Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 213/25091/6 НОЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение бес- платной юридической помощи было закреплено за гражданами, пострадавшими в ре- зультате чрезвычайной ситуации, к которым отнесены: • супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погиб- шим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации; • дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; • родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; • лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоян- ным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; • граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации; • граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или ча- стично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации. Указанные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юриди- ческой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, отсутствуют в представленном отчете Адвокатской палаты Липецкой области, в связи с чем представленная Адвокатской палатой статистика является не вполне корректной. Для изменения сложившейся ситуации представляется необходимым внесение со- ответствующих изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Липецкой области и компенсацией расходов адвокатам, является расходным обязательством Липецкой области и осуществляется за счет средств областного бюд- жета. Денежные средства на компенсацию расходов адвокатам, являющимся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, предусматриваются в бюд- жете Липецкой области. Объем предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда адвокатов составляет по 1 млн. рублей ежегодно 1 . Законами Липецкой области от 3 октября 2013 года № 205-ОЗ «О внесении изме- нений в Закон Липецкой области «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области», от 18 июня 2014 года № 302-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ли- пецкой области «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области» усовершенствованы размеры и порядок компенсации расходов адвокатам, оказываю- щим бесплатную юридическую помощь на территории Липецкой области. Расходы адвокату, являющемуся участником государственной системы бесплатной юридической помощи в Липецкой области, компенсируются в следующих размерах: 1) правовое консультирование: устная консультация – 200 рублей; письменная консультация – 500 рублей; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового харак- тера: составление запросов, ходатайств – 330 рублей; составление заявлений (кроме исковых и иных заявлений в суд общей юрисдикции, мировому судье) и жалоб (за исключением апелляционных, кассационных, надзорных жалоб) – 350 рублей; составление исковых заявлений и иных заявлений, жалоб в суд общей юрисдикции, мировому судье (за исключением апелляционных, кассационных, надзорных жалоб) – 800 рублей; составление апелляционных, кассационных, надзорных жалоб – 1000 рублей; 3) представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве: подготовка к ведению дела в суде общей юрисдикции, у мирового судьи, изучение материалов дела, протоколов судебных заседаний – 350 рублей; участие в качестве представителя стороны в суде первой инстанции – 1100 рублей за один день участия; участие в качестве представителя стороны в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанций – 1500 рублей за один день участия; 4) ведение административных дел – 350 рублей; 5) представление интересов гражданина в органах государственной власти, органах местного самоуправления и иных организациях – 300 рублей. Компенсация расходов адвоката на проезд к месту оказания бесплатной юридиче- ской помощи несовершеннолетнему, содержащемуся в учреждении системы профилак- тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетнему, отбывающему наказание в местах лишения свободы, осуществляется в размере факти- ческих расходов, подтвержденных соответствующими проездными документами, но не более 300 рублей за одну поездку. Для получения компенсации расходов за оказанную бесплатную юридическую по- мощь на адвоката возложена обязанность по направлению в Адвокатскую палату Липец- кой области отчета об оказании им бесплатной юридической помощи в рамках государ- ственной системы бесплатной юридической помощи, форма и сроки представления ко- торого утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Законом области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ установлена квартальная перио- дичность компенсации расходов названным адвокатам на основании сводной заявки, представляемой Адвокатской палатой области в уполномоченный исполнительный орган государственной власти; установлен срок предоставления Адвокатской палатой Липец- кой области ежегодного доклада и сводного отчета об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи – 20 декабря; дополнена форма сводной заявки о компенсации адвокатам рас- ходов на оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области. Вместе с тем механизм оказания бесплатной юридической помощи адвокатами на территории области не действует в полном объеме. Об этом свидетельствуют низкие по- казатели по случаям оказанной адвокатами бесплатной юридической помощи и по раз- мерам денежных средств, выплаченных адвокатам за оказанную помощь. Компенсация расходов адвокатам, являющимся участниками государственной си- стемы бесплатной юридической помощи, составила: в 2013 году – 28 160 руб.; в 2014 году – 172 200 руб.; в I полугодии 2015 года – 345 640 руб. Низкий процент освоенных бюджетных ассигнований, выделенных региональным бюджетом на оказание бесплатной юридической помощи адвокатами, обусловлен сложностью механизма получения выплат за оказанную юридическую помощь. Кроме большого количества документов, необходимых для формирования отчетности, к таким проблемам относятся трудности подтверждения участия в судебных заседаниях, если рассмотрение дел не окончено, трудности подтверждения представления гражданина в государственных и муниципальных органах, проблема длительных сроков возмещения расходов адвокатов. Одним из возможных путей решения этих трудностей может быть предоставление субсидии адвокатской палате субъекта для оплаты труда адвокатов и компенсация их расходов на территории области. Такая практика существует в Москве, Московской области, Ленинградской области, Калининградской области, Удмурдской Республике 2 . Деятельность органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2012 года № 324-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплат- ной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 указанного Федерального закона. Дополнительные гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической по- мощи на территории муниципальных образований Липецкой области не установлены. Муниципальные юридические бюро в муниципальных районах и городских округах Липецкой области не создавались из-за отсутствия в местных бюджетах средств на их финансирование. На территории Липецкой области органы местного самоуправления не наделены отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Органы местного самоуправления на территории Липецкой области реализовывают предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ полномочия по организации оказания бесплатной юридической помощи, а также непосредственно осуществляют оказание бесплатной юридической помощи, в том числе в виде представ- ления интересов гражданина в судах и иных органах. В 4-х муниципальных районах Липецкой области: Долгоруковском, Тербунском, Усманском, Хлевенском осуществлено нормативно-правовое регулирование вопросов оказания бесплатной юридической помощи. В каждом муниципальном районе опреде- лен уполномоченный орган по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и утвержден порядок организации и оказания бесплатной юридической помощи жителям соответствующего муниципального района. В Долгоруковском, Тербунском, Усманском муниципальных районах утверждены графики приема граждан в целях предоставления бесплатной юридической помощи с указанием места приема, приемных дней, времени приема и контактной информации лиц, ответственных за организацию приема. Инфор- мация по районам представлена в таблице. № п/п Муниципальный район Нормативный правовой акт Уполномоченный орган по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи 1 Долгоруковский постановление администрации Долгору- ковского муниципального района Липецкой области от 31 августа 2012 года № 379 «Об оказании бесплатной юридической помощи» Отдел организационно-кон- трольной, кадровой и право- вой работы 2 Тербунский постановление администрации Тербунского муниципального района Липецкой области от 29 августа 2012 года № 126 «Об оказании бесплатной юридической помощи» Правовой отдел 3 Усманский постановление администрации Усманского муниципального района Липецкой области от 13 августа 2013 года № 517 «Об оказании бесплатной юридической помощи» Юридический отдел 4 Хлевенский постановление администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области от 8 октября 2013 года № 395 «Об оказании бесплатной юридической помощи» Общий отдел В целях изучения ситуации по обеспечению граждан бесплатной юридической по- мощью на территории Липецкой области были направлены запросы в администрации и Советы депутатов муниципальных районов и городских округов с перечнем вопросов о практике оказания бесплатной юридической помощи. Согласно поступившим сведениям в муниципальных образованиях Липецкой об- ласти бесплатная юридическая помощь оказывалась по обращениям граждан, в виде устных и письменных консультаций, помощи в составлении заявлений, ходатайств, ис- ковых заявлений и иных документов, осуществления представительства в судах и других органах. За период с марта 2013 года по июль 2015 года органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Липецкой области бесплатная юридиче- ская помощь была оказана 23 445 гражданам. Информация об оказании бесплатной юридической помощи на территории муници- пальных районов и городских округов Липецкой области представлена в таблице. п/п Муниципальное об- разование Количество граждан, которым даны устные и письменные консуль- тации по правовым вопросам Количество граждан, которым составлены документы правового характера Количество граждан, интересы которых представ- лялись в судах и других органах 1 г. Липецк 565 5 - 2 г. Елец 141 - - 3 Воловский 2 900 25 34 4 Грязинский 191 24 52 5 Данковский - - - 6 Добринский - - - 7 Добровский 433 - - 8 Долгоруковский 115 11 - 9 Елецкий 130 12 5 10 Задонский 35 - 28 11 Измалковский 258 2 30 12 Краснинский 170 - - 13 Лебедянский 17 724 280 - 14 Лев-Толстовский 97 - - 15 Липецкий 42 - - 16 Становлянский - - - 17 Тербунский 12 - - 18 Усманский 25 1 - 19 Хлевенский 70 - 15 20 Чаплыгинский 13 - - Всего: 22 921 360 164 Из таблицы следует, что наиболее активно бесплатная юридическая помощь оказы- валась в Лебедянском (18 004 гражданина), Воловском (2 959 граждан) муниципальных районах, а также на территории г. Липецка (570 граждан). Вопросы, по которым обращались граждане, затрагивали жилищное, земельное, трудовое право, вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе во- просы, касающиеся оплаты жилищно-коммунальных услуг, установления приборов уче- та, обслуживания управляющими компаниями, ремонта жилья, обеспечения питьевой водой. Категории граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь, были раз- ные, в том числе пенсионеры, инвалиды, участники, ветераны и вдовы ветеранов Вели- кой Отечественной войны, малоимущие граждане, многодетные граждане, дети-сироты и иные социально незащищенные категории граждан. Юридическая помощь оказывалась руководителями органов местного самоуправле- ния, их заместителями, руководителями структурных подразделений, юристами органов местного самоуправления Липецкой области. В отдельных муниципальных районах оказание бесплатной юридической помощи осуществлялось совместно со специалистами негосударственных центров бесплатной юридической помощи. К примеру, администрацией Задонского муниципального района Липецкой области проводились бесплатные консультации граждан совместно с юридической консультаци- ей «Ковчег». Гражданам Усманского муниципального района бесплатная юридическая помощь оказывалась местным отделением Общероссийской общественной организации «Ассо- циация юристов России», а также ООО «Ваше право», специалистами которого оказано правовое консультирование в устной и письменной форме 381 гражданину. В Добровском муниципальном районе бесплатную юридическую помощь оказывали члены Липецкого отделения ООО «Ассоциация юристов России» и юрист Добровского отдела ОБУ «УМФЦ Липецкой области». На территории Лебедянского муниципального района проводилась работа по право- вому информированию и правовому просвещению населения: в средствах массовой информации размещено 25 публикаций, в сети Интернет – 28, издано 1 429 брошюр и памяток по вопросам бесплатной юридической помощи, в районной газете «Лебедян- ские вести» размещаются материалы по рубрикам «Ваше право», «Социальная защита», «Консультирует юрист», «Вопрос-ответ», «Официальный отдел». Сведения об оказании органами местного самоуправления бесплатной юридической помощи категориям гражданам, установленным частью 2 статьи 7 Закона области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ, представлены в таблице. Категория граждан Количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая по- мощь Многодетные граждане (имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе переданных на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью) и детей в возрасте до 24 лет, являющихся учащимися оч- ной формы обучения в образовательных учреждениях, и в возрасте до 21 года, проходящих военную службу по призыву) 852 Одинокие родители, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет 601 Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 92 Лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения 10 Несовершеннолетние, пострадавшие от насилия и (или) эксплуатации, жертвы торговли детьми, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несо- вершеннолетних - Граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в экстренных случаях – граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных обстоятельств (пожара, наводнения, взрыва и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, актов терроризма и подобных чрезвычайных обстоятельств) 177 Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолет- ние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители 75 На основании анализируемой информации можно сделать вывод о том, что в муни- ципальных районах и городских округах Липецкой области единой практики по оказанию бесплатной юридической помощи нет, и вопросы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам решаются по-разному. Для изменения сложившейся ситуации предлагается муниципальным районам и городским округам Липецкой области использовать положительный опыт Долгоруков- ского, Тербунского, Усманского и Хлевенского муниципальных районов по нормативно- правовому регулированию вопросов оказания бесплатной юридической помощи, в том числе по принятию муниципальных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи Оказание содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридиче- ской помощи и обеспечение ее поддержки является одним из полномочий органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации. Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на до- бровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи явля- ются юридические клиники, создаваемые образовательными организациями высшего образования, и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, создава- емые некоммерческими организациями, в том числе профессиональными объединени- ями юристов. Согласно данным мониторинга, проводимого Министерством юстиции Российской Федерации, около 30% субъектов Российской Федерации приняты решения органов государственной власти, направленные на развитие негосударственной системы бес- платной юридической помощи и обеспечение ее поддержки 1 . На территории Липецкой области организованы и эффективно функционируют 3 юридические клиники на базе образовательных организаций высшего образования: 1) ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» – Липецкое об- ластное общественное учреждение «Согласие» им. А.Ф. Кони; 2) ЛФ ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» – «Центр правовой помощи»; 3) ГОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет» – некоммерче- ская организация «Липецкая студенческая юридическая консультация». К работе в юридических клиниках на добровольной основе привлекаются препода- ватели учебных заведений и студенты старших курсов. Юридические клиники оказывают консультационную и практическую помощь населению в сфере юриспруденции бесплат- но в устной и письменной форме, включая помощь в составлении документов для пред- ставления в различные государственные органы, консультации по спорным вопросам в различных областях права. Также на территории области действуют 4 негосударственных центра, созданных при Адвокатской палате Липецкой области, Липецкой областной нотариальной палате, Липецкой областной общественной организации «Липецкое областное объединение потребителей «Защита», негосударственной некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Виктория». Специалистами центров оказание бесплатной юридической по- мощи осуществляется в виде правового консультирования в устной и письменной фор- ме, а также составления документов правового характера. Учет юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи в рамках организационного обеспечения деятельности негосударственной си- стемы осуществляется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. Данный учет заключается в ведении их списка и его размещении на официальном сайте Управления в сети Интернет. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих органи- заций, реализующих проекты, направленные на оказание юридической помощи на без- возмездной или на льготной основе гражданам, осуществляется путем предоставления субсидий и грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета, а также в виде предоставления льгот по уплате налогов и сборов 2 . Деятельность Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области (далее – Управление) принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области. На основании решения Правительственной комиссии по вопросам реализации Фе- дерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ Управление раз в полугодие прово- дит мониторинг реализации участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Вместе с тем Управление осуществляет взаимодействие в виде обмена информа- цией, участия в совещаниях, семинарах и иных мероприятиях, посвященных развитию системы бесплатной юридической помощи области с управлением административных органов Липецкой области, прокуратурой Липецкой области, Адвокатской палатой Липецкой области, Липецкой областной нотариальной палатой, иными органами госу- дарственной власти, органами местного самоуправления, юридическими клиниками и социально ориентированными некоммерческими организациями. 25 октября 2013 года состоялось заседание Координационного совета при Управле- нии, на котором осуждался вопрос о состоянии бесплатной юридической помощи в Ли- пецкой области. В результате заседания принят комплекс мер, направленных на повы- шение качества бесплатной правовой помощи и ее доступности для населения области. Управление в рамках оказания квалифицированной бесплатной юридической помо- щи и правового просвещения населения Липецкой области: • с 2013 года ежегодно обеспечивает организацию и проведение мероприятий во Всероссийский день правовой помощи детям (20 ноября); • участвует в ежеквартальных Единых днях оказания бесплатной юридической помо- щи, организуемых Липецким региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»; • размещает в средствах массовой информации публикации на правовую тематику, в том числе разъясняющие порядок реализации прав и социальных гарантий, предо- ставляемых отдельным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей). При активной позиции Управления в Липецкой области учреждены 4 негосудар- ственных центра бесплатной юридической помощи: при Адвокатской палате Липецкой области, Липецкой областной нотариальной палате, Липецкой областной общественной организации «Липецкое областное объединение потребителей «Защита», Негосудар- ственной некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Виктория» г. Липецка». Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи размещается на официальном сайте Управления в сети Интернет. На официальном сайте Управления в сети Интернет в разделе «Бесплатная юридиче- ская помощь», а также на информационном стенде в помещении Управления размещены нормативные акты, регулирующие правоотношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи, сведения о категориях граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, случаях и видах оказания такой помощи, образцы заявлений об ее оказании, списки участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, доклады Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридиче- скую помощь на территории Липецкой области, норм профессиональной этики и уста- новленных требований к качеству юридической помощи. Участие прокуратуры Липецкой области в обеспечении оказания бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области В силу статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О проку- ратуре Российской Федерации» при осуществлении предоставленных полномочий про- куроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняют пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимают меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В этой связи органами прокуратуры области принимаются конкретные меры, направ- ленные на обеспечение оказания населению бесплатной юридической помощи. В частности, прокурорские работники активно участвуют в проведении Единых дней оказания бесплатной юридической помощи гражданам, которые организуются ЛРО ООО «Ассоциация юристов России» при поддержке всего юридического сообщества региона. В рамках данных мероприятий на базе юридических клиник и центров бесплатной юридической помощи прокуроры, нотариусы, адвокаты, представители федеральных служб оказывают квалифицированную правовую помощь населению. К примеру, только в I полугодии 2015 года в ходе подобных акций на прием к пред- ставителям органов прокуратуры области обратилось 136 человек, 123 из которых даны необходимые консультации и разъяснения действующего законодательства, 13 – оста- вили письменные заявления. Жителей области интересовали вопросы соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, гражданского, земельного, градостроительного, пенсионного, наследственного, налогового законодательства, вопросы, связанные с вы- платой задолженности по кредитным договорам, страхования ответственности владель- цев транспортных средств и многие другие. Поскольку одна из задач органов прокуратуры – максимально облегчить доступ на- селения к получению квалифицированной бесплатной правовой помощи, горрайспец- прокуроры систематически оказывают правовую помощь гражданам по месту работы, в местах проведения сходов граждан, в учреждениях с круглосуточным пребыванием и др. Например, Данковской межрайонной прокуратурой в I полугодии 2015 года проведен комплекс встреч на крупнейшем предприятии района – ОАО «Силан». Прокурор Октябрьского района г. Липецка в ходе выезда для организации приема в МБОУ COШ№ 72 г. Липецка принято 6 учителей и родителей учащихся по поводу органи- зации питания в школе, порядка его оплаты, а также нарушений в сфере жилищно-ком- мунального хозяйства. При этом особой оценки заслуживает положительной опыт ряда прокуратур по осу- ществлению приема граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, непосредственно по месту их проживания, что способствует реализации лицами этой категории права на обращение, а также опера- тивному устранению нарушений законов. Так, в текущем году сотрудниками прокуратуры г. Ельца осуществлен прием граждан в Елецком доме-интернате для престарелых и инвалидов. В целях оперативного реагирования на адресованные в органы прокуратуры обра- щения, а также повышения эффективности работы по восстановлению нарушенных прав граждан и доверия населения к органам прокуратуры с 2013 года действует «мобильная приемная» прокурора области. В 2014 году «мобильная приемная» прокурора области осуществляла выезды в До- бровский, Лебедянский, Усманский, Чаплыгинский районы, г. Елец. В ходе личного приема прокурором области принято 90 граждан. По итогам раз- решения их обращений внесено 20 представлений, возбуждено 3 дела об администра- тивных правонарушениях, в суд направлено 3 заявления, опротестован 1 незаконный правовой акт. Также возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 145.1 УК РФ в связи с невыплатой заработной платы работникам в отношении одного лица – руководителя ООО «Водстрой» и ООО «Стройсервис» (по делу в настоящее время вынесен обвини- тельный приговор). В I полугодии 2015 года прокурор области принял 60 граждан в Хлевенском, Грязин- ском и Лев-Толстовском районах, от которых получено 44 заявления, в числе которых и коллективные обращения. В частности, в Хлевенском районе после выезда «мобильной приемной» прокурора области 98 лицам – собственникам земельных участков сельскохозяйственного назна- чения арендаторами – хозяйствующими субъектами выплачена арендная плата в виде денежных средств либо зерна. Одновременно с этим 856 гражданам направлены пред- ложения о заключении дополнительных соглашений о выплате им арендной платы. Аналогичные «мобильные приемные» организованы и горрайпрокурорами. Наряду с этим доступность обращения граждан в органы прокуратуры реализуется путем организации приема иностранных граждан, в том числе Украины, в пунктах вре- менного размещения беженцев. Например, сотрудниками прокуратуры Левобережного района г. Липецка в текущем году осуществлен выезд в пункт временного размещения беженцев в ОГУ «Центр реаби- литации «Сосновый бор», в рамках которого на прием обратилось 12 граждан Украины по вопросам миграционного, пенсионного, трудового законодательства. Кроме того, в прокуратуре области организована работа специальных «телефонов доверия», по которым можно сообщить о незаконных действиях должностных и иных лиц, о фактах коррупции, получить консультации о действующих нормативных правовых актах. Прокуратурой области практикуется проведение «горячих линий» по проблемным и социально значимым вопросам (по вопросам жилищно-коммунального хозяйства реги- она, выявлению и пресечению фактов незаконной игорной деятельности, по вопросам невыплаты заработной платы), в рамках которых принимаются сообщения о нарушении законодательства и незамедлительно организовываются проверки силами органов про- куратуры. В текущем году, к примеру, проводились «горячие линии» с целью выявления и пре- сечения фактов незаконного повышения цен на продовольственную и сельскохозяй- ственную продукцию, лекарственные средства. В ходе их действия поступило свыше 150 сообщений граждан о фактах завышения цен на продовольственные и непродоволь- ственные товары, из которых 108 – по ценам на лекарственные средства. Всего за 2013–2015 годы в органы прокуратуры области по вопросу оказания бес- платной юридической обратилось 19 780 граждан. По поводу нарушения положений статьи 7 Закона области от 1 марта 2013 № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области» жалоб в органы прокуратуры области не поступало. Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции и повышению эффективности реализации Закона области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области» В целях дальнейшей реализации правоотношений в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории Липецкой области приоритетным направлением является совершенствование регионального законодательства по реа- лизации Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юри- дической помощи в Российской Федерации» и повышение эффективности реализации Закона области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области». Для этого необходимо следующее: 1) пересмотреть перечень исполнительных органов государственной власти области и подведомственных им учреждений, участвующих в государственной системе бесплат- ной юридической помощи; 2) рассмотреть возможность включить многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в число участников государственной системы бесплатной юридической помощи или в перечень подведомственных учреждений ис- полнительных органов государственной власти, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи; 3) совершенствовать механизм взаимодействия участников государственной си- стемы бесплатной юридической помощи на территории области, в части определения порядка взаимодействия уполномоченного органа с органами управления государствен- ных внебюджетных фондов; 4) рекомендовать исполнительным органам государственной власти области и под- ведомственным им учреждениям, органам управления государственных внебюджетных фондов Липецкой области утвердить административные регламенты оказания бесплат- ной юридической помощи, а также установить единые требования к учету обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи; 5) с учетом финансовых возможностей региона дополнительно расширить перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, включив в указанный перечень членов семьи народного дружинника и добровольного по- жарного, погибших в период исполнения обязанностей народного дружинника и добро- вольного пожарного либо умерших после прекращения исполнения обязанностей на- родного дружинника и добровольного пожарного вследствие ранения (контузии) и (или) заболевания, полученных в период исполнения обязанностей народного дружинника и добровольного пожарного, а также народных дружинников и добровольных пожарных, получивших в связи с исполнением обязанностей телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшей деятельности; 6) отчетность исполнительных органов государственной власти области и подве- домственных им учреждений дополнить информацией о количестве и случаях оказанной бесплатной юридической помощи по категориям граждан, установленным частью 2 статьи 7 Закона области «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области»; 7) исключить из перечня документов, необходимых для получения бесплатной юри- дической помощи в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона области «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области», документы, подтверждающие наличие правовых оснований для получения бесплатной юридической помощи; 8) в порядке принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юри- дической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, определить ситуации, когда предоставление правовой помощи будет осуществляться в безотлага- тельном порядке; 9) в нормативных правовых актах Липецкой области определить понятие «трудная жизненная ситуация»; 10) изучить положительный опыт Московской, Ленинградской, Калининградской областей, Удмурдской Республики по предоставлению субсидии адвокатской палате Липецкой области для оплаты труда адвокатов и компенсации их расходов по оказанию бесплатной юридической помощи на территории области; 11) активизировать работу по развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи; 12) рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и го- родских округов Липецкой области использовать положительный опыт Долгоруковского, Тербунского, Усманского и Хлевенского муниципальных районов по нормативно-право- вому регулированию вопросов оказания бесплатной юридической помощи, в том числе по принятию муниципальных правовых актов, устанавливающих дополнительные гаран- тии права граждан на получение бесплатной юридической помощи; 13) обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу о вне- сении изменений в раздел 2 приложения № 2 и в раздел 2 приложения № 3 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 206 «Об ут- верждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Россий- ской Федерации» в целях их приведения в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 397-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О защите населения и тер- риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части включения в отчетную информацию категорий граждан, имеющих право на полу- чение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Окончание. Начало на 9–10-й стр. 1 Закон Липецкой области от 14 декабря 2012 года № 94-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и пла- новый период 2014 и 2015 годов», Закон Липецкой области от 04 декабря 2013 года № 218-ОЗ «Об област- ном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Закон Липецкой области от 18 декабря 2014 года № 348-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» 2 Постановление Правительства Москвы от 15 октября 2013 года № 687-ПП, постановление Правитель- ства Московской области от 18 июля 2014 года № 560/28, постановление Правительства Ленинградской области от 7 марта 2013 года № 65, постановление Правительства Калининградской области от 6 июня 2013 года № 385, постановление Правительства Удмурдской Республики от 20 мая 2013 года № 206 «О мерах по реализации Закона Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года № 70-РЗ «Об оказании бесплатной юри- дической помощи в Удмуртской Республике» 1 http://minjust.ru/ru/press/news/doklad-o-deyatelnosti-ministerstva-yusticii-rossiyskoy-federacii-v-sfere- obespecheniya 2 Закон Липецкой области от 05 марта 2015 года № 374-ОЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Липецкой области» (статьи 4, 7, 11)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz