Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

После первого звонка Еще раз про кризис семилетнего возраста ЕЛЕНА БРЕДИС Интересно, почему, когда ребенка ведут первый раз в садик, мамы и бабушки не плачут у входа, не вздыхают, не смотрят с такой тоской вслед? Да потому, что беззаботное детство малы- ша продолжается, ну разве что, в иных условиях. Другое дело — когда первого сентября в первый класс. Это уже настоящий стресс для многих родителей. Как ни крути, а взрослая жизнь ребенка начинается именно с этого момента. Теперь ему во многом придется самому за себя отвечать, теперь будут оцени- ваться все его успехи и неудачи, теперь придется сражаться не за понравившуюся игрушку, а за право иметь свое собственное мнение. По большому счету именно в этот день мы впервые отпускаем свое возлюбленное чадо в относительно свободное плавание, сами оставаясь на берегу. Но какже хочется бросить- ся за ним вдогонку со спасательным кругом! Так что же надо знать для того, чтобы плавание это стало комфортным и без- опасным? Об этом — наша сегодняшняя беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой: —Мне эта тема близка, по- скольку у меня дочь совсемне- давно была первоклассницей. Да,многимимамамиовладева- ют страхи: а сумеет ли ребенок адаптироваться в классе, а сможет ли он успешно учить- ся, а не задавят ли в школе его «уникальную личность»? И для малыша это очень непро- стое время, которое мы так и называем: кризис семилетнего возраста. И я бы сразу хотела предостеречь родителей отже- лания отдать ребенка в школу в более раннем возрасте. Да, он у вас уже в пять лет может уметь читать и считать, но это не означает, что он готов к школе. Тут речь идет об эмо- циональной, психологической готовности. В таком возрасте и чтение, и счет — это тоже своего рода игра. Отличие урока от игры в том, что игру в любой момент можно бросить, а с урока встать и уйти нельзя. Так зачем же взваливать на бедного малыша раньше вре- мени эту ответственность? Я знаюпримердевочки, которую отвели в школу в пять лет, по- скольку она все умела. И что же? Второй класс она закончи- ла на двойки, поскольку чисто эмоционально не потянула эту ситуацию. А как быть с сугубо физиологическим отставани- ем? Ребенок потомможет быть у вас круглым отличником, но чувствовать себя изгоем лишь потому, что девочки не пишут ему записки. Всему свое вре- мя, и семь лет — это как раз оптимальныйвозраст длятого, чтобы пойти в школу. —Амамины страхи как-то влияют на ребенка? — Безусловно! Он ведь и сам нервничает, а мамины пе- реживания все это только уси- ливают. Но сейчас есть всевоз- можные курсыподготовкипри школе, которые позволяют более мягко адаптироваться к этому новому периоду. А еще очень полезно дома играть в школу, предоставляя ребенку право быть в роли то ученика, то учителя. Вызаранее можете проигрывать какие-то воз- можные ситуации, изображая непослушного или нерадивого ученика. Посмотрите, как будет реагировать на это ваш ребенок-учитель, подскажите, как могут развиваться собы- тия в таком случае. Придумы- вайте, моделируйте. —Ас ребенкомнадо сидеть рядом, когда он выполняет какие-то задания? — Сразу надо понять: этот год потребует от вас огромного терпения. Не надо ожидать, что ваш малыш с ходу начнет идеально писать буквы и циф- ры, что ему все будет легко даваться. И ни в коем случае нельзя впадать в соблазн все делать за него! В школе, где учится моя дочь, проходят конкурсы детских поделок. Так ведь это конкурсы роди- телей! Да и родители зачастую ничего не делают своими рука- ми, а просто покупают ориги- нальную вещицу. Да, ребенку надо помогать, но он должен знать, что в это вложен и его труд. Только тогда он сможет гордиться заслуженной на- градой. Конечно, куда проще быстренько решить за него примеры, выполнить упраж- нение и пойти гулять. Но что тогда будет в шестом, в девя- том классе? И еще: если вы в конце мая забрали ребенка из детского садика, а потом он у вас все лето был «в свободном полете», то поймите, что ему очень трудно сразу войти в строгую школьную систему. Да, он может капризничать, потому что не хочет рано вста- вать, да, он привык гонять во дворе, а тут надо полдня сидеть за партой. Так что запаситесь терпением на этот год! —Как вы относитесь к ма- мам, которые готовы дневать и ночевать в школе? — Такие мамы бывают разных типов. Одни то и дело устраивают «разборки» и скандалы, потому что им все время кажется, что их ребенка в чем-то ущемили или недо- оценили. Они готовы «зубами выгрызать» заветнуюпятерку, не понимая, что настраивают против своего чада весь класс, который отлично знает ис- тинное положение дел. Я не говорю, что не надо отстаивать интересы ребенка, если была допущена реальная несправед- ливость. В классе моей дочери один мальчик делал доклад, и в какой-то момент дети стали смеяться, причем их смех поддержала и учительница. В итоге она поставила плохую оценку, мальчик морально был буквально раздавлен. Так вот, родители на следующий день приехали, открыли перед учительницей энциклопе- дию и доказали, что ребенок все рассказывал абсолютно правильно. Оценка была ис- правлена, справедливость восторжествовала. Вот тут мама с папой были совершенно правы: они доказали сыну, что правды можно и нужно доби- ваться. Более того, они проде- монстрировали, что делать это надо не с помощью скандалов, а железной аргументацией, с фактами в руках. — А что представляет со- бой другой тип«озабоченных» мам? — Эти, как правило, жаж- дут подружиться со всеми учителями и завучами, готовы быть полезными и нужными школе в любуюминуту. Имвсе кажется, что они тем самым помогут своему ребенку, на деле же это медвежья услуга. А еще мне не нравится, когда мамымежду собойшушукают- ся и обсуждают жизнь класса: кто в кого влюбился, кто за кем бегает, кто кому записоч- ки пишет. Если ваши дети с вами откровенны—дорожите их доверием! И уж не разбал- тывайте их секреты. Авообще, у всех этих мам есть большая личная проблема: их жизнь больше ничем не наполнена, и потому им хочется прожить жизнь ребенка за него. Вот над чем стоит задуматься, вот над чем надо в себе работать. — А в каких случаях вы бы сочли необходимым пойти к учителю? — Ну, например, я име- ла очень жесткий разговор с учительницей, когда узнала, что после второй смены зимой, когда уже темно, она оставляет детей одних во дворе и уходит домой. Это просто вопиющее безобразие, которое нельзя было так оставить. К счастью, эта учительница вскоре уволи- лась. Ну, а без таких эксцессов я бы пошла к учителю просто поговорить, если бы заметила, что с моим ребенком что-то не так. Именно поговорить, а не устраивать «разборки». Ведь я могу не знать всего, что происходит в классе, могу не понимать, отчего моя дочь приходит грустной или «раз- дерганной». И тут учитель может многое объяснить или подсказать. — А как быть, если у ре- бенка возникает конфликтная ситуация с одноклассниками? — Поскольку мы все-таки говорим про первоклашек, то тут особо серьезных и драма- тичных конфликтов, как пра- вило, не бывает. Но в каждом классе имеются свои «хулига- ны», которые без всякой злобы могут очень сильно досаждать девчонкам. Случилось такое и с моей дочерью. Тогда я по- сле уроков дождалась этого мальчика и говорю ему: «Ты в классе самый большой и силь- ный, а моя—самаямаленькая и худенькая, ее кто угодно обидеть может! Я тебя очень прошу, ты не мог бы стать ее защитником?» Всё, после это- го он стал ее самым надежным другом и защитником! Теперь они сидят за одной партой, и я абсолютно спокойна за дочь. Понимаете, я дала ему воз- можность почувствовать себя героем, а для мальчишки это очень важно. Вот так легко можно конфликтные отно- шения превратить в прочную дружбу. — Насколько я знаю, в первом классе оценок еще не ставят, и все-таки: как в даль- нейшем надо реагировать на отметки ребенка? —Я категорически против позиции типа «Мой ребенок никому ничего не должен, пусть учится, как хочет!» С таким отношением к учебе потом в жизни ничего не до- биться. Успехи ребенка обяза- тельно надо отмечать, нужно хвалить его. Ему ведь очень важно признание и уважение взрослых. Какой смысл ругать за плохие отметки? Важно разобраться, в чем причина двойки: может, он не сумел разобраться в теме и ему надо помочь, а может, он банально не выучил урок. И тогда надо спокойно объяснить, что он сегодня не пойдет гулять, поскольку вместо одного па- раграфа придется учить два: старый и новый. Но главное: ребенка никогда не надо срав- нивать с другими учениками! Только с самим собой, с соб- ственными достижениями. Для одного пятерка по мате- матике — типичное явление, а для другого четверка — это настоящий прорыв, которым надо гордиться. — В последнее время ро- дительская общественность начала активно бороться за право для своих детей на до- машнее обучение. Как вы к этому относитесь? — Если только это не обу- словленореальнойболезнью— сугубо отрицательно. Школа — это первый серьезный опыт социальной адаптации, как же можно без него обойтись? Многие родители боятся, что школа всех «причесывает под одну гребенку» и лишает их уникальное чадо индивиду- альности. Но именно это «все, как один» и приучает к дисци- плине, необходимой в жизни. А уникальность свою ребенок может проявлять в кружках и секциях. Мне интересно, как после домашнего обучения дети будут учиться в вузах? Как они научатся жить в кол- лективе? Так что не лишайте ребенка радости пойти первый раз в первый класс. ПСИХОЛОГИЯ 21 Школа — это первый серьезный опыт социальной адаптации ребенка “ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 № 170/25048/ 3 СЕНТЯБРЯ 2015

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz