Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА № 175/25053/ 10 СЕНТЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 Встретимся на «Мосту» Популярный областной журнал «Петровский мост» продолжает открывать новые имена И. НЕВЕРОВ В день, когда я брал интервью у главного ре- дактора «Петровского мо- ста» Игоря Безбородова, СМИ сообщили: москов- ские городские власти предъявили ультима- тум старейшему литера- турно-художественному журналу «Москва». Он должен покинуть арен- дованное им помещение. Между прочим, речь идет о той самой «Москве», где мы впервые прочитали «Мастера и Маргариту», «Они сражались за Роди- ну», «Жизнь Арсеньева». В череде кризисов послед- нихдесятилетийисчезновение из повседневнойжизни росси- ян так называемых толстых журналов кому-то покажется не страшной потерей. Ну, упали их тиражи в сотни раз. Ну, уже не толпятся ночи напролет тысячи жаждущих подписаться на «Новыймир», «Иностранку», «Неву». Ну, давно уже не появляются «толстяки» в газетных кио- сках. Между тем утрачивается- то великая традиция. У ис- токов ее стояли Пушкин, Не- красов, Белинский. Это они приучили соотечественников к чтению «Современника» и «Отечественных записок». Но то, что легко предали и предают вмегаполисах, предо- ставив журналам загибаться без помощи и поддержки, в провинции пытаются спасти и возродить. Так, семь лет назад, когда со всех сторон твердили, что Россия переста- ет читать, вЛипецкой области вышел первый номер литера- турногожурнала«Петровский мост». И с тех пор за стеклами «Роспечати» светло-табачного цвета обложка этого издания стала привычной. Половина тиража поступает в библиоте- ки региона. Две с половиной сотни экземпляров — в роз- ницу. — Игорь Николаевич, о собственном журнале ли- пецкие литераторы мечтали много лет. Но, признаюсь, я считал их надежды неосуще- ствимыми. И тем не менее… — Да, журнал родился и выходит регулярно. Это, ко- нечно, благодаря руководству области. Помню, как семь лет назад в то время вице-губер- натор Петр Тихонович Горлов сказал: ему накануне ухода на пенсию хотелось бы поспо- собствовать осуществлению солидного «долгоиграющего» культурного проекта. И глава области Олег Петрович Коро- лёв согласился: в культурном пространстве края толстый литературно-публицистиче- скийжурнал необходим точно так же, как театры, музеи, картинные галереи, филармо- ния, симфонический оркестр. —Насколько я знаю, «Пе- тровский мост» в полном смысле словаоткрылнесколь- ко имен, вскоре замеченных не только в Липецке, Ельце, Данкове, но и в столице. — И я этим, не скрою, горжусь. Вот Игорь Ждами- ров. У него непростая судьба. Он прошел Афган. А дальше случившееся с ним наглядно иллюстрирует старую пого- ворку: от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Для человека такие испытания нелегки. Но для будущего литерато- ра они дают колоссальный опыт и материал для твор- чества. А Игорь — натура по-настоящему творческая. Ждамировская малая проза сразу притягивает точностью языка, исповедальнойискрен- ностью и глубиной. Кстати, ему тесно в границах одного жанра, одной темы. Игорь из- вестен в Липецке и как бард, исполнитель собственных пе- сен. Он не может писать о чем- либо увиденном со стороны. Емунеобходимо все пережить, испытать на своей шкуре. Вот недавно Ждамиров вернулся из Донбасса. Впечатления его захлестывают. Остается терпеливо ждать, во что это выльется. Кстати, по нескольким публикациям у нас в жур- нале Игоря приняли в Союз российских писателей. Это редкость, когда кто-то полу- чает членство в писательском сообществе, не выпустив еще ни одной книги. Хорошим трамплином, чтобы призем- литься на страницах автори- тетных московских изданий, стал «Петровский мост» для молодых и перспективных прозаиков Романа Богослов- ского и Бориса Бужора. Вы- шла на всероссийскую орбиту ТамараАлексеева, опять-таки заинтересовавшая публику благодаря своеобразным, по- женски эмоциональным рас- сказам и большому роману — исповеди женщины, чей сын стал жертвой игромании. Но я не стремлюсь ориен- тироваться на потенциальных «звезд», на супертексты. К намприходят люди, кому есть чем поделиться, кто немало повидал, осмыслил, у кого свой неординарный взгляд на жизнь. Их произведения могут не быть шедеврами. Литература не состоит из од- них шедевров. Ведь читатель порою и в самом непритяза- тельном рассказе найдет что- то близкое. — Но с мало пока извест- ными авторами на ваших страницах соседствуют и пи- сатели уже опытные, нашед- шие свою аудиторию задолго до возникновения журнала. — Это естественно. Я, на- пример, поражаюсьАнатолию Борисовичу Баюканскому. Представьте: он фронтовик. Болезни одолевают, сил как будто бы все меньше. А он работаетнадсложнымимного- плановыми историческими романами. Вот только что читатели познакомились с его книгой о сахалинской каторге царского времени. Не знаю, каконумудряется отыскивать редкие архивные материалы, так погружаться в забытые мемуары, исследования. А в результате получаются увле- кательные, легконаписанные, поражающие массой досто- верных подробностей произ- ведения. Думаю, любители чтения не могли не заметить и по- вести Александра Владими- рова, у которого на счету с десяток книг, в том числе в московских издательствах. Справедливо хотя бы через запятую назвать имена ода- ренных Татьяны Щегловой, Алексея Колядова, Андрея Новикова — самобытного поэта, пишущего наряду со стихами отличные рассказы. Наконец, Александр Титов, литератор неместного уровня. Он печатался в разныхжурна- лах, включая прославленный «Новый мир». Что касается поэзии, то здесь такженемалодостойного внимания.Несколькомесяцев назадушлаизжизниЛюдмила Парщикова. Она по праву за- нимает место в ряду лучших современных поэтов России. И мы ее много печатали. Есть свои верные поклонники и у Бориса Шальнева, у Алек- сандры Тамбовской, Тамары Романовой, Николая Филина, других поэтов журнала. — В течение длительного времени вы отдавали пред- почтение, так сказать, по- этам-традиционалистам. Но сегодня в «Петровскоммосте» наталкиваешься на постмо- дернистские стихи, на не- привычные для большинства вашихчитателей эксперимен- тальные вещи. — Вы имеет в виду Татья- ну Скрундзь или Михаила Червякова? Случается, при- верженцы традиционного классического стиха упрека- ют меня: зачем я «пускаю» в журнал их «заумь»? Но эти поэтынового поколениянарод одаренный. Да, и у них свое видение, свои, порою раздра- жающие любителей Есенина и Твардовского, средства вы- ражения. Однако нельзя опу- скать шлагбаум перед теми, кто живет, чувствует, пишет иначе, чем чувствует и пишет большинство. Не хочется упо- добляться московской литту- совке, которая всех делит на «своих» и «чужих». — Кстати, о «своих» и «чужих». В советские годы на всех был один союз писа- телей. Сейчас на небольшом «пятачке» Липецкой области три писательских союза. В не столь отдаленные времена они сосуществовали, дели- катно говоря, не слишком мирно. Как вы строите с ними отношения? — Я ни в один из этих со- юзов не вхожу. И поэтому дружу со всеми. Меня нельзя упрекнуть в необъективности. Хорошиепроизведениячленов любого союза с удовольствием печатаю. А острота былого противостояния в прошлом. Писательские организации сближаются, в перспективе я вижу возможность совмест- ных акций — встреч с читате- лями, фестивалей, пропаган- дирующихкнигу.Однаизних, к слову, состоится 15 сентября в малом зале областного ДК. В честь Года литературы там пройдет благотворительный книжный аукцион. Его ини- циаторы — актив журнала из всех трех писательских союзов, Издательский дом «Липецкая газета» при содей- ствии областных управлений по делам печати, ТРВ и связи, культуры и исскуства. Ждем всех, кто хочет стать владель- цем книг с автографами авто- ров. Начало в 16 часов. —Вы сказали, что журнал неменее важен дляЛипецкаи области, чеммузей или театр. А что вы считаете своей глав- ноймиссией, кромепечатания каких-то текстов? —Журнал — оазис полно- ценного русского слова в про- странстве, где господствует замусоренная, испорченная, убогая речь, где насаждается птичийязыкИнтернета.Меня возмущает, что повсеместно проникла уродливая аббреви- атура «ВОВ». Обращаться так к ветеранам войны — дико. А тут натолкнулсяна очередную интернетовскую «новацию» — НФЗ. Оказалось, НФЗ — это «немецко-фашистские захватчики»! Вообразите, как можно теперь писать о войне: «Участники ВОВ храбро били НФЗ». Само существование «Петровского моста» — это уже лекарство от такого рече- вого уродства. — И не только речевого. В разделе «нон-фикшн» вы регулярно даете материалы по истории, по культуре, на- поминаете о выдающихся земляках, о несправедливо забытых именах и событиях. А это и лекарство от беспа- мятства. — У нас есть энергичные помощники, помогающие насытить эти страницы очер- ками и статьями. У редакции хороший контакт с учены- ми Елецкого университета имени Бунина. В журнале мы привечаем историков- краеведов. Считаю «изюмин- кой» «Петровского моста» любую статью блестящего искусствоведа-просветителя, организатора замечательных художественных экспозиций Татьяны Нечаевой. — Спасибо за беседу. —Ана прощание—напом- ню: ждем читателей «ЛГ» 15 сентября на аукционе. Ничего подобного в Липецке еще не было. “ Не стремлюсь ориентироваться на потенциальных «звезд», на супертексты. К нам приходят люди, кому есть чем поделиться, кто немало повидал, осмыслил, у кого свой неординарный взгляд на жизнь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz