Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
Историю пишут школьники В сельском лицее внедряют передовой опыт и хранят память о прошлом Ольга Шкатова Несколько лет в лицее села Хлевное работают две региональные базовые площадки. Именно здесь педагоги учатся внедрять новые федеральные госу- дарственные стандарты в начальной школе. Кроме того, они обмениваются опытом по развитию государ- ственного общественного управления. Его в лицее осуществляет созданный много лет назад Попечитель- ский совет, в который сегодня входят в основном родители школьников и бывшие выпускники. Стажи- ровку на обеих площадках проходят педагоги не только Липецкой, но и соседних областей. Но не только этот передовой опыт позволил лицею, входящему в ассоциацию инновационных школ региона, появиться в этом году в списке 200 лучших сельских школ России. Сегодня лицейимеет че- тыре филиала—в Верхней иНижнейКолыбелке, Вве- денке и Старом Дубовом. В каждом по девять классов. Курсыобучения за десятый и одиннадцатый ребята из этих школ проходят в ли- цее, ежедневно приезжая в районный центр на школь- ных автобусах. Таким же транспортомдобираютсядо лицеяидетииз нескольких близлежащих деревень. Плюс ко всему учебное заведение является и со- циокультурным центром села. На его базе в хорео- графическом классе про- водит занятия местный Дом детского творчества. В лицее располагаются районная детская библио- тека и спортивная школа. Всежелающие занимаются в спортивном клубе «Ли- дер», который в прошлом году занял первое место на Всероссийском конкурсе «Олимпиада начинается в школе». По словам заместителя директора Натальи По- ляковой, одним из инно- вационных направлений, развивающихся более пятнадцати лет, является информатизация образо- вательного процесса. В распоряжении лицеистов три компьютерных класса. Кроме того, практически все учебные кабинеты обо- рудованымультимедийной техникой. Специальным оборудованием оснащен и класс, предназначенный для дистанционного обуче- ния учащихся в филиалах, где нет учителей физики, химии, английского язы- ка, информатики. Еще один «конек» ли- цея — исследовательская и проектная деятельность школьников, итоги кото- рой подводятся на ежегод- ной научно-практической конференции «К верши- нам знаний». В прошлом году этот проект был отме- чен специальной премией Всероссийского конкурса некоммерческого фонда «Династия». Большая исследова- тельская работа прово- дится на базе школьного Музея боевой славы, соз- данного еще в 70-е годы прошлого века. В этом году музей стал победителем областного конкурса в но- минации «Дети войны». Победу принесло и участие во Всероссийском смотре- конкурсе в честь 70-й го- довщиныПобедысоветско- го народа над фашистской Германией, инициатором проведения которого вы- ступил президиум совета Всероссийской обществен- ной организации «Вете- ран». Сегодня руководит му- зеем учитель истории Та- тьяна Павлова. Благодаря ее стараниям на здании местной больницы уста- новлена мемориальная доска в память о том, что здесь во время войны был госпиталь. Ее торжествен- ное открытие состоялось в прошлом году. Исследо- вательская работа одно- го из ее выпускников — «Братские захоронения на территории Хлевенского района», — посвященная работе госпиталя № 4387, заняла первое место на Всероссийском конкурсе «Отечество». — В нашем музее более 200 подлинных экспона- тов, — рассказывает пе- дагог. — Их находили на местах сражений жители Хлевного, а также сел Му- равьевка, Аникеевка, где шли ожесточенные бои. Мы активно сотрудничаем с местным отделением ДО- СААФ России, районным Советом ветеранов, воен- ным комиссариатом. Здесь теперь проходят и Уроки мужества у шести- классников из кадетского класса, открытого в лицее в прошлом году. Этим ре- бятам предстоит написать новую страницу в истории лицея и родного села. Слово обозревателю 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 203/25081/21 ОКТЯБРЯ 2015 Круг интересов Фото Павла Острякова Фото Николая Черкасова Продолжая традиции классиков В областной научной библиотеке вручили премии за творческие достижения Надежда Белая В преддверии 145-летия со дня рождения великого русского писателя Ивана Бунина, который появился на свет 22 октября 1870 года, в областной научной библиотеке состоялась торжественная церемония вручения премии его имени за достижения в сфере литературы и искусства. На мероприятии чествовали и краеведов, ставших в этом году лауреатами областной премии имени Михаила Трунова. Писателем высшего круга, имеющим мировое значение, назвал Ивана Бунина заместитель главы администрации области Юрий Таран перед оглаше- нием имен новых — 2015 года — лауреатов Бунин- ской премии. Областную награду вручили худож- нику из Ельца Андрею Дмитриеву — за серию живописных работ «Город, который помнит Бунина» и писателю Анатолию Ба- юканскому — за роман «Перстень Василаке». Уникальной краеведче- скойпремиейимениМихаи- ла Трунова, основателя Ли- пецкогообластногокраевед- ческого музея, награждают за исследования в области научного краеведения. Не в каждом регионе есть подоб- ныезнакиотличия, отметил Юрий Таран, уточнив, что в этом году среди студен- ческих работ не оказалось достойных награды такого высокого уровня. Лауреатами премии стали Валерий Акимов и Кирилл Надов — за луч- шую научно-популярную работу в сфере исследо- вания истории и краеве- дения города Липецка и Липецкой области «Ле- бедянь. От Сенной до Яр- марочной (Исторический фотопутеводитель по цен- тру Лебедяни 1913 года)». Победителем в номинации «Лучшая школьная ра- бота» признан Дмитрий Кузин за исследование «Н. А. Ридингер (1825—1894) — гражданин, патриот, елецкий летописец». Намероприятии состоя- лась и презентация нового электронного ресурса «Ли- тературнаякартаЛипецкой области». Это совместный проект липецких библи- отек, посвященный Году литературы. С его помо- щью участники церемонии награждения совершили виртуальное путешествие по местам, связанным с ИваномБунинымв Станов- лянском и Измалковском районах. Работа над про- ектом продолжается, в том числе и в краеведческом направлении. Завершилось меро - приятие награждением мастеров слова, достойно представивших антологию липецких писателей в Мо- скве. Презентация книги, вобравшей в себя творче- ство более ста современ- ных авторов, связанных с липецким краем, прошла летом в легендарном доме Ростовых, увековеченном в романе «Война и мир» великого Льва Толстого. Благодарственныепись- ма областного управле- ния культуры и искусства участникам презентации вручил первый замести- тель начальника управле- ния Владимир Кравченко. Будьте в тренде, господа Исаак Розенфельд По телевидению показывали, как журналисты прямо на улице останавливали шестнадцати-сем- надцатилетних ребят и устраивали им блиц-экзамен. Вопросы задава- ли трудные. Сперва по литературе: кто написал «Муму»? Ребята не знали, но держались мужественно. Как выражается известный ради- кальный реформатор, смысл образования в том, чтобы люди привыкли ориентироваться в новой, непонятной реальности. В от экзаменуемые и ориентировались. Одна девочка, а вернее почти барышня, совсем чуть-чуть промах- нулась, сказав: «Достоевский». Вторая справедли- во предположила, что, наверное, не Булгаков. Третья вообще оказалась на высоте, она сообщила, что совсем недавно прочитала эту самуюкнижку. Воистину: лучше поздно, чем никогда. Но имя автора запамятовала. По- том на очереди была математика. «Сколько будет семью восемь?» — безжалостно насели репортеры на славного паренька под метр восемьдесят ростом. Тот ткнул паль- цем в небо: «Сорок два». Зато не растерялся. Вы полагаете, зловредные телевизионщики нарочно смонтировали ответы только завзятых двоечников? Как честный человек должен вас обескуражить. Дочка моей соседки получает в школе вполне приличные оценки. Однаждымоя теща, технарь, инженер-строитель, взялась объяснить ей какую-то арифметическую задачку. И тут выяснилось: добравшись дошестого класса, девочка ухи- трилась не выучить таблицу умножения. Мына нее нада- вили, онапожертвовала воскреснымднемивызубрила эту проклятуютаблицу.Но заметила, что вклассе она отнюдь не исключение. Кое-кто даже читает по складам. Однако с мозгами у ее одноклассников все в порядке. Не все в порядке, похоже, в российском образовании, немножко, простите за неделикатность, замордованномреформами. П равда, не будем терять надежду. Вот на киоске «Роспечати» возле моего дома я увидел бодрый плакат с призывом читать хорошие книжки. Этот совет подкреплен слоганом: «Теперьмодно быть умным». Тренд такой, господа: быть умным. По-видимому, до того трендом считалось быть дураком?Но мыдожили-таки до долгожданной перемены. И сами реформаторыне сомне- ваются: всё путем. Например, в прошлом замминистра, а нынче директор Федерального института развития об- разования академикАсмолов доволен тем, как он его, то есть образование, развивает. Некогда данный господин навязывал школам всевозможные инновации по части вариативности и плюрализма. А еще — сильно ратовал за секспросвет с первого класса. Что по сравнению с этими судьбоносными хлопотами разные пустяки вроде таблицы умножения и бинома Ньютона! Так вот, академик горд собой и своими единомыш- ленниками. «То, что начато нами в 1991-1992 годах, — радуется он, — когда мы делали школьную реформу, сработало в 2011-2012». Чтоже выдающегося совершили детки, подраставшие в девяностые под опекой Асмолова и иже с ним? Да вышли на Болотную! Чем Асмолов от- дельно гордится. Удалось-таки сформировать элитный «креативный класс», независимый и свободолюбивый. Другиеклассы, сословияислоидиректораФИРО, похоже, мало интересуют. Подозреваю, что с его точки зрения в принципе им не так уж обязательно знать, сколько будет дважды два. А креативным, разумеется, нужно. Как они иначе-то будут деньги считать?Ну, их этому научат, мало ли у нас элитных частныхшкол, где обучение стоит сотни тысяч рублей. А другой влиятельный сеятель на ниве просвещения провозгласил на главной либеральной радиостанции: хотите не хотите, образование становится глобальным, а не национальным. А стало быть, в этом нарастающем вселенском образовательном мейнстриме не нужны отечественная литература или музыка. Они же слишком вызывающе национальны! Однако с этимсеятелемне все согласны.Предположим, ректор МГУ Виктор Садовничий. Тоже не последний человек в сфере просвещения. Он рассуждает о знаниях и мудрости. Знания — это информация. А мудрость — способность принимать и воспринимать опыт предыду- щих поколений, разговор о жизни, о ее смысле. А жизнь у разных народов разная. То есть мудрость, во-первых, национальна по сути и, во-вторых, не является уделом замшелых старцев. Надо, чтобы уже из школьных стен выходилилюди, владеющие не однимикомпьютерами, но и мудростью, душевно и духовно связанные с предками, народом, страной. Такой вот неакадемический спор академиков. Одного, ктогодзагодом, помнениюисторикаОльгиЧетвериковой, разрушает традицию, основы образовательной системы России в угоду западным центрам и советчикам— благо- творителям вроде Сороса. И другого, кто за перемены без разрушений, без отказа от самих себя. Вына чьей стороне, читатель? Г оворят, сегодня русские дети, перебравшиеся с ро- дителями вАмерику, без большого напряга выходят там в первые ученики. Им на занятиях скучно, по- скольку то, что в российских школах усваивают за один урок, в американских мусолят неделю. Но скоро мы сравняемся с американцами. Не зря ведь второклассни- ку задают на дом придумать ответ на дебильный вопрос, как он относится к мышам, или нарисовать сильное, но глупое животное. Вообще-то невежество выгодно. Его же необходимо поощрять и обслуживать. И детям, и взрослым успели внушить: важно не знать, а производить впечатление знающих. Загляните в книжный магазин. Вы наверняка наткнетесьнакнижки-шпаргалки,рассчитанныеналюбой возраст. Раз уж сегодня модно быть умным, покупай то- нюсенькие брошюркитипа«ПокажисебязнатокомРенес- санса», «Ньютон за девяносто минут», «История за час». Ау кого на чтение совсем ужстопроцентная аллергия, тому пригодятся комиксы. Например, «Братья Карама- зовы». Перевести Достоевского в серию картинок догада- лись, если не ошибаюсь, японцы. Спасибо им, конечно, за любовь к русской классике. Но что может остаться от гениального романа, превратившегося в коммерческий продукт масскульта? А господ реформаторов это устраивает. Какие там фундаментальные знания, работа души, напряжение интеллекта! Будемпрагматиками.Минимизируемкруго- зор. И вот уже еще один инноватор рекомендует убрать из программы по математике логарифмы. А по инициативе других из школьного расписания исчезает астрономия, что особенно дико в странеЦиолковского иГагарина, пре- тендующей на титул космической державы. Н о и таблицу умножения, и названия созвездий еще можно выучить как-нибудь после. Семью восемь они и в Африке семью восемь. А вот если подраста- ющего человека не научат быть русским, мыслить и чув- ствовать как русские, россияне, это наверстать не удастся никакимиспособами.ОттогоисуетятсягосподаАсмоловы, спеша раз и навсегда сжечь все мосты. «Эта музыка будет вечной...» В рамках юбилейного тура перед липчанами выступили музыканты из Луганска Сергей Малюков Концерт Академического симфонического оркестра Луганской филармонии собрал аншлаг в област- ном Центре культуры и народного творчества. Выступление именитого коллектива, исполнивше- го произведения Бетхове- на, Верди и Рахманинова, организовала Липецкая филармония при под- держке Министерства культуры РФ и областно- го управления культуры и искусства. В этом году оркестр из Луганска отмечает свой семидесятилетнийюбилей. За это время он накопил богатейший репертуар, от русской и зарубежной классики до смелых музы- кальных экспериментов, с большим успехом кол- лектив гастролирует по городам Европы, Китая и территории бывшегоСовет- ского Союза. В сопровожде- нии оркестра Луганской филармонии выступали блистательныемузыканты: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростро- пович, Иван Козловский, СергейЛемешев, Владимир Спиваков, Денис Мацуев и многие другие.Музыканты продолжали играть даже в самые сложные днивоенно- го конфликта на Донбассе. Уже больше года за дири- жерскимпультом оркестра стоит Александр Щуров. — 2014-й был очень тя- желым годом для нас, не- вероятно трудно было во время боевых действий сохранить коллектив, — рассказал он журналисту «Липецкой газеты».— Мы поддерживали связь друг с другомпод обстрелами с по- мощью гаджетов. Большая частьмузыкантов осталась, не покинула Луганск. Сей- час обстановка стабилизи- ровалась, люди постепенно возвращаются домой. — Что представляет сегодня культурная жизнь Луганска и области? — Культурная жизнь продолжается, несмотря на все трудности. Мы дарим тепло и радость людям, которых им так не хватает, веру в жизнь, надежду, что всё в конечном итоге будет хорошо. Коллективы фи- лармонии за прошлый год дали свыше 700 концертов, только наш оркестр вы- ступал около 400 раз. Гра- фик очень плотный. Идет интенсивный культурный обмен. На открытие ново- го сезона в сентябре к нам приезжали итальянский пианист Андреа Мерло и московский виолончелист Глеб Степанов. — Как проходит ваш юбилейный концертный тур? —Изначально пла - нировался один концерт в Москве, но благодаря поддержке Министерства культуры России мы вы- ступили в Воронеже, Ряза- ни и вот теперь в Липецке. Такое чувство, что приеха- лидомой, народнуюземлю. Мы очень рады, что есть возможность познакомить с нашей музыкой большое количество слушателей. Если оркестр ездит, вы- ступая перед разной публи- кой, значит, он живет. Все музыканты воспринимают этот тур как глоток свежего воздуха. К сожалению, так сло- жилось, что сейчас проще дать концерты в дальнем зарубежье, чем на террито- рии Украины. Украинские власти от нас отказались, им было безразлично, что люди гибнут под бомба- ми, они обозвали всех, кто остался вЛуганске, сепара- тистами и не предприняли даже попытки эвакуиро- вать оркестр. Обидно, что культурные связи, созда- вавшиеся не один год, по- рвались в одночасье. В Липецке с луганским оркестром выступил мо- лодой пианист из Москвы Николай Кузнецов. — Ещё будучи совсем юным, в одиннадцать лет, я выиграл вЛипецке первую премию международного конкурса имени Игумно- ва, — сказал он. — Здесь счастливаядляменя сцена, замечательная публика, приятные воспоминания. Мне очень нравится играть с оркестром, получаю не- вероятное удовольствие от совместных концертов, и я с радостью откликнулся на предложение поехать в Липецк. — Искусство не име- ет границ, а музыка объ- единяет. Этот концерт стал подлинным вечером друж- бы братских народов, — подчеркнул начальник об- ластного управления куль- туры и искусства Вадим Волков, вручая оркестру благодарственное письмо. — Нас роднит очень многое—общая вера, исто- рия, культура, — заявила в ответном слове директор Луганской филармонии Вера Геций. —У нас общие корни, а испытания дела- ют нашу дружбу только крепче. Фото Ольги Беляковой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz