Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Дети и раннее развитие Для того, чтобы обеспечить своим чадам успех вжизни, многие родители всерьез озабо- чены тем, как вырастить из них гениев. Идея раннего развития ребенка в последнее время становится все популярнее, и в любом районе крупного города один за другим появляются развивающие студии и центры. Некоторые из них предлагают занятия с детьми едва ли не с рождения. Разумеется, в современномконкурентномиперенасыщенноминформациеймире никто не хочет, чтобы его ребенок был среди отстающих, но означает ли это, что начинать «развивать» малыша нужно как можно раньше? Действительно ли это необходимость или просто даньмоде?Истоит ли спешить записыватьмладенца, скажем, на курсыанглийского языка? Эти вопросы обсуждаем сегодня в «Родительском собрании». — С какой целью многие родители стремятся разви- вать малышей с пеленок? По- тому что общество диктует: стать успешным человеком с перспективным будущим можно, взяв удачный старт. Папы-мамы всячески стара- ются «стартануть» как можно раньше и вовлекаются в эту игру, забывая о самих детях, не думая о том, что это может быть фальстартом. По боль- шому счету, взрослые таким образом удовлетворяют свои амбиции, а ребенок выступа- ет лишь их реализатором. И самый большой вред может принести малышу ситуация, когда он становится заложни- комродительского тщеславия. Впопыткахобъятьнеобъятное родители упускают возмож- ность сконцентрироваться на своем ребенке, увидеть, что ему нравится, какие способ- ности нужно развивать, чтобы вырастить его счастливым. Каждый возраст несет с собой свои возможности и ограничения. Младенец еще долгое время психологически связан с матерью. Поэтому самое главное, что он должен получить на этом этапе, — это любовь, теплотуиэмоциональ- ное общение смамой.Конечно, прослушивание музыки, пла- вание, сенсорное развитие не будут лишними. Но — вместе с мамой. Ни один педагог или тренер не заменит ее энергии. Как только ребенок начинает ходить, он раздвигает про- странство, активно изучает предметы. И здесь можно под- ключать многие развивающие занятия, в том числе и дома. Но для этого нужно время и желание родителей. Глав- ное — постепенность, иначе количество не перерастет в качество. Опасность кроется в неверномповеденииродителей илипедагога. Когда от ребенка слишком много требуют того, на что он еще в принципе не способен, это отрицательно сказываетсянаформировании его самооценки и на желании постигать новое. Ребенокобучаетсяпостоян- но — хотим мы того или нет. Смотрит на родителейиповто- ряет их поведение. Недаром говорится: «Не воспитывайте своих детей, они все равно будут похожи на вас. Поэтому воспитывайте себя». Самое главное, что родители могут дать ребенку — это показать, как надо учиться на своих ошибках и не бояться их, как радоваться, когда открываешь что-то новое. Нужно помнить, что ран- нее обучение каким-либо на- выкам напрямую не связано с успешностью ребенка в буду- щем и с тем, насколько счаст- ливо и достойно он проживет свою жизнь. Прежде всего, важны отношения родителей и ребенка! МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ Любовь важнее тщеславия — У каждого младенца есть свой индивидуальный потенциал, который может раскрываться с первых дней жизни, если знать особенно- сти возрастного восприятия творческих возможностей, психоэмоционального раз- вития. Разумеется, в основе всего лежит любовь ижелание играть с ребенком. Многие авторы методик раннего раз- вития, к примеру, Доман, Лупан, Зайцев, Никитины, настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное. Традици- онная педагогическая наука, основаннаяна опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Человеческий по- тенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор, и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились. Кого сейчас уди- вишь читающим пятилеткой? Араньшепочтивседетиприхо- дили в школу, не умея читать. Педагоги-классики отста- ют от новаторов в сроках нача- ла обучения, а дети-семилетки начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен. В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом осваивает чтение, счет, письмо. В дальнейшем это ведет к трудностям во всех школьных дисциплинах. По- этому стоит интенсивно разви- вать способностималыша как можно раньше, с рождения до 2-3 лет. Естественно, традици- онные способы обучения здесь не годятся. Помимо специаль- ного оборудованияиигрушек, необходима активнаяпозиция матери и отца. Это непрерыв- ный процесс, кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ре- бенка, и понимание, как ми- молетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно. Сегодня существует масса разнообразных методик раз- вития, в том числе обучение грудничковраннемуплаванию или динамической гимнасти- ке, рисованию или чтению с пеленок, музыке и иностран- ным языкам. Разобраться в них и правильно применить непросто, поэтому на помощь приходят профессиональные педагоги, которые, помимо специальных знаний, владеют арсеналомигриупражненийв соответствии с возрастными и индивидуальными особенно- стями детей. Для родителей, заинтересованных в счаст- ливом будущем своих детей, созданыразвивающиецентры. Различаясь материально-тех- нической и профессиональ- ной базой, они отличаются и ценами. Кстати, занятия раннего развития в детских центрах учат многому не только детей, но и родителей: правильно разговаривать и играть с ре- бенком, реагировать на его поведение, стимулировать ис- следовательскуюактивностьи многому другому. Не раннее, а своевременное Наталья Комолых, медсестра: — Я обеими руками «за» раннее развитие детей. Если есть возможность как можно больше дать своему ребенку, почему этого не сделать? Мы, например, с удовольствием посещали один из развивающих городских центров. Там в игровой форме занятияшли30минут, и за это время дети выполнялинесколько заданий, не уставая. Мне и дочке очень нравилось. Никто и не собирается растить гения или насильно заставлять рисовать-ле- пить. Занимаясь по карточкам Домана, наша Настя научилась читать раньше, чем говорить, чем удивляла всех вокруг. Сейчас она учится в третьем классе, учеба дается ей легко. Возможно, методика раннего развития здесь и ни при чем, но я думаю, что она сыграла свою роль, принесла пользу. Сергей Агафонов, предприниматель: — Не стоит вмешиваться в естественный ход событий, все- му свой черед. Выросли же мы без этих новомодных методик. Думаю, многие мамы вместо того чтобы самим больше времени проводить с детьми, стараются водитьих в развивающие центры. Если бы эти методики в самом деле давали ошеломляющий ре- зультат,каждыйвторойшкольникбылбывундеркиндом.Однако почему-то это не так. Наверное, все же здесь больше рекламы, которой, как известно, безоговорочно верить нельзя. Татьяна Литвинова, экономист: — Жаль, что, когда мой сын был малышом, методики ран- него развития не были столь распространены. С удовольствием бы что-нибудь попробовала, и, возможно, у сына открылись бы какие-нибудь способности. Сейчас книг и пособий масса. К тому же практически все материалы имеются в Интернете. При же- лании можно заниматься с ребенком дома, не обязательно для этого тратить деньги на дорогостоящие центры и студии. Хотя считаю, что заниматься интеллектуальным развитием ребенка по специальнымметодикамстоит, когда емуисполнитсяхотя бы года полтора. Потому что вряд ли раньше малыш что-то сможет сделать сам. ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ z Занятия должны проходить только в игровой форме. z Для новорожденного занятия по времени должны продолжаться не больше двух-трех минут. z Родители во время игрыдолжнызабыть о взрослых делах—разговорах по мобильному телефону, Интернете. z Не стоит сравнивать своего ребенка со сверстниками, так как каждый ребенок ин- дивидуален. z Если игра не заинтересовала малыша, не нужно настаивать, лучше повторить ее через месяц. z Если игры доставляют ребенку удоволь- ствие, время можно продлить. z Игрушки должны несколько опережать возраст ребенка. На заметку Тема следующего выпуска: «Дети и порядок» «Сколько раз тебе говорить — не разбрасывай одежду!»; «Почему ты не убрал в комнате!»; «Когда ты будешь застилать кровать без напоминания?». Все эти драматические восклица- ния и риторические вопросы — к сожалению, неотъемлемая часть повседневного общения многих родителей со своими по- взрослевшими детьми. Очень часто за несколько лет до этого импредшествуют совсемдругие высказывания: «Немешаймне убирать»; «Не лезь, испачкаешься»; «Не бери, а то разобьешь». Малыши, как правило, с удовольствием пытаются наводить порядок – это же делают взрослые, значит, это интересно. А вот умудренные житейским опытом подростки относятся к на- ведениючистотыв своейкомнате обычночересчурфилософски. Так какже приучить ребенка к порядку? Скакого возраста ему можно доверить уборку, стирку и тому подобное? Об этом – в следующем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной про- блеме, связаннойсвоспитаниемдетей,иливыхотитеподелиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул.Московская, 83илина электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk. ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-21. №189/25067/ 1 ОКТЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Елена Бычкова, заместитель декана факультета педагогики и психологии Ли- пецкого государственного педагогического университета: Ольга Гуляева, руководитель семейного оздоровительного комплекса «СОК»: Страницу подготовили Софья Вобликова и Марина Кудаева. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz