Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

№ 179/25057/ 17 СЕНТЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО «Н апротяжении70 лет у нас ничего не было, кроме книг… У нас не было фильмов — мы только слышали о них. У нас не было знания другойжизни—мы были за «железным занавесом». Мы знали только, что там живут люди с песьими головами, и боль- ше ничего…» Так жалостливо повествовала о своих страдани- ях посреди советского кошмара поэтесса, чье имя, пожалуй, не- ведомо и в самых узких кругах поклонников поэзии. Внимая этому «плачу Ярос- лавны», так и тянет процитиро- вать автора, которого дама на- верняка почитает: «Поздравляем вас, господин, соврамши». У нас не было фильмов — подразуме- вается западных? Эта абсурдная фраза напоминает другую, пре- вратившуюся в анекдот: в Совет- ском Союзе не было секса. Да, ужастики и кровавые детективы в СССР крутили не- часто. А вот шедевры Крамера, Куросавы,Антониони, Витторию де Сика шли и в пору глухого «застоя». Но моя тема не кино, не секс, даже не любовь, а кни- ги. Они тогда приобретались и жадно читались. В том числе переводные. На сон грядущий, а порой и до утра мы при свете ночничка листали не «Историю КПСС» и не речи Брежнева, а Фолкнера, Кобо Абэ, Камю, Ита- ло Кальвино. То есть советское девственное незнание насчет происходившего за «железным занавесом»—еще одна фантазия причитающей «Ярославны». Иное дело, как у нас оценива- лась та жизнь. Да, впрочем, и в этом мы несильно расходились с Драйзером, с Сэлинджером, с Генрихом Беллем. А они, мягко выражаясь, не считали, будто «золотой миллиард» существует по божеским законам или за- конам подлинной человечности. Сейчас, конечно, информа- цию об «их нравах» мы черпаем не только из романов, фильмов и Интернета. Кто отдыхает в Тур- ции, кто в Куршавеле, кто едет в Штаты, Швецию или Германию на заработки, а кто — на ПМЖ. Но те, у кого нет хронической куриной слепоты, убеждаются: ни Хэм, ни Пен Уоррен не врали. Цена тамошней «свободе, равен- ству, братству» не выше цены советских пропагандистских кричалок типа «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Подозреваю, для многих мо- лодых называемые мною имена мало о чемскажут. КакойХемин- гуэй! Соседская девочка похва- лилась перед одноклассницами: летом она прочитала «Тимура и его команду». Те спросили: а кто автор? Она ответила: Аркадий Гайдар. Они пожали плечами: такого не знаем. Книги, за которыми мы охо- тились азартнее, чем сейчас охо- тятся за смартфонами новейшей модификации, уныло покоятся на стеллажах супермаркетов с ничтожной перспективой пере- селиться в чью-нибудь семейную Дефицит-2015 Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом библиотеку. Очереднуюпопытку разобраться, что же с нами, пре- жде такими ненасытными чита- телями, стряслось, предприняли на днях гости программы «Тем временем» на канале «Культу- ра». Ее ведет прозаик и публицист Александр Архангельский уже тринадцать лет. Испытываю- щий антипатию к советскому прошлому, Архангельский, в общем-то, типичный советский интеллигент-идеалист. И не- преклонно верит в успех своего безнадежного дела. Вот и диску- тирует не о котировках акций и шансахкандидатов на очередных выборах, а о вере, культуре, гума- нистической цивилизации. Вот и книги возникли в программе не конъюнктуры ради, не потому что Год литературы. Итак, разговор о нечитающих взрослых. Его собеседники бы- стро свернули в ненаезженную колею. Они уловили связь между книжнойторговлейиатмосферой стабильности. Когда, предпо- ложим, в Швейцарии книжная лавочка и сто, и двести лет на- ходится на одном и томже месте, то в стране порядок. Ей можно доверять, в нее можно инвестиро- вать и спокойно хранить деньги в ее банках. Ну а я сразу прикинул, как дружно позакрывались привыч- ные, любимые с детства книжные магазины в Липецке. В обжитые ими помещения въехали бути- ки элитной моды и парфюма, кафешки, хорошо еще если не секс-шопы. А потом накатила вторая волна ликвидации уже новых книжных, где меньше чем за семьсот рублей книжку приоб- рести нельзя. УАрхангельского, славаБогу, не ссылались на скоропостижное поголовное поглупение народа. Он позвал на передачу людей трезвых и думающих. Вспомнив о советском книжном дефиците при многотысячных тиражах, гости заметили: а дефицит-то по-прежнему налицо. Дефицит доступной, дешевой литературы. Владелец небольшой сети букинистических магазинов в Москве считает: важно возвра- СМОТРИМ В СЕНТЯБРЕ Итак, в Москве двенадцать магазинов букинистики. А в Липецке, по моим подсчетам, где-то полтора. Один ютится в подвале на рынке. Еще один, пожалуй, самый популярный, в закутке жилого дома 22 щать в обиход побольше старых книг. Они дешевле. Всегда хва- тает желающих за полсотни, за сотнюрублей стать обладателями Тургенева, Шолохова, Пелеви- на. Но пока в нашем столичном мегаполисе всего двенадцать «буков». А в Париже — тысячи. На каждом шагу. И у парижан нет поводов сокрушаться, что их чада не читают. Читают. Вы- ключают ноутбукии раскрывают не электронные, а нормальные книжки с соблазнительно шеле- стящими страницами. Итак, в Москве двенадцать магазинов букинистики. А в Липецке, по моим подсчетам, где-то полтора. Один ютится в подвале на рынке. Еще один, пожалуй, самый популярный, в закутке жилого дома. А не так давно появился чудак, разложив- ший прямо на уличных лотках сотню-другую томов и брошюр — пыльных, с покореженными переплетами. Но в его развалах натыкаешься на раритеты. И уносишь домой, заплатив двад- цать-тридцать рублей. Отчего же этих «точек» в на- шемгороде, как-никакобластной столице, раз, два и обчелся? Да законодатели не предусмотрели для них льгот по налогам, по аренде, равнодушно поставив на одну доску с пивными забегалов- ками и дорогущими бутиками. На канале «Культура» в тот вечер это обстоятельство груст- но констатировали издатели, депутаты, книготорговцы, высо- копоставленные чиновники. Но чего-то принципиально нового я от них не услышал. Хозяин маленького липецкого книжного не первый месяц допытывается у меня: в какуюдверь постучаться, чтобы найти надежных союзни- ков среди тех же депутатов? Они готовы понять: если есть задача вернуть людям книгу, значит, придется поощрять открытие небольших магазинов по всему Липецку, по всей области. Тог- да будет конкуренция. Тогда книга опять станет доступной. Можно, между прочим, и аренду поставить в прямую зависимость от цен. Кто «накручивает» на букваре, Льве Толстом и Сент- Экзюпери по двести-триста про- центов, пусть платит по полной. Амагазинам с невысокими цена- ми — щадящий режим, макси- мальные послабления. В программе «Тем временем» повторяли слово «фестивализа- ция». Дескать, хорошо работают книжные ярмарки, фестивали, городские праздники в честь книги. И липецкие книжники тоже не без зависти говорят о фестивале на Красной площади в Москве, о Платоновском фе- стивале в Воронеже. А где наш Бунинскийфестиваль,Пришвин- ский фестиваль, Лермонтовский фестиваль? Вот когда пересе- кутся, соединятся пропаганда книги, просвещение и бизнес, чтобы друг другу помочь… ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Экзамен на выживание СЕРГЕЙ ИВАНОВ Зрелищная фантастика для подростков пе- реживаетновыйвитокпопулярности.Скорона экраны выйдет окончание «Голодных игр», а сегоднясостоитсяроссийскаяпремьеракарти- ны «Бегущийвлабиринте:Испытаниеогнем» . В новом фильме лабиринт уже пройден, но Тома- су, Терезе, Минхо и прочим героям не приходится расслабляться. Таинственное руководство ПОРОКА — секретной организации, устроившей гонки на вы- живание, — назначает ребятам новые, смертельно опасные испытания. На сей раз их ждет переход по раскаленной пустыне и встреча с жертвами неизле- чимой болезни, которые отличаются буйным нравом и непредсказуемым поведением. Ленту по мотивам романа Джеймса Дашнера «Испытание огнем» снял режиссер первой части Уэс Болл. «Детей с рук не кормить!» — девиз комедийного ужастика «Кутис» с подросшим Фродо — Элайджей Вудом. В одной частной закрытой школе появился страшный вирус! Маленькие хорошенькие детки в одночасье превратились в адских зомби, которые хотят сожрать своихлюбимыхучителейиоднокласс- ников. Война начинается! Ине нажизнь, а на смерть. Боевик Джастина Стила («Огонь смерти») «Двой- наяигра» повествует онепростыхнравахказино. Его главный герой, картежник, оказывается втянутым в мир денег и власти, но он быстро понимает, что явля- ется лишь частью чужого плана и что все это может стоить ему жизни. В фильме мы сможем увидеть та- ких брутальных мужчин, как Стивен Сигал и Винни Джонс. Главная женская роль досталась эффектной блондинке Анне Линн МакКорд («Перевозчик 2»). Отечественный кинематограф представлен на этой неделе драмой «Клетка» Эллы Архангельской. Сценарий картины написал известный драматург ЮрийАрабовпомотивампрозыФедораДостоевского. Ростовщик женится на бедной юной девушке, чтобы потешить свое тщеславие и начать новую жизнь. Кроткая и Неизвестный — их союз начисто лишен любви и счастья. Казалось бы, обычная бытовая история, номежду супругамивспыхиваетнастоящая психологическая война, которая разрушает обоих и приводит к страшным последствиям. Неизвестный в буквальном смысле заточает жену в клетку, но в итоге сам оказывается ее пленником. В главных ро- лях Даниил Спиваковский, Елена Радевич, Михаил Горевой,ДмитрийНагиев,ИринаРахманова.Музыку к фильму написал композитор Алексей Айги, автор саундтрека к «Стране глухих». Еще одна отечественная картина — комедия «Орлеан» от режиссера «Орды» Андрея Прошкина. На русский провинциальный город с необычным названием Орлеан надвигается буря. Пока что о ней не догадываются его жители: парикмахерша Лида спит с кем ни попадя; врач Рудик водит к себе девиц, пользуясь служебным положением; полицейский не гнушаетсяубийством; афокусник, кажется, ивправ- ду перепиливает девушек на сцене. «Орлеан» в этом году номинировался на главный приз Московского международного кинофестиваля, однако удостоился лишь награды за лучшую женскую роль, которую получила Елена Лядова, активно эксплуатирующая свой образ неразборчивой в связях женщины в кар- тинах «Левиафан» и «Географ глобус пропил» и в выходящемнателеэкранысериале«Измены»Вадима Перельмана.Такжевфильме,имеющемподзаголовок «Фантасмагория греха», снялись Виктор Сухоруков и Виталий Хаев. Отечественное кино на этой неделе представлено как никогда широко. В кинотеатрах можно увидеть также триллер «Последний вагон. Весна» , режис- серский дебют продюсера спектаклейЕвгения Гриш- ковца Антона Калинкина. Главный герой фильма Виктор — молодой тренер по боксу, у которого все великолепно: хорошая работа, красивая девушка рядом, веселые друзья. Однако жизнь приготовила ему серьезные испытания—в одну секунду все меня- ется, и он становится главным подозреваемым в трех убийствах.Носудьбадаетемушанс…Вглавныхролях Илья Любимов, Мария Андреева и бывшая модель журнала «Playboy» Анна Чурина. Голландцы приготовили для нас «Сюрприз» . Именно так называется музыкальная мелодрама об- ладателя «Оскара» за фильм «Характер» Майка ван Дима. Эксцентричный мультимиллионер подписы- вает соглашение о «прекращении» своейжизни. Вы- бираягробдляпохорон, онзнакомитсясподписавшей аналогичныйдоговормолодойженщиной.Проблемы возникаютпосле того, каконивлюбляютсядругвдру- гаипытаютсярасторгнуть заключенныеконтракты… Для семейного похода в кино подойдет китайский мультфильм «Кунг-фу Кролик: Повелитель огня» . Победу в поединке сильнейших бойцов неожиданно одерживает неуклюжий с виду пушистый кролик, лучше других владеющий секретами древнего кунг- фу, после чего он становится главным защитником деревни. Когда он выходит на тропу войны, то тигры убегают, а драконы прячутся. Однако недолго ему удается купаться в лучах славы и наслаждаться вниманием поклонников. Злодеи вознамерились вы- красть у кролика магический камень и тем самым лишить его силы. Сможет ли пушистый супергерой защитить деревнюи противостоять злодеям без силы волшебного камня? Роли дублировали Андрей Боча- ров и Анна Хилькевич.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz