Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ № 22-23/24900-24901/ 5 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Дети зачастую не умеют правильно различать эмоции . Ведь этому учатся с самого рождения , учатся от родителей . Обретение родной души Каким должен быть эмоциональный контакт с ребенком ЕЛЕНА БРЕДИС Наш «Клуб приемных родителей» открыт для всех. И для тех, кто уже принял свое решение и те- перь осваиваетнепростую, но такуюрадостнуюнауку обретения новой родной души. И для тех, в ком эта мысль, быть может, только зарождается. А вдруг кто-то случайно за- глянет на эту страничку, начнет регулярно читать и внезапно почувствует, что упускает свое самое большое в жизни счастье? Как знать, как знать… В любом случае обещаем не оставить без ответа ни один вопрос и ни одну историю. Легко объяснить усынов- ление детей бездетными па- рами, но почему родители, уже имеющие родных детей, вдруг принимают такое ре- шение? С какими проблемами им приходится сталкиваться? Об этом мы беседуем с пси- хологом Школы приемных родителей областного Центра психолого-медико-социаль- ного сопровождения Жанной Глазуновой. — Мотивация самая раз- ная. Очень часто это люди, которые изначально мечта- ли о многодетной семье, но какие-то причины помешали эту мечту осуществить. Бы- вают люди, которым просто хочется помочь ребенку. Ко- нечно, бывают трагические случаи, когда родители те- ряют ребенка и именно по этой причине обращаются за усыновлением. Но тогда мы им советуем подождать год- два. Понимаете, требуется время, чтобы отгоревать, от- плакать. В противном случае получится, что вы просто пытаетесь «заместить» своего малыша приемным. Но ведь это совсем другой ребенок, со своей душой, своим характе- ром, и недопустимо пытаться видеть в нем копию того, кого вы потеряли. Знание — сила — А для чего Школу при- емных родителей сделали обязательной? Тем более если уже есть собственный роди- тельский опыт… —Да, он может помочь, но не во всех случаях. Дети, по той или иной причине лишив- шиеся родителей, — особен- ные, и это надо знать. Главная их особенность в том, что они были лишены самых основ- ных, базовых потребностей, ну, или сильно в них ограни- чены: это чувство защищен- ности, которое дает близкий человек, особенно—мама, это ощущение материнского эмо- ционального отклика. Я уже не говорю о случаях, когда у малыша нет регулярного пита- ния, когда о нем элементарно не заботятся. Это называется депривацией, и приемные родители должны знать, как она протекает. И, конечно, важнейшаярольШколывпро- филактике вторичного сирот- ства, когда детей возвращают в детдом. — А для чего родителям нужны эти знания? — Вот лишь один при- мер: такие детки зачастую не умеют правильно различать эмоции. Ведь этому учатся с самого рождения, учатся от родителей. Когда такого опыта нет, ребенок просто не понимает, что вы чувствуете в данный момент: радость или раздражение, нежность или злость. Он теряется, пугается, а вы тоже не понимаете, что с ним происходит. Но есть и другой нюанс: взрослые люди зачастую тоже не уме- ют отследить и определить свои эмоции. Я на тренингах нередко задаю вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» И часто слышу в ответ: «Да я ничего не чувствую», «А что я должна чувствовать?» А приемного ребенка надо при- учать, что если вам радостно, то вы смеетесь, подхватываете его на руки, можете начать петь или танцевать. Но с ним это сначала надо проговари- вать, объяснять, что именно и почему вы в данный момент чувствуете. Не надо бояться, придя с работы, сказать: «Ой, я такая злая! Меня начальник ни за что ни про что отчитал!» И ребенок будет знать, как «выглядит» злость, но будет понимать, что направлена она не на него. Еслималышдолгое время находился в состоянии депривации, то он может про- сто «перепутать» проявление эмоций: смеяться, когда ему обидно, плакать, когда радост- но. И тут не надо пугаться, не надо усматривать в этом се- рьезные отклонения. Значит, вы просто еще не успели его научить правильно выражать свои эмоции. Вообще, устано- вить эмоциональный контакт с приемным ребенком — это самое главное, это во многом упрощает все остальное. Новая семья — Вы учите будущих при- емных родителей, как им побыстрее наладить контакт между родными и приемными детьми? —Обязательно. Но это уже скорее индивидуальная рабо- та, поскольку предусматри- вает массу вариантов. Многое зависит от соотношения воз- раста родных и приемных детей, кого из них больше, от того, мальчики это или девоч- ки, и еще от многих нюансов. Там ведь часто возникают ревность, конкуренция. Тут уже возникает отдельная тема: как правильно подготовить родных детей к появлению приемных. Универсальный совет может быть только один: приемный ребенок должен быть как можно быстрее инте- грирован в семью, должен как можно быстрее почувствовать себя ее органичной и неотъем- лемой частью. — Мне кажется, что вот такая «проработка» эмоций с приемными детьми пойдет на пользу и родным детям, поскольку они ведь тоже за- частуюпроявления родитель- ских эмоций не видят или же не понимают… — Безусловно! И я всегда говорю: «Не бойтесь сказать, что вы очень устали, что вам хочется, чтобывас пожалели». Во-первых, дети не будут на- пуганы вашей необъяснимой для них раздражительностью, во-вторых, вы научите их про- являть жалость, нежность, заботу. Они ведь и сами при этом «оттаивают». «Мама-же- лезная леди»—это не лучший вариант. — А когда вы рассказыва- ете обо всех возможных про- блемах будущим родителям, их это не пугает? — В первый момент пуга- ет. Но мы стараемся им объ- яснить, что от их активной позиции будет зависеть очень много. А активная позиция, подкрепленная научными знаниями, которые они смогут применитьнапрактике, непре- меннодастхорошийрезультат. — А как приемным детям говорить об их родных родите- лях и стоит ли вообще касать- ся этой темы? —Понятно, что самаформа рассказа зависит от возрас- та ребенка. Малышу можно рассказать сказку о том, как он появился в семье. А как это сделать правильно и так- тично, мы учим на занятиях в Школе. Кстати, аналогич- ной сказкой и родным детям, если они маленькие, можно объяснить появление прием- ных. Ни в коем случае нельзя стараться сделать так, чтобы приемные дети как можно скорее забыли своих родных родителей. У каждого чело- века должна быть своя родо- вая история, свои корни. Без этого его жизнь будет просто сломана. Ииз этой его родовой истории надо выбирать только самое лучшее. Допустим, его папа пил и бил маму. Но, быть может, он хоть пару раз брал сынишку на рыбалку — вот это и рассказывайте. Пусть реально мама гуляла ночи на- пролет, забывая омалыше.Но, может, она пекла вкусные пи- роги или красиво вышивала? Вот этиположительные факты надо собирать по крупицам и из них выстраивать родовую историю. —А если ребенок сам пом- нит все пьянки-гулянки? — Тем более он нуждается в таких положительных вос- поминаниях. Пусть это дни, часы, минуты, но они должны присутствовать в его памяти. Понимаете, у таких детей и так очень низкая самооценка: как правило, они считают себя очень плохими, раз от них от- казались. А тут еще им гово- рят, что и их родные родители были исчадиями ада. Пред- ставляете, какая беспросвет- ностьибезнадежность?Словно на тебе клеймо поставили. — Наверное, особые про- блемы возникают в переход- ном возрасте? — Тут есть важный нюанс. Когда пятнадцатилетний род- ной ребенок заявляет: «Если вы мне не купите мотоцикл, то вы меня не любите!», то это вполне может оказаться мани- пулированиемили банальным шантажом. Но детдомовские дети в эмоциональном разви- тии могут отставать. Так что такая же фраза из уст прием- ного ребенка может означать, что ему остро необходимо под- тверждение того, что он лю- бим, нужен, значим. И его до- статочно обнять и объяснить, что на мотоцикл деньги еще не собрали, но это не значит, что его мало любят, просто ситуа- ция сейчас такая. Вот об этих эмоциональных проявлениях тоже очень важно помнить. Вторичное сиротство — Бывает так, что детей берут, а потом возвращают? —Увы, бывает. Вторичное сиротство — страшная ситу- ация, это ведь двойное под- тверждение того, что «я очень плохой». Добавьте к этому то, как детдомовские ребята воспримут такое возвращение ребенка. Как правило, такой возврат связан с некой иде- ализацией будущей жизни с приемным ребенком, с пере- оценкой своих сил, а порой и с недостаточно серьезнымпод- ходом к своему решению. Но бывают и реальные проблемы, с которыми человек не может справиться. У нас ведется специальная работа по предот- вращению таких случаев. Бывают случаи, когда мамы в подобных ситуациях звонят и с рыданиями рассказывают, что у них ничего не получается и силы на исходе. Во-первых, они выговариваются, и имуже становитсялегче. Во-вторых, у психолога появляется возмож- ность вовремя успеть что-то подсказать, объяснить, под- корректировать. И мы стара- емся вести профилактическую работу, чтобы не доводить до катастрофы. Надо сказать, что нашим специалистам удалось много семей уберечь от таких трагических ошибок. Только за прошлый год вторичного сиротства избежал тридцать один ребенок. А это тридцать одна судьба.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz