Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Народный артист России Виктор Мережко : «Цензура рубля страшнее цензуры редактора» Сергей Малюков Популярный сценарист, драматург, актер, кинорежис- сер, продюсер и телеведущий Виктор Мережко не нужда- ется в особых представлениях. Достаточно только напомнить, что по его сценариям Никита Михалков снял «Родню», а Роман Балаян «Полеты во сне и наяву». В числе его работ такие любимые зрителями картины, как «Здравствуй и прощай», «Трын-трава», «Вас ожида- ет гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Сонька Золотая Ручка». Секретарь Союза ки- нематографистов России, народный артист России не так давно побывал на кинофестивале «Липецкий выбор» в качестве пред- седателя жюри конкурса художественных фильмов. Мыслями о положении дел в отечественном кинема- тографе, и не только, Вик- тор Мережко поделился с журналистом «Липецкой газеты». — Виктор Иванович, как вы оцениваете состоя- ние современного россий- ского кино? — Качество картин се- годня очень разное. Если брать фестиваль «Липец- кий выбор», то большин- ство представленных на нем фильмов — достойные работы. Советую всем по- смотреть «Белый ягель» Владимира Тумаева, кра- сивый костюмный фильм о любви молодого ненца, драму «Класс коррекции» молодого режиссера Ива- на Твердовского, хорошая картина «Ещё один год» Оксаны Бычковой. Многие ленты призывают зрителя не быть равнодушными, заставляют оглянуться на жизнь вокруг. Да, такое кино любят далеко не все, но я считаю подобную со- циальную остроту оправ- данной. А в целом ситуация в нашем кинематографе не радужная. Системапроката разрушена, в кинотеатрах идуткоммерческиеподелки и голливудские блокбасте- ры, умное, доброе кино не может найти дорогу к мас- совой аудитории. Кино, особенно амери- канское, превратилось в аттракцион. Сегодня инте- ресную историю о человеке проще рассказать в рамках телевизионного формата. Это общемировая тенден- ция. На телевидение сейчас приходят лучшие режис- серы и сценаристы. Там можно серьезно работать со сценарием, актерами, костюмерами… — На прошлом «Ли- пецком выборе» несколько главных призов получила картина Александра Веле- динского «Географ глобус пропил», которую многие сравнивалис «Полетамиво сне и наяву». Вы согласны с такими параллелями? Почему тема «лишнего че- ловека» в обществе снова стала актуальной? — Тема «лишнего чело- века» в России — вечная. Первым её начал Михаил Юрьевич Лермонтов «Ге- роем нашего времени», за- тем столетие спустя были написаны «Утиная охота» Вампилова, «Полеты во сне и наяву», в новом веке вы- шел«Географ». Внёмменя, честно говоря, смутил крен в чернуху. Я когда писал «Полеты» не стремился по- копатьсявгрязи,меняболь- шеинтересоваловнутреннее состояние персонажа, чем обличение мерзостей жиз- ни. У меня нет безысходно- сти в финале, есть светлая печальная грусть. Роман Балаян давно предлагал мне написать продолжение. Я категори- чески отказался. Он попро- бовал что-то сделать сам, в картине сыграл одну из последнихсвоихролейОлег Иванович Янковский, но фильм, увы, неполучился… Нельзя дважды войти в однуитужереку.Атемабу- дет длянас актуальна во все времена. Уверен, появится ещё не одно подобное кино. —Ещё одна вечная тема — поиски героя, созвуч- ного духу времени. Пока, увы, наше кино не богато яркими знаковыми персо- нажами… —Сейчас,намойвзгляд, мыпереживаемнастоящую трагедию. Государство те- ряет контроль над кино- прокатом, а значит, и над идеологией кино. Хозяе- вам кинотеатров чужды государственные интересы, они зарабатывают деньги, показывая экшн, пришель- цев, вампиров, навязывая американскую модель по- ведения. Цензура рубля страшнее, чем цензура ре- дактора. Раньше все было мяг- че, худсовет мог попро- сить сгладить углы, сделать персонаж более светлым. Главное — система поддер- живала таланты. Сейчас все подстраиваются под того, кто дает тебе деньги. Про- дюсер говорит тебе—делай так,иначеприкрою.Деньги всё решают. Идеология, интересы государства — об этом никто в этом бизнесе сейчас не думает. Наши Бондарчук, Бек- мамбетов пытаются рабо- тать под Голливуд. Кино, основанное на нравствен- ных традициях русскойли- тературы, — Достоевском, Толстом, Чехове, Горьком — не востребовано. Его ни- кто не хочет показывать. Кинематографисты в рас- терянности, какие уж тут поиски героя, непонятно, как выживать дальше. Хорошо, что есть такие кинофестивали, как «Ли- пецкий выбор». На каждом сеансе полный зал, публи- ке интересны сложные, неоднозначные картины, она устала от бездумного поглощения поп-корна. Но полноценный прокат не- коммерческого кино сейчас невозможен. Становится непонятно, для кого тогда снимать? Многие талант- ливые ребята уходят из профессии. —А вам бы не хотелось переломить ситуацию, на- писать яркий актуальный сценарий? — Из девяти моих ре- жиссерских работ лишь одна «Красная комната» была полнометражным ки- нофильмом. Она никуда не пошла. Какой смысл тра- тить колоссальные усилия на съемках полного ме- тра, чтобы потом показать фильмдочке, сыну и соседу по даче? Нет, я принципи- ально теперь работаю ис- ключительно для телевиде- ния. Все мои телекартины —«СонькаЗолотаяРучка», «Хуторянин», «Белаяночь, нежнаяночь», «Подземный переход» и другие —полу- чили живейший отклик у зрителей. За год я написал пять телевизионных сце- нариев. Сейчас работаю над двенадцатисерийной картиной. — Сложно было пере- сесть в режиссерское крес- ло? Иван Охлобыстин, вы- ступаявЛипецке, признал- ся, что после своего перво- го опыта кинопостановки окончательно решил, что ему комфортнее писать сценарии и наблюдать из зрительного зала, как их реализуют другие. У вас не было подобных мыслей? — Действительно, не думал, что когда-нибудь буду заниматься режиссу- рой. Когда ты сочиняешь, то, сидя за клавишами, переживаешь весь спектр эмоций своих персонажей. Трудные кинопробы, не всегда адекватные артисты, сложная съемочная группа — зачем тебе это надо? Но когда я попробовал, что это такое — быть режиссёром, тоизменил своемнение. Это тяжело, но процесс съемок затягивает тебя с головой. Здорово, когда всё под тво- им контролем. Профессии сценариста и режиссера дополняют друг друга. Недавно провел кино- пробы к своей картине «Не ждали», и сынпараллельно отобралактеровдляфильма «Дайте мужа Дарье Климо- вой» по моему сценарию. С нетерпением жду начала съемок. У меня главная роль написана специально для Олега Басилашвили. Когда Олег Валерианович говорит, что лучшей роли он не читал за последние двадцать лет, то для меня его мнение дорогого стоит. Есть надежда, что получит- ся хорошая картина. —А вы часто спорили с режиссерами? — Никогда. У меня в этом плане счастливая судьба. Все мои сценарии попадали к уважаемым мастерам. Они понимали, что если выдернуть из них какую-то сцену, кирпичик, то рухнет вся история. Балаян вообще изна- чально не хотел снимать «Полеты», ему не понра- вился мой сценарий. Героя «Полётов»яписал со своего брата Володи, он точно так же пробовал найти себя в жизни, писал прозу, её нигде не печатали, одна семья, другая семья, невос- требованность…Яотвечаю: «Бога ради, его тутже готов купить «Ленфильм». Тогда он нехотя согласился, по- степенно втянулся в мате- риал, и в итоге получилась его лучшая картина, луч- шая роль Янковского. Когда фильм был готов, он позвонил мне с Кубани. Говорит, какое же дерьмо мы с тобой сняли. Почему, спрашиваю я? Да показал тут фильм станичникам, сообщает Балаян, а те по- смотрелииудивляются, что заидиотаиграетЯнковский —красиваяжена, красивая молодая любовница, что ему ещё надо? Он до конца не верил, что это хорошая картина. — Очевидно, что «По- леты во сне и наяву» — это «кино не для всех», такой своего рода советский арт- хаус. Многие ваши сцена- рии, напротив, посвящены близкой многим теме про- винции, о том, как жизнен- ныеобстоятельстваменяют её жителей… — Я же сельский жи- тель, родился на хуторе Ольгинфельд в Ростовской области. Долгое время го- родбылчужимипугающим для меня, только сейчас я обжился в нём. Безжалост- ное вторжение цивилиза- ции в чистую, нетронутую цинизмом душу — мно- гие мои истории именно об этом.Вопределенноймерея ассоциирую себя со своими героями.Поэтомунелюблю писатьженские характеры. — Тем не менее, у вас получилась целая галерея блестящих женских обра- зоввкартинах«Здравствуй ипрощай», «Одинокаяжен- щинажелает познакомить- ся», «Васожидает граждан- ка Никанорова» или вот два недавних телефильма о Соньке Золотой Ручке. Кстати, чем вас привлекла личность легендарной ко- ролевы воровского мира? — Темой гибели талан- та, который пошел по не- правильному пути, под- вергнув себя недостойным порядочного человека ис- пытаниям. Порок сожрал талант. Судьба Соньки так захватила меня, что я на- писал три громадных тома. Первые два удалось экра- низировать, а завершаю- щую часть трилогии в силу обстоятельств снятьмне так и не удалось. А теперь и не- зачем.Можно прижелании найтимоюкнигуипрочесть историю целиком. — Значительная часть вашей жизни связана с Украиной. Как вы пере- живаете события, проис- ходящие сейчас там? —У меня там похороне- ны мама, папа, два брата, сестра. Конечно, больно ви- деть то, что тампроисходит. Россия иУкраина дляменя всегда былиединымцелым, которое нельзя разделить. Но это произошло. Больше всего в этой ситуации меня огорчает русофобия, нена- висть к России и её народу. Даже в самомстрашномсне я не мог предположить, что такое возможно. Вголовене укладывается, что украин- ских детей там учат нена- видеть русских — «Кто не скачет, тот москаль», «Мо- скаляку на голяку» и т.д. Честно говоря, я боюсь ехать на свою Украину, в село Русская Поляна, где прожил немало лет, закон- чилукраинскуюшколу, по- лучил украинский аттестат зрелости и где похоронены мои родители. Со мной там за мою пророссийскую по- зицию, за то что я целиком и полностью поддерживаю в этом вопросе нашего Пре- зидента, могут сделать всё что угодно. Как долго продлится эта дьявольщина, эта чума на любимой прекрасной Украине, я не знаю. Хочет- ся верить, что разум воз- обладает. К сожалению, со многимиукраинскимикол- легами пришлось прекра- тить общение. Они не хотят слышать меня. После того как мне позвонил из Киева Балаян и высказал всё, что думает обомне, апотомпод- писал письмо «Остановите Путина»—он перестал для меня существовать. Хотя были и другие звонки с Украины со словами под- держки, размышлениями, как остановить национа- листическое безумие. Есть большое желание сделать фильм о судьбе украин- ских беженцев, судьбах, поломанных войной. Под впечатлением от происхо- дящего я начал писать. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 19/24897/31 ЯНВАРЯ 2015 7 ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ИСТОКИ | В Москве открылась персональная выставка кукол липчанки Веры Живанович Игрушечный мир родной земли Нина Вострикова Дома у заведующей отделом традиционной народной культуры областного Центра куль- туры и народного творче- ства ВерыЖиванович беспорядок, который, впрочем, сама хозяйка таковым не считает. Когда мастер творит, то, в буквальном смысле, отрешается от окружаю- щего мира. —Я практически не ем, не отдыхаю, на телефонные звонки не отвечаю, — рас- сказывает Вера Андреевна. —Любое общение выводит из творческого равновесия. Не замечаявремени, как за- водная работаю иглой. На столе, стульяхидаже на полу множество кукол: девки и бабы в сарафанах, жупанах, платьяхиз ситца, парни и мужики, ребятиш- ки. Открыт мамин сун- дук, свернутые в рулончик полотна, ткани, круже- во, тесьма, пряжа из него словно выпрыгнули... Все это для того, чтобы образ получился законченным, выразительным. — Каждый персонаж со своей неповторимой энер- гетикой, — говорит их соз- дательница. — А чтобы почувствовать её, просто возьмитекуклуиприжмите к себе. Я беру куклу в руки и действительно чувствую тепло… В минувший четверг в «Народной галерее» Госу- дарственного Российского Дома народного творчества в Москве в рамках про- екта «Сокровища россий- ской глубинки» открылась персональная выставка Веры Живанович «За ок- ном». Вниманию публики представлено около 80 тек- стильных этнографических кукол. Квыездамивернисажам мастерице не привыкать, ее работы вызывали восторг в Москве на фестивале ру- котворной игрушки. Ранее авторские этнографические куклы с успехом демон- стрировались во Франции и Испании. Маленькая Вера Мастерица не только шьет кукол, но еще ипишет прозу. Не так давно вышел сборник рассказов Веры Живанович «Живут куклы на деревне». Сюжетами по- служили воспоминания детства автора.Кстати, про- иллюстрирован сборник фотографиями кукол. Коллекция мастери- цы поделена на жанровые композиции, посвященные традиционным русским праздникам и обрядам — Пасхе, Троице, Масленице, Крещению. Вот экспозиция «Холодная зима». Жен- щина с дочкой в ветхой за- платанной одежонке идут с вязанками дров. Две куклы — образыдетстваВеры. Это она сама и её рано овдовев- шая мама. А вот и цитата из сборника рассказов. Как говорится, правдивее, чем было в жизни нашей геро- ини, не скажешь и не при- думаешь. «Пришла зима, каквсег- да, нежданно-негаданно и утяжелила нашу жизнь ещебольше»,—таксказала мама. В конце октября по- мер нашотец, имама дюже плакала и причитала "и на кого ты нас оставил, и что я буду делать без тебя с такой оравой, и как мне жить дальше, и встань, да расскажи ты мне…". Раньше, когда отец был жив, то он вместе с нашей мамой ездил в лес на салаз- ках за дровами. А теперь вот я иду с мамой за дрова- ми,потомукакястаршаяи главнаяпомощницаподому, мне уже 10 лет. У меня еще есть брат Ванюшка, 8 лет, сестра Санька, 6 лет, сестра Наташа, 4 года, сестра Танюшка, 2 годика и сестра Настена, но она очень маленькая—недавно родилась». Композиция «Федина семья» изображает кре- стьян среднего достатка, у которых есть что надеть и что поесть и в праздник, и в будни. И снова строки из рассказовВерыАндреевны. «Дядя Федор, мамин брат, напился и давай ку- ражиться, а над ним все начали смеяться и подтру- нивать, что он не может залезть на столб. Егожена тетя Маруся тоже ста- ла уговаривать достать красивые отрезы материи. Но он все время размахи- вал руками, будто на него налетали мухи и распе- вал какую-то частушку: "Приду домой с улицы…", дальше я не разобрала. Их маленький Мишка все вре- мя ревел, и тетя Маруся стала звать своего дядю Федора домой». Не иначе, как радостны- ми, можно назвать куколь- ные композиции «Сороки», «Пасха», «Троица. Зелёные святки». Девки и бабы при- нарядились. У деревенских девушек яркие кофты и юбки, отделанные круже- вом.Иплаткипраздничные. На мужике красная рубаха, подпоясанная широким по- ясом. Крошечные красные яйца — та деталь, без кото- рой и Пасха не Пасха. ВоткаквспоминаетВера Андреевна один из самых светлыхирадостныхпразд- ников — Светлое Христово Воскресение. «Старшие уже ушли кропить пасху, а мы, маленькие, наряди- лись в новые кофты, юбки и сарафаны, еще мама нам повязала красивые новые платочкиисказала, чтобы мы их не замазали». А вот крестьянки в на- рядных ветках, и даже мла- денчикдержит вмаленьких ручонках букет из берёзо- вых веток. А яйца, травой крашенные, изумрудного цвета. —Дляменявсёнаходка: кусочки кружев, лоскуты, ситчик старенький, шта- пель, лён, сухиедеревянные веточки. Как-то была в Ни- кольском в гостях у свахи. Смотрю, куры топчут плю- шевый пиджак, — расска- зывает Вера Андреевна. — Ах, как же я обрадовалась, увидев такое сокровище! Я еговыстирала, скопировала выкройку. Теперь пиджачок такого кроя в миниатюре укра- шает деревенских модниц. Вообще-то когда у мастера кукольных образов чего-то не хватает, она едет к род- ственникам. —У меня ребёнок разде- тый. Вот я к вам и приеха- ла, — с обескураживающей детской откровенностью говорит Вера. И близкие люди понимают, что ребё- нок кукольный. Мамин сундук С маминым сундуком (по-деревенски — уклад- кой) Вера Андреевна вряд ли расстанется. Ведь и он сам, крепко сработанный дедом Якухой, и все его со- кровища—холсты, платья, бусыимного чего ещё—до- сталисьВеревнаследство.И хотявпоследние годысвоей жизни мама ее полностью зависела от дочери, ключик от сундука носила рядом с нательным крестом. Его хозяйка укладки доверяла с неохотой даже родной до- чери. В укладке хранилось все нехитрое добродеревенской женщины—отдетскихчеп- чиков, свадебного и празд- ничных платьев, платков до «смертного узла». Та- кая же укладка, только в миниатюрном кукольном варианте, есть и у Веры Живанович. Согбенная ста- рушка, в которой осталось такмаложизни, склонилась над добром. А рядом — за- думчивая девочка. Кукла-бабушка Преждечемсоздатьсвою первую куклу, Вера Жива- новичдолгое времяизучала традиции изготовления кукол-оберегов, училась у известныхмастериц. Этому способствовалаиеедеятель- ность в областном Центре культурыинародного твор- чества. — Брала мастер-классы у Марии Егоровны Кузне- цовой, Анастасии Нико- лаевны Мигуновой из села Трубетчино Добровского района, Розы Васильевны Жигалкиной из села Ломи- горы Воловского района, а когда освоила технику изготовления кукол, стали рождаться свои образы, навеянные детством,—рас- сказывает Вера Андреевна. Первой куклой стала «бабушка», которую Вера делала по фотографии сво- ей родной бабушки. Когда бывает грустно, Вера обни- мет куклу-бабушку, да и поговорит с ней. И на душе становится легче. * * * —Как правило, тряпич- ные куклы — это простей- шее изображение женской фигуры: кусок ткани, свёр- нутый в скалку, тщательно обтянутую белой льняной тряпицей, грудь из ровных тряпичных шариков, коса иобыденныйилипразднич- ныйкрестьянскийнаряд из лоскута, — комментирует работумастера заместитель директора областного Цен- тра романовской игрушки ЛюдмилаТюмина.— Вроде бывсе просто, ивместе с тем сложно.КуклыВерыЖива- нович— этнографические, потому что каждый образ несёт смысловую нагрузку, каждый — отражает само- бытную культуру нашего края. ФОТО НИНЫ ВОСТРИКОВОЙ Витя Б. Летом Вите испол- нилось 13 лет. Мальчик очень подвижный, деятельный, быстро растет, крепнет физически, прак- тически не болеет. Учитсяхорошо. Многочитает. В этом убедились, когда он стал перечислятьавторовпрочитанных книг. Когда мы его похвалили, глаза подростка засветились. Аккуратист, прилежно и от- ветственновыполняетвсепросьбы и поручения. Витя готов быть хорошим помощником и в семье. О ней он думает всегда и никак не может понять, почему никто его не замечает. «Может,мнеподвиг совершить?»—спросилвдругВитя итутже застеснялся. Затих, съежился, опустилглаза.Вего воспоминаниях— лишь детские дома, постоянное ожида- ние чуда, особенно во время каникул, когда других детей забирают погостить родственники. Но он не отчаивается. И мы вместе с мальчиком надеемся на то, что хорошая, дружная семья обратит на него внимание. И хотя бы на выходные, праздникиначнет забиратьВитюв своюсемью. Коля П. Крепкий, спортив- ный мальчик. Не раз занимал призовые места в областных со- ревнованиях (в своей возрастной группе) по настольному теннису и пионерболу. И в футбол Коля играет отлично. Скорость и реак- ция— великолепные.Никогдане нарушает правила игры. — Я за честность, понимае- те? — объясняет свою позицию мальчик.— Но что-то не так еще, наверное, делаю. Жил в прием- ной семье, а потом родители меня вернули… ЗатоКолюпериодически наве- щает бабушка.Еенаставлениякороткиимудры: слушайся старших, никогда не бери чужого. И он старается им сле- довать. Учится Коля хорошо, хотя тройки еще получает. Мальчик не озлобился, не обижен на маму, которую в последнийраз виделтрехлетним.Думает о том, какпойдет служить в армию, чтобы Родину защищать. А еще он не по-детскибеспокоитсяза старшихсеструибрата: помогать им некому, и они самостоятельно одолевают все тяготы их непростой жизни. Валерия Б. Мама девочки умерла. Произошло это уже через несколько лет после того, как ее лишили родительских прав. А Лера все равно плакала. Часто уединялась. Растерянно переби- раламаленькиеподарки, которые приберегала для самого дорогого ей человека. Потом успокоилась, но стала еще более стеснительной. Всегда внимательно относится к просьбам детей и взрослых. Активно занимается спортом. Хорошо катается на коньках и лыжах, играет в волейбол и даже в футбол. Решения принимает самостоятельно. Если кто-то говорит неправду, ее, что называется, прорывает. И высказывает тогда свою точку зрения тихая девочка убедительно и напористо. Учится средненько, хотя способности есть. За одно из последнихсочинений, например, получилаотличныеоцен- ки. Лера любит хозяйничать: стирает свои личные вещи, с удовольствием гладит их, пришивает пуговички. СейчасЛереодиннадцатьлет.Иунееестьмечта: освоить профессию парикмахера, чтобы помогать другим людям быть красивыми…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz