Бенджен Старк) и Дональд Самптер (мейстерЛювин), гдеМоул выступал в роли шурина Фэйрли, а Самптер—ее советника. Судьбы их персонажей тесно переплетены и в фильме Рона Ховарда. Также в фильме снимались двое актеров из «Кинематографической вселенной «Марвелл»— Крис Хемсворт, известный исполнением роли Тора, и Том Холланд, снявшийся в роли Человека-паука. АКиллианМёрфи, ПолАндерсониШарлотта Райли уже снимались в «Острых козырьках». «В сердце моря» номинировали на «Оскар» за лучший фильм года. Еще одинмэтр—СтивенСпилберг—также пред- ставляет драму, основаннуюна реальных событиях. Действие фильма «Шпионскиймост» происходит на фоне серии исторических событий и рассказывает о бруклинском адвокате Джеймсе Доноване, который оказываетсяв эпицентрехолоднойвойны, когдаЦРУ отправляет его на практически невозможное зада- ние — договориться об освобождении захваченного в СССР американского пилота самолета-разведчика U2ФрэнсисаГэриПауэрса.Чтобырешить эту задачу, Джеймс Б. Донован, адвокат, специализирующийся на делах о страховке, берется защищать советско- го разведчика Рудольфа Абеля, подозреваемого в шпионаже. Последние кадры фильма снимали на Глиникском мосту в Берлине. Именно там в 1962 году ипроизошел обменРудольфаАбеля наПауэрса. Обмен многих других советских и американских разведчиков в годы холодной войны происходил как раз на этом мосту, за что в прессе его окрестили «шпионским». В главной роли Том Хэнкс. Отдохнуть от шпионских страстей можно на французской комедии «Superнянь 2» . Влюбленная парочка Фрэнк и Соня приглашают своих друзей на отдых в Бразилию, в роскошный отель богатенько- го папы Сони. Планировалось, что это будет отдых мечты, а Фрэнк сделает Соне предложение посреди всей этой экзотики. Но его попытки получить одо- брение отца оборачиваютсяполнымпровалом. Ведь с такими друзьями, как у него, и враги не нужны. Но настоящая катастрофа — впереди. Когда друзья — сексуально озабоченныйСэм, наивный чудакЭрнест и умственно отсталый Алекс — вместе с беднягой Фрэнком собрались на экскурсию, ушлый папаша пользуется возможностью и засылает в джунгли с этой бандой свою крикливую и надоедливую ста- рушку. В общем, Амазонка и ее девственные леса еще никогда не были в такой опасности! Отечественное кино на этой неделе представлено лентой в жанре фэнтези «Он — дракон» . В разгар свадьбыкняжнуМирославупохищает дракон, унося в свой замокна острове. Впрошломостались родные, жених, теперь только каменный плен в компании прекрасного Армана… но кто он и как оказался на острове? Мира поймет это слишком поздно: любовь к нему, человеку-дракону, откроет ей горькую ис- тину —любить страшно. В главных ролях молодые актеры Матвей Лыков и Мария Поезжаева. «Скоро Новый год! Пора выбрасывать елки!» — такой необычный девиз у предпраздничной комедии Василия Сигарева «Страна ОЗ» с Гошей Куценко, Яной Трояновой, Александром Башировым, Евге- нием Цыгановым, Инной Чуриковой иЮлией Сни- гирь. Новый год в России— стихия неуправляемая и беспощадная. Именно в это волшебное время непо- стижимый колорит русской души проявляет себя во всей красе. Пока жители Екатеринбурга готовятся к главному национальному празднику и нарезают оливье, ЛенкаШабадинова спешит до боя курантов принять смену в киоске на улице Торфорезов. Но она даже не подозревает, что новогодняя ночь при- готовила для нее свой безумный сценарий… ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz