Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 194/25072/ 8 ОКТЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Кто удержит над пропастью О «государственном заказе» на читающую молодежь ЕЛЕНА БРЕДИС Современную городскую библиотеку вряд ли у кого по- вернется язык назвать «избой-читальней». В большинстве случаев это современные помещения, оснащенные компью- терами, ксероксами, электронными каталогами и прочими чудесами современной техники. Увы, но родство все-таки есть: и в первых избах-читальнях, и в современных библиоте- ках была и остается одна главная цель: открыть посетителю мир книги, сделать ее постоянной спутницей жизни, помощ- ницей и спасительницей в самых трудных ситуациях. И все это было бы правильно и хорошо, если бы не одно «но»: за плечами у нас целая эпоха, когда мы были самой читающей страной в мире, когда в библиотеках были очереди на те или иные книги, на свежие выпуски «толстых» журналов. Эпоха, когда «физики» увлекались поэзией не меньше, чем «лири- ки», и когда книга на самом деле была лучшим подарком. И вот спустя больше полувека все приходится начинать сна- чала. Как? С чего? Какими методами? Об этом беседа с дирек- тором областной юношеской библиотеки Ниной Цыгановой. — Нина Николаевна, ка- кие книги сейчас востребова- ны у молодежи? С какими за- просами они к вам приходят? — Знаете, спасибо даже за сам этот вопрос. Когда-то проводились серьезные и мас- штабные исследования на эту тему, потому что круг чтения молодежи был неотъемлемой частью общего воспитатель- ного процесса, этим интере- совались, это отслеживали. А сейчас сам вопрос «что читает молодежь?» звучит крайне редко. Большинство вообще смирилось с тем, что компью- теры вытеснили из жизни подростков книги. Другие на- строены так: что бы ни читал, лишь бы читал. —А все на самом деле так катастрофично? — Ну, я бы так апока- липтично на ситуацию не смотрела. Интерес к книге не утрачен, в том числе — и к книге бумажной. Другое дело, что сегодня наибольшей по- пулярностьюпользуетсяжанр фэнтези. А чему удивляться? Этот интерес спровоцирован и телевидением, и теми же компьютерными играми. — Скажите, а после теле- визионных экранизаций у подростков возникает жела- ние прочесть книгу? — Представьте себе — да. Вот недавно демонстрировали по ТВ фильм «Территория», снятый по одноименной по- вести Олега Куваева. Так после этого у нас сразу стали спрашивать эту книгу. —Ну Куваев был кумиром моего поколения, а уж «Тер- риторию» мы зачитывали до дыр. Олегу Михайловичу удалось написать фактически производственный роман в лучшихромантическихтради- циях Джека Лондона. Но нам для того, чтобы гоняться за этой книгой, вовсе не требова- лось сначала увидеть фильм… —Да, когда мы были лите- ратуро-центристскойстраной, то весть о книжных новинках распространялась мгновен- но, от человека к человеку. Более того, так же быстро распространялось и мнение, что именно НЕПРЕМЕННО должен прочесть человек, если он хочет считать себя культурным и образованным. Но тогда былопрестижно быть культурными и образованны- ми, а сейчас — богатыми. Вот почему—фэнтези? Да потому что там на помощь герою не- пременно приходят какие- нибудь волшебные, мистиче- ские силы, и он обязательно выходит победителем. Не за счет своих сил, своего ума, своих личных способностей, а всего лишь по мановению волшебной палочки. Проще? Конечно! Но не хочу грешить против истины: есть неболь- шая категория ребят, которые любят и читают философскую фантастику Стивена Кинга или Рея Брэдбери. — От чего это зависит? — Отвечу банально: в пер- вую очередь от семьи. Если папа после работы пьет пиво перед телевизором, а мама весь вечер болтает по телефо- ну, то неужели сын потянется за книгой? У него ведь уже есть модель поведения взрос- лого человека. — Сотрудники библиотек способныкак-то изменить эту модель? —Надеюсь, что—да. Про- сто работа наша сейчас очень изменилась. Раньше было много чисто личного общения библиотекаря и читателя, во время этого общения можно было что-то подсказать, дать какой-то совет, обменяться мнениями. Асейчас электрон- ный каталог зачастую просто исключает такое общение. Да, это экономит время, но одно- временно разрушает очень важные человеческие связи. В конце концов, должна же оставаться потребность об- судить прочитанную книгу? Должна оставаться потреб- ность поделиться пережиты- ми эмоциями, сделанными от- крытиями, новыми мыслями и идеями. Вот это мы сейчас пытаемся сохранить, но уже при помощи новых форм. — Что же вам приходится выдумывать? — О, мы на все готовы, — хоть петь, хоть танцевать. Шучу, конечно, но ради этой цели стоит напрягаться. Вы удивитесь, но очень важный момент работы — это чтение детям вслух, в том числе — и подросткам. Потому что за- частую они не понимают, что читают! Это какой-то механи- ческий процесс складывания букв в слова, без всякого осоз- нания смысла прочитанного. —Ябылапотрясена, когда дочь только пошла в школу и выяснилось, что главный критерий умения читать — это количество слов в минуту. Протараторил — и молодец. — Вот мы и читаем им вслух — с выражением, с эмоциями, делая смысловые акценты. Потому что только такое восприятие текста мо- жет увлечь, пробудить инте- рес к произведению. Только это может дать представление о стиле писателя, воспроиз- вести аромат и музыку слова. Мы даем задание сочинить продолжение данного отрыв- ка, то есть вовлекаем ребят в творческий процесс, а потом устраиваем конкурсы. Порой длятого, чтобыребенокувлек- ся чтением, ставим спектакли по какому-то произведению. Глядишь, после этого уже за книгой приходят. —На ваш взгляд, к каким еще потерям привела утрата интереса к чтению? — Ну, во-первых, очень много молодых людей, даже с высшим образованием, совер- шенно неграмотны. Приходят летом подработать, я прошу написать заявление. Так они в двух строчках четыре ошибки делают. Потому что у чело- века, который много читает, подключается и зрительная память, ему порой и правила знать не надо. Во-вторых, многие из нихпростоне умеют разговаривать: у них очень бедный словарный запас, отсутствует ассоциативное, образное мышление. Попро- сите их пересказать пусть не книгу, хотя бы любимый фильм — это будет сплош- ное косноязычие. Мы теряем родной язык: языкПушкина, Толстого, Чехова. А общение в интернет-чатах или при по- мощи мобильных телефонов вбивает последний гвоздь в крышку гроба родной речи. — Этот процесс можно еще остановить и повернуть вспять? — Да, хотя это будет не так быстро, как хотелось бы. Я ведь не говорю, что любовь к чтению полностью утра- чена. Вот, к примеру, книги таких молодых писателей, как Захар Прилепин и Сергей Шаргунов, у нас на полках не задерживаются. Объяс- няйте это модой, близостью политических взглядов, но факт остается фактом: ребя- та читают. Есть небольшая группа, которая интересуется философией, научно-исследо- вательской литературой. — А вам не кажется, что сегодня многие шедевры со- ветской литературы неза- служенно забыты? Мы уже в пятом классе читали «По- весть о настоящем человеке» Бориса Полевого, и это было лучшим патриотическим вос- питанием… —Я бы не сказала, что они так уж забыты. Все зависит от педагога. Многие идут по такому пути: нет в школьной программе — дают в списке для летнего чтения. И дети с удовольствием читают и «Как закалялась сталь», и «Тимура и его команду», и «Поднятую целину». От учителя лите- ратуры зависит колоссально много. Кто-то из детей при- ходит со списком, в котором три-четыре книги заданы на лето, а у кого-то — десятки. Главное, чтобы потом об этих книгах говорилось в классе, чтобы был обмен мнениями, чтобы были дискуссии. Сегод- ня все способыхороши, чтобы вернуть детей к чтению. — Да, ведь даже очень слабый, намой взгляд, фильм «Географ глобус пропил» мо- жет побудить кого-то взять в руки книгу Алексея Иванова и открыть для себя на самом деле очень талантливо напи- санный, романтичный, тон- кий и грустный роман, пропи- танный ароматом уральской природы… — Понимаете, должен быть «государственный за- каз» на читающуюмолодежь. Вы хотите вырастить патрио- тов? Хотите получить зрелое, мыслящее поколение, а не инфантильныхпотребителей? Но это невозможно без люб- ви к чтению. Полвека назад парни и девушки в двадцать с небольшим ехали строить новые города, открывать ме- сторождения. У них была общая цель, ради которой они были готовы терпеть лише- ния. Потому что воспитаны они были соответствующей литературой. А теперь нам психологи говорят, что пере- ходный возраст длится чуть ли не до двадцати восьми лет. Зато родители потом страда- ют, что дитятко хочет только развлекаться и сидеть на их шее. — И все-таки, что же все- ляет в вас оптимизм, что заставляет верить в то, что библиотеки устоят под нати- ском Интернета и электрон- ных книг? — Чтение с экрана и чте- ние книги, которую держишь в руках — это два абсолютно разных процесса. И если ре- бенок привык с детства, что на ночь мама ему читает, что у него на полке стоят книги, Интернет будет для него толь- ко подручным средством. А кроме того, и сегодня к нам приходят ребята, которые просят «Три товарища» и «Триумфальную арку» Ре- марка или «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. А мы делаем все, чтобы таких под- ростков стало больше. Книги таких молодых писателей, как Захар Прилепин и Сергей Шаргунов, у нас на полках не задерживаются. Факт остается фактом: ребята читают. “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz