Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
№ 22-23/24900-24901/ 5 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 ФОТО KINOPOISK.RU ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Пушкин был графоманом. Толстой — закомплексованный урод. Хлебни- ков — олигофрен. Так же, как Андрей Платонов и художник Филонов. Шо- лохов и Алексей Толстой — заросшие мхом пеньки. Ну и так далее. В се это я прочитал в книжке «Моя антиистория русской литературы». Автор взял, вернее — взяла, себе псев- доним Маруся Климова — наверняка в честь воровской подружки из по- пулярной блатной песенки. Судя по аннотации, эта дама широко известна в узких богемных кругах. Она сочи- няет романы и переводит одиозных французских литераторов. Особо пре- клоняется перед Луи-Фердинандом Селином — крупным прозаиком и по совместительству большим почита- телем Гитлера и вообще германского фашизма. И вот Маруся решила высказаться о русской классике. Вперемежку с рассказами о себе, любимой, о своих поездках в Париж она ставит неуте- шительный диагноз всей российской словесности. А если что-то и одобряет, то похвалы ее звучат, мягко говоря, весьма неожиданно. К примеру, ей нравитсяЛермонтов. Иона объясняет, почему его стихам суждено долголе- тие: «В них запечатлелись не какая- нибудь там эфемерная любовь или же предрассудок вроде веры в Бога, а такие здоровые и вечные чувства, как ненависть, презрение к людям и злость». Неслабо, господа. Марусю Климову я дочитал на минувшей не- деле прямо в тот самый день, когда в цикле «Культурная революция» показали передачу «Троллинг — часть мировой культуры». Там был красивый красноречивый профессор. Он доказывал, что, хотя словечко троллинг появилось в лексиконе не- давно, само это явление старо как мир. В античные времена про Интернет не слыхивали, но троллингом, то есть травлей оппонентов занимались на- пропалую. Аристофан наезжал на Со- крата, и для бедняги это закончилось чашей с ядом цикуты. Ив дальнейшем троллями были чуть ли не все выдаю- щиеся деятели культуры. И Свифт, и Гоголь, иМаяковский вжелтой кофте, призывавший сбросить Пушкина с «парохода современности», иМалевич с его озадачившим на целый век всех искусствоведов «Черным квадратом». Провокация — главное лекарство от культурного застоя. Она заставляет отрешаться от закоснелых традиций и обновляет язык искусства. С профессором, однако, не согла- шались. Спорившие с ним настаивали: издевательский троллинг ничего не об- новляет, а только разрушает. Выплеск агрессии, злости, демонстративного неуважения к другим людям, страсть во что бы то ни стало растоптать то, на чемиспокон веков держится культура, что служит добру и человечности, — этот выплеск лишен созидательного начала. Провокации — удел ничто- жеств, пытающихся самоутверж- даться, глумясь над окружающими. И не надо кивать ни на Аристофана, ни на Маяковского. Кстати, в ток- шоу Михаила Швыдкого умолчали, что между сатирическими выпадами Время троллей Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом Аристофана против Сократа и смерт- ным приговором философу прошло пятнадцать—двадцать лет. Так что вряд ли к трагической развязке приве- ли несколько язвительных реплик из аристофановской комедии. Что каса- етсяМаяковского, то он быстро сменил желтую кофту на цивильный костюм. А вместо антипушкинских инвектив писал в стихотворении «Юбилейное» с нескрываемой симпатией: «Алек- сандр Сергеевич, разрешите предста- виться, —Маяковский». На мой взгляд, все это очевидно. Но правота оппонентов профессора отнюдь не гарантирует, что они не только в телевизионной дискуссии, но и в реальности возьмут верх. Пото- му что троллинг вырвался за пределы Интернета, да и за пределы культу- ры. Его хотят сделать образом жизни миллионов людей. Чтобы уж не было ничего святого и неприкасаемого. Чтобы выбить у нас почву из-под ног, запутать и приучить к циничному безверию в любые идеи, идеалы, цен- ности, авторитеты. Сперва как будто быпросто играли. Допустим, рисовали примитивную лубочную картинку, где целуются два милиционера. Или писали книжки, чьи персонажи едят фекалии, и дет- ские сказочки где герои, извините, — какашки. А на сцене девушек-зе- нитчиц из повести «А зори здесь ти- хие» заменяли резиновыми куклами. Либеральные критики приходили в восторг. Нормальные читатели и зри- тели плевались и голосовали против дерзких экспериментаторов ногами. Но тех, кто возмущался, урезонивали: художник свободен, не нравится,—не ходите на эту выставку, в этот театр... И нечего кричать об аморальности или богохульстве. Верующие могут отправляться в церкви, а защитники нравственности — в кружки кройки, шитья и хорошего тона. Но вскоре троллям самим стало тес- но на выставках, устроенныхМаратом Гельманоми на авангардистских спек- таклях с голыми артистами или густой матерщиной. Они высыпали на улицы и площади. Они жаждут раздвинуть пределы своего земного присутствия до масштабов земного шара. Абсурд и провокации правят бал в парламентах, диктуют законодатель- ные актыиключевые политические ре- шения. Троллинг в соцсетях—детская забава по сравнению с тем, что творят политики. В мировом чемпионате по троллингу первое место наверняка занял бы польский министр, сооб- щивший миру потрясающую новость: Освенцим освобождали украинцы, не Красная армия, а исключительно уроженцы Львова, Полтавы и Вин- ницы. В сущности, главный принцип троллинга — давний, проверенный, геббельсовский: ври, клевещи, авось что-нибудь из этого вранья у кого-ни- будь и застрянет в мозгах. Факты и доказательства троллей, естественно, не интересуют. Маруся Климова аргументирует свои шоки- рующие приговоры мимоходом, не напрягаясь. Процитирует «Я помню чудное мгновенье» и безапелляционно прокомментирует: в этих стихах нет ни грамма поэзии, это плоская чушь, и ее не будет читать ни один человек, если он не впал в полный маразм. Троллю важно вбросить какую-ни- будь пакость в нашу с вами жизнь. А дальше вброс будет работать сам по себе, переворачивая наши пред- ставления о добре и зле, подтачивая духовные опоры, приучая к тому, что нечем так ужсильно дорожить, нечего оберегать. Как устоять перед наглым и злоб- ным напором троллей? Станет ли XXI век временем торжества этих бессо- вестных существ?Вопрос, согласитесь, остается открытым. СЕРГЕЙ ИВАНОВ Братья, а с не- давних пор брат и сестра Энди и Лана Вачовски, после три- умфального успеха «Матрицы» выпу- стили несколько до- статочно заметных картин, но ни «V» значит Вендетта», ни «Облачному атласу» не удалось достичь коммерческого успе- ха и культового ста- туса фантастической трилогии о виртуаль- ной реальности. Сегодня на мировые экраны выходит новая работа Вачовски—фан- тастический боевик «ВосхождениеЮпи- тер» — еще одна попыт- ка семейного режиссер- ского дуэта вернуться в высшую лигу Голли- вуда. Юпитер Джонс роди- лась под ночным небом, и все знаки предсказы- вали, что девочке пред- стоят великие сверше- ния. Юпитер выросла и каждый день видит во сне звезды, но про- сыпается в жестокой реальности, где она ра- ботает уборщицейимоет туалеты. Личная жизнь Юпитер тоже оставляет желать лучшего, пока девушка не встречает Кейна. Кейн, бывший военный охотник, при- бывает на Землю, чтобы отыскать Юпитер и рас- крыть девушке ее ис- тинное предназначение. Благодаря своим гене- тическим особенностям Юпитер становится пре- тенденткой на невероят- ное наследие, способное изменить равновесие во Вселенной. Главную роль в картине игра- ет популярная актриса Мила Кунис. «Восхождение Юпи- тер» — первый фильм Энди иЛаныВачовски в 3D-формате. Изначаль- но картина должна была выйти еще в 2014 году, поговаривают, что те- стовые показы фильма СМОТРИМ В ФЕВРАЛЕ Претенденты на «Оскар» «Левиафан», «Игра в имитацию» и «Восхождение Юпитер» не очень понравились фокус-группе зрителей, и продюсеры настояли на пересъемке и дора- ботке некоторых сцен. Что из этого получилось — узнаем уже сегодня. О драме Андрея Звя- гинцева «Левиафан» сегодня очень много говорят. Картина уже удостоилась «Золо - той пальмовой ветви» в Каннах за лучший сценарий, написанный Звягинцевым в соавтор- стве с ОлегомНегиным. «Левиафан» недавно стал победителем пре- стижной кинопремии «Золотой глобус», а сей- час имеет все шансы получить «Оскар» как лучший зарубежный фильм. В центре исто- рии — живущий на Се- вере Николай, который вместе с отцомпостроил дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влияни- ем судьбы. Одни счи- тают интерпретацию Звягинцевым библей- ской притчи об Иове с аллюзиями на аме- риканскую трагедию Марвина Химейера и философский трактат Томаса Гоббса «Леви- афан, или Материя, форма и власть государ- ства церковного и граж- данского» пронзитель- ной драмой о реалиях современной России, другие — «чернухой», изначально сделанной в расчете на успех у за- падной фестивальной публики. Как прави- ло, спорщики с обеих сторон фильм еще не видели, а основывают свое мнение на чужом пересказе его сюжета. Сегодня «Левиафан», снятый при поддержке российского Министер- ства культуры, выхо- дит в отечественный прокат, и теперь можно составить о нем соб- ственное мнение. В главных ролях в картине снялись Алек- сей Серебряков, Еле- на Лядова, Владимир Вдовиченков и Роман Мадянов. В поисках места действия фильма творческая группа кар- тины посетила более 70 городов в радиусе 600 километров от Москвы, совершив путешествие от Пскова до Влади- мира, от Ярославля до Орла, заглянув даже в Беларусь. Оконча- тельный выбор пал на поселокТериберка, рас- положенный на берегу Баренцева моря (Мур- манская область). В по- селке Териберка была выстроена декорация «Дом Николая», состо- ящая из двухэтажного деревянного дома, ав- томастерской и тепли- «ВосхождениеЮпитер»— еще одна попытка семей- ного режиссерского дуэта Вачовски вернуться в высшую лигу Голливуда. «Левиафан». Картина уже удостоилась «Золотой пальмовой ветви» в Кан- нах за лучший сценарий. Британский фильм «Игра в имитацию». цы. Съемки проходили в поселках Териберка и Туманный, городах Кировск, Мончегорск, Апатиты и Оленегорск Мурманской области, а также в Пошехонье (Ярославская область). Еще одна картина недели, отмеченная сра- зу восемью номинация- ми на премию «Оскар», — британская «Игра в имитацию» .Фильмрас- сказывает о том, как ан- глийский математик и логикАланТьюринг по- могает взломатьшифро- вальный код нацистов Enigma во время Второй мировой войны. В глав- ной роли — Бенедикт Камбербэтч, ставший популярным благодаря ролиШерлока Холмса в телесериале. Также на экране — Кира Найт- ли. Поставил биогра- фическуюлентуМортен Тильдум («Охотники за головами»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz