Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
Из Рязанки в вечность В Липецке представили книгу о старинной усадьбе Семёновых и её владельцах Сергей Малюков В год 170-летия Русского географического общества вышел в свет пятый выпуск альманаха Государствен- ной дирекции по охране культурного наследия Липец- кой области «Исторический квартал», посвящённый истории усадьбы Рязанка, расположенной в Чаплы- гинском районе. Это место неразрывно связано с дворянским родом Семёновых, самым известным представителем которого стал гениальный учёный и легендарный путешественник, выдающийся обще- ственный и государственный деятель России, вице- президент РГО в 1873—1914 годах Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1827—1914). На презентацию книги научного сотрудника му- зея-усадьбыП.П. Семёнова- Тян-Шанского Алексан- дра Богданова в Липецкой областной универсальной научной библиотеке при- был из Санкт-Петербурга правнук географа, предсе- датель правления Семёнов- ского благотворительного общества Александр Вла- димирович Семёнов-Тян- Шанский. Потомок вы- дающегося учёного также занимается научной дея- тельностью, правда, сфера интересов у него несколько иная—физика. —Я привык иметь дело с формулами, и написание вступительного слова к книге далось мне нелегко, — признался Александр Семёнов-Тян-Шанский. — Но это того стоило, книга отличная. Ячасто бываюна родине предков и в Рязан- ке, ив ГремячкеРязанской области и с удовольствием приехал сюда снова. Глав- ная забота сейчас — при- влечь внимание к судьбе музея, находящегося на периферии. Дело сдвину- лось с мёртвой точки, и это радует. В апреле на заседании Рус ского географиче - ского общества в Санкт- Петербурге председатель Попечительского совета общества Президент РФ Владимир Путин поддер- жал грантом проект раз- работки концепции музея- заповедника «Родина П.П. Семёнова-Тян-Шанского» на базе усадьбы Семёно- вых в деревне Рязанка. Благодаря совместной дея- тельности в рамках гранта Липецкого регионального отделения Русского геогра- фического общества, Ли- пецкого государственного педагогического универ- ситета, Государственной дирекции по охране куль- турного наследия Липец- кой области и Липецкого областного краеведческого общества проведено ин- женерное обследование строений, входящих в уса- дебный комплекс, а также ряднаучных экспедиций. В ближайшее время резуль- таты исследований будут опубликованы. — Наш род искренне поддерживает эту инициа- тиву, правда, мыне «новые русские» и можем оказать толькоморальнуюпомощь, — говорит Александр Вла- димирович. — Под лежа- чий камень вода не течёт. Происходящее сегодня даёт надежды и перспек- тивы, внушает оптимизм и веру, что всё задуманное может получиться. Рязан- ка и сейчас является очень привлекательным объек- том для туристов со всей России, а можно и нужно значительно увеличить людской поток. Жизнен- но необходимо построить шесть километров дороги, соединив усадьбы в разных областях одним экскурси- онныммаршрутом. Радует, чтоРусское географическое общество под руководством Сергея Шойгу проявляет к этому делу живой, нефор- мальный интерес. Хочется верить, что я застану време- на, когда заработает меж- региональный культурно- исторический комплекс. Своё семидесятилетие в июле этого года Семёнов- Тян-Шанский, как и по- добает правнуку знаме- нитого путешественника, отметил самымнеобычным образом— в экспедиции на Тянь-Шань. — 21 июля мы подня- лись на ледник Семёнова на высоту 2500 метров, — рассказал Александр Владимирович. — Вверху — пик Семёнова, внизу растут пихты Семёнова. Ощущения в день юбилея были непередаваемые. Это было одно из самых силь- ных впечатлений всеймоей жизни, я в очередной раз испытал гордость за своего предка. Гордятся своим земля- ком и липчане. — Для меня Рязанка — нечто гораздо большее, чем просто архитектурный и садово-парковый ком- плекс,—подчеркнул автор исторического труда Алек- сандрБогданов.—Это одна из самых ярких «звёзд» в созвездииродовых«гнёзд», воспитавших плеяду до- стойнейших сынов и до- черей Отечества. Изучая историю семьи Семёновых на протяжении двух веков, я был поражён открывши- мися фактами. Практиче- ски каждый представитель этой славной фамилии до- стоин персональной му- зейной экспозиции, столь велики их заслуги перед Отчизной. Да и о жизни и свершениях самого из- вестногопредставителяста- ринного дворянского рода ПетраПетровичаСемёнова- Тян-Шанского наши со- временники, увы, знают не такмного, какхотелось бы. Достаточно сказать, что главным своимдостижени- ем Петр Петрович считал не географические откры- тия, а деятельное участие в разработке проекта Кре- стьянской реформы Алек- сандра II. Я стремился к тому, чтобы читатели моей книги «Усадьба Рязанка. Владельцы и окружение», получив представление о быте и культурной жизни обитателей русских дво- рянских усадеб, более при- стально взглянули на эту эпоху. На презентации кни- ги много говорилось о не- обходимости сохранения научного и культурного наследия Семёновых-Тян- Шанских. — Только что завер- шился третий этап работ в рамкахгранта,—сообщила председатель областного отделения РГО, заведую- щая кафедрой географии ЛГПУ Любовь Беляева. — Мы верим, что созданная нами концепция межреги- онального музейного ком- плекса будет воплощена в жизнь. ПётрПетрович внес огромный вклад в развитие РГО, это был настоящий «золотой век» исследова- ний бескрайних просторов Российской империи. Его слова о том, что общество открыто для всех, кто про- никнут любовью к родной земле и глубокой, несокру- шимой верой в будущность Русского государства и рус- ского народа, и сейчас, как нельзя лучше, определяют наши цели. Руководитель Государ- ственной дирекции по ох- ране культурного наследия Липецкой области Андрей Найдёнов отметил, что се- годнямузейСемёнова-Тян- Шанского в Рязанке уже давно перерос свой район- ный статус. — При всём уважении к властям Чаплыгинского района, сделавшим не- мало, чтобы поддержать музей, настало время идти вперёд, — считает он, — для того, чтобы достойно встретить предстоящий юбилей Петра Петровича, нужно объединить усилия всех заинтересованных сторон. Презентацией книги Александра Богданова тор- жествапослучаю170-летия Русского географического общества не ограничились. Вдеревне Рязанка состоял- ся большой праздник с уча- стием гостей из рязанского Музея путешественников и Липецкогомузеянародного и декоративно-приклад- ного искусства, липецких школьников и студентов. Ребята поучаствовали в интерактивной игре «За- нимательная география», а любителей музыки не оставил равнодушными концерт «Старинный ро- манс в усадебном зале». Над сутолокой пошлых мелочей... Беседы с писателями в Год литературы И. Неверов Говорят, на необитаемом острове никако- му Робинзону не придет в голову писать стихи. Это как пытаться дышать в безвоз- душном пространстве. Поэзия невозмож- на без читателя, слушателя, без отклика, без диалога. Сегодня для стихотворца необитаемым островом оказывается даже многолюд- ный город, где слово, прозвучав, гаснет, растворяется в воздухе, неуслышанное, непонятое, ненужное. За несколько лет до своего ухода талантливая липецкая по- этесса, авторкниг, которые высокоценили ее друзья-шестидесятники, начинаясЕвге- ния Евтушенко, Светлана Мекшен, пряча за улыбкой горечь, признавалась мне: она давно не берет в руки перо. У ее стихов больше нет читателей. Как, впрочем, нет читателей и у самых великих мастеров — хоть Пушкина, Тютчева, хоть Блока или Бродского. Собственно, с вопроса о том, не чувству- ет ли себя таким же Робинзоном Николай Филин, и началась наша с ним беседа. — У меня впечатление, Николай, что теперь поэтов читают только сами поэты. На днях в Липецке устроили благотво- рительный литературный аукцион. И по сравнению с романами, рассказами, даже со специальной краеведческой литерату- рой, самые низкие начальные цены на- значались за сборники стихов. — Но при этом заметьте: в наше время на медные гроши, за свой счет стихи все равно издают сотни, тысячи людей. Кро- хотные тиражи. Материальная выгода ну- левая. Слава, известность—ну как на них рассчитывать, выпустив книжечку в сто илидвестиэкземпляров?Но ведьиздают! А главное—упорно пишут. Инередко насто- ящие, талантливые стихи. Я диву даюсь, сколько ребят, наших, липецких, поступа- ют сейчасненаменеджмент, не в академию госслужбы, а в литинститут. Между тем что это за профессия — писатель? Она же никого не обеспечит куском хлеба. —Ну да... Всоветское времяна гонорар за одну-единственную публикацию в тол- стом журнале можно было безбедно жить год, а то и два. —Точно! Либо автомобилькупить, либо каждый вечер коньяк пить в дорогом ре- сторане. Но сегодня ни на какие гонорары рассчитывать вообще не приходится. Тем не менее молодые испытывают острое же- лание высказаться. В редакциях москов- скихжурналовмне показывалирукописи, которые приходят самотеком. Стопы до потолка. ТакчтоРоссиянемолчит. Другое дело, что у нее что-то не так со слухом. Мы охотно говорим, но друг друга не слушаем и не слышим. То, что перестают читать книги, — это тоже симптом глухоты, по- тери интереса к живущему рядом. — Но отчего возникла наша глухота? Как за несколько десятков лет рухнула исконная, я бы сказал, священная для России традиция благоговейного отноше- ния к книге? — Возможно, в советские годы нам не хватало духовной пищи, и мы жадно ее искали. — Но нынче-то духовное начало, по- моему, просто выхолощено. — С этим не поспоришь. Тогда у нас, у страны была какая-то цель. Мы что-то строили и верили: вот построим, и завтра всембудет лучше, чемвчера. Асейчас если кто-то что-то и строит, то дом, особняк, бизнес. Когда-то сызмальства воспитыва- лась жажда понять себя, мир, в который тыпришел, свою страну. Аотныне думать о таких вещах немодно. И еще вспомните: как смотрела на литературу Советская власть?Она ее ценила, при этомопасалась, старалась перетянуть литератора на свою сторону, включить его в идеологическую, пропагандистскую работу. А в постсовет- скойРоссииидеологией сделалась эстрада. Нам выпала тяжелая участь: жить в эпоху исчерпанности идей, на которых столетиями держались вера и надежда. Эти идеи — демократия, равенство, ком- мунистическая справедливость и так далее — вдохновляли, стимулировали. И вот в них разуверились миллионы людей, перестав хлопотать о чем-либо, кроме шкурного, денежного интереса. Для по- эзии, для поэта это не лучшее время. Но, повторюсь, молодежь все равно пишет. И в ее строчках угадывается незашоренный, непрагматический и нециничный взгляд. А когда рождаются хорошие стихи, у них раньше или позже появятся и читатели. Наша справка. В солидном литера- турно-художественном журнале «По- эзия. Двадцать первый век Новой эры» публикация стихов Николая Филина предваряется такой информацией. Он вице-президент Академии поэзии России. Действительный член Академии россий- ской словесности. Обладатель Золотой медали Льва Толстого и Золотой есенин- ской медали. Но меня ошеломило, когда тамже я прочитал: липецкий поэт еще и действительный член Французской ака- демии наук и искусств! Брать интервью у столь важной персоны мне ни разу не доводилось. Николай, однако, засмеялся и немножко меня успокоил: — Нет, нет, увы, я не вхожу в число «бессмертных», как называютфранцузы своихакадемиков. Речь всеголишь о создан- ной русскими эмигрантамиМеждународ- нойПарижскойакадемиинаукиискусств. Но для меня это тоже почетно и лестно. Все эти звания и награды моего собе- седника не слишком обременяют. Повсед- невных трудов от него требует только Липецкое региональное отделение Обще- российского литературного сообщества, директором которого он является. Это молодая организация. Она в какой-томере призвана компенсировать случившийся в девяностые годы минувшего века развал Союза писателей СССР. В те годы пишу- щие разделились на свободолюбивых демо- кратов и государственников-патриотов . — Тот раздрай, вражду инициировали московичи. Провинция, привыкшая, с одной стороны, подпитываться у столицы, а с другой—копировать то, что там проис- ходит, тоже рассорилась. Нампредставля- лось, что у этого процесса сугубо политиче- ская, идейная, нравственная подоплека. В действительности же в центре литвожди дрались за собственностьСоюза—она была немаленькой. Витоге, попутно замечу, она не досталась ни одномуиз вновь образован- ных писательских объединений. Хозяе- вами дач, офисов и прочего стали другие, кто половчее и к сочинительству особого касательства не имеет. А на периферии, в сущности, иделить-то былонечего. Однако я, тогда совсем еще молодой, начинающий литератор, хорошо запомнил, какне люби- ли друг друга уважаемые лидеры здешних писательских союзов. — Вот этого я никогда не мог для себя объяснить. Как будто твои стихи или по- весть может написать твой конкурент! Но враждаивправду быланешуточная, пусть и бессмысленная. Она лишила писателей возможности влиять на решение каких- то принципиальных вопросов культуры, препятствовала поддержке молодых, со- хранению литературных памятников и традиций. Слабость эта привела к тому, например, что домЕвгенияЗамятинавЛе- бедяни совсемразрушилсяи его заменили новоделом. Не осуществилась, по-моему, замечательная идея создать областной литературный музей. В общем, ссора на пустом месте наших пишущих Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей, дурные амбициинанесли заметный ущерб всему. — Слава Богу, спустя четверть века это преодолевается. Сейчас вошло в силу другое поколение. Минувшим летом три литературных союзаЛипецкойобластидо- говорилисьосотрудничестве.Председатель правления новой организации Валентин Баюканский, председатель ревкомиссии Андрей Новиков, кстати, постоянный ав- тор «ЛГ». А я избран директором. — Ваши директорские обязанности не отвлекают вас от творчества? — Еще как отвлекают! То и дело упре- каю себя: опять не нашел времени сесть за рабочий стол. Попросили вот стихи в жур- нал«Московскийвестник».Ияпередалим не новые вещи, а те, что по каким-то при- чинам не напечатаны прежде. В минуты отчаяния мне даже пришли строчки: «Не случилось писать плохо, разучился писать совсем...» Но писать хочется. Может, у меня еще будут хорошие стихи. — Однако, насколько мне известно, публикуетесь вы много. — На это жаловаться грех. Книжка у меняпока, считайте, одна—«Парадигма». Но зато были большие подборки в «Поэзии XXI века», в том же «Московском вестни- ке», «Общеписательскойлитературной га- зете», международном сборнике «Планета поэтов», влипецкомжурнале«Петровский мост». Готова и рукопись нового сборника. Нопризнаюсь: главное событие последнего времени для меня—не эти публикации, а появление антологииписателейлипецкого краяXXI века. С единомышленникамимы готовилиее с особымнастроением. Верили: это и знак реального сближения наших союзов, и дань уважения как к ветеранам, такикмолодымлитераторам, иктем, кого среди нас уже нет. — Это можно считать стартом объ- единенной писательской организации? А какие у вас дальнейшие планыипроекты? — Скажу прямо: планы есть, но что касается материального их обеспечения, то тут не все ладно. Без помощи власти, спонсоров нам, боюсь, мало что удастся. К сожалению, Госдума тянет с принятиемза- конопроектаотворческихсоюзах, аименно онбыпозволилвластинапрямуювыделять какие-то средства на их деятельность — хотя бы на первых порах. — Мне рассказывали, что в соседнем Воронеже сталтрадиционнымина зависть популярнымПлатоновскийфестиваль.Не- ужеливЛипецкойобластичто-топодобное нет шансов устроить? —Разумеется, есть! Моя мечта—моло- дежный замятинский фестиваль «Мы». К слову, теперь областную премию Евгения Замятина будут получать молодые авторы до тридцати пяти лет. Надо бы серьезно за- няться и организацией творческой учебы молодежи. —Раз уж вы затронули тему учебы, по- звольте напомнить: когда-топриредакции нашей газетысуществовалалитературная студия.Еечленычиталииобсуждалистихи ипрозу, рекомендовалилучшее дляпубли- кации. Начинающие получали возмож- ность общаться с маститыми, допустим, с известным в России детским прозаикам Владимиром Добряковым, с Адольфом Беляевым. А еще в Липецке проводились всесоюзные семинары. На них приглаша- лись самые яркие писатели того времени —Юрий Нагибин, Сергей Антонов... — Мы постараемся использовать этот опыт. Наверное, будет правильным при журнале «Петровский мост» создать лит- студию.Кроме того, в странепрактикуются совещаниямолодых авторов. Япредложил московскому литературному руководству провести такое совещание в Липецке. — Но вернемся к поэзии. Может, ее не читают потому, что жизнь больно уж труд- ная, суетная? У одних вообще неустроен- ная, у других целиком отданная погоне за большими деньгами? —Акогдажизнь вРоссиибыла легкой? ПослеОктября семнадцатого?Втридцатые годыдвадцатого века?Во временаВеликой Отечественнойилипослевоеннойразрухи? А посмотрите, с каким энтузиазмом народ учился, тянулсякхорошейкниге. Эта тяга должна возродиться! Потому что Россия все-таки остается Россией. — В ваших стихах постоянно звучит тревога, в них мне слышится эхо дисгар- монии, царящей на Земле. — А откуда она берется — душевная и духовная дисгармония? Мир-то заду- ман уютным, человечным. Нам только не надо его наполнять ненавистью, бытовой мелочностью, злостью. От этого и должна оберегать поэзия. И природа, вся поэзией пронизанная. — У вас на этот счет есть хорошо за- помнившиеся мне стихи: Пространство расширяется до жути, В сознании всплывают прамиры. И в судорогах изначальной сути Нам лечат души волны и костры. — А разве это не так? ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 191/25069/3 ОКТЯБРЯ 2015 Круг интересов ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Никита А. Добродушный и отзывчивый мальчик. В декабре воспитаннику детского дома VII- VIII вида исполнится семь лет. Он всегда готов прийти на помощь. Оченьлюбитзабавлятьмалышейи играть с ними. Охотно занимается спортом. Очень хорошо катается на велосипеде и самокате. Здесь емуравныхсредисверстниковнет. Никита без напоминания убирает игрушки, поливает цветы. А еще онсувлечениемрисует—каранда- шами и красками. Рисунки полу- чаются веселые и яркие. Иногда Никитауединяетсяи, размышляя о чем-то своем, играет с машинками, корабликами. Воспитатели и педагоги отмечают, Никитка —парень любознательный, так что, вполне вероятно, со временем отставание в развитии удастся преодолеть. Время от времени Никитку навещают брат и сестра. Дима А. Он уже третий раз по- является в нашей рубрике. Впер- вые мы рассказали о нем, когда мальчику было два года. Сейчас ему уже семь лет. И все это время Дима не перестает ждать маму и верить в то, что пока она просто не может его найти. «Мне хочется, чтобыона водила меня вшколу. И все бы смотрели, что мы вместе», — вот такая мечта у мальчишки- первоклассника. Он старательно готовился к школе: учился считать и читать, запоминал стихи. Дима очень самостоятельный мальчик. Умеет красиво сервировать стол, работатьна участке, ухаживать зарастениями.Онвнимательный, заботливыйдруг.Всегда придет на помощь младшим детям. Проблема у него одна — с глазами. Но ребенок смыш- леный, пытливый. И видит он хорошо. Мальчик очень нуждается в семье и родных людях. Марина К. Девочка воспри- нимает свой детский дом как семейную пристань, любит всех детей и взрослых. Очень застенчи- вая. Когда мы пришли, тихонько села на край дивана, оглядела незнакомцев. Чувствовалось, что стесняется. Однако скоро раскре- постилась — и стало ясно: перед нами девочка общительная, под- вижная и очень добрая. Марина с удовольствием рассматривала книги, иллюстрации к сказкам, пересказывала их содержание. А сколько стихов Агнии Барто наи- зусть знает! Показала свою любимую доч- ку-куклуидомик, собранныйиз деталей«Конструктора». Невысокий, яркий, с окошечками и дверью. В таком вот уютномкрасивомдоме онаимечтаетжить смамой, папой, сестрами и братьями. Несмотряна то, что воспитываетсяшестилетняядевоч- кав специализированномучреждении, онауспешноразви- ваетсяи уже мало отстает от сверстников. Ипомогают ей в этом, равнокакидругимдетям, сотрудникидетскогодома. Здесь ребят не только учат ходить, говорить, есть, ухажи- вать за собой, ноиадаптируюткжизни, вкоторойраноили поздно им придется существовать самостоятельно. * * * Уважаемыечитатели!Есливасзаинтересовалкто-тоиз этихдетейилискем-тоизнихвас связываютродственные отношения, обращайтесь в органыопеки по месту вашего жительства. Александр Семенов-Тян-Шанский (фото справа) высоко оценил работу нашего земляка Александра Богданова (фото слева).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz