Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК Юрий Таран: «Дорогу осилит идущий» № 222/25100/ 19 НОЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 На своем месте —Юрий Николаевич, как вам работается на новом ме- сте? —Долго адаптироватьсяне пришлось. —Потому что ваше назна- чение было прогнозируемым? — Для меня оно было не- ожиданным. — Как и везде, проблем у липецкой школы нынче хватает. — Считаю, она переболе- ла некоторыми недугами, связанными, в том числе, и с реформированием. Активно участвует в обучении, воспи- тании и формировании, как говорили ранее, гармонично развитой личности. — К тому же здесь у нас очень сильные традиции. — Опираясь на них, ис- кренне гордимся нынешними успехами как педагогов, так и учеников. Любить свой край — Юрий Николаевич, по- мимо всего вам теперь при- ходится заниматься относи- тельно новым направлением — развитием регионального туризма. —Всеми силами стараемся привнести сюда свежие идеи. Недавно, например, открыли первый литературный марш- рут — в поселке Лев Толстой. — А почему его нельзя было проложить раньше? Ведь великое литературное наследие появилось у нас не вчера. —Согласен. Янедавновва- шем издательском доме встре- чался с юными читателями детской газеты «Золотой клю- чик». Спросил: кто из них был впоселкеЛевТолстой, на стан- ции Астапово, где скончался гений русской литературы? Кто ездил в село Кореневщино Добровского района, в кото- ром жили предки всемирно известного поэта Александра Пушкина, илигулялпо бунин- ским, пришвинским улочкам старинного Ельца? —…и поднялся лес рук? —К сожалению, нет. — Тогда почему не сделать обязательным посещение таких мест хотя бы школьни- ками, студентами? — Сделаем в скором вре- мени. Предполагаем, что экскурсии по литературному маршруту будут какодноднев- ными, так и двухдневными. Ведь важно, чтобы каждый подросток увидел не только Москву, Санкт-Петербург, нои побывалвуникальныхместах, расположенных в двух часах езды от дома. Чтобы свой край полюбить, егонадоузнать.Сво- ими глазами увидеть остатки той же родовой усадьбы бра- тьевЖемчужниковых, создав- ших образ Козьмы Пруткова, в Долгоруковском районе, в становлянском селеКропотово прикоснутьсякэпохеМихаила Лермонтова и так далее. Нам осталась… одна забава? — Не секрет, что совре- менного взрослого туриста нужно заманивать любыми способами. — Успешно делаем это. Мне нравится идея провести презентации сохранившихся в области и отреставрирован- ных дворянских усадеб. Поч- ти в каждом районе сегодня появились свои брендовые праздники. — «Антоновские яблоки» —в Ельце, «Доброе сало»—в Добром? —Именно.Авелецкомселе Казаки в этом году с широким размахом прошли народные гуляния на «Казачьей заста- ве», под Задонском гремел на всю область клубничный пир. На добринской земле прижил- ся праздник русской гармош- ки, собирающий участников на берегах рекиБитюг. Авозь- мите чаплыгинские застолья, краснинские летние забавы, усманские«Серебряныеродни- ки»... Все этонравитсялюдям. На вопросы «Липецкой газеты» отвечает заместитель главы администрации области Юрий Таран Послужной список Родился в городе Липецке. Окончил Ли- пецкий государственный педагогический институт по специальности «Учитель истории, обществознания и английского языка». Работал в школах области, затем в пединституте. Прошел путь от старшего лаборанта до доцента и заведующего кафе- дрой факультета повышения квалифика- ции работников образования. В 2003 году стал председателем депар- тамента образования, затемначальником управления образования и науки Липецкой области. Кандидатпедагогических наук, доцент. Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, нагруд- ным знаком«Почетный работник высшего профессионального образованияРФ». Автор более 50 статей, учебных и методических пособий, монографий. Вначале 90-х гг. стоял уистоковвозрождениядетского(пионерско- го) движения региона. Участвовал в органи- зации работы загородных детских лагерей региона. Автор более 30 детскихпесен и игр. В текущем году назначен заместителем главы администрации области, курирую- щимвопросыобразованияинауки, культуры и искусства, физкультуры и спорта, ЗАГС и архивов. Женат. Имеет троих детей. Данные направления надо смелее и активнее развивать. Приглашать на них не только липчан, но и гостей региона. Секвестр каникулам? — Юрий Николаевич, го- ворят, вы выступаете за со- кращение на целый месяц летних школьных каникул? — Скажем так: за продле- ние учебного года до первого июля. — Не боитесь накликать на себя гнев учащихся, да и педагогов тоже? — Это предложение позво- лило бы сократить школьную неделю до пятидневки. Такая система успешно действует в разных странах мира. — И в чем ее преимуще- ство? — Три месяца — слишком большой срок для отдыха. За это время многие ребята уста- ют от безделья. Именно летом статистика подростковой пре- ступности становится в разы выше. Кроме того, в учебном году у школьников и их наставни- ков практически нет выход- ных. Откуда им взяться, если половина субботыотданашко- ле, а половина воскресенья — подготовке к предстоящей учебной неделе. — То, о чем вы сейчас говорите—это настоящая ре- волюция. Ине только в созна- нии тех, кто непосредственно участвует в учебномпроцессе. —У нас уже есть школы, в которыхосвободилисубботуот занятий.Но онипомаксимуму нагружают оставшиеся пять учебных дней. Я же выступаю за продление учебного года, мечтаю о том, чтобы в нашей липецкойшколе было бы пять уроков в день, а то и меньше, чтобы из школы ушел нынеш- ний бешеный ритм. —И будете отстаивать эту идею? — В силу своих возмож- ностей постараюсь. Но многое зависит от позиции федераль- ного министерства. Брось «мышки» — возьми книжки — Юрий Николаевич, не- давно вас спросили дети: лю- бите ли вы читать сказки? — Я ответил, что люблю. Только когда стал читать сказ- ки своимдетям—неожиданно поймал себяна очень странной мысли: если нам, взрослым, внимательно присмотреться, то сказки детства не такие уж идобрые ( смеется ). Вытолько представьте, каксестрицаАле- нушка или Красная Шапочка могли оказаться в темном лесу одни? Без родителей... Или возьмите «Бременских музыкантов». Животных вы- дворили на улицу без всякого сожаленияимилосердия ( улы- бается) . А впрочем, каждое литературное произведение с годами воспринимается по- иному. — В этом и прелесть чте- ния. — Нашей стране очень сильно повезло с литератур- ным наследием в лице Толсто- го, Чехова, Достоевского. Я же недавно обратился к твор- честву не менее выдающегося писателя Лескова. Уверен, в другомгосударстве онпоправу являлся бы творцом первого ряда в литературе. Равнокаки Короленко, Паустовский. — А кого из нынешних литераторов предпочитаете? — Читаю Людмилу Улиц- кую, Захара Прилепина. Я люблю читать. И искренне мечтаю, чтобы чтение вновь стало модным. — Такой вопрос: вы — за электронный учебник или за привычный бумажный, пах- нущий свежей типографской краской? — Во времена нашей мо- лодости не было электронных букварей, но мы гордились, что наша система образования являлась одной из самых эф- фективных в мире. — Теперь даже Япония возвращается к печатным носителям обучения. —Намещепредстоитпрой- ти сложности и в этом вопро- се. Главное, чтобы ученик действительно пользовался учебником и чтобы этот учеб- ник был качественным. Мне кажется, лучше печатным. —Недавно разговорились со знакомым. Сетует, что доч- ка не умеет пользоваться традиционным, в печатном исполнении орфографиче- ским словарем. — Думаю, такие случаи единичны. Но если они есть, это, конечноже, ненормально. Я допускаю, что электронные учебники могут стать обыч- ными для тех, кто придет в школучерездва-тригода. Ведь любимые игрушки нынешних малышей — планшеты и мо- бильные телефоны. Но надо предельно четко продумать со- держание этихкниг. Я, напри- мер, невижусмыслаповторять в электронном варианте мате- риалы обычных учебников. А вот если электронные книги расширят границы школьно- го курса, добавят интересные факты и интерактивные за- дания— будет куда полезнее. Учиться, а не мучиться — Юрий Николаевич, де- вятиклассники теперь будут сдавать четыре экзамена. Как вы к этому относитесь? — Положительно. Пред- ставьте, в мои школьные годы было девять экзаменов. —И никто не ныл… — С помощью переводных испытаний ученик должен понять: идти ли ему в десятый класс, чтобы через два года поступить в университет, или подать документы в колледж, где меньше теории, но можно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz