Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ № 204/25082/ 22 ОКТЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Месторасположение его известно практически всем, потому что кто-то, может, и хотел бы не заметить «блош- ку», но уж больно она крупна: от рынка 9-го микрорайона, именуемого в народе «же- лезным», до остановки «8-й микрорайон». Ввыходные дни здесь более 150 бесплатных торговых мест. Продавцы не- прихотливы, торгуют с земли, а иные прямо из багажников видавших виды «семерок», «восьмерок». Да и товар не требует дорогих витрин с под- светками. Но одни и те же вещиможно воспринимать по- разному: для кого-то стираль- наямашина «Чайка» имедная кружка—это хлам и старье, а для другого —живая история и драгоценные раритеты. За сколько дадут На картоне, под который подложены деревяшки, — одежда в ассортименте: от дубленки до рукавиц. У про- давца, 73-летней пенсионерки Татьяны, осведомляюсь: что почем? — Дубленка искусствен- ная, думаю, уйдет рублей за 300-400, фуфайку отдам за 250, штаны за 100, — с удовольствием знакомит она с ценами. — Обычно гастар- байтеры покупают. Сначала охотно брали, а теперь цены режут пополам. Я им говорю: вот вы уже давно в Липецке живете, ну что можно купить за 50 рублей? А это вещь, она вам послужит. Но если не про- дается неделю-вторую, отдаю за сколько дадут. Татьяна словоохотлива и довольна своим местом. Оно у нее козырное, на самой гра- нице с узаконенным рынком, которая, по ее словам, на- чинается с четырех пирами- дальных тополей. В их листве она прячет стилизованную витрину — картон. Живет пенсионерка почти рядом, в соседнем 10-м микрорайоне. Прежняя профессия Татьяны —машинист мостового крана. Работала на крупныхпредпри- ятиях: в домостроительном комбинате, на НЛМК. — Весь день дома одна, телевизор посмотришь, по- ешь, полежишь, а ведь чело- веку дело какое-то нужно, да и к пенсии в 10 тысяч добавка не помешает, — рассказы- вает она. — Торгую тут лет пять-шесть. Первым продала болгарский брючный костюм очень хорошего качества, ко- торый покупала в советское время, когда по путевке за рубеж ездила. Когда свой «молодежный» гардероб распродала, постав- щиками поношенных вещей стали знакомые, соседи. То- вару она придает подобающий вид: стирает, гладит, а склады- вает на балконе. Скромное обаяние «блошки» Чем живет уникальный городской рынок НИНА ВОСТРИКОВА «Меняем старые вещи на новые!», — выкрикивали старьевщики в начале XX века в столичных и малых рос- сийских городах. Сейчас в Липецке нет ни старьевщиков, ни лудильщиков, ни золотарей. Зато был и остается блошиный рынок, куда отправились журналисты «Липецкой газеты», чтобы понять, у кого он пользуется спросом, изучить ассорти- мент товаров и познакомиться с продавцами и покупателями. — Самое главное — заце- пить покупателя, слов гово- рить побольше, — делится не- хитрыми секретамимаркетин- га Татьяна. — А то буркнешь человекудва слова, онипойдет себемимо. Кто нашипокупате- ли? Да разные люди! Много из сел приезжают, липчане приходят за какой-то опреде- ленной надобностью. Сокровища из кладовки В субботу светило солнце, и «блошка» развернулась во всей своей полноте. Сами про- давцы условно разделяют себя на четыре группы: коллекцио- неры, они же антикварщики, нумизматы, филателисты и барахольщики. Дядя Саша скорее бара- хольщик. У него встретила все то, что недавно выброси- ла из кладовки в мусорный контейнер: старые розетки и выключатели, накопившиеся зарядные устройства от сло- манных и потерянных сото- вых телефонов и фотоаппара- тов, старый тонометр, вышед- шие из моды солнечные очки, пивную кружку «Крутому парню»... Тут же книжки издательства «Москва» 1969 года: «Они повторили подвиг Сусанина», «Четырехзнач- ные математические таблицы для средней школы». —Да у меня неинтересный товар, вы дальше пройдите, там выбор ого-го! — смутился дядя Саша. Напротив — две швейные машинки, одна из них зна- менитой марки «Подольск», на такой же хорошо шила моя бабушка после войны. За каждую просят 2000 рублей, хотя красная цена им — 300- 400. Объяснение простое: мо- рально они давно устарели и неспособныкачественношить современные ткани. Торг профессионалов Рядом очень интересная торговая точка: марки, мо- неты, фарфоровые статуэтки Дулевского завода, бюсты советских вождей и знамени- тых людей эпохи СССР. Тут же изящные статуэтки Дон КихотаЛаманчскогоиз чугуна за полторы тысячи рублей и Петра I из меди за 1200. Вот серия самоваров. Самый бле- стящий—выпуска началаXX века, из латуни, как уверяет хозяинутвариАнатолий, кста- ти, бывший работник потреб- кооперации. Стоит самовар 16 тысяч рублей. —Заметьте, он отреставри- рован, а это порой дороже, чем сама вещь, — рассказывает Анатолий. —Ну вот возьмите царский! Самоварами интересова- лись многие, а один из про- ходящих спросил, нельзя ли краник такой же раздобыть, как на царском. Без краника — некомплект. Оказывается, возможности продавцов почти безграничные. У них своя сеть поставки, им одним ведомая. По сарафанному радио ин- формация передается по всей «блохе», глядишь — через не- делю-другую найдет человек то, что искал. Анатолий — специалист в своем деле, знает, на каком за- воде, в какие годы выпущены антикварные изделия, и даже осведомлен, в каком количе- стве они остались на руках. Среди покупателей встреча- ются настоящие охотники за антикварными и винтажными вещицами. Цены же обычно складываются с учетом полез- ности изделия, а также спосо- ба их производства — ручного или промышленного. Нашу беседу прервал весь- ма грамотный покупатель, которыйпришелна блошиный рынок с нумизматическим каталогом-справочником. Слушать, как торгуются про- фессионалы, было интересно. Чем меньше тираж монет — тем выше стоимость. Покупа- теля цена не устроила, зато он охотно рассказал, для чего ему монеты современной России и СССР раннего и позднего периода. —Деньги—это тоже часть истории, я детям показываю, чтобы расширить их круго- зор, — говорит мужчина лет 40-45. — Рассказываю, что вот за такую красненькую десятирублевку в Советском Союзе можно было в десять раз больше товара купить, чем за нынешнюю тысячу. Другой покупатель сбивал цену за советские виниловые пластинки Апрелевского за- вода. Они на блошином рынке идут за 100 — 150 рублей. Тут же и патефон вполне рабочий за 10 тысяч, на котором мож- но послушать Марка Бернеса, Владимира Лемешева, Кози- на, Александровича и других забытых многими исполни- телей. Очень хорошо уходит воен- ный антураж: кобура, коман- дирские ремни с портупеей из мягкой кожи, планшетыдово- енного времени. Скорее всего, покупают для коллекции. Утюги на углях всех размеров — от большого до невелички —берут люди, увлекающиеся деревенским декором. Поку- пают часы с гирями в старин- ной оправе — опять же для воссоздания патриархальной обстановки. Спрашивали ста- ринные иконы. Спросом поль- зуются керосиновые лампы, печки-буржуйки, металли- ческие фонарики советского производства. Продавцы-коллекционеры говорят, что барахольщиков стоило бы переместить отсю- да, мол, нельзя путать божий дар с яичницей. Мешают они. Но границы«специализации» очень зыбкие. Вот молодой человек, торгующий старыми кирзовыми сапогами и лаки- рованными женскими туфля- ми а ля 1970-е. Казалось бы, барахло. Но выясняется: обувь охотно покупают работники музеев и театров, из соседних городов в том числе. * * * Напоследок у пенсионера Сергея увидела красивую плюшевуюткань,жаль попор- ченную, кофе натуральный молотый, просроченный, как минимум, лет на тридцать, но, по словам хозяина, не потерявший своих вкусовых достоинств, туалетную воду «Дзинтарс», которую так любила моя мама, махорку, сигареты «Стрела», «Полет», «Огонек». И все это ненужное вроде бы старье, вызывающее темне менее наши теплые чув- ства, личные воспоминания, — по 100 рублей. Авообще-то блошиный ры- нок можно сравнить с музеем под открытым небом, только «экспозиция» здесь каждый раз меняется. Не зря в Европе заядлые туристы включают местные блошиные рынки в список достопримечательно- стей и готовы посвятить их ос- мотру целый день. Липецкой «блошке» до такого, конечно, далеко. Но свое обаяние у нее тоже есть. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz