Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

„ В настоящее время в ЛГПУ обучаются более 3,5 тысячи студентов. ТЕНДЕНЦИИ № 227/25105/ 26 НОЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Время надежд и свершений Липецкий педагогический университет переживает второе рождение СЕРГЕЙ КИБАЛЬНИЧЕНКО Последние годыбыли самыми трудными вжизниЛипецко- го государственного педагогического университета. Успешно сдав ЕГЭ, вчерашние старшеклассники поступали в престиж- ные столичные и питерские вузы. Многие выпускники хоть и не уезжали в дальние края, но предпочитали юридические и экономические специальности. Такая беда постигла едва ли не все провинциальные педагогические университеты. Столкнув- шись с трудностями, одни из них в растерянности топтались на месте, другие же, напротив, мобилизовали все свои силы для мощного рывка вперед. Судьба липецкого универ- ситета решилась буквально накануне нового учебного года. В последние августов- ские дни Министерство об- разования и науки России назначило Нину Федину ис- полняющей обязанности рек- тора. Надо сказать, что но- вый руководитель сразу же предложила продуманную программу действий, при- званную превратить ЛГПУ в один из лучших педагогиче- ских вузов страны. В беседе с журналистом «Липецкой газеты» Нина Федина под- робно рассказала, какой ей видится дальнейшая судьба университета. Министерство проводит эксперимент — Нина Владимировна, не прошло еще и трех меся- цев, как вы возглавили вуз, а в университете уже начались глубинные преобразования. Какова их главная цель? — Современной России как воздух нужны хорошие учителя, но уровень их под- готовки повсеместно хрома- ет. В создавшейся ситуации наше профильное мини- стерство большие надежды возлагает на модернизацию педагогического образова- ния. По всей России уже отобраны 30 «пилотных» вузов. И хотя липчане не вошли в их число, министер- ский список в ближайшее время будет расширен. Так что у нашего университета появится прекрасный шанс, чтобы получить дополни- тельное финансирование из федерального бюджета, став одним из участников целевой государственной программы. И хотя модернизация пе- дагогического образования включает в себя несколько направлений, главная идея заключается в том, чтобы объединить возможности разных вузов. Липчане , кстати, уже делают первые шаги в этом направлении. Не буду раскрывать всех секретов, скажу лишь, что в настоящее время прорабаты- ваются варианты совместной работы с лучшими россий- скими вузами. Дело в том, что современные средства связи позволяют без труда общаться преподавателям и студентам, находящимся за сотни километров друг от друга. Так что ЛГПУ, попав в число «пилотных» вузов, сможет привлечь к работе из- вестных российских ученых. Соответственно повысится уровень подготовки будущих учителей, возрастет и наша конкурентоспособность на рынке образовательных ус- луг. Немаловажно и то, что липецкие доктора наук так- же получат возможность читать лекции студентам других вузов. Создаются шесть институтов — Какие внутренние ре- зервы имеет университет для своего развития? — Если собрать воедино разрозненные силы, универ- ситет намного станет силь- нее. Пока что у нас существу- ют двенадцать факультетов, объединяющих порой две небольшие кафедры с малым числом преподавателей. Но в феврале следующего года будут созданы шесть инсти- тутов — филологии, есте- ственных, математических и технических наук, истории, права и общественных наук, физкультуры и спорта, куль- туры и искусства, психоло- гии и образования. Новая структура не только соот- ветствует реалиям времени, она позволит еще и гибко реагировать на потребности региона. Каждый институт будет активно развивать те направления, которые наи- более востребованы совре- менной школой. Одновременно укрупнят- ся и институтские кафедры, что благотворно скажется на научной деятельности уни- верситета. Сказанные слова требуют небольшого поясне- ния. Еще с советских времен в нашей стране развивается преимущественно академи- ческая, но не университет- ская наука. Основным же предназначением вузов счи- талась подготовка студентов. Но сегодня Министерство образования и науки суще- ственно изменило свои под- ходы. Теперь во главу угла ставится научная деятель- ность, которая во многом и будет определять лицо вуза, его место в общероссийском рейтинге. Думаю, что в рам- ках институтов наши препо- даватели получат дополни- тельный стимул заниматься серьезной исследовательской работой. Руководством уни- верситета будут созданы для этого и дополнительные стимулы. Как эксперту Рособрнад- зора мне хорошо знакома практика лучших россий- ских вузов. Один универ- ситет, например, за корот- кий отрезок времени в разы улучшил результаты своей научной деятельности. Ры- вок произошел после того, как в вузе стали составлять рейтинг преподавателей. Причем во главу угла были поставлены именно научные достижения. Люди, которые жили успехами прошлых лет, но ничего не делали в на- стоящем, сразу же оказались в нижней части рейтинга. Такой удар по самолюбию заставил их взяться за на- писание монографий и про- ведение серьезных научных исследований. И результаты не заставили себя ждать. — Что еще делается для того, чтобы повысить уро- вень подготовки будущих учителей? —Я твердо убеждена, что будущего учителя не воспи- тать в отрыве от школы. Вот почему сейчас нет важнее задачи, чем изменить от- ношение к педагогической практике, которую студенты проходят на старших курсах. В ближайшей перспективе организовывать её мы бу- дем исключительно на базе лучших школ региона. Но уже сейчас университет до- говорился о сотрудничестве с гимназией № 64. В резуль- тате наши студенты смогут общаться с лучшими липец- кими учителями, посещать их уроки и перенимать пере- довой опыт. Одновременно мы за - пускаем проект «Мастер- Класс». Смысл его заклю- чается в том, что студенты будут проводить уроки в аудиториях, оснащенных камерами видеонаблюдения. Что это даст? Университет- ский преподаватель, кури- рующий педагогическую практику, сможет за своим компьютером следить за происходящим в классе в режиме реального времени. Записанные уроки затем всесторонне будут проана- лизированы, что позволит будущим учителям со сто- роны увидеть свои ошибки и недостатки и вовремя их устранить. Перечисленные нововведения, таким об- разом, помогут студенту всесторонне овладеть про- фессией педагога. И когда лучшие наши воспитанники придут трудиться в обычную школу, они начнут внедрять передовые методики, на ко- торые обязательно обратят внимание и другие учителя. Будут и магистры — Какие еще перемены ждут университет? —До настоящего времени университет осуществлял подготовку студентов только по программам бакалавриа- та. Теперь нам предстоит сде- лать важный шаг вперед. В следующемучебном году луч- шие выпускники, получив- шие дипломы бакалавров, впервые смогут продолжить обучение в магистратуре, правда, пока только на плат- ной основе. Но таков порядок, уста- новленный для всех без ис- ключения вузов. Бюджетные места университет получит только после того, как аккре- дитует новые учебные про- граммы. Причем основной акцент в них будет сделан на научно-исследователь- скую работу. Выпускникам предстоит даже защитить магистерскую диссертацию. Соответственно и заниматься со студентами будут лучшие наши преподаватели, в пер- вую очередь доктора наук. Другое новшество связано с довузовской подготовкой абитуриентов, имеющих пра- ва на льготы при поступле- нии в вуз. Это и инвалиды, и представители многодет- ных семей, и те, кто прошел службу в армии. Для них в университете будут зарезер- вированы 100 бюджетных мест. Наш новый проект позволит многим молодым люд ям п р и - обрести вос - требованную профессию и, как результат, найти свое ме- сто в жизни. — Н и н а Владимиров- на, сможет ли университ е т своими сила- ми претворить в жизнь наме- ченные пла- ны? — Почему только своими силами? Все- с т о р о н н ю ю п о д д е р ж к у университету оказывает ад- министрация области. Пер- вого сентября у нас на торже- ственной ли- нейке впервые побывал глава региона Олег Петрович Королев. В своем выступлении он четко обо- значил задачу, чтобы наш университет стал вузом ми- рового уровня. Искреннюю заинтересованность в судьбе ЛГПУ проявляет и Мини- стерство образования и на- уки России. Достаточно ска- зать, что впервые за долгие годы нашему университету выделили из федерально- го бюджета 15 миллионов рублей на развитие матери- ально-технической базы. Не- обходимые документы уже подписаны, так что деньги обязательно придут до конца этого года. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Справка «ЛГ» Многие помнят Нину Федину как эффективного руководи- теля городского департамента дошкольного образования, которому за короткий срок удалось избавить Липецк от многотысячных очередей в детские сады. Её послужной список, тем не менее, на этом не ограни- чивается. В 2007-2008 годы она — руководитель Центра дошкольного образования Учреждения Российской ака- демии образования «Институт стратегических исследований в образовании». Затем трудилась на ответ- ственных должностях во все- мирно известном издательстве «Просвещение». В 2013—2015 годах — проректор по научной работе ЕГУ имени И. А. Бунина. Кандидат педагогических наук, автор более 70 научных работ в сфере педагогики и образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz