Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ Тема следующего выпуска : « Дети и игрушки » «Ма-ам, купи мне новую куклу!» — просит дочь. И ар- гументы, что кукол — точно таких же да и всяких разных других—у нее полным-полно и эта вскоре окажется забытой вместе с многочисленными Барби и Винкс, не действуют. Родители ворчат, что количество игрушек превосходит все разумные пределы. Ворчат, но покупают. И задолго до очередного праздника начинают ломать голову, что же по- дарить, чтобы ребенку радость доставить, и как соблюсти разумный баланс в количестве игрушек? Да и сколько во- обще их должно быть?На эти вопросыпопытаемся ответить в следующем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нампо адресу: ул. Московская, 83 или на электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-67. Дети и порядок Когда в семьепоявляютсядети, вдоме, как правило, сразуже исчезает порядок. Однако если замалышамимы, взрослые, безропотно убираем пеленки-погремуш- ки, то от подросших чад уже требуем ак- куратности. Аониначинают уклоняться от самых простых обязанностей: отказы- ваются заправлятьпостель, мытьпосуду. Сколькоссормеждуродителямиидетьми разгораютсяна этойпочве! Какприучить ребенка поддерживать чистоту?Скакого возраста нужно воспитывать помощника и как не перегнуть палку в стремлении привить своему чаду любовь к порядку? Об этом сегодня размышляют участники «Родительского собрания». Александра Титушкина, мастер маникюра: — Я считаю: пока ребенок маленький, нечего стыдиться того, что дом содержится не в идеальном состоянии. А что по- делаешь? Ежеминутно ребенок что-то ест, крошит, проливает, рвет бумагу, роняет цветочные горшки и т. п. А если в семье детей несколько, то и вовсе наивно ожидать от них образцовой аккуратности. Конечно, я стараюсь убирать, но, как правило, это удается один раз — перед сном. В течение дня попытки на- вести порядок бесславно заканчиваются моим поражением. Думаю, приучать к порядку ребенка нужно, когда он начнет понимать, что это такое. Наверное, не раньше четырех-пяти лет. Валерия Фарафонова, предприниматель: — У нас с дочерью договоренность: в ее комнате поддержи- вать порядок—ее обязанность. Как она это будет делать—опять же ее личное дело: убирать сразу за собой после каждой игры или вволю наиграться всякими игрушками, а уже потом рас- ставить все по местам. Но к началу «Спокойной ночи, малыши!» все должно быть в порядке. Иначе — штраф в виде лишения просмотра «спокушек». Конечно, бывают капризы, но здесь главное—не дать слабину и помнить, что уговор дороже денег. Наталья Корикова, врач-стоматолог: — А что сложного в поддержании порядка? Нужно просто объяснить ребенку, что класть вещи на свои места — очень по- лезно, потому что всегда будешь знать, что и где лежит. И все члены семьи должны придерживаться данного правила. А еще ряд непреложных табу: никакой едыв комнате, только на кухне за столом. Не выдавать детям все игрушки, которые имеются. Если не играют, а начинают разбрасывать, то заменяем на те, по которым успели соскучиться. Дети должны собирать свои игрушки. Мои собирают перед прогулкой, обедом, сном. Сами заправляют свою постель. С моей помощью. Художественное творчество только под моим присмотром. Если делать все систе- матически, то со временем и дети приучатся поступать так же. Вообще, я считаю, что дети организуют маму. Если я не буду делать все по расписанию, в том числе и уборку в течение дня разбросанных мной и мужем вещей, то мои дети тоже вырастут неряхами. Поэтому я их на личном примере воспитываю. z Всегда приветствуйте стремление малыша помочь вам. Возможно, первая помощь и не будеттаковой вовсе и затем придется все переделывать. Но вы добье- тесь самого главного —желания ребенка. z Не пробуйте навязать вашему чаду определенный список обязанностей. Не го- ворите: «Вот это делать должен только ты». Предложите ему несколько вариан- тов. Хитрость заключается в том, что он обязательно выберет какое-то дело. Например, он захочет попробовать вы- мыть посуду, а на следующий день убрать свои игрушки. Главное—не заставляйте. z Расположите все вещи так, чтобы ребенку было удобно их брать и ставить на место—на низких открытых полках, ящиках, которыемалышможетбезтруда открыть сам. Игрушки, которые состоят из нескольких частей (кубики, конструк- тор), удобно хранить в корзинке, ящике. Воспитайте помощника Марина Вострикова, специалист центра семейной психологии Выставкиной Т. А.: —Самое главное — понимание родителя- ми того, что дети явля- ются их от- ражением. Поэтому, пытаясь научить ребенка чему-то, что не делаете сами, вы обречены на бесполезный труд. Важно определиться, чего вы хотите добиться: просто послуша- ния либо осознания того, что уборка в доме необходима, важна, и желания делать ее. Хорошим примером здесь служит совместное наведение порядка, которое подается не как тяжкий труд и посто- янное «надо», а в той форме, которая ребенку интересна. Хорошим стимулом является похвала за старание, даже если результат уборки далек от идеала, и акцент на про- деланной работе: «Посмотри, как сейчас нам приятно здесь играть» и т. д. Стоит учитывать, что в развитии детей есть так назы- ваемые возрастные кризисы: 3-, 7-летний и подростковый. И вводя определенные прави- ла, в том числе относительно порядка, родителям важно не переусердствовать, чтобы не подавить формирующуюся личность. Одна из причин, по которой малыш может отказаться от полезного тру- да, — страх не справиться с заданием. Вспомните себя: вы выходите на кухню после того, как у вас праздновала большая компания. Знакомо вам раздражение и минутный приступ слабости — с чего начать уборку «авгиевых ко- нюшен»? Такое же ощущение подавленности и страха испы- тывает маленький человечек при виде холмов из кубиков, мишек, машин. Здесь ваша помощь неоценима. Помогите малышу разделить непосиль- ную проблему на простые и выполнимые задачи: «Давай мама положит этот кубик в ящик. А ты принеси вон тот, красный. Вот у меня какой хороший помощник!». Так вы учите порядку, солидар- ности, взаимопомощи. Если вас раздражает это занятие, оно будет раздражать и ре- бенка. Вы даете указания, что говорится, сквозь зубы — он протестует. Вы спокойны, тверды и доброжелательны — он спокойно выполняет задание. И еще. Порядок—понятие довольно относительное. По сравнению с армейской казар- мой наше жилье—порой верх беспорядка. Но разве стоит равняться на спартанские условия, ведь дом— это в пер- вую очередь уют и удобство. А в детской комнате к тому же присутствует мир фантазии. Поэтому вещи должны иметь свое место, но при этом его определяет сам ребенок. А вы будьте готовы к его решению поселить тут или тамлюбимые игрушки. Это ни в коем случае не будет беспорядком. Ацелые города, которые маленькие творцы возводят в течение не- скольких часов, а то и дней? Здесь обязательно нужно про- явить уважение к творчеству ребенка. И не стоит произво- дить генеральную уборку без него. А если вы что-то случай- но разрушите, это точно будет «маленькая трагедия»! Вместе — веселее! Лариса Багранова, воспитатель детского сада № 83, г. Липецк: — В пе- д а г о г и к е существует единая схема, которую приня- то использовать при обучении ребенка тому или иному уме- нию. Сначаланужнопростыми словами объяснить ребенку, что вы от него хотите, затем продемонстрировать действие на собственном примере, по- сле чего проделать то же самое вместе с ним. Показывали ли вы малышу, как складывать свитер и куда его класть, а как собиратькарандашивкоробку? Казалось бы, очевидные вещи, как можно их не знать? Но ре- бенокиправдаможетне совсем понимать, что от него требует- ся. Ваши поручения должны быть максимально конкретны. Вместо «убери за собой одеж- ду»—«подними свитер с пола, аккуратно сложи его и положи на место, вот сюда». До этого, конечно, вы уже должны были показать (и не раз), как свора- чивать свитер. Вы можете понемногу за- ниматься с малышом, как только оннаучился хорошо си- деть и совершать простейшие действия с предметами: удер- живать погремушку, пере- кладывать из одной ладошки в другую. Сядьте рядом с ним, возьмите коробку и несколько небольшихпредметовудобных для захвата детской ручкой. Покажите малышу, как это здорово и весело — бросать их в коробку. В полтора года малыш будет очень рад, если вы позволите ему выбросить что-нибудь в мусорное ведро. Обязательно покажите ре- бенку, где должна лежать его одежда. Каждый раз, воз- вращаясь с прогулки, обра- щайте на это его внимание. Отведенное под детские вещи место должно быть доступно для ребенка! В два года малыш уже может складывать свою одежду или развешивать ее на детском стульчике. В этом возрасте можно доверить ему мытье своей посуды. Здесь также нужно все показывать и объяснять на примере. В 2,4 года ваш ребенок уже вы- трет пыль и польет из лейки комнатные растения и даже поможет вам «помыть» пол. Главное — сделайте уборку интересной для малыша. С помощью игры можно выстроить целую систему вос- питания и приучения к поряд- ку. Забудьте нудные уговоры убрать игрушки. Это никому не интересно! А вот путеше- ствие любимых героев на дно «Большой Коробки» — это да! Можно устроить семейное соревнование на скорость — «Кто быстрее». Победитель, конечно, получает приз. По- хвалите его, скажите, какой он молодец. № 232/25110/ 3 ДЕКАБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 НА ЗАМЕТКУ Страницу подготовила Марина Кудаева. Фото Николая Черкасова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz