Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ Э тот дневник принадлежит перу именитого в Ельце живописца, мастеру пейзажа Георгию Михайловичу Лашину, столетие со дня рож- дения которого большой выставкой его работ отметила прошлым летом творческая интеллигенция города. Сын старьевщика «За- готконторы» Жора Лашин уже в юности окончательно и бесповоротно решил стать художником — благо неза- урядные задатки к тому у него имелись. Выбор отцу явно не понравился, и ответ, вспоми- нал ГеоргийМихайлович, был таким: «Жора, а как и чем ты будешь кормить семью?» После окончания фабрично- заводской школы Георгий Лашин недолго поработал в художественной артели Ельца и не оставлял при этом мечту по-настоящему учитьсяживо- писи. В 1933 году мечта сбы- вается — парень с отличными экзаменационными оценками поступил в Московское ху- дожественно-промышленное училище имениМ. Калинина. Но после третьего курса ода- ренного студента, отличника учебы призвали в ряды Крас- ной Армии. Пограничная служба на границе с Маньчжурией, по- том — в годы Великой Отече- ственной — служба в Монго- лии в составе кавалерийского полка 39-й Дальневосточной армии, участие в разгроме милитаристской Японии в ав- густе 1945 года…Обо всех этих событиях он напишет в своем «Маньчжурском дневнике». Напишет реалистично, ярко и образно. Думается, что это бу- дет уже в Ельце, куда Георгий Лашин вернется в 46-м году с фронтовыми медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией»… По законам военного вре- мени дневники бойцам вести запрещалось. Но остались воспоминания художника о событиях с начала июля по сентябрь 1945 года, которые и легли в основу «Дневника» — рукописной книжицы. Се- годня ее хранителем является создатель частной картинной галереи елецких художников имени Ивана Мишина Виктор Кузубов. Он и предоставил этот «Маньчжурский днев- ник» вместе с фотографиями Г. Лашина для публикации в «Липецкой газете». И еще несколько штрихов к биографии ГеоргияЛашина. После войны он продолжил учебу. Но уже в Ельце, на чет- вертомкурсе Орловского худо- жественного училища. Препо- давал рисование в городских школах, работал художником в Елецкой мастерской Липец- кого художественного фонда. Много творил как пейзажист. Ипродолжал писать стихи. Но пережитое имна сопкахМань- чжурии всегда было в стороне творчества фронтовика. И о войне, вспоминали его друзья и близкие, он рассказывал предельно скупо. Тем ценнее его армейский «Дневник». Воспроизведем некоторые его страницы… 2.8.45. В 15.30 сигнал бо- евой тревоги. Собираем не- хитрое имущество. «Крышу квартиры» пока не трогаем — думаем, что еще придем сюда. Потом всеже снимаеми плащ- палатки — уходим совсем. Так что расстаемся со своей «суслиной норой» — полтора метра глубины, два — длины. Сколько таких «домов» за шесть лет службы вырыто и брошено! Идем пешком. Марш — 15 километров. На привале за- жигаются костры — горят чемоданы, запасное обмун- дирование и все лишнее, что мешает броску. Просто машин пока мало, и на них не хватает места для оружия и боепри- пасов. …Вместе с нами — справа и слева—идут все рода войск! Ну и сила движется! И как- то бодрее становится на сердце. ФОТО ИЗ АРХИВА ВИКТОРА КУЗУБОВА 70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Маньчжурский дневник Фронтовая эпопея ельчанина Георгия Лашина № 170/25048/ 3 СЕНТЯБРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Дата 70 лет назад, 2 сентября 1945 года, на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе представители Союзников и Японской империи подписали Акт о капитуляции Японии. День окончания Второй мировой войны. 4.8.45. Снова сжигаем все ненужное. Я сжигаю свою композицию маслом «Настал час расплаты». Она была на армейской выставке художни- ков. А теперь холст в полтора метра горит на костре. Но это —не ненужное! Это—главное! Это цель и смысл моей жизни — искусство. Это три месяца труда в армейских условиях, это муки и поиски, это—твор- чество! Но твоя работа сейчас горит. Больно на душе, но какое все это имеет значение, если сама твоя жизнь на во- лоске. 5.8.45. Утро. Опять сжига- ем… На сей раз я предал огню свой этюдник с красками. Летом 1937 года я сделал его своими руками. Он прошел со мной много. Его путь — это мой путь художника-недоуч- ки…Он был со мной в Москве, на этюдах в подмосковных ле- сах, в брянском глухом бору, в родных елецких полях, в Даурии, в безлюдных забай- кальских степях, на монголь- ских просторах, а сейчас вот горит. Сколько радостных часов он мне дал! Ведь самое высшее счастье — это счастье творчества, созидания. …Конечно, искусство будет жить и без меня. Много людей более талантливых, чем я. Ис- кусствоже—вечно! Разве мир забудет Леонардо да Винчи, Анджело, Рафаэля. АРепина, Серова, Левитана? И не забу- дет нашнародВерещагина, по- гибшего на Русско-японской войне 1905 года. Он выполнил свой долг до конца — долг патриота и художника. Мне очень далеко до Верещагина, но свой долг, долг русского, я тоже должен выполнить. Ради Родины и искусства! 9.8.45. В 0.30 разведка пе- решла границу.Мыпереходим ее в 7.00. По китайской земле, занятой японцами, устремил- ся вперед бесчисленный поток танков, машин всех родов, орудий. 11.8.45. Жара и пыль. Ку- шать ничего не хочется. Толь- ко — пить и пить… Часов в 16 наткнулись на первый дом. Около глиняной постройки — огород, а вокруг на сопках —дзоты, траншеи, проволока. Здесь было до полка японцев, при нашем появлении все поспешно удрали. Четверых японцев взяли в плен. При появлении одной из наших машин они хотели было стре- лять, но когда Т-34 направил на них внушительное дуло орудия— вмиг подняли руки. Наши бойцы надевают на головы от жары соломенные шляпы с большими полями — трофеи, брошенные япон- цами. 12.8.45. Останавливаемся на короткий привал, чтобы подтянуть колонну. Проходит короткий дождь — как мы рады ему! Говорят, что через час-полтора бой. Попадается первая машина с ранеными. Впереди все слышнее и слыш- нее орудийные выстрелы, треск пулеметов. …Сопротивление японских дзотов подавлено. Движемся дальше. Вокруг вражеские трупы. Один — с тремя звез- дочками на погонах. Ефрей- тор. Рядом с ним патроны, оружие, какие-то бумаги и фотография красивой япон- ки. На нее, перевернув но- гой, равнодушно наступает наш лейтенант. Вспоминаю стихотворение Симонова: «Я твоих фотографий в дорогу не брал». 13.8.45. Всюночь стрельба. Вокруг свистят пули. Стрель- ба идет по разбежавшимся и обороняющимся в горах и на кукурузном поле япон- цам. Во тьме не исключены и ошибки, когда наши по- падают в наших. На рассвете после выстрела крик и стоны рядом. В бойца с нашей ма- шины попала своя же пуля. Ранение тяжелое, вероятно, смертельное. …Дождь все идет и идет, грязь вокруг непролазная. Рядом на горах продолжается охота на оставшихся японцев. Их немало, и они повсюду. Вот один нашлейтенант отошел от машиныметров двадцать, и на него с кинжалом бросился из высоких зарослей кукурузы японец. Офицер подставил руку, кинжал рассек ее, но выстрел из нагана прикончил взбесившегося самурая. Да они и впрямь бешеные!.. На танке сидит наш танкист, жует кусок хлеба. Рядом стоит группа бойцов. И вдруг из ку- курузы выскакивает японец, бросает в бойцов гранату, вска- кивает на танк и закалывает насмерть танкиста. Две-три автоматные очереди по японцу кончают его жизнь. И в тот же момент второй японец с ножом икриком«банзай» выбегает из зарослей. Но очередь кончает и его. 23.8.45. Вчера наш десант высадился вПорт-Артуре. Что значит это имя для каждого русского человека! Сорок лет тому назад из-за бездарности и измены генералов царской армииПорт-Артурвзялияпон- цы. Погибли тысячи русских солдат, погибли героями. А война была проиграна. В этих маньчжурских местах воевал и мой отец. И вот сейчас мы, сыны солдат той войны, сол- даты Красной Армии, армии Великого Сталина, пришли сюда, чтобы возвысить славу и величие Родины. 3.9.45. Победа! Сегодня большой день в моей жизни. Вчера часов в 12 ночи разда- лись выстрелы. Стрельба все разгоралась и наконец пре- вратилась в сплошной гул, от которого дрожала земля и глохли уши. Вначале думали —нападение японцев, а потом узнали—тов. Сталин обратил- ся к народу с речью. Вторая мировая война закончилась. Япония 2 сентября подписала акт о капитуляции. 3 сентя- бря объявлено всенародным праздником — Днем Победы над Японией. 18.9.45. Утром прибыли в район станции Сикоу. Здесь будемждать все нашу дивизию к отправке на старые кварти- ры. Вокруг — места боев. В долине стоит такой сильный запах трупов, что трудно ды- шать. При лунном свете беле- ют оскаленные зубы убитых японцев. Нашел альбом, вернее, какую-то тетрадь, с рисунка- ми карандашом, сделанными японцем. Рисунки слабые, но их автор все же имел спо- собности и любил рисовать. Может быть, он такой же, как я, солдат, тоже тосковал по искусству, хотел после армии быть художником, а сейчас он —разложившийся труп. При- ходит мысль, что и моя судьба могла быть схожей. Что ж— это война!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz