Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

№ 227/25105/ 26 НОЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО В полузабытых теледиа- логах о науке Алексан- дра Гордона два профес- сора обсуждали однаж- ды, кем были князь Рюрик и его дружина, из каких краев явились наводить порядок среди перессо- рившихся славянских племен. Ну, конечно, они принадлежали к арийцам-норманам и прибыли из-за синего, вернее свинцового, холодного моря. Тех, кто считает варягов сла- вянами, а не предками нынеш- них шведов, на передачу не по- звали. О них почтенные ученые поминали мимоходом: мол, эти люди зашоренные, ангажиро- ванные, политизированные. Ради патриотизма онижертвуют истиной. И все-таки антинорманист- ская точка зрения существует. И ее разделяли, кпримеру, русский академикЛомоносов и советский академик Рыбаков. Допускаю: они прислушивались не только к скудным и путаным строчкам летописи, но и к голосу своего сердца. В конце концов, разве понятия «беспристрастность» и «бесстрастность» — синонимы? Да и норманисты бывают раз- ные. Завзятымпоклонникомнор- манистской теории был Адольф Гитлер.Ивесьманебеспристраст- но твердил: без железной длани арийцев недочеловеки-славяне не способны были создать госу- дарство! Что тут финтить, чита- тель! Истории вне политики, без политики, без национального интереса нет, не было и не будет. Элементарный факт: в ель- цинские времена по российским телеканалам беспрестанно де- монстрировались американские и британские документальные фильмыо Второймировой войне. Они не оставляли сомнений, кто победил гитлеровский рейх. Что тамбитва заМоскву, Сталинград, Курская дуга! Вот высадка вНор- мандии — это да! Что касается древнего про- шлого России, по-моему, сня- тый около трех лет назад фильм «Рюрик. Потерянная легенда»— убедительная и страстная версия призвания варягов. Ими создате- ликартиныназвалибратское сла- вянское племя. И мнение это не теряет весомости из-за того, что инициатором «Рюрика» был не ученый муж, а писатель, да еще юморист, сатирикМихаилЗадор- нов. Об исторической эрудиции и тем более об историческом чутье необязательно свидетельствует лишь дипломистфака. К томуже Задорнов взял себе в союзники серьезных специалистов. Они излагали свою позицию прямо в кадре. В том числе, кстати, и нашземлякдоктористорических наукВячеславФомин. Кто, кто, а он предмет знает досконально. И веско аргументировал шаткость нормандской концепции, так по- любившейся немцами скандина- вам еще в ломоносовскую эпоху. Вообще, «Рюрик» неординар- ное событие на отечественном ТВ. Его сделали на народные пожертвования. А после телепо- Князь Олег д , Артаньян Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом каза он собрал в Интернете чуть ли не два миллиона просмотров, опередив, по словам Задорнова, все прочие картины российских кинодокументалистов. И вот те- перь мыувидели продолжение— «ВещийОлег. Обретенная быль». Средства на него опять собирали всем миром. Фильм повествует о преемнике славянского князя Рюрика Олеге, что расширял владения Древней Руси, сплачи- вал, укреплял, защищалмолодое государство. Такое кино, конечно, учит, просвещает умы, восполняет ску- дость школьных учебников. Но не вмещается в границы чистого просветительства. Наверняка и у «Рюрика», и у «Вещего Олега» найдутся (уже нашлись!) непре- клонные критики. Так и должно быть. Пусть критикуют, спорят. Главное — оба фильма согреты любовью к русскому прошлому, они — камертон отношения к родной истории, ее преданиям и легендам. В бесстыжие девяно- стые на страну накатили грязные волнынигилизма. История годи- лась лишь для анекдотических роликов, где рекламировали вскоре лопнувшие банки. Сейчас мы пытаемся понем- ножку возвращаться к норме. А норма — это если никто не осме- ливается долбить ни старым, ни малым, что они имеют несчастье жить в самой неудалой стране. К слову, недуг самоуничижения на Русине новость. ЕщеАлексейХо- мяков, замечательныйфилософи поэт, иронически предлагал «бе- лоленточникам» девятнадцатого века сравнить, сильно ли уступа- ет Россия другим «просвещен- ным народам», соединяющим в себе «могущество вещественное и духовное». И убежденно поды- тоживал: несправедливы и гнус- ны мнения, что мы на их фоне ничтожны. Хроническую эту болезньпора, наконец, вылечить. И «Вещий Олег» — хорошее для того лекарство. Да вот энтузиазм Задорнова и не столь именитых кино- и теле- деятелей, чьи документальные фильмы скромно, без помпы идут по «Культуре» и ОТР, по ТВЦ и «Звезде», сталкиваются с опусами иного сорта. Я уж про- молчу о передачах, что сводят к дебильной схеме, допустим, при- чины, процессы, события тысяча СМОТРИМ В НОЯБРЕ Вообще, «Рюрик» неординарное событие на отечественном ТВ. Его сделали на народные пожертвования 22 девятьсот семнадцатого года. Здесь, как ни парадоксально, в одной упряжке оказываются ненавидящие друг друга неоли- бералы-западники и консервато- ры-почвенники. Бог с ними. Всяк на свой лад готовится к столетию Октября. Меня занимают ребята, для которых русская история все- го-навсего повод для гламур- ных сериалов. Персонажи этих пышных зрелищ мало похожи на реальных прототипов, зато сильно смахивают на лихих ге- роев Александра Дюма и Эжена Сю. Не спорю: «Три мушкетера» — нескучное чтиво. Но стоит ли судить по ним о Франции того времени? Симпатизировавший Дюма литературовед забавно описал его творческий метод: пи- сатель не боялсянасиловать исто- рию, потому что знал — полу- чатсяхорошие дети. Комплимент лестный, но двусмысленный. Легкий, заразительный дар рас- сказчика отнюдь не гарантирует, а скорее исключает возможность по-настоящему разобраться в минувшем. Так ведь вдобавок после «из- насилования истории» нашими доморощенными Дюма на свет появляются уродливые, а то и мертворожденные существа! И еще: вы обратили внимание, как часто, стоит появиться на домаш- них экранах выдающимся сооте- чественникам, мы испытываем досаду и неловкость? Когда-то, давным-давно, был добротный сериал о Ломоносове. Потом как обрезало. Ну, не радоваться же балаганно-лубочному «Есенину» или фильму о Георгии Жукове, возмутившему и близкихмарша- ла Победы, и тысячи ветеранов войны! Собственно, «сериальщики» подобных героев не сильно и любят. Они куда охотнее накру- чивают километры пленки об эстрадных кумирах. Естествен- но, фокусируя все внимание не на их творчестве, а на пикантных коллизиях. У«звезд», видите ли, есть право занимать место рядом с Суворовым, Менделеевым, Курчатовым, ЗоейКосмодемьян- ской. По крайней мере, один из газетчиков не случайно засек безбашенную реплику оперной дивы Казарновской в программе «Точь-в-точь». Она взахлеб рас- хваливала пародиста Галкина и сравнивала его выступление с… подвигомАлександраМатросова. У певицы ее уровня, кажется, должен быть чуткий слух. А тут такая фальшивая нота! Но неуж- то это большая неожиданность, господа? За редкими исключе- ниями подобные фальшивые звуки, полувранье и откровенное вранье во имя занимательности, рейтинга, конъюнктуры обнару- живаешь, нажимая чуть ли не на любую кнопку телевизионного пульта. Воины духа СЕРГЕЙ ИВАНОВ Звезда фильмов о Гарри Поттере Дэниэл Рэд- клиффповзрослелипредпочитаетсниматьсявролях, которыемаксимальнодалекиотобразаюноговолшеб- ника. Сегодня на экраны выходит фантастическая драма«ВикторФранкенштейн». Этоновыйвзглядна фантастическую историю Виктора Франкенштейна, на этот раз — с точки зрения его помощника Игоря. Его и играет Дэниэл Рэдклифф, а роль создателя чу- довищ доктора Франкенштейна исполняет еще одна британскаязвездаДжеймсМакЭвой.Поставилленту шотландецПолМакГиган («СчастливоечислоСлеви- на», «Гангстер№1», «Кислотный дом»). Солидный актерский состав — Майкл Фассбен- дер, Марион Котийяр, Дэвид Тьюлис собран в драме «Макбет» поодноименнойпьесеШекспира.«Кровьпо- рождаеткровь».ХолодныеполяШотландии, военный лагерь, всегда готовый переместиться в другое место. Макбетвсегданавойне, егожена,недавнопотерявшая ребенка, боитсяпотерятьещеимужа.Чтобыудержать его рядом, она начинает свой проект по устранению конкурентоввборьбезакоролевскуюкорону.Режиссер картины, номинировавшейся в этом году на главный приз Каннского кинофестиваля—Джастин Курзель. Его фильм «Снежный город» уже отмечали в Каннах. Знаменитый режиссер-визионер, создатель «Ше- стого чувства» , «Таинственного леса» и «Знаков»М. Найт Шьямалан возвращается на экраны с трилле- ром «Визит» под девизом «Любовь родственников не знает предела». Много лет назад героиня ленты бежала из родительского дома без оглядки и с тех пор стараласьне вспоминать событиятойсамойночи. Теперь у нее уже взрослые дети. Однажды они полу- чают приглашения от бабушки и дедушки, которых никогда не видели прежде, и решают нанести им ви- зит. «Визит» со скромным бюджетом в 5 миллионов долларов только в США собрал кассу в 64 миллиона. «Убийца» —криминальная драма канадца Дени Вильнёва («Пожары», «Пленницы») с Эмили Блант и Бенисио Дель Торо, получившая номинацию на Золотую пальмовую ветвь в Каннах. На америка- но-мексиканской границе женщина-полицейский сопровождает двух рейнджеров, которые пресле- дуют наркобарона. Она не подозревает, что по ту сторону границыесть тайное место, где не действуют никакие законы и царят насилие и разврат. При 30 миллионном бюджете общие сборы картины в мире составили около 80 миллионов долларов. Ещё один полицейский боевик недели — фран- цузский «Отряд» с Жаном Рено. Главный герой— легендарный полицейский СержБюрен, возглавля- ющий группумолодыхприспешников с нетипичным подходом. И неважно, используют ли они бейсболь- ные биты или напрочь забывают об уставе во время показательных арестов, результат налицо. В то же время группировка смертоносных грабителей с легкостью обчищает столичные банки иювелирные магазины. Бюрен и его подразделение попадают в непростую ситуацию: окажутся ли привычные им методы быстрого реагирования достаточными для того, чтобы остановить преступников? Отечественный кинематограф представлен на экранах боевиком «Иерей-сан. Исповедь самурая», снятый по сценарию Ивана Охлобыстина Егором Барановым («Фарца», «Саранча»). Главный герой фильма под девизом «Воин определяется не силой, а духом»ТакуроНакамура, в крещении отецНиколай —священникяпонскойправославнойцеркви, в про- шлом профессиональный спортсмен, а в настоящем —родной брат главы одного из влиятельных кланов якудза. Однажды он не смог пройти мимо насилия и защитил обычную девушку, вступив в схватку с людьми из враждебной брату группировки. Война кланов якудза неизбежна. Став заложником кри- минальных «разборок», священник подвергается смертельной опасности и его отправляют служить в российское село Глубокое, раздираемое внутрен- ними конфликтами. Это место крайне интересно Андрею Нелюбину для земельных махинаций, и он готов пойти на все, чтобыжители покинули родные земли. Отец Николай объединяет сельчан вокруг полуразрушенной церкви. Восстанавливая храм, они возродили мир между собой и приняли вызов. Началась уже совсем другая война… Исполнил не- обычную роль священника японский спортсмен ка- ратист Кэри-Хироюки Тагава, игравший во многих голливудских лентах—«Мемуары гейши», «Хати- ко: Самый верный друг», «Разборки вмаленькомТо- кио». Из наших актеров кроме Ивана Охлобыстина в картине можно увидеть Петра Фёдорова, Игоря Жижикина, Петра Мамонова, Любовь Толкалину. Детям адресован мультфильм «Хороший ди- нозавр» от знаменитой студии Pixar, создавшей «Вверх», «Рататуй», и другие анимационные хиты. По его сюжету динозавры не вымерли, а эволюци- онировали в разумных существ и живут и здрав- ствуют на Земле. А вот люди остались на довольно примитивной стадии развития. Фильм расскажет историюдружбыдинозавра ималенького мальчика. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz