Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 213/25091/6 НОЯБРЯ 2015 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 1 2 3 4 5 управление здравоохране- ния Липецкой области 751 112 - 58 управление жилищно- коммунального хозяйства Липецкой области 55 - - 85 управление имущественных и земельных отношений Липецкой области 21 747 8 - 19 управление культуры и ис- кусства Липецкой области 2 060 121 176 58 управление образования и науки Липецкой области 2 685 17 2 117 управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области 1 192 - - 8 управление потребитель- ского рынка и ценовой по- литики Липецкой области 1 139 - - 187 управление сельского хо- зяйства Липецкой области 18 - - 81 управление социальной за- щиты населения Липецкой области 8 635 23 - 281 управление труда и занято- сти Липецкой области 2 545 - - 621 управление инвестиций и международных связей Липецкой области 11 - - 3 государственная жилищ- ная инспекция Липецкой области 3 - - 2 Всего 42 576 281 197 1 540 Подведомственные учреждения областное государственное бюджетное учреждение «Введенский геронтологи- ческий центр» 52 23 19 5 областное казенное учреж- дение «Липецкий городской центр занятости населения» 1 392 - - 348 областное казенное учреж- дение «Елецкий городской центр занятости населения» 763 - - 251 областное казенное уч- реждение «Чаплыгинский районный центр занятости населения» 11 - - 4 областное казенное уч- реждение «Становлянский районный центр занятости населения» 34 - - 3 областное казенное учреждение «Тербунский районный центр занятости населения» 19 - - 3 областное казенное учреж- дение «Липецкий районный центр занятости населения» 191 - - 3 Всего 2 462 23 19 617 Управление делами администрации Липецкой области Отдел по работе с обраще- ниями граждан 22 238 - - - Отдел по работе с обращениями граждан управления делами администрации Липец- кой области не отнесен к участникам государственной системы бесплатной юридиче- ской помощи на территории Липецкой области, поскольку не является исполнительным органом государственной власти Липецкой области. Вместе с тем, отдел по работе с обращениями граждан оказывает гражданам бес- платную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письмен- ной форме по вопросам, относящимся к компетенции органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, в порядке, установленном законодательством Рос- сийской Федерации для рассмотрения обращений граждан. За период действия Закона области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ количество об- ращений граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь отделом по работе с обращениями граждан управления делами администрации области, составило 22 238. Мониторинг деятельности исполнительных органов государственной власти области и подведомственных им учреждений за период с марта 2013 года по июль 2015 года по- казал, что 9 исполнительных органов и 5 подведомственных им учреждений не участвуют в оказании бесплатной юридической помощи на территории региона ввиду отсутствия обращений граждан. К ним относятся: • управление дорог и транспорта Липецкой области; • управление лесного хозяйства Липецкой области; • управление внутренней политики Липецкой области; • управление инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой об- ласти; • управление строительства и архитектуры Липецкой области; • управление экологии и природных ресурсов Липецкой области; • управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области; • управление контроля в сфере размещения государственных заказов Липецкой об- ласти; • инспекция государственного строительного надзора Липецкой области; • областное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Ли- пецкой области»; • государственное областное бюджетное учреждение «Информационно-аналитиче- ский Центр развития физической культуры и спорта Липецкой области»; • областное бюджетное учреждение «Охотничьи и водные биоресурсы»; • государственное (областное) бюджетное учреждение «Центр развития доброволь- чества»; • государственное (областное) бюджетное учреждение «Управление государствен- ной противопожарной спасательной службы Липецкой области». В этой связи представляется интересным опыт некоторых субъектов Российской Фе- дерации. К примеру, в Алтайском крае многофункциональный центр предоставления го- сударственных и муниципальных услуг действует в качестве участника государственной системы бесплатной юридической помощи. В Свердловской, Пензенской, Смоленской, Кировской областях, Республике Адыгея многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень подведомственных уч- реждений исполнительных органов государственной власти, входящих в государствен- ную систему бесплатной юридической помощи. На наш взгляд, представляется целесообразным на территории нашего региона пересмотреть перечень исполнительных органов государственной власти и подведом- ственных им учреждений, а также рассмотреть возможность отнести к участникам госу- дарственной системы бесплатной юридической помощи многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или включить его в перечень подведомственных учреждений исполнительных органов государственной власти, вхо- дящих в государственную систему бесплатной юридической помощи. Статистика по оказанию бесплатной юридической помощи органами управления го- сударственных внебюджетных фондов области представлена в таблице. Наименование органов управления государственных внебюджетных фондов Количество граждан, которым оказано правовое консультирование в устной и письменной форме Количество граждан, которым составлены документы правового характера Количество размещенных материалов по правовому информированию и правовому просвещению в СМИ, в сети Интернет и иным способом ГУ Липецкое региональ- ное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 15 372 1 3 620 ГУ Отделение пенсион- ного фонда Российской Федерации по Липецкой области 152 909 - 345 259 Территориальный фонд обязательного медицин- ского страхования Липец- кой области 14 - 21 Всего 168 295 1 348 900 Из представленной таблицы следует, что наибольшее количество обращений граж- дан по вопросу оказания бесплатной юридической помощи поступило в территориаль- ный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. На наш взгляд, это связано с тем, что система современного российского пенсионного законодательства и пенсион- ной правоприменительной практики довольно сложна и периодически изменяется, что порождает множество вопросов граждан. ГУ Липецким региональным отделением Фонда социального страхования Россий- ской Федерации представлена информация о категориях граждан, которым оказана бес- платная юридическая помощь: • многодетные граждане – 9 147; • одинокие родители, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет, – 373; • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно- быльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, – 5 804; • лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения – 49. Учет по категориям граждан и случаям оказания бесплатной юридической помощи ГУ Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области и Тер- риториальным фондом обязательного медицинского страхования Липецкой области не осуществляется. Ввиду отсутствия единых требований к учету сведений об оказании гражданам бес- платной юридической помощи информация органов управления государственных вне- бюджетных фондов представлена разнообразная. Решение данной проблемы, на наш взгляд, возможно путем определения порядка их взаимодействия с уполномоченным органом и предоставления отчетности по установленным формам. В целях правового информирования и правового просвещения населения испол- нительные органы государственной власти Липецкой области и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов Липецкой об- ласти и должностные лица размещают в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет и доводят до граждан иным способом следую- щую информацию: 1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи; 2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантиро- ванных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граж- дан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей; 3) компетенция и порядок деятельности органов государственной власти Липецкой области и подведомственных им учреждений, органов управления государственных вне- бюджетных фондов Липецкой области, государственного юридического бюро (в случае его учреждения), полномочия их должностных лиц; 4) правила оказания государственных услуг; 5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов Липецкой области, подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов Липецкой области, государственного юридиче- ского бюро (в случае его учреждения) и их должностных лиц; 6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий. Количество размещенных материалов по правовому информированию и правовому просвещению в средствах массовой информации, в сети Интернет и иным способом ис- полнительными органами государственной власти области и подведомственными им уч- реждениями за период с марта 2013 года по июль 2015 года составило 2 157, органами управления государственных внебюджетных фондов – 348 900. Принимая во внимание, что Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ установлены основные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по повышению степени социальной защиты проживающих на данных территориях граж- дан, то есть расширению перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а также перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи. Несмотря на сложности экономической ситуации, в нашем регионе по сравнению с федеральным перечнем расширен перечень категорий граждан, имеющих право на по- лучение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев ее оказания. Приоритетом для регионального законодателя явилась поддержка социально неза- щищенных и нуждающихся граждан. В нашей области право на получение бесплатной юридической помощи имеют: 1) многодетные граждане (имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе переданных на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью) и детей в возрасте до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения в образовательных учреждениях, и в возрасте до 21 года, проходящих военную службу по призыву); 2) одинокие родители, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет (по вопросам защиты прав и интересов детей); 3) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; 4) лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения (по вопросам трудоустройства, пенсионного обеспечения и социальной защиты); 5) несовершеннолетние, пострадавшие от насилия и (или) эксплуатации, жертвы торговли детьми, а также их законные представители и представители, если они обра- щаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обе- спечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних 1 ; 6) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и имеющие право на полу- чение бесплатной юридической помощи в экстренных случаях. В настоящее время в 52 субъектах Российской Федерации, что составляет 61,2% от общего количества субъектов Российской Федерации, установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи. В качестве дополнительных чаще всего определены следующие категории граждан: инвалиды III группы (Калужская область, Смоленская область, г. Санкт-Петербург, Кировская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская об- ласть, Иркутская область, Республика Хакасия, Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ); ветераны боевых действий (Рязанская область, Смоленская область, Кировская об- ласть, Чувашская Республика, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Свердлов- ская область, Еврейская автономная область); неработающие пенсионеры (Республика Карелия, Кировская область, Нижегород- ская область, Ульяновская область, Волгоградская область, Свердловская область, Ма- гаданская область); бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудитель- ного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (Оренбургская область, Самарская область, Республика Адыгея, Республика Ал- тай, Иркутская область, Камчатский край); граждане, признанные пострадавшими участниками долевого строительства (Кали- нинградская область); реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических ре- прессий (Оренбургская область, Республика Ингушетия, Чеченская Республика); вдовы сотрудников правоохранительных органов (Республика Ингушетия); граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожи- точного минимума, установленного в субъекте РФ (г. Санкт-Петербург, Ульяновская об- ласть, Нижегородская область); граждане – жертвы насилия в семье (Ульяновская область); женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, достигшие возраста 60 лет (Сара- товская область, Калужская область); беременные женщины и женщины, имеющие детей до 3-х лет (Воронежская область, Смоленская область); граждане, признанные в установленном порядке безработными (Калужская область, Саратовская область, Свердловская область); почетные граждане (Московская область); полные кавалеры ордена Славы и (или) Трудовой Славы (Московская область, Смо- ленская область); ветераны труда (Смоленская область, Ульяновская область, Челябинская область, Хабаровский край); лица, награжденные почетным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР» (Смоленская область, Нижегородская область); истцы по рассматриваемым судами первой инстанции делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связан- ным с трудовой деятельностью (Тульская область); члены семьи (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, а также совер- шеннолетние дети в возрасте до 23 лет включительно, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их орга- низационно-правовой формы) добровольного пожарного, погибшего при исполнении им обязанностей добровольного пожарного, либо в случае его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении им обязан- ностей добровольного пожарного (г. Санкт-Петербург); ВИЧ-инфицированные – несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, а также их закон- ные представители (г. Санкт-Петербург). Учитывая практику субъектов Российской Федерации, полагаем целесообразным рассмотреть возможность, с учетом финансовых возможностей бюджета Липецкой об- ласти, дополнения областного перечня категорий граждан с целью государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной помощи. Исходя из анализа законодательства области, касающегося предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в указанный перечень, на наш взгляд, следует включить нуждающихся в социальной поддержке членов семьи народ- ного дружинника и добровольного пожарного, погибших в период исполнения обязан- ностей народного дружинника и добровольного пожарного либо умерших после пре- кращения исполнения обязанностей народного дружинника и добровольного пожарного вследствие ранения (контузии) и (или) заболевания, полученных в период исполнения обязанностей народного дружинника и добровольного пожарного, а также народных дружинников и добровольных пожарных, получивших в связи с исполнением обязанно- стей телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшей деятель- ности. Для получения бесплатной юридической помощи в нашем регионе гражданину не- обходимо представить: 1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи по установленной фор- ме; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и гражданство Российской Федерации; 3) документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории лиц, имею- щих право на получение бесплатной юридической помощи. Вместе с тем, на гражданина возлагается обязанность по предоставлению докумен- тов, подтверждающих наличие правовых оснований для получения бесплатной юридиче- ской помощи. На наш взгляд, указанное требование является завышенным, поскольку на практике может усложнить доступ граждан к получению бесплатной юридической помо- щи, а также может повлечь случаи необоснованного отказа в ее предоставлении. По нашему мнению, достаточным правовым основанием для получения гражданином бесплатной юридической помощи будет являться документ о его принадлежности к той или иной категории и изложение в заявлении сути поставленного вопроса. В целях обеспечения доступа малоимущих граждан к получению бесплатной юри- дической помощи в нашем регионе определен упрощенный порядок оформления до- кументов, подтверждающих статус малоимущего гражданина для получения бесплатной юридической помощи 2 . Для граждан, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Липецкой области, либо одиноко проживающих граждан, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Липецкой области, документом, подтверждающим их принадлежность к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, является справка о размере среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) за три по- следних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи соответствующего заяв- ления, которая выдается учреждением социальной защиты населения Липецкой области в срок не более десяти рабочих дней со дня обращения. Федеральным законодателем установлена возможность получения в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданами, находящимися в трудной жиз- ненной ситуации, порядок предоставления которой отнесен к полномочиям органов го- сударственной власти субъектов Российской Федерации. Понимание государством необходимости оказания срочной бесплатной юридиче- ской помощи гражданам, находящимся в тяжелых жизненных условиях, очень важно само по себе. В этих целях на территории Липецкой области принято постановление от 9 сентября 2013 года № 409 «Об утверждении порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизнен- ной ситуации». Для получения в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданину необходимо представить в уполномоченный орган или участнику государственной си- стемы бесплатной юридической помощи в Липецкой области: письменное заявление по установленной форме; документ, удостоверяющий личность. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены за- казным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа. В интересах или по поручению гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, вправе обратиться законный представитель на основании документа, удо- стоверяющего его личность, и документа, подтверждающего его полномочия, а также представитель гражданина на основании документа, удостоверяющего личность, а так- же нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, подтверждающей его полномочия. На уполномоченный орган возложены функции: по проверке сведений об экстренном случае, указанном в заявлении; по принятию решения об оказании в экстренном случае бесплатной юридической по- мощи либо об отказе в ее оказании; по определению участника, оказывающего бесплатную юридическую помощь. В Липецкой области право на получение бесплатной юридической помощи в экс- тренных случаях имеют граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в отно- шении которых принято решение об оказании в экстренных случаях бесплатной юриди- ческой помощи. В таком случае бесплатная юридическая помощь оказывается в срок не более трех рабочих дней. Основаниями для принятия решения об отказе в оказании в экстренном случае бес- платной юридической помощи являются: 1) неподтверждение факта нахождения в трудной жизненной ситуации и факта воз- никновения экстренного случая; 2) представление документов, содержащих недостоверные сведения; 3) представление документов не в полном объеме. Согласно информации управления административных органов области на террито- рии Липецкой области практика принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуа- ции, отсутствует. Правоприменение указанного постановления может повлечь, на наш взгляд, не- которые трудности, поскольку не определено понятие «трудная жизненная ситуация», отсутствует взаимодействие уполномоченного органа с органами управления государ- ственных внебюджетных фондов. Вместе с тем региональному законодателю необходимо обратить внимание на разъ- яснения Министерства юстиции Российской Федерации по отдельным вопросам реали- зации Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ 1 . Министерством юстиции указано, что при определении органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка принятия решения об оказании в экс- тренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следует исходить из того, что оказание такой помощи возможно только во взаимосвязи с положениями статей 6, 15, 20, 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ и исключительно в ситуациях, требующих незамедлитель- ного правового разрешения. На наш взгляд, к ситуациям, когда предоставление бесплатной юридической помощи будет осуществляться в безотлагательном порядке, к примеру, можно отнести: • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда жи- вотным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окру- жающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безо- пасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи Адвокаты, оказывающие бесплатную юридическую помощь на территории Липецкой области, участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи в по- рядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ, други- ми федеральными законами и Законом области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ. Установленный порядок привлечения адвокатов к оказанию бесплатной юридиче- ской помощи позволяет органам государственной власти субъектов Российской Феде- рации и адвокатскому сообществу на качественно новом уровне организовывать оказа- ние бесплатной юридической помощи. Обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи, возложенные Феде- ральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адво- катуре в Российской Федерации» на адвокатов, выполняются, внедряются комфортные механизмы ее оказания и получения гражданами. Решением Совета Адвокатской палаты Липецкой области от 29 марта 2013 года ут- верждено Положение об оказании бесплатной юридической помощи категориям граж- дан Липецкой области, указанных в части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и части 2 статьи 7 Закона области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ «О бесплатной юридиче- ской помощи на территории Липецкой области». Положением определены виды и случаи оказания бесплатной юридической помощи, определен перечень категорий граждан, которые могут получить бесплатную юридическую помощь, перечислены случаи, когда бесплатная юридическая помощь не оказывается, а также перечень документов, необхо- димых для получения бесплатной юридической помощи. По состоянию на 1 января 2015 года количество адвокатов, участвующих в государ- ственной системе бесплатной юридической помощи, составляет 127 человек 2 . Адвокатская палата Липецкой области ежегодно не позднее 15 ноября направляет в управление административных органов список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистраци- онных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря управление административных органов опублико- вывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в «Липецкой газете» и размещает этот список на своем официальном сайте в информаци- онно-телекоммуникационной сети Интернет 3 . Список адвокатов также размещается на официальных сайтах Адвокатской палаты Липецкой области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ли- пецкой области в разделе «Бесплатная юридическая помощь» 4 . Из указанного списка следует, что 58 (45,7%) адвокатов оказывают бесплатную юри- дическую помощь в г. Липецке, 22 (17,3%) – в г. Ельце, 47 (37%) – в 18 муниципальных районах Липецкой области. Управление административных органов ежегодно не позднее 1 декабря заключает с Адвокатской палатой Липецкой области соглашение об оказании бесплатной юриди- ческой помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бес- платной юридической помощи, по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти 5 . Соглашение на 2013 год было заключено 22 ноября 2012 года, на 2014 год – 12 ноя- бря 2013 года, на 2015 год – 19 ноября 2014 года. Соответственно в Липецкой области имеются все правовые основания для оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бес- платной юридической помощи. Согласно сводному отчету Адвокатской палаты Липецкой области об оказании бес- платной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридиче- ской помощи за период с марта 2013 года по июль 2015 года: бесплатная юридическая помощь оказана в 1149 случаях; количество граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь, – 193; количество устных консультаций по правовым вопросам – 556; количество граждан, которым даны устные консультации по правовым вопросам, – 157; количество письменных консультаций по правовым вопросам – 65; количество граждан, которым даны письменные консультации по правовым вопро- сам, – 18; количество составленных заявлений, ходатайств и других документов правового ха- рактера – 313; количество граждан, которым составлены заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, – 104; количество случаев представления интересов граждан в судах – 161; количество граждан, интересы которых представлялись в судах, – 43; количество случаев представления интересов граждан в государственных или муни- ципальных органах – 33; количество граждан, интересы которых представлялись в государственных или му- ниципальных органах, – 14; количество случаев представления интересов граждан в организациях – 18; количество граждан, интересы которых представлялись в организациях, – 8; иные виды бесплатной юридической помощи – 3. Сведения о категориях граждан, которым оказана бесплатная юридическая помощь адвокатами, приведены в таблице. № п/п Категория граждан УК 6 ПК 7 СД 8 ПИ 9 Всего 1 Граждане, граждане, среднедушевой доход семей кото- рых ниже величины прожиточного минимума, установлен- ного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане) 17 - 15 16 48 2 Инвалиды I и II группы 428 55 223 173 879 3 Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Россий- ской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социа- листического Труда 36 - 18 8 62 4 Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без по- печения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бес- платной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей 51 5 12 15 83 5 Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 14 4 4 1 23 6 Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонаруше- ний несовершеннолетних, и несовершеннолетние, от- бывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической по- мощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридиче- ской помощи в уголовном судопроизводстве) - - - - - 7 Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помо- щи и гарантиях прав граждан при ее оказании» - - - - - 8 Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за ока- занием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан 14 4 10 13 41 9 Граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соот- ветствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации 9 - 4 - 13 Из приведенных данных следует, что основная категория граждан, обратившихся к адвокатам за оказанием бесплатной юридической помощи, это инвалиды I и II группы – 75% от общего количества обратившихся граждан. Это связано с тем, что указанная категория граждан является наиболее многочисленной среди других категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи на территории обла- сти 10 . В 2013 и 2014 годах прослеживалась тенденция развития федерального законода- тельства в сфере бесплатной юридической помощи по расширению категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и расширению перечня случаев по ее оказанию. Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 397-ФЗ «О внесении изме- нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены новые категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, к которым отнесены: • Герои Труда Российской Федерации; • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бес- платной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; • лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической по- мощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью; • усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической по- мощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей. Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 20 Федерального закона «О Продолжение. Начало на 9-й стр. Окончание на 11-й стр. 1 Указанная категория граждан введена Законом Липецкой области от 3 октября 2013 года № 204-ОЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области «О бесплат- ной юридической помощи на территории Липецкой области». 2 Закон Липецкой области от 18 сентября 2015 года № 442-ОЗ «О внесении измене- ния в статью 8 Закона Липецкой области «О бесплатной юридической помощи на терри- тории Липецкой области» 1 Одобрены Правительственной комиссией по вопросам реализации Федерального закона «О бесплат- ной юридической помощи в Российской Федерации» (подпункт «е» пункта 1 раздела I Протокола № 3 от 19 марта 2014 года) 2 http://2014.advp48.ru/index.php/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch 3 http://www.uao-lipetsk.ru/about/activity/juristic_help 4 http://2014.advp48.ru/index.php/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch/96-spisok-advokatov- uchastvuyushchikh-v-deyatelnosti-byup, http://to48.minjust.ru/ru/node/108340 5 Приказ Минюста России от 12 ноября 2012 года № 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юриди- ческой помощи в Российской Федерации» 6 Количество устных консультаций по правовым вопросам 7 Количество письменных консультаций по правовым вопросам 8 Количество заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера 9 Количество случаев представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных ор- ганах, организациях 10 Согласно статистическим данным о гражданах, имеющих право на получение бесплатной юридиче- ской помощи по состоянию на 2014 год, количество граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь в Липецкой области, составляет 171 956, из числа которых инвалиды I и II группы – 78 350 человек (45,6%). http://minjust.ru/ru/node/105812
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz