Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 171/25049/ 4 СЕНТЯБРЯ 2015 6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой об- ласти (далее — администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее — работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее — профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостоя- ния населения в 2015—2017 годах. Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области с учетом интере- сов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодей- ствия на все уровни системы социального партнерства. Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области систе- мы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие орга- низациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач. При этом Соглашение рас- сматривается сторонами как основа для переговоров при заключении территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм соб- ственности, расположенных на территории области. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников. Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерально- го соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений орга- низаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе. Обязательства сторон, включенные в данное Соглашение, выполняются ими в по- рядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными норма- тивными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области. I.В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Стороны совместно: 1.1. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствова- ния, предпринимательской деятельности, увеличению объёма валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повыше- нию жизненного уровня населения области. 1.2. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств оте- чественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению инновационных и со- временных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. 1.3. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот. 1.4. Проводят активную промышленную политику, создают условия для развития отечественного товаропроизводства и предпринимательства. Содействуют продвиже- нию продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок, имиджа области, как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, вы- пускающего продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культур- ного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов. 1.5. Осуществляют импортозамещающую аграрную и продовольственную политику, создают условия для развития на селе всех форм хозяйствования (агропромышленных холдингов, личных подсобных хозяйств, фермеров). 1.6. Реализуют государственную политику в сфере торговой деятельности, обеспе- чивают доступность товаров для населения, способствуют формированию справедли- вой конкурентной среды. 1.7. Содействуют созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффек- тивных производств, высокотехнологических кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий, высокопроизводи- тельных и модернизации существующих рабочих мест. 1.8. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, при- нимают участие в подготовке проектов документов по вопросам бюджетной и налоговой политики, вносят свои предложения в проекты программ социально-экономического развития области. 1.9. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реоргани- зации платежеспособных предприятий либо недружественных поглощений. 1.10. В целях изучения и распространения лучшего опыта производственно-эконо- мической деятельности организуют областные смотры, конкурсы организаций различ- ных отраслей экономики, производственной сферы и сферы обслуживания. Администрация: 1.11. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив раз- вития. Разрабатывает программы социально-экономического развития области и орга- низует их реализацию. 1.12. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укре- пления материально-технической базы сельского хозяйства. 1.13. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализацию государственных программ развития сельского хозяйства и кооперации. 1.14. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способству- ет развитию партнёрских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговы- ми, перерабатывающими предприятиями. 1.15. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услу- гами создает благоприятные условия для развития сферы потребительского рынка, предпринимательства. Способствует развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путём расширения заготовительной деятельности, создания потребитель- ских кооперативов, проведения розничных ярмарок в городах и районах области, на межрегиональных и международных выставках. 1.16. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пределах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. 1.17. Создаёт условия для развития и увеличения объёмов жилищного строитель- ства, привлечения внебюджетных источников в строительство жилья в целях обеспече- ния доступности и снижения стоимости жилья. 1.18. Осуществляют меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, вовлечения его представителей в систему социального партнерства. 1.19. Взаимодействует с органами местного самоуправления области, объединения- ми работодателей и профсоюзами области в решении вопросов комплексного социаль- но-экономического развития территорий. Работодатели: 1.20. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, организаций, обеспечивают их стабильную работу по увели- чению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции, содействию в развитии трудового соревнования. Совместно с профсоюзными организациями прово- дят системную работу по участию трудовых коллективов в обеспечении роста произво- дительности труда. 1.21. Активно занимаются привлечением на предприятия инвестиционных ресурсов для создания новых и модернизации действующих производств, создания новых рабо- чих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. 1.22. Обеспечивают реализацию прав работников на участие в управлении организа- цией в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, коллектив- ным договором и соглашениями. Привлекают в коллегиальные органы управления организациями всех форм соб- ственности полномочных представителей первичных профсоюзных организаций или представителей работников организации с правом голоса. 1.23. Беспрепятственно предоставляют представителям профсоюзных организаций информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы: 1.24. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законо- дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников. 1.25. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюз- ным организациям, членам профсоюза, в том числе защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, её реорганизации. II. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Стороны совместно: 2.1. Обеспечивают всесторонний анализ рынка труда, объединяют усилия в реше- нии задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения качества и кон- курентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смяг- чения последствий долговременной безработицы. 2.2. Способствуют реализации мер, направленных на повышение качества и кон- курентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области, осуществляют прогноз потребности организаций в под- готовке квалифицированных кадров для экономики области на средне и долгосрочную перспективу. 2.3. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение ра- бочих мест в сельском хозяйстве, в т.ч. через развитие организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на селе. 2.4. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку вы- свобождаемых работников, определяют источники финансирования этих мероприятий. 2.5. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряжённости в результате массового увольнения работников предприятий и организаций. При опре- делении уровня массового высвобождения работников руководствуются следующими критериями: а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численно- стью работающих 15 и более человек; б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве: — 50 и более человек в течение 30 календарных дней; — 200 и более человек в течение 60 календарных дней; — 500 и более человек в течение 90 календарных дней. 2.6. В целях удовлетворения потребностей регионального рынка труда в кадрах и по- вышения качества образовательного процесса: — проводят работу по совершенствованию организационно-экономических меха- низмов регулирования системы профессионального образования региона; — осуществляют реструктуризацию среднего профессионального образования; — участвуют в разработке системы взаимодействия высших учебных заведений с работодателями. 2.7. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлече- ния иностранной рабочей силы в экономику региона. На заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в обла- сти рассматривают заявки работодателей в отношении объемов и профессионально- квалификационной структуры привлечения иностранной рабочей силы с участием пред- ставителей Профсоюзов и Работодателей. 2.8. В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом со- действия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации при формировании квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы учитывают факты массовых высвобождений работников, наличие возможности удовлет- ворения потребности в рабочей силе за счёт местных трудовых ресурсов, в том числе путём подготовки и переподготовки безработных граждан с учётом предложений муни- ципальных образований области. 2.9. Содействуют расширению объёма и перечня видов оплачиваемых обществен- ных работ с целью обеспечения временной занятости населения, в том числе несо- вершеннолетних граждан в свободное от учёбы время, участвуют в мероприятиях по обеспечению профессиональной ориентации несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специ- альностям, востребованным на рынке труда. 2.10. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования чело- века труда через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, предоставляют особо отличившихся работников к награждению государственными и об- ластными наградами, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работ- ников, добивающихся наилучших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности. 2.11. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по ин- формированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реализации госу- дарственной политики занятости. Администрация: 2.12. Предоставляет государственные услуги в области содействия занятости насе- ления. Реализует мероприятия по содействию занятости населения области и социаль- ной поддержки безработных граждан с учётом ситуации на рынке труда. 2.13. Содействует реализации политики подбора, подготовки и сохранения высоко- квалифицированных кадров, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Принимает меры по укреплению учебной и материально-технической базы в учреждени- ях профессионального образования области. 2.14. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной кон- курентоспособностью на рынке труда (инвалидов, несовершеннолетних сирот, одиноких и многодетных родителей несовершеннолетних детей, выпускников образовательных учреждений, лиц предпенсионного возраста и др.). 2.15. В целях повышения престижа наиболее востребованных рабочих профессий и содействия повышению их квалификации предусматривает в проекте областного бюд- жета средства на проведение конкурсов профессионального мастерства. Работодатели: 2.16. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощ- ностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, а также рабо- чих мест с гибким рабочим временем и возможностью трудоустройства на них инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, не допускают массового высвобождения работни- ков. 2.17. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие ме- ста ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требовани- ям производства, а в сельскохозяйственном производстве — первоочередную возмож- ность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения. 2.18. Принимают меры при планируемом сокращении работников по максимальному обеспечению рабочими местами высвобождаемых работников за счет перепрофили- рования производства, переобучения, ведения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством. 2.19. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации пер- сонала на производстве с целью увеличения до 33% доли высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников. Содействуют ра- ботникам, желающим повысить квалификацию за счет средств предприятия, получить другую профессию, специальность, востребованную на предприятии и на рынке труда, предусматривают по условиям коллективного договора для данных лиц дополнительные гарантии и льготы. 2.20. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательными учреждениями: — предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики; — обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осуществля- ют доплату наставникам; — предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве, уста- навливают им доплаты; — определяют стипендиатов среди учащихся учреждений профессионального об- разования и выплачивают им стипендию, установленную за счёт средств предприятий; — обеспечивают учащихся средствами индивидуальной защиты во время производ- ственной практики. 2.21. Обеспечивают заключение письменных трудовых договоров с работниками и не допускают подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характе- ра. Не допускают нелегальной и теневой занятости. 2.22. Проводят консультации с профсоюзными органами по вопросу привлечения иностранной рабочей силы в организацию, руководствуясь при этом принципом соблю- дения приоритетного права российских граждан на занятие свободных рабочих мест. Работодатели и профсоюзы: 2.23. При разработке коллективных договоров предусматривают: — дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации при сокращении численности или штата работников за три года до достижения ими возрас- та, дающего право выхода на пенсию; — дополнительные гарантии для совмещения женщинами обязанностей по воспи- танию детей с трудовой занятостью, включая мероприятия по организации профессио- нального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребен- ком до достижения им возраста трех лет; — оказание материальной помощи работникам, потерявшим работу вследствие реорганизации, сокращения численности или штата организации; меры материальной поддержки и социального обеспечения выпускников профессиональных образователь- ных учреждений области при поступлении их на работу на предприятие. Не допускают в течение года увольнения работников — членов одной семьи по сокращению численно- сти или штата работников; — возможность для поиска нового места работы (при наличии просьбы) работникам, получившим уведомление о предстоящем расторжении трудового договора по инициа- тиве работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организа- ции, в течение одного дня в неделю или нескольких часов в день с сохранением средней заработной платы. Профсоюзы: 2.24. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, локальных нормативных и правовых актов, в том числе по вопросам приема и увольнения работников, предоставления им гарантий и компенсаций, в связи с расторжением трудового договора. 2.25. Осуществляют контроль и принимают меры в организациях за необоснованное и массовое применение срочных трудовых договоров. 2.26. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, в том числе безработ- ным, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей. III. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ Стороны совместно: 3.1. Заключают Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ли- пецкой области на 2015—2017 годы, которое распространяется на работников предпри- ятий и учреждений области (приложение к настоящему Соглашению). 3.2. Стороны согласились, что месячная заработная плата работника, полностью от- работавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязан- ности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате. 3.3. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно определяющих систе- мы оплаты и условия стимулирования труда, закреплялись в коллективных договорах и соглашениях. 3.4. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий, а также коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей. 3.5. Обсуждают проекты нормативных правовых актов области по внесению измене- ний и дополнений в областное законодательство об оплате труда работников бюджет- ных учреждений. 3.6. Считают приоритетными в сфере регулирования оплаты труда следующие на- правления: — ежегодное повышение уровня реальной заработной платы работников; — максимальное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума; — ликвидация «теневых» зарплат; — увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте; — снижение дифференциации доходов различных групп населения; — расширение применения в организациях внебюджетной сферы экономики вели- чины прожиточного минимума трудоспособного населения как критерия, определяюще- го минимальный размер заработной платы; — системная организация нормирования труда. 3.7. Проводят мониторинг эффективности отраслевой системы оплаты труда работ- ников бюджетной сферы. 3.8. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. Устанавливают тарифную часть заработной платы на уровне не ниже 60% от общего её размера. 3.9. Предпринимают меры по доведению средней заработной платы в области до уровня не менее трёхкратного размера прожиточного минимума, установленного в об- ласти на душу населения. 3.10. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной пла- те между организациями за счет её повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли. 3.11. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольному вступлению застрахованных лиц в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию в целях увеличения размеров накопительной части трудовой пенсии. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области. 3.12. Проводят консультации по следующим вопросам: — регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги, повышение качества и до- ступности предоставляемых услуг; — поэтапное снижение регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Администрация: 3.13. Принимает меры по обеспечению роста заработной платы работников бюд- жетной сферы и поэтапному приближению её к уровню средней заработной платы по области. 3.14. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями области предусматри- вает средства на: — фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений в соот- ветствии с действующей системой оплаты труда, выплату гарантированных доплат, над- бавок и компенсаций в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; — компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных учреж- дений области в установленном законодательством порядке; — компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения; — материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успехи в учёбе; — оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области, мер социальной поддержки льготным категориям граждан области. 3.15. Обеспечивает совершенствование отраслевых систем оплаты труда работни- ков бюджетной сферы области. 3.16. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по области и по основным социально-демографическим группам населения. Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как со- циального стандарта для поддержания жизненного уровня населения. 3.17. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучающихся в обра- зовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета. Работодатели и профсоюзы: 3.18. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят изменения в действу- ющие договоры и соглашения, предусматривая в них, в том числе: — ежегодную индексацию заработной платы на уровне не ниже индекса потреби- тельских цен, сложившихся на территории области, определяемого органом статистики; — при повышении производительности труда соответствующее повышение заработ- ной платы; — размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, выше, чем предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации; — размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие празднич- ные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации на уровне средней заработной платы работника; — обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансовые, из средств организаций; — условия по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законо- дательства; — средства на социальную поддержку работников и членов их семей, в т.ч. на жи- лищно-коммунальные услуги, питание, — безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья. Работодатели: 3.19. Во внебюджетном секторе экономики устанавливают размер месячной та- рифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже фе- дерального минимального размера оплаты труда. 3.20. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда. 3.21. Обеспечивают своевременную и в полном объёме выплату заработной платы, выходных пособий и других выплат, причитающихся работнику в соответствии с действу- ющим трудовым законодательством, соглашениями, коллективным и трудовыми догово- рами, погашение сложившихся долгов по заработной плате; не допускают образования долгов по заработной плате и уплате страховых взносов. 3.22. Не допускают выплат теневой заработной платы. 3.23. Признают время приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработ- ной платы на срок более 15 дней — простоем по причинам экономического или органи- зационного характера, возникшим по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивают его в раз- мере не менее двух третей средней заработной платы работника. 3.24. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и кон- троля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требований законодательства и нормативных актов о труде. Профсоюзы: 3.25. Участвуют в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, в том числе оплаты труда и уровня жизни населения. 3.26. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями за- конодательных и других нормативных актов о труде, за выполнением положений коллек- тивных договоров, соглашений. IV. В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стороны совместно: 4.1. Признавая в настоящем соглашении приоритетными действия по сохранению жизни и здоровья работников, обеспечивают реализацию основных направлений госу- дарственной политики в области охраны труда и экологической безопасности. 4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в обла- сти охраны труда и экологической безопасности. 4.3. Инициируют разработку, принятие и выполнение программ и мероприятий, на- правленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда, не отвечающих санитарно-гигиени- ческим нормам. 4.4. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля в трудоохранной сфере и экологической безопасности. 4.5. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях области. 4.6. В рамках своей компетенции принимают скоординированные меры по обеспече- нию соблюдения работодателями и работниками требований охраны труда, предупреж- дению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проверке условий и охраны труда на рабочих местах. 4.7. Участвуют в разработке и реализации мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности в рамках коллективных договоров и соглашений, осущест- вляют контроль за ходом их выполнения. 4.8. Проводят семинары, совещания, «круглые столы и другие мероприятия по во- просам условий и охраны труда. Администрация: 4.9. В пределах полномочий реализует задачи, направленные на соблюдение тру- довых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодатель- ством; осуществляет государственное управление охраной труда, окружающей средой на территории области, разрабатывает и реализует соответствующие государственные программы (подпрограммы). 4.10. Регулярно через средства массовой информации информирует население о состоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственно- го травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан, освещает проводи- мые мероприятия в области охраны труда и экологической безопасности. 4.11. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокуре- ния, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распро- странении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведения массо- вых спортивно-оздоровительных мероприятий. Работодатели: 4.12. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, прини- мают меры по предупреждению промышленных аварий, несчастных случаев, професси- ональных заболеваний, в зоне расположения организаций решают вопросы экологиче- ской безопасности. 4.13. При осуществлении производственной деятельности создают службы охраны труда в организациях с численностью более 50 человек, при эксплуатации опасных объ- ектов внедряют оптимальную систему управления охраной труда и промышленной без- опасности. 4.14. Способствуют развитию медицинской помощи работникам по месту работы. Содействуют в проведении иммунизации работающих (в том числе трудовых мигрантов) в объёме национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидеми- ческим показаниям (дифтерия, столбняк, корь, краснуха, грипп, вирусный гепатит В и т.д.). 4.15. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование на: — мероприятия по охране труда и окружающей среды; — проведение специальной оценки условий труда; — предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; — обеспечение работников льготным (бесплатным) горячим питанием, в т.ч. дие- тическим (по медицинским показаниям), сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работ- ников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на ра- ботах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; — отдых и оздоровление, санаторно-курортного лечение работающих и членов их семей; — обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей; — ежегодную вакцинацию сотрудников против гриппа; — проведение информационно-образовательных мероприятий по ВИЧ/СПИДу в сфере труда «Узнай об этом на работе». 4.16. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства работников своих организаций, получивших трудовое уве- чье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с ис- полнением работниками трудовых обязанностей. 4.17. В установленные сроки обеспечивают проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выво- ду из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. 4.18. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышению качества рабочих мест и условий труда, снижению смертности от предотвратимых причин. 4.19. Своевременно организуют проведение обучения и инструктажей по вопросам охраны труда; обучение работников безопасным методам и приемам работы, подготов- ку, стажировку, проверку знаний требований охраны труда инструкторов по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при травмах на производстве и не допускают к ра- боте лиц, не прошедших вышеуказанные процедуры. 4.20. Осуществляют обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разъясняют застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условия этого вида страхования. Областное трёхстороннее соглашение на 2015—2017 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области Окончание на 7-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz