Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Школа равных возможностей В регионе успешно внедряется инклюзивное обучение Ольга Шкатова Выступая на областной педагогической конференции, заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов подчер- кнул, что приоритетом сферы на ближайшую перспективу станет повышение доступности качественного образования. Речь идет не только о здоровых детях, но и об инвалидах. Для них повсеместно в регионе создается безбарьерная среда, в том числе и в образова- тельных организациях. Разговор на эту тему продолжился на семинаре «Каждый ребенок особенный — все дети равные!» в липецкой школе № 40. — Наша область принимает участие во всехфедеральныхпро- ектах, касающихся образования детей-инвалидов и детей с огра- ниченными возможностями здо- ровья, — рассказала начальник отдела управления образования и науки Липецкой области Еле- на Черкасова. — Для них с 2009 года на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих де- тей в Липецке действует Центр дистанционного образования. В прошлом учебном году в нем обучались более 180 детей из восемнадцати муниципальных районов. В регионе действуют девять специальных, то есть кор- рекционных школ, которых не коснулся процесс оптимизации. С 2012 года область участвует в федеральнойпрограмме «Доступ- ная среда». В ее рамках вшколах и профессиональных образова- тельных организациях создаются условия для инклюзивного, то есть совместного обучения всех без исключения детей. Наша за- дача — обеспечить условия, что- быкаждаясемьяполучиладоступ к качественному образованию. Участником семинара в ре- жиме онлайн стала заместитель директора департамента госу- дарственной политики в сфере защитыправ детейМинистерства образования и науки РФ Ирина Терехина, курирующая програм- му «Безбарьерная среда». По ее словам, уже более шести тысяч российских школ приняли уча- стие в программе, которая дает лишь стартовый капитал для соз- дания условийдляинклюзивного обучения.Их три: архитектурная доступность зданияипомещений, наличие специального оборудо- вания и квалифицированных педагогов. Школа сама вправе решать, какое количество средств направить на оборудование, а сколько потратить на создание безбарьерной среды. Для директора 40-й школы Татьяны Аксеновой, принимав- шей гостей, эти проблемы уже решены. Созданиембезбарьерной среды для детей с ограничен- ными возможностями здоровья здесь занялись в 1991 году, когда сформировалипервые классыдля ребят с нарушениями слуха. Для этого пришлось переоснастить кабинеты, предназначенные для учебы и индивидуальных заня- тий по развитию слуха и речи. С 2012 годашкола принимает участие в реализации программы «Доступная среда», открыв в своем здании еще и детский сад. В ходе реконструкции левого крыла первого этажа школь- ные помещения переделали под дошкольные группы. Здесь появились игровые, спальни, физкультурный зал, кабинеты для индивидуальных занятий, оснащенные специальным обо- рудованием. — Сегодня у нас школа-ком- плекс, где обучаются более 630 человек, почти 60 из них имеют нарушения слуха. Дошкольные специализированные группы посещают более 20 малышей, — говорит Татьяна Аксенова. — Обычные дети и дети-инвалиды учатся вместе, получая полно- ценное эффективное образование. Кроме того, нам были выделены дополнительные средства, чтобы установить пандусы, современ- ную звукоусиливающую аппа- ратуру. Наша задача — создать в школе все условия для того, чтобы ребенок сегодня осваивал школьную программу и получал навыки, которые завтра помогут ему ориентироваться в социуме. По словам директора, в пе- дагогической практике школы сформировались две формы обу- чения детей с нарушением слуха: частичная и полная интеграция. Первая предполагает введение в общеобразовательную среду так называемых отдельных классов для детей с нарушениями слуха. Таких сегодня тринадцать. При полной же интеграции ученики со слуховой депривацией учат- ся в обычных классах наравне со здоровыми детьми. По этой модели сегодня работают пе- дагогический, родительский и ученический коллективы трех классов, в которых обучаются четверо учащихся, имеющих на- рушения слуха. —Мы получили положитель- ныйопыт обучения восемнадцати детей с нарушенной слуховой функцией в массовых классах, — заключает Татьяна Иванов- на. — Они освоили программу основного среднего образования и успешно прошли государствен- ную итоговую аттестацию. Стало хорошей традицией проведение совместных общешкольных ме- роприятий детей с нормальным и нарушенным слухом. Дни здо- ровья, ярмарки, спортивные со- стязания, различные конкурсы и праздники сближают общеоб- разовательную и коррекцион- ную школы. Мы также следим за дальнейшей судьбой наших выпускников. Трое из них, на- пример, выбрали информатику в Липецком педуниверситете. Это настоящая победа, но мы еще только в начале пути. Надо до- оборудовать кабинеты, провести переподготовку специалистов по новым федеральным госу- дарственным образовательным стандартам, по которым дети с особенностями здоровья начнут учиться в следующем году. Наши дети не всегдамогут вы- разить словами то, что имхочется сказать. Но видели бы вы, каким счастьем светятся их глаза, ка- кой солнечной и светлой бывает улыбка, когда все у них получа- ется так, как хочется. Ради этого мы работаем, — итожит Татьяна Аксенова. На «Завалинке» тесно не бывает Студенты Елецкого госуниверситета побывали на Балканском молодежном фестивале Галина Чернышова В курортном болгарском городе Сандански состоялся 20-й Балканский молодежный фестиваль, в котором принял участие ансамбль русской песни «Завалинка». Ельчане были единственными представителя- ми от России. Свое мастерство в песне и танце также демонстри- ровали коллективы из Испании, Турции, Греции, Македонии, Латвии, Албании и собственно Болгарии. В рамкахфестиваля, который ежегодно собирает молодежь, каких-то серьезныхконкурсов не проводится. Этопраздниквстреч, общения, диалога национальных культур и традиций. Ельчанам было вдвойне интересно посмо- треть на опыт коллег, таккак они сами раз в два года организуют Международный открытый фе- стиваль-конкурс творческой мо- лодежи и студентов имени Т.Н. Хренникова. — Программу в Сандански открывалошествие коллективов- участников — от главной пло- щади города к летнему театру, — рассказала руководитель «За- валинки», заведующая кафедрой музыкального образования Ин- ститута истории и культуры ЕГУ имениИ.А. Бунина Татьяна Кириченко. —Причем по дороге было предусмотрено несколько остановок для, так сказать, пре- зентации. Наши ребята затяги- вали песню, пускались в пляс. Их сразу же окружали зрители, расспрашивали, откуда приеха- ли. И уже на всем протяжении шествия кричали: «Братушки! Братушки!»Такое теплое, друже- любное отношение сопровождало нас все дни. Было очень приятно. На концерте в день открытия выступали только местные кол- лективы, под звуки гимна Болга- рии был поднят флаг фестиваля, а завершилосьшоу грандиозным фейерверком. Зато последующие три вечера сцена была отдана го- стям. Наша «Завалинка» всегда пела вживую, завораживая зри- телейкрасотойрусскойпесни, за- дорным исполнением частушек. — У нашего коллектива по- явились настоящие поклонники, к солистам даже подбегали за автографом, — говорит Татьяна Кириченко. — На церемонии закрытия мы выступали первы- ми. Надо было представить три песни. Первую выбрали с патри- отическимакцентом—«Янужен России», вторую —шуточную, с танцем — «У нашей Кати горя много». Финальным аккордом стала «Калинка» — солировал нашвыпускник, а сегодня препо- даватель, заместитель директора Института истории и культуры ЕГУ им. И.А. Бунина Владимир Дубровский. Зрители были в полном восторге, не только апло- дировали стоя, но и пели, и тан- цевали вместе с «Завалинкой». Ельчанам настолько понра- вилась атмосфера фестиваля, радушный прием местных жи- телей, что проведенные позже дни на морском побережье ребят не сильно впечатлили, добавляет Кириченко. Коллектив потомпо- ехал в город Бургас, где многие студенты море увидели в первый раз, но радости особой не по- чувствовали, вздыхали: вот на фестивале было здорово. И это понятно: все-таки выступления, концерты — их родная стихия. Более того, для гостей из Рос- сии в Сандански был организован прием в мэрии, в ходе которого градоначальник тепло общался с ельчанами. Он, в частности, рассказал, что местные учреж- дения культуры и творческие коллективы финансирует лишь муниципальный бюджет. — Признаться, мы ехали на фестиваль с несколько насторо- женными чувствами: санкции, ситуация с Украиной, напад- ки на Россию — какие будут разговоры, какое отношение встретим? — поделилась в за- ключение Татьяна Кириченко. — Но праздничное настроение ничем не омрачилось. Культура, искусство — выше политики. Это мир и дружба. Замечу, мы привезли на фестиваль флажки с изображениемроссийскогофлага иПрезидентаПутина. Люди под- ходили и просили им подарить, в итоге раздали все. Слово обозревателю 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 190/25068/2 ОКТЯБРЯ 2015 Круг интересов О национальной идее Владимир Петров Она предельно ясна даже в форму- лировке: воспитание Человека! Здесь, в человеке, узел всех про- блем, переживаемых Россией. И в этом же — путь их преодоления и разрешения в будущем. Когда в 90-е годы экзальтированные политики и разного рода политоло- ги развернули дискуссию «по поиску» национальной идеи, то о человеке не было сказано ни слова, будто людская масса — лишь материал для Истории. Но дело обстоит как раз наоборот: историю творят Личности. С обственно история человечества началась тогда, когда первочеловечество двинулось по земномупро- странству. Так оно и продолжается: историяжива, когда народ творит, то есть, образно, движется вперед, ищет новые формы обустройства мира. Но вот закавыка: при этомкак-то забывается, что в центре в любом случае, остается человек. Каков он, такова и жизнь. Иисус Христос не обещал и не предлагал какую-то со- циально-экономическуюмодель построения счастливого общества. Такой организации человечество не достигнет никогда. Спаситель указал лишь один путь—через лич- ное спасение, усовершенствование каждого конкретного человека. На это не раз указывали и православные свя- тые. Самоспасение не означает эгоистичного отделения от общества ради собственных только интересов. На- против — только тогда общество индивидов достигнет наивысшей гармонии общежития. Кстати, Лев Толстой в своих еретических поучениях призывал по сути к тому же, но в форме «опрощения», отказа от всех благ, до- стигнутых людьми, от государства, армии и прочего. И даже «сотворил» собственное «евангелие»—с ощутимым запахом серы, прельщенный гордыней. Его пример, да он и сам писал об этом, говорит: конструировать жизнь на основах только разума — безумие. Разум без Веры опасен и влечет человечество к гибели, по пути так на- зываемого прогресса. Но Веру не насадишь насильно, она может только произрасти в душах, просветлив их горним светом. И менно здесь ключ к мирскому, земному благопо- лучию—в воспитании человека! Атеист, либерал, поклонник «свобод», думается, вынесет жесткий вердикт подобным мыслям: обскурантизм, мракобесие и прочая. Но так ли это? Демократический, свободный, отвернувшийся от христианства Запад сегодня — язы- ческий вертеп, скопище порочных существ, лишенных смысла своего существования. Внешнее благополучие, пленяющее некоторую часть «россиянцев», не повод обольщаться райской жизнью Запада: сатанинские са- турналии Рима были куда ярче и красочнее. Но где он, Бога не признававший, Рим? Мыживемв обществе, пережившемпсихологическую драму: утрату СССР, смену общественного строя, уклада жизни. В обществе, уже шагнувшем на опасный путь потребительства, но еще не утратившем воспоминания о социальной справедливостии социальныхблагах. Сейчас не надо обольщаться миражами коммунизма, догонять и перегонять, давать вал и принимать встречные планы. Осталась вроде бы одна цель: погоня за деньгами, обе- щающими якобы «сладкую» жизнь. Но те, кто, подобно Скупому Рыцарю Пушкина, пресытился ими, давно прозрели: «Во многих деньгах многие печали!». Увы, и Спаситель здесь ни при чем, ведь Он предупреждал: не стяжайте богатства земные, ибо это бессмысленно. Но до сих пор в обществе так и не вызрела мысль, должная стать национальнойидеей: воспитание культур- ных (в самом широком смысле!) поколений, идущих на смену старым. Когда-то уже почти забытый ныне всеми Егор Гайдар пророчествовал: с русскимиРоссия обречена на упадок. Он недоговаривал, хотя понятно—мечталось ему (не по указке ли тайных владык мира?) заместить русский народ интернациональным сбродом, стадомму- тантов, людьми перекати-поле (об этом, кстати, мечтает и западный гуру — Жак Аттали). На просторы страны хлынули волны мигрантов, якобы выполнять работу, которую не способны исполнить «ленивые русские». А потом подсчитали и прослезились—русские вымирают! Президент подписал Указ о материнском капитале, что само по себе великое благо: дети стали рождаться! Но материальная, шире социальная, поддержка все ли решает? Все видят—как «воспитываются» наши дети ХХI века. Родителям зачастую нет времени, а главное желания заниматься ими. Пиво, кальян, мат, сверхпо- шлейская эстрадная «музычка», западные масс-поделки под ту же «музычку». Не показательно ли сколько ино- странных слов и словечек в лексиконе — эфир засорен ими, как блохами. Адетки воспроизводят это на заборах, стенах, в подъездах. Русская речь искажена, множество образных и ярких слов-понятий утрачено. Ребенок не отличает утренней зари от вечерней, крик вороны от соловьиного пения. И как палочка-выручалочка для ро- дителей—компьютер, айфон: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не мешало... Г рустно жить в такой России, господа! Но ведь в грядущей будет еще грустнее и опаснее, поскольку на смену придет поколение Интернета, безъязыкое, немое, не воспринимающее ничего русского, корневого — слова, песни, Веры Православной. Нет ничего более вечного, чемлюдская глупость. Если уж не сумели мы преодолеть ее в себе, так хоть надо пы- таться устранить ее в детях. Право, стоит! Но для этого надо всерьез, на общегосударственном уровне, в каждой семье осознать: наша национальная идея — воспитание детей. Будущее страныне количествомнаселения спасет- ся, а качеством его. Все дело в культуре, господа. По «Дороге к храму» Молодежь помогает церквям в благоустройстве территорий Ольга Васильева На этой неделе в регионе завершилась добровольче- ская акция «Дорога к храму». Весь сентябрь в городах и селах школьники и студенты помогали православ- ным храмам убирать и благоустраивать их террито- рии. Организаторами акции, целью которой является активизация деятельности молодежи в реализации духовно-нравственных потребностей, выступили центр развития добровольчества и управление молодёжной политики Липецкой области. Казалось, сама приро- да, продлевая теплые дни, способствовала осуществле- ниюнамеченных планов. А сделано было немало. Так, в ходе акции«Дорога кхра- му» добровольцы школы посёлка Тимирязевский, являющейся филиалом лицея села Долгоруково, занимались прополкойцве- тов на территории церк- ви в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», а школьники села Стегаловка благоустроили территорию Успенского храма. Добровольцы детско- го объединения «Право- славное краеведение» Лев-Толстовского района вышли на благоустройство территориивокругНиколь- ского храма села Домачи. Ребята привели в порядок тротуарную плитку, очи- стив ее отпроросшейтравы, пересадили цветы с клумб в цветочные горшки на «зимовку». Члены отряда «Добровольческие иници- ативы», объединившись с депутатами Молодежного парламента, облагородили площадку вокруг храма Смоленской иконы Божи- ей Матери «Одигитрия» в селе Первомайское. Ребята скосили траву, выпилили старые засохшие кусты и деревья, убрали с террито- рии мусор. До б р о в о л ь цы с е л а Злобино Становлянского района под руководством ГалиныНикитиной потру- дились на территории во- круг Покровской церкви. В Ельце в акции при- няли участие студенты учебных заведений, добро- вольческие отряды, Моло- дежный парламент города, члены местного отделения Всероссийской обществен- ной организации «Молодая Гвардия Единой России». Началась акция с уборки территории вокруг часовни на Казанском кладбище на месте перезахоронения за- щитниковЕльца,погибших вбитвесвойскомТамерлана в 1395 году, перенесенных с Красной площади. Кро- ме того, учащиеся школы № 17, студенты Елецкого филиала Российского Но- вого университета и Елец- кого железнодорожного техникума эксплуатации и сервиса провели уборку на территории, прилегающей кхрамуПокроваПресвятой Богородицы, а волонтёры отряда ЕГУим. И. А. Буни- на потрудились на огороде при Елецком Знаменском монастыре. По данным центра раз- вития добровольчества Ли- пецкой области, в акции приняли участие более 700 добровольцев. Фото Сергея Литаврина Есть вопросы? Поможем разобраться Уважаемые читатели! В общественной приемной «Липецкой газеты» 5 октября вас проконсультирует и поможет разобраться в проблемах МАРКОВ Юрий Михайлович, адвокат Липецкой областной коллегии адвокатов (уголовное, гражданское, семейное право). Время приема: 11.00 – 13.00. Предварительной за- писи нет. Консультации бесплатные. Просьба: иметь при себе паспорт либо иной документ, подтверждаю- щий личность, копии документов, поясняющих суть вашего вопроса. Нашадрес: г. Липецк (19-ймкр-н), ул.Московская, д. 83, 3-й этаж, к. 309. НА ЗАМЕТКУ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz