Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

2 Специальный выпуск ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 173/25051/8 СЕНТЯБРЯ 2015 Финансовый вестник: проекты, события, кадры Государевы люди Вошли в число победителей Региональная финансовая система признана одной из лучших в нашей стране Сергей Кибальниченко Сегодня финансисты в пятый раз отметят свой профессио­ нальный праздник. По тради­ ции накануне этого события заместитель главы админи­ страции области Вячеслав Щеглеватых, курирующий в структурах областной власти это направление, ответил на вопросы «Липецкой газеты». —Вячеслав Михайлович, что для вас означает сегодняшний день? I— Из года в год врачи и учи­ теля, металлурги и нефтяники, строители и аграрии отмечают свои праздники. Тем самым под­ черкивается важность этих про­ фессий для общества. Надо ли го­ ворить, какое огромное значение в современном мире приобрело грамотное управление денежны­ ми потоками. Финансисты, тем не менее, до недавнего времени незаслуженно оставались в тени. Толькос 2011 года наш профессио­ нальный праздник стали отмечать на государственном уровне. Дата для его проведения выбрана очень удачно. Восьмого сентября 1802 года император Александр I учре­ дилМинистерствофинансов. При­ вязка к важному историческому событию восстанавливает связь времен. И вдореволюционнойРос­ сии, и вС!оветскомСоюзе, и в наши дни финансисты были и остаются государевыми людьми, которые служат интересам страны. Наш труд нередко остается незамеченным, тем не менее, от финансистов зависит мир и благополучие миллионов н а ­ ших сограждан. Ведь именно бюджетная система обеспечивает обороноспособность страны, ра­ боту школ, больниц, библиотек. Малейший в ней сбой слишком дорого обойдется государству. Словом, работа наша сложная, ответственная, не прощающая даже небольших оплошностей. Вот почему восьмого сентября я стараюсь поблагодарить своих коллег, сказать им самые теплЫе'' • слова. 'ill — с какими достиженйям[и липецкие финансисты встре­ чают свой профессиональный праздник? — В масштабах страны Мин­ фин России ежегодно проводит мониторинг и оценивает каче­ ство управления бюджетным процессом. Учитываются при этом десятки показателей, позво­ ляющих получить непредвзятую картину. Очень важно, что на протяжении многих лет Липец­ кая область неизменно входит в число территорий с высоким качеством управления регио­ нальными финансами. Причем несколько раз липчане занима­ ли первое место, что стало воз­ можным благодаря внедрению самых передовых бюджетных технологий. Муниципальных финанси­ стов также отличает высокий профессионализм. Подтвержде­ нием тому служит ставший уже традиционным Всероссийский конкурс «Лучшее муниципаль­ ное образование России в сфере упр авл ени я общественными финансами». В нынешнем году на нем была очень высокая кон­ куренция. За победу боролись 236 городских округов и муни­ ципальных районов, представ­ ляющих все без исключения рос­ сийские регионы. Честь нашей области отстаивали Хлевенский и Добринский районы, которым пришлось конкурировать с горо- ' дамяСочии 5^ославль, другими Ч^КруЦнЫМи муниципалитетами. Хлевенцы, тем не менее, завоева­ ли второе место, а Добринский район награжден дипломом «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг». Считаю, что это навда общая победа. Все мы гордимся тем, что Валентина Тихоновна Неворова, на протяжении 26 лет возглавля­ ющая управление финансов До- бринского района, награждена почетной грамотой за высокие достижения в управлении муни­ ципальными финансами. — В чем видите главный се­ крет успеха? —Успех возник не на пустом месте. С 2000 года мы целена­ правленно модернизуем регио­ нальную финансовую систему. Стараемся при этом перенимать лучший отечественный и зару­ бежный опыт, внедрять самые современные компью терные технологии . Достаточно с к а ­ зать, что наш регион одним из первых в стране перешел на каз­ начейское исполнение бюджета, внедрил программный комплекс «Сапфир», позволяющий авто- странства и применения совре­ менных телекоммуникационных технологий. Основу системы «Электрон­ ный бюджет» со с та в я т д в е ­ н а д ц а т ь ц ен т р а л и зо в а н ны х подсистем. Это, в частности , бюджетное планирование, ад ­ министрирование доходов бюд­ жета, исполнение консолидиро­ ванного бюджета, финансовый кон троль , бух гал т ер ски й и управленческий учет, управле­ ние закупками и другие. — К ак оценить вклад ф и ­ нансистов в социально-эконо­ мическое развитие Липецкой области? — Даже в нынешнее непро­ стое время финансовая систе­ ма Липецкой области остается одной из самых устойчивых в России. Это подтверждается до­ статочно высокими кредитными рейтингами международного агентства Fitch Ratings и повы­ шенным интересом со стороны 9 9 Очень важно, что на протяжении многих лет Липецкая область неизменно входит в число территорий с высоким качеством управления региональными финансами. Причем несколько раз липчане занимали первое место, что стало возможным благодаря внедрению самых передовых бюджетных технологий. матизировать бюджетное пла­ нирование. Но главный секрет успеха заключается в том, что липчане никогда не останавли­ ваются на достигнутом. Вот и в 2015 году мы приступили к организации взаимодействия с федеральной интегрированной системой управления обществен­ ными финансами «Электронный бюджет». Она создана для того, чтобы обеспечить прозрачность и открытость в работе органов го­ сударственной влаетии- местного»- са%!5^п5^ай5д^Ц||У te n c t^ a позволяет также повысить каче­ ство финансового менеджмента в государственном секторе эко­ номики за счет формирования единого информационного про­ отечественных и зарубежных инвесторов к нашему региону, вкладывающих значительные средства в развитие региональ­ ной экономики. — Как складывается испол­ нение бюджета в 2015 году? —По темпам роста налоговых и неналоговых доходов, кото­ рые превысили 20 процентов, липчане заметно опережают другие территории. Это я ви ­ лось закономерным результа­ том системной'и планомерной [работы а]^л|цйнр!Гра4и11 облЦс^и по укреплению доходной базы региональной казны . Сказан ­ ное вовсе не означает, что мы собирается останавливаться на достигнутом. Наоборот, плани­ руем ужесточить борьбу с «се­ рыми» схемами оплаты труда. Приоритетным направлением в развитии доходного потенциала территории является привле­ чение инвестиций и создание новых производств, в том числе в рамках особых экономических зон и индустриальных парков. Немаловажно, что в регионе действует план по повышению поступлений налоговых и нена­ логовых доходов в консолидиро­ ванный бюджет области на 2015 год, утвержденный главой адми­ нистрации области Олегом Пе­ тровичем Королёвым. В рамках принятой программы действий ведется работа по легализации прибыли и доходов физических лиц, сокращению недоимки по платежам в бюджет, инвентари­ зации действующих налоговых льгот. Регулярно проводятся за­ седания совета по координации деятельности контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета области и вне­ бюджетных фондЬв. Заседание постоянно д ей ­ ствующего Координационно ­ го совещани'я по обеспечению правопорядка в Липецкой об­ ласти такж е было посвящено пресечению фактов нарушений трудового и налогового законо­ дательства. В результате были намечены конкретны е ш аги , призванные повысить доходы областной казны. —Вячеслав Михайлович, что вы пожелаете своим коллегам? —Финансисты —люди особо­ го склада характера. Не каждый сможет практически постоянно быть сосредоточенным на огром­ ном массиве цифр, данных, нор­ мативных документов. Финанси­ сты-профессионалы должны не только свободно ориентироваться в этом безбрежном океане посто­ янно меняющейся информации, но и оперативно принимать взве­ шенные, безошибочные реше­ ния, работать на перспективу и просчитывать последствия каж ­ дого своего шага. Для этого они постоянно совершенствуют свои 'ЗНЩ 1 ИЯ и нарБхки, необхо/^имые ^о^инте'^ео^бй Профессии. Желаю всем коллегам про­ фессиональных успехов, здоро­ вья, счастья, финансовой ста­ бильности и процветания! Строго по плану Светлана Овчаренко, начальник отдела финансирования отраслей экономики управления финансов области Наш отдел разрабатывает предложения по мерам госу­ дарственной поддержки различных отраслей регио­ нальной экономики и формирует предельные объемы бюджетных ассигнований на их финансирование. Перед планированием расходов бюджета на очередной год и плановый период ведется совместная с отрасле­ выми управлениями работа по созданию нормативно­ правовой базы — готовятся и принимаются законы, постановления и распоряжения администрации региона, областные государственные программы. Так, до 2020 года при­ нята госпрограмма «Раз­ витие сельского хозяйства и регулирование рынков с е л ь ск о х о зяй с т в ен н о й продукции, сырья и про­ довольствия Липецкой области». В рамках этого документа предусмотрено более четырех миллиардов рублей на решение вопро­ сов по комплексной мо­ дернизации материально- технической базы аграр­ ного сектора, насыщению потребительского рынка продукцией местных то­ варопроизводителей, соз­ данию условий для устой­ чивого развития сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни селян. Е ж е го д н о н ем а лы е средства направляю тся на строительство и рекон­ струкцию объектов физи­ ческой культуры и спорта, здравоохранения, образо­ вания, культуры и досуга, на развитие туристско-ре­ креационных комплексов и автотуристских класте­ ров. В текущем году на эти цели будет выделено более 1,6 миллиарда рублей. Важной задачей явля­ ется обеспечение граждан качественной питьевой во­ дой. В бюджете 2015 года на строительство, рекон­ струкцию и капитальный ремонт объектов водоснаб­ ж ения и водоотведения предусмотрено почти 250 миллионов рублей. Заложены бюджетные средства и на софинанси- рование мероприятий по к апи тал ьн ом у ремонту общего имущества мно­ го к в ар ти рны х домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда — более 600 милли­ онов. Кроме того, в нашем регионе государственная поддержка предусмотрена для детей-сирот, бюджет­ ников, молодых семей и специалистов, выбравших село для жизни ц работы. В этом году на улучшение жилищных условий этих категорий граждан будет направлен один миллиард рублей, что позволит обе­ спечить жильем более 1000 В то же время интенсив­ ное развитие промышлен­ ности и сельского хозяй ­ семеи. В рамках госпрограм- мы «Развитие транспорт­ ной системы Липецкой области» реш аю тся з а ­ дачи , н аправленны е на создание современной и эффективной транспорт­ ной инфраструктуры, по­ выш ение техническо го уровня автомагистралей и безопасности дорожного движ ения . На развитие сети региональных и мест­ ных дорог из областного и муниципальных Дорож­ ных фондов в текущем году будет направлено более 3,3 миллиарда рублей. На го­ сударственную поддержку и развитие автомобиль­ ных, железнодорожных и воздушных перевозок планируется выделить бо­ лее 820 миллионов рублей. ства неминуемо ведет к загрязнению окружающей среды. Чтобы уменьшить негативное воздействие на экологию, разработаны природоохранные меро­ п р и я ти я . Они вк лю ч а ­ ют в себя оптимизацию объема водопотребления, и сп ол ь зовани е в т о р и ч ­ ных ресурсов , об е звр е ­ ж ивание и утили зацию отходов производства и по тр еб л ени я , р а зви ти е особо охран яемы х п ри ­ родных территорий р е ­ гион ально го зн а ч ен и я . На их реализацию в 2015 году будет направлено 300 миллионов рублей. И поч­ ти полмиллиарда рублей выделено на обеспечение сохранности лесов, повы­ шение их продуктивности и у велич ени е площ ади зеленых насаждений. Расходы под контролем Надежда Горбунова, начальник ревизионного отдела управления финансов области Специалисты нашего отдела занимаются внутренним государственным финансовым контролем. Другими словами, мы проверяем, как расходуются средства областного бюджета, в частности, региональными госучреждениями и унитарными предприятиями; хозяйственными товариществами и обществами с участием Липецкой области в их уставных капиталах, региональным оператором по капремонту, территори­ альным фондом обязательного медицинского страхо­ вания, кредитными организациями, осуществляющи­ ми отдельные операции с бюджетными средствами. Также наши сотрудни­ ки контролируют сферу закупок для обеспечения государственных нужд Липецкой области в отно­ шении соблюдения правил нормирования , обосно­ вания начальной (макси­ мальной) цены контракта и многое другое. В условиях нового за­ конодательства мы пере- ориенти^вали ^ н а н с о - выи контроль с ревизии финансово-хозяйственной деятельности на проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств. Акценты переме­ стились в сторону выявле­ ния таких нарушений как расходование бюджетных средств без достижения требуемого р езультата , расходование денег на приобретение ремонт и содержание неэксплуати- руемого оборудования и имущества, оплата пеней и штрафов в результате несвоевременного испол­ нения приняты х обя за ­ тельств по договорам. Вообще задача финан­ сового контроля заклю ­ чается в профилактике нарушений и злоупотре­ блений , основными из которых являются неце­ левое и неэффективное использование бюджетных средств. Если устанавли­ ваются подобные факты, то нарушители несут от­ ветственность, вплоть до уголовной . Управление финансов области может применять меры бюджет­ ной и административной ответственности. Бюджетные меры при­ нуждения применяются в виде бесспорного взыска­ ния суммы средств, предо­ ставленных из одного бюд­ жета другому, бесспорного взыскания суммы платы за пользование средства­ ми, предоставленными из одного бюджета другому, и бесспорного взыскания пеней за несвоевременный возврат средств бюджета, приостановления или со­ кращения межбюджетных трансфертов. Административная от­ ветственность применяет­ ся в соответствии со ста­ тьями соответствующего Кодекса. Для физических лиц максимальный р а з ­ мер штрафа составляет 50 тысяч рублей, для юриди­ ческих — в процентах от незаконно израсходован­ ной суммы. Введена новая мера —дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет, а такж е расширен пере­ чень должностных лиц , на которых налагаю тся штрафные санкции и вве­ дены новые составы адми­ нистративных правонару­ шений. Увеличился и срок давности привлечения к ответственности —с одно­ го года до двух лет со дня совершения нарушения. Следует сказать и об уголовной ответственно­ сти, к которой привлека­ ются лица за нецелевое расходование бюджетных средств в крупном и осо­ бо крупном размере. При этом совершение такого нарушения в крупном раз­ мере (от 1,5 до 7,5 милли­ она рублей) наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ ного за период от одного года до двух лет, либо при­ нудительными работами на срок до двух лет с ли ­ шением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести м есяцев , либо лишением свободы на срок до двух лет без права заним ать определенные должности или заниматься определенной деятельно­ стью на срок до трех лет или без такового. Главное, чтобы бюд­ жетные средства исполь­ зовались эфф ективно и результативно . И наши ревизоры тщательно сле­ дят за выполнением по­ ставленных задач. Ольга Ушакова, начальник отдела финансов администрации Хлевенского района В мае 2015 года Хлевен­ ский район получил Диплом II степени во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления обще­ ственными финансами». Этот успех был бы невозможен без эффек­ тивной и слаженной работы с управлением финансов Липецкой области казна сбалансирована Валентина Неворова, заместитель главы администрации Добринского района — начальник управления финансов Финансовая система Добринского района объединяет 33 учрежде­ ния и организации, а также бюджеты 18 сель­ ских поселений. В этой сфере трудятся 99 специ­ алистов: экономисты, бухгалтеры, в том числе в управлении финансов района — 17 человек. Можно сказать, что сложилась настоящая команда профессионалов, которая со всей ответственностью выполняет свою работу. Финансовая политика муниципалитета за последние годы заметно изменилась. Появилось много новшеств, ко­ торые заставляют наших работников быстро реагировать на реформы и перестраивать свою работу таким образом, чтобы получить максимально высокий результат. Глав­ ное в работе финансистов —сформировать реалистичный и сбалансированный бюджет района на предстоящий финансовый год и плановый период. Чтобы получить в районную казну дополнительные доходы, мы адресно работаем почти с каждым налого­ плательщиком. Под пристальным взором находятся те предприятия, где выплачивается низкая заработная плата, несвоевременно перечисляются налоги на доходы физических лиц, а также граждане, которые не спешат оформлять в собственность свое имущество. В настоящее время в бюджетный процесс органично включены четыре базовых инструмента. Это — реестр расходных обязательств, доклады о результатах и основ­ ных направлениях деятельности главных распорядите­ лей бюджетных средств, долгосрочные муниципальные программы и перспективное финансовое планирование. Все это обеспечивает стабильность, преемственность и предсказуемость бюджетной системы района. Важным звеном финансовой политики стало вне­ дрение программного бюджета, который предполагает планирование муниципальных финансов в соответствии с конкретными задачами и качественное управление ими. Каждая муниципальная программа направлена на реше­ ние задач, обозначенных в Стратегии развития района. Сотрудникам управления финансов необходимо обла­ дать разносторонними знаниями, так как следует учиты­ вать специфику работы всех финансируемых отраслей. А своевременность поступления средств является залогом исполнения бюджета. Огромную роль здесь играет систе­ ма казначейского исполнения бюджета и программный комплекс «БЮДЖЕТ-СМАРТ». Наше управление пере­ ходит на обновленную программу «Смета-СМАРТ». Она позволит централизовать бухгалтерский учет в единой информационной системе без фактической передачи полномочий, а значит, обеспечить однократность ввода документов и их обработку в реальном времени в рамках единой интегрированной системы. Добринский район на протяжении семи лет получа­ ет областные гранты за высокое качество управления финансами и платежеспособность муниципалитета. Это заслуга всего нашего коллектива, работающего дружно и ответственно. Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко, Галина Чернышова, Анатолий Евстропов (фото). Начиная с 2008 года, областное управление ежегодно проводило оценку качества управления финансами и пла­ тежеспособности муниципалитетов. Хлевенский район неоднократно становился победителем и получал гранты, которые направлялись на решение социально значимых проблем. Всё это — результат грамотного руководства главы района Михаила Алексеевича Лисова и кропотли­ вой работы структурных подразделений администрации. В составе отдела финансов трудятся 12 специалистов, на которых возложены функции по сбору доходов, каз­ начейскому исполнению бюджета, внутреннему финан­ совому контролю, составлению бюджета и подготовке нормативной правовой базы для работы с муниципаль­ ными учреждениями. Ежегодно увеличивается объём полученных районом доходов. В 2015 году уже допол­ нительно к 2014 году поступило 24 миллиона рублей. Значительную часть зайимают доходы от использования муниципального имущества. Ежедневно ведётся работа с налогоплательщиками по вопросам своевременной уплаты налогов, легализации заработной платы. В настоящее время у нас автоматизированы все виды учёта и отчётности, осваивается государственная интегрированная система управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая позволит обеспечить открытость деятельности муниципальных органов, повысить качество и эффективность управле­ ния бюджетными средствами. В отделе финансов адми­ нистрации Хлевенского района все сотрудники имеют высшее образование, а такой специалист, как Сергей Копёнкин, владеет тремя специальностями. Многие кол­ леги трудятся уже более 20 лет — Валентина Полозова, Татьяна Черных, Зинаида Коротких, Ольга Шульга. Активно осваивают премудрости профессии и молодые финансисты Ольга Аксёнова и Юлия Кудаева. В свой профессиональный праздник мы с особой бла­ годарностью вспоминаем специалистов, которые более 30 лет проработали в этой сфере и сейчас находятся на заслуженном отдыхе — Людмилу Тарасову, Валентину Кочетову, Любовь Долинскую, Татьяну Филонову. i i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz