Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА ЕЛЕНЫ БРЕДИС № 227/25105/ 26 НОЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 Право на счастье Кто умеет жить единой семьей ЕЛЕНА БРЕДИС Вас когда-нибудь ребенок, которого вы видите в первый раз в жизни, называл мамой? Причем очень спокойно и есте- ственно, без запинки, но и без экзальтации. Сначала я реши- ла, что ослышалась. Но потом заметила, что так же просто и непринужденно дети называют мамой директора Елецкой коррекционнойшколы-интерната Людмилу Остянко и завуча Ладу Бурлакову. НАБЛЮДЕНИЕ ПЕРВОЕ С ними легко и весело Мы еще летом договори- лись, что они приедут ко мне в гости, но получилось толь- ко сейчас, глубокой осенью. За столом кроме нас, троих взрослых, пятеро детей: Аня, Полина, Валера, Данила и Владимир Владимирович. Почему не просто «Володя», —не знаю, но именно так мне его представили. Удивитель- но, но придумывать тему для разговора и искусственно за- полнять неожиданные паузы совершенно не нужно: ребята просто переполнены впечат- лениями, эмоциями, инфор- мацией, которыми жаждут поделиться. Стоит одному начать рас- сказывать, в каком кружке он занимается, как тут же подключаются все остальные, чтобы наперебой успеть мне сообщить, сколько всего ин- тересного в их жизни. В этом радостном, веселом многого- лосии я едва успеваю запоми- нать: Полина с Владимиром Владимировичем занимаются хореографией и уже очень грациозно танцуют вальс,Аня — заядлая театралка, играет в школьной театральной сту- дии, выступает и побеждает на разных конкурсах, Валера тоже занимается и танцами, и театром, Данила рисует, поет и увлекается шахмата- ми. Кстати, Владимир Вла- димирович — маленький худенький мальчишка, чисто внешне не скажешь, что он уже в седьмом классе. У него заболевание, при котором категорически запрещено есть мучное, и как настоящий мужчина он стоически вы- держивает наличие на столе пирожных, не притрагиваясь к ним. Нельзя — так нельзя, фруктами обойдемся. Им интересно все. Рукоде- лием занимаются не только девочки, но и мальчишки, которые с удовольствием рас- сказывают, какие поделки они плетут из бисера, какие браслеты вяжут из резиночек для волос. И тут же мне в подарок достается очарова- тельная мышка из розового бисера. Я восхищаюсь косой Полины, которая искусно вывязана вокруг головы, а Владимир Владимирович с гордостью сообщает, что тоже умеет плести такие косы. А еще у них в классе в клетке живет ручная крольчиха, которую они выпускают по- гулять между партами и даже выносят летом на улицу. А еще есть морская свинка и собака, которой они сами сде- лали будку. Я не уверена, что с детьми из обычной школы мне было бы так же легко и весело об- щаться. Подозреваю, что дер- жались бы они отстраненнее и индифферентнее, что ли. Может, потому, что взрослые им не так интересны, а мо- жет, они просто не привыкли доверять старшим в такой степени. Впрочем, о взрослых в Елецком интернате чуть позже. НАБЛЮДЕНИЕ ВТОРОЕ Их не надо жалеть Признаюсь, до встречи с моими гостями я немного переживала, что неизбежное чувство жалости к этим де- тям, обделенным не только родительской любовью, но и здоровьем, помешает мне общаться с ними, что я буду сжиматься от боли, которую невозможноне почувствовать. Как же я ошибалась! Потому что их яркой, насыщенной со- бытиямижизниможно только завидовать. Передо мной рас- кладывают рисунки, которые они привезли на конкурс, организованный Липецкой и Елецкой епархией. На од- ном — изысканно-красивая Мечта, фантастическая, не- реальная, прекрасная. При- чудливое сочетание красок, парящие в небе дельфины, тонко прорисованные детали. На другом — солдат Великой Отечественной. Здесь выбра- ныочень скупые, лаконичные средства, почти плакатный стиль, но ты моментально понимаешь, что именно он тут и необходим. Короче, они творят, они ищут, они экспе- риментируют. А многие ли дети могут похвастаться, что регуляр- но бывают на Кремлевской елке, ежегодно в День защи- ты детей посещают утренние спектакли в Большом театре, выезжают в оздоровительные лагеря? Обо всем этом мне рассказывают, опятьже, пере- бивая друг друга, с восторгом и энтузиазмом. И еще я поняла: вот это естественное обращение «мама» даже к незнакомым женщинам означает толь- ко одно — в интернате они растут, окруженные самой настоящей материнской лю- бовью, в которой у них просто нет сомнений. Нет сомнений, что любая женщина — всегда мама. Когда Валера рассказы- вает, что у него самый лучший воспитатель, которого он при встрече всегда обнимает и це- лует, то остальные тут же на- чинают настаивать, что самые лучшие — у них. Директор интерната Людмила Остянко с гордостью сообщает мне, что у них работают «просто сумас- шедшие люди!» Те, для кого дети—на самомделе роднень- кие и бесконечно любимые: «Вот вы можете представить, чтобы школьный библиоте- карь с каждым ребенком, сда- ющим книгу, начинал разго- вор по душам о прочитанном? А у нас она ни одного просто так не отпустит!»Мама-Люда, мама-Лада, и еще очень много мам — заботливых, теплых, внимательных. НАБЛЮДЕНИЕ ТРЕТЬЕ Состраданию не учат Вроде бы, во время нашего общения таких ситуаций не возникало, но я все время чув- ствовала, что они в любой мо- мент готовы поддержать друг друга. Отдать подарок, если заметил, что товарищу тоже хочется, налить соседу сок или положить лишний кусо- чек торта. Людмила Алексан- дровна и Лада Владимировна рассказывают, что в интерна- те есть девочка, которая пере- двигается на ходунках. Когда ходунки сломались, то ребята буквально на руках помогали ей перейти из класса в класс, добраться до туалета. Причем сразу все были готовы прийти ей на помощь. Ко мне подхо- дит Валера: «Мама, может, вам ноги размять надо? А то я массаж делать умею, могу прямо сейчас, хотите?» А мы с вами придумываем какое-то инклюзивное образование, чтобы развить в наших детях способность сочувствовать и сострадать. Да только можно ли этому научить? Объясняя и рассказывая, как сложно и тяжело может быть другому человеку? Но ведь это про- сто чувствовать надо, в душе должна откликаться какая- то струна. А если нет ее, если родители никогда об этом не говорили, а лишь ограждали любимое чадо от всех нега- тивных эмоций? И какой тут «инклюзив» поможет? Я многого не понимаю в существующей системе. Я не понимаю, почему на два последних класса детей надо вырыватьизпривычнойирод- ной обстановки, разлучать с любимыми и близкими людь- ми и отправлять для заверше- ния учебы в другие районы? Неужели нельзя все это сде- лать на базе Елецкой школы- интерната, которая за долгие годы становится их настоя- щей семьей? Наверное, это потребует дополнительных организационных решений, финансовых затрат. Но разве ребята не заслужили этого? Или наше милосердие к боль- нымлюдям будет выражаться исключительно в строитель- стве пандусов, на которые ни один колясочник не заедет? Или в выкладывании улиц тротуарной плиткой, которая зимой превращается в настоя- щий каток? Это та же забота о больных и пожилых людях? Зато средства нешуточные. Полина и Владимир Вла- димирович, Валера и Данила пока просто радуются жизни. А вот красавица восьмикласс- ница Аня уже все понимает: «Я очень мечтаю стать актри- сой! Но я знаю, что не смогу, я же не ту школу оканчиваю…» Да, повзрослев, они уже все знают и понимают. Знают, как много дверей перед ними наглухо закрыты. Вопрос первый и он же главнейший: где и как получить профес- сию? У нас таких учебных заведений нет. Значит, ехать в другой город? Опять же, ка- куюпрофессию? Обучить всех строчить простыни ишить ру- кавицы? Но я отвечаю со всей ответственностью: эти дети способнына большее и нельзя их этого лишать! Иначе чего стоят все наши разговоры об обществе равных возмож- ностей и гуманизме? Да и с трудоустройством проблемы необходимо срочно решить. Я еще раз вспоминаю о мечтах Людмилы Алексан- дровны: создать на базе шко- лы-интерната целый ком- плекс, где было бы и обще- житие для выпускников, и курсы профессионального обучения, дающие право рабо- тать, и небольшое производ- ство. А самое главное — была бы их родная семья. Хотя бы на первых шагах во взрослой жизни: «Можно очень долго рассказывать о проявлениях их заболеваний, особенностях обучения наших ребятишек, формах и методах коррек- ционной работы. Это важно, необходимо. Но... Главное — мыживем единой семьёй. Да, большая семья, да, каждый со своими особенностями, со своим характером, настрое- нием, причем как дети, так и взрослые. Но это семья. И мы проживаем совместную жизнь. Бывает очень больно, когда что-то не складывается у деток после выпуска. Боль- но, когда видишь, что болезнь прогрессирует (это тоже слу- чается). И тем радостнее, когда жизнь ребят удается». Конечно, им тоже, быва- ет, везет. Вот сейчас семья Ушаковых, о которой мы уже писали, собирается взять под опеку из интерната троих детишек, в том числе и Вале- ру. Одну девочку планируют забрать в Подмосковье. Но это скорее исключение, а хо- телось бы правила. А еще — права на такуюже радостную жизнь, как в родной школе. Автор и ведущая рубрики «Клуб приемных родителей» Елена Бредис (в центре) с героями своих публикаций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz