Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

3 № 223/25101/20 НОЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Классный подход Липецкие педагоги возрождают традиции российского наставничества Ольга Шкатова — У нас сложился очень хоро- ший коллектив, крепкий сплав опытных педагогов и совсем молодых, делающих первые шаги в профессии, — такова точка зрения учителя началь- ных классов липецкой школы № 24 Елены Белкиной, в трудо- вой книжке которой лишь одна запись, сделанная более трид- цати лет назад. —Преемствен- ность поколений одинаково важна для всех нас. По словам директора Веры Иванищевой, наставничество особой строкой вписано не только в новый коллективный договор школы, но и подкреплено финан- сово городским департаментом образования. Возрождается традиция на- ставничества и в других липец- кихшколах. Думается, обратить- ся к ней заставила непростая ка- дровая ситуация, сложившаяся в нашей системе образования. На протяжении многих лет выпуск- ники педагогических вузов не торопились в школьные классы. Из-за этого кадровый состав в образовательных организациях сильно постарел. Итолько сейчас наметилась тенденция омоложе- ния коллективов. Вот и в 24-йшколе за каждым из семи молодых специалистов, пришедших сюда за последние три года, закреплен более опыт- ный коллега. Елена Белкина второй год является наставни- ком Ольги Гайдуковой. Очень доброжелательная, отзывчивая, погруженная в профессию—так рассказывает педагог о своей под- шефной, которая, междупрочим, с отличием окончила и бакалав- риат, и магистратуру в ЕГУ им. И.А. Бунина. — Елена Васильевна — от- ветственный и очень располага- ющий к себе человек, — утверж- дает в свою очередь Ольга.—Она никогда не откажет в помощи, а я задаю много вопросов, касаю- щихся и дисциплины в классе, и взаимоотношений с детьми, и методики преподавания. Молодому учителю началь- ных классов доверили работу с одаренными детьми, принимаю- щими участие в различных кон- курсах. Самаже Ольга уже имеет серебряную медаль в номинации «Методическая копилка» все- российского конкурса «Учитель! Перед именем твоим…» Основы педагогического братства заложили в 24-й школе выдающиеся педагоги и едино- мышленники Михаил Раков- ский и Сталь Шмаков, оставив- шие богатое наследие, которое бережно хранят и учителя, и ученики. Небольшая, уютная, со своими традициями школа всегда оставалась центром при- тяжения творческих людей. Поэтому выпускники приводят сюда учиться своих детей и при- ходят работать сами, получив дипломы специалистов, как, например, учитель английского языка Мария Горбунова. — Честно скажу, два года назад были сомнения по пово- ду того, как встретят меня в качестве коллеги мои бывшие учителя, — признается Мария. —Но они отнеслись ко мне очень тепло. Яне только уроки веду, но и курирую олимпиадное движе- ние. Как говорят, дома и стены помогают, поэтому работается мне здесь хорошо. — Знала, что иду в замеча- тельную школу с богатой исто- рией и традициями, в коллектив педагогов-единомышленников, — рассказывает учитель исто- рии, обществознания и права Юлия Губанова. — Приятно удивило то, что старшие коллеги всегда готовыприйти на помощь, и я даже в самом начале моей профессиональной деятельности не испытывала больших труд- ностей. Юлия работает в школе чет- вертый год, совмещая препода- вание с учебой на юридическом отделении вуза. Разглядев в ней хорошего организатора, коллеги нисколько не сомневались в том, что первая экспедиция ребят на раскопки под ее руководством в дни летних каникул пройдет на высоте. Сегодня кое-кто из ее участников занимается обобще- ниемпроделанной работы, чтобы представить ее итоги на заседа- нии научного общества учащих- ся, которым, кстати, руководит тоже Губанова. А еще она занимается органи- зацией конкурса «Моя будущая профессия — учитель», про- должающего традиции настав- ничества, за которое ратовали и Шмаков, и Раковский. — Жаль было расставаться с идеей педагогических клас- сов, поэтому восемь лет назад мы стали проводить для стар- шеклассников этот уникаль- ный конкурс, — рассказывает заместитель директора Ольга Садовникова. — Ребята, с од- ной стороны, копируют нас, но с другой, самоутверждаются. Есть дети, которые принимают участие в этом конкурсе на про- тяжении нескольких лет, и вид- но, как они растут. Это помогает им определиться с профессией. Каждый год несколько наших выпускников, нацеленных на работу в школе, поступают в педагогические вузы. Мы на- деемся, что через несколько лет в наш коллектив вернутся свой филолог, информатикиисторик, а мы поможем им стать профес- сионалами. Фото Павла Острякова Мудрое слово наставника в назидание молодым учителям. Родовые гнезда ждут гостей Туристические маршруты региона вызвали интерес у москвичей Сергей Малюков Липецкая область представила свои достопримечательности и новые туристические маршруты на фестивале Русского географи- ческого общества в Центральном доме художника в Москве. На форум, посвященный 170-летнему юбилею РГО и проходивший под девизом «Открываем Россию заново», по результатам предва- рительного конкурсного отбора были приглашены двадцать регионов страны, подготовивших наиболее яркую и интересную программу. Нашу область на фестивале в Москве представляли начальник областного управления культу- ры и искусства Вадим Волков, руководитель Государственной дирекции по охране культурно- го наследия Липецкой области Андрей Найденов, председатель Липецкого областного отделения РГО, заведующая кафедрой гео- графии ЛГПУ Любовь Беляева и член Совета ЛООРГО, сотрудник музея-усадьбы Петра Семенова- Тян-Шанского Александр Бог- данов. Липецкий стенд, предста- вивший красоты нашего края, а также три новых туристических маршрута — «Литературное кольцо Черноземья», «Русский Иерусалим» и «Неоконченная пьеса русской усадьбы», — вы- звал большой интерес у гостей фестиваля.Посетивший его пред- седатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подробно рас- спросил участников делегации о ходе восстановительных работ в усадьбе выдающегося русского ученого и путешественника, од- ного из корифеев Русского гео- графического обществаПетраПе- тровича Семенова-Тян-Шанского в селе Рязанка Чаплыгинского района. Проект концепции созда- ния музея-заповедника «Родина П.П. Семенова-Тян-Шанского» получил весной этого года грант от председателя попечитель- ского совета РГО, Президента России Владимира Путина. Воз- рождение усадебного комплекса — главное на данный момент направление работы Липецкого отделения РГО. Президенту РГО, министру обороны России Сергею Шойгу была торжественно вручена не- давно вышедшая книга Алексан- дра Богданова «Усадьба Рязанка. Владельцы и их окружение», повествующая о богатой собы- тиями истории родового гнезда Семеновых. Около 80 тысяч посетителей фестиваля увидели интерактив- ные материалы об исторических и культурных памятниках Ли- пецкойобласти. Выбравмаршрут «Литературное кольцо», тури- сты смогут посетить памятные места, связанные с творчеством русских классиков в областном центре, а также Ельце, Лебедя- ни, Долгоруково и поселке Лев Толстой, в прошлом станции Астапово. «РусскийИерусалим» познакомит гостей с храмами и монастырями Задонщины, рас- скажет о жизни и деятельности одного из самых почитаемых русских святых святителе Тихо- не Задонском. Абсолютно новый маршрут—«Неоконченнаяпьеса русской усадьбы» — включает в себя знакомство с домом свет- лейшего князя Меншикова в старинном Раненбурге-Чаплы- гине, поместьем дворян Буни- ных и князей Кропоткиных в селе Урусово и музеем-усадьбой великого путешественника и ученого Семенова-Тян-Шанского в деревне Рязанка Чаплыгин- ского района, возрождающимся имением героя Крымской войны генерала Муравьева-Карского в Скорняково Задонского района и усадьбой дворян Стаховичей близ Ельца. Фото Сергея Малюкова В реформаторском угаре Елена Бредис С самого начала девяностых России катастрофически не везет с министрами образования. Тогда это еще можно было объяснить про- исками новоявленных демократов, замысливших уничтожить страну. Но чем дальше, тем больше я убеждаюсь: это рок, господа. А с роком бороться, ясное дело, беспо- лезно… Б ольшинство из нас до сих пор не может забыть заявление бывшего министра об- разования Андрея Фурсенко, сделанное им в 2007 году: «Недостатком советской системыобразования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобывзрастить квалифицированного потребителя, способногоквалифицированнопользоваться результатами творчества других». Идело ведьне в том, что онснаивностьюребенка выдал «секретПолишинеля»младореформаторов, которыепред- почитали вот такне резать правду-матку в глаза народу, а облекать ее в более красивые одежды. Дело в другом: по- сле этой своей «заявы» он на высоком посту еще пять лет благоденствовал. Видимо, озвучил то, о чеми его коллеги по правительству думали. Словом, внимание обращать на подобные перлы никто не стал. Я не скажу, что образовательная сфера не вызывает нынче беспокойствана самомвысокомуровне. Еще каквызывает! ВоннынешнийминистрЛивановце- лый инновационный проект разработал: «В следующем году будет запущен совместно с лучшими российскими учителями проект «Электроннаяшкола», которая позво- лит создать открытыйресурс с полнымшкольнымкурсом в помощь всем учащимся и педагогам». Я, правда, не очень поняла, при чемтут лучшие учи- теля, поскольку о роли учителя в про- екте вообще речь не идет. Электронные журналы, электрон- ные дневники, элек- тронные учебники. Премьер-министр, увлекающийся гад- жетами, понятно, в восторге. Я вот что спро- сить хочу: это в ка- кие же деньжищи выльется? Может, учителям лучше зарплату поднять? Потому как сказки про их вполне «при- личные» зарплаты только для совсем уж наивных, кому неприходитвголову поинтересоваться, какую ж нагрузку надо тянуть, чтобы в конце месяца при- близиться к «среднему заработку по промышленности». Знаете, на ком держится современная российская школа, особенно в провинции, в глубинке? На учителях советской формации. Это они говорят: «Да нам даже если платить не станут, мы все равно будем каждый день при- ходить в школу и учить». И это их вы собираетесь заста- вить разбираться в электронных журналах и дневниках? Зачем?! Чтобы, устав от этой пустой и ненужной работы, онипоскорее быушлина заслуженныйотдых?Потомучто от учениковиот своегопризванияониникогдане устанут, а вот от бессмысленной траты времени — наверняка. Н ынче высоколобые ученые мужина всевозможных телевизионных ток-шоу ломают копья вокруг того, можно ли привить школьникам и студентам чувство патриотизма, и если да, то как и в рамках каких предметов. Они бы, может, свои серые клеточки так не напрягали, но деваться-то некуда — с самого верха установка дана: обеспечить патриотическое воспитание подрастающего поколения. Так, может, мы эту задачку тоже решимприпомощипроекта «Электроннаяшкола»? Сделаем электроннуюверсию единого учебника истории, например.Ивсе, духпатриотизма тутже внедрится в умы и сердца отроков и отроковиц. Господину Ливанову обратить бы внимание на но- вые государственные стандарты, которые не уточняют, сколько именно часов тот или иной вуз должен отдать на преподавание истории, а в итоге каждый решает сам для себя. Решили, что будущимметаллургамили строителям знатьисторическоепрошлое своейРодинынеобязательно, и бросили как кость два-три десятка часов на аудиторные занятия. Не важно, что после этого они все равно не будут знать разницу между Второй мировой и Великой Отече- ственной, между Рюриковичами и Романовыми. А кому это надо? Их будущие работодатели могут потребовать выучить наизусть корпоративный гимн, но уж никак не Гимн России. Про выпускников российских школ я вообще молчу. Это ж просто анекдот получает- ся! Мигрантов из ближнего зарубежья мы теперь будем заставлять сдавать экзамены по истории России, а для собственных детокЕГЭпо истории остается экзаменомпо выбору: хочешь—сдавай, не хочешь—не сдавай. И ведь «хотят» только те, кому это дляпоступлениянеобходимо. О днако инновационно-реформаторский угар продол- жает витать над Министерством образования. То ажиотажсвведениемЕГЭ,точехардасбакалавриатом и магистратурой, то теперь вот «Электронная школа». И что ведь характерно: дымный след от этого угара приводит прямиком на Запад. Туда, где вместо слова «образование» существует «обучение». Чувствуете разницу? Корень «об- раз» потому и есть в русском слове, что для нас это не про- сто процесс «накачки» учащегося неким объемом знаний и навыков, а формирование человека по образу и подобию Божию. И для такого формирования необходимо сохране- ние традиций, а не внедрение новых гаджетов. Изошутка Андрея Исупова Вспоминая великого земляка Издан альбом о бунинских местах Владимир Петров В минувшем октябре в России широко отметили 145-летие со дня рождения Ивана Бунина, нашего великого земляка. Творчество его не тускнеет с годами: набегающее время, меняю- щийся мир, как и психология людей, лишь укрупняют, увеличивают ценность его писатель- ского наследия. Для русских это особо важно, ведь Бунин вы- пукло, с любовью и честностью писал о русской жизни. «Только не бросайте русской жизни — так она горько-прекрасна в Вас», — обращался к нему уже в эмиграцииИванШмелев, сам тонкий знаток и художник России ушедшей. Бунину ставят памятники, открывают музеи его имени, публикуют новые исследования о его жизни и творчестве. ВСанкт-Петербурге активным пропагандистом его таланта много лет является член Союза писателей России, уроженец села Гло- тово-ВасильевскогоИзмалковскогорайонаЕвгений Демкин. Он автор нескольких книг-исследований о жизни и творчестве любимого писателя. Благодаря его стараниям в селе Глотово установлен памятный знак о пребывании Ивана Алексеевича в этом так много значимом в его биографии селе, в доме род- ственников Пушешниковых. А совсем недавно Евгений Николаевич выпу- стил хорошо иллюстрированный альбом «Бунину — благодарные потомки». Это своего рода свод под одну обложку всех памятных мест в разных уголках России и дальнего зарубежья, связанных с Буниным и отмеченных потомками— созданием музеев, открытием мемориальных досок и знаков. Одесса, Полтава, Орел, Елец, Липецк, Воронеж, Москва, Петербург, Ефремов и, конечно, Франция, где прошли последние годыжизни писателя, где он обрел мировую известность. Особый раздел альбома посвящен школьным бунинским музеям Липецка, родовому поместью в Озерках, Глотово-Васильевскому. Листая с лю- бовью подготовленное издание, читатели могут совершить удивительнуюпо масштабам экскурсию по бунинским местам. Те же, кто на всю жизнь по- любил творчество писателя, знатоки его стихов и прозы с благодарностью воспримут альбом — как свидетельствонеувядающейпамятио великомсыне России, которую Бунин любил с особой сердечно- стью и всю жизнь вдохновенно воспевал. И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным Коленам припав... А еще к 145-летию нобелевского лауреата Евге- ний Демкин опубликовал в сентябрьском номере газеты «Литературный Санкт-Петербург» обшир- ную статью о писателе—весомое информационное дополнение к альбому. Фото Сергея Литаврина КОРОТКО Удачный «Дебют» Воспитатель детского сада № 29 города Липецка Галина Алехина стала абсолютной победительницей городского про- фессионального конкурса молодых педагогов дошкольных об- разовательных учреждений «Дебют». Вфинале, состоявшемся в актовом залешколы№20, за победу боролись пять конкурсанток, набравших по итогам первого тура наибольшее количество баллов. Молодые педагоги представляли детские сады № 17, 29, 76, 78, 101 областного центра. Молодые специалистызащищали самопрезентацию«Я—педа- гог». Конкурсантки пели, танцевали, читали стихи. Их оценивало жюри, в состав которого вошли специалисты Липецкого государ- ственного педагогического университета, департамента образова- ния администрации города Липецка, Липецкого регионального отделения«Профсоюза работников народного образованияинауки РФ». Заместитель главы администрации города Липецка Антон Курочкин и председатель департамента образования ЕвгенийПав- лов поздравили «пятерку» лучших молодых педагогов дошколь- ных образовательных учреждений и вручили им сертификаты на денежное вознаграждение. Жизнерадостный лубок Полсотни колоритных картинок, выполненных в характер- ной стилистике русского лубка, можно увидеть на персональной выставке московского художника-графика Сергея Трубникова, открывшейся в областном выставочном зале. Название у экспозиции из коллекции художественно-выставоч- ной галереи города Чаплыгина не менее оригинальное, чем работы мастера — «Об орлах, медведях, слонах да мухах и прочих всяких человечьих муках». Вниманию публики предлагаются сюжеты из цикла«Московскиенародныекартинки»—борьбапростогочеловека с зеленым змиеми содомским грехом, размышления на темыбытия имироздания, образыотважного летчикаНестерова, освободителей Отечества Минина и Пожарского и прочих достойных героев. Остроумие, гротеск, сатира, присущиеработамСергеяТрубнико- ва, успешнодоказывают, чтолубокисегодняактуален. «Московские народныекартинки»находятсяв собранияхГосударственногоисто- рическогомузея, Российской государственнойбиблиотеки, Россий- ского государственноговоенно-историческогоархива, Государствен- ноголитературногомузея, музеяВ.Маяковского, Государственного музея-заповедникаЦарскоеСело, а также вчастныхколлекцияхпо всему миру. Выставка продлится до 29 ноября 2015 года. Подготовил Иван Сергеев. ” Однако инновационно- реформаторский угар продолжает витать над Министерством образования. То ажиотаж с введением ЕГЭ, то чехарда с бакалавриатом и магистратурой, то теперь вот «Электронная школа». И что ведь характерно: дымный след от этого угара приводит прямиком на Запад

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz