Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 № 18/24896/ 30 ЯНВАРЯ 2015 ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ | Лермонтовские места на карте Липецкой области Легенды Конь-Колодезя Владимир Гуреев, доцент ВГУ Сравнительно недавно в России отмечалось 200-летие со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Юбилейные мероприятия по этому поводу прошли в Москве и Пятигорске, в Тарханах и Санкт-Петербурге, даже в Воронеже, где Лермон- тов всего лишь дважды бывал проездом да посетил ещё как-то расположенное верстах в двадцати от города имение своего товарища по юнкерскому училищу. Жители всех мест, так или иначе связанных с именем Лер- монтова, вспоминают об этом с гордостью и всегда бережно хра- нят память о пребываниипоэта на их земле, пусть даже кратковре- менном. Есть все основания для этого и у липецкого края. В 1884 году краевед Дмитрий Самбикин упомянул один доволь- но любопытный факт. Выслан- ный из столицы на Кавказ поэт Лермонтов, проезжая по старой задонской дороге, останавливал- ся возле каменной пирамиды, осматривал её и даже якобынапи- сал на ней какие-то стихотворные строки, смытые потом дождем. И хотя прямых документаль- ных подтверждений этому нет, тем не менее свидетельство Сам- бикина заслуживает внимания. Занимавший в 80-е годыпозапро- шлого века должность ректора Воронежской Духовной семина- рии, он проводил активные крае- ведческие исследования и собрал довольно много ценного матери- ала. Вряд ли он стал бы что-то выдумывать про путешествие Лермонтова через Воронежскую губернию. Тем более что ничего явно уж фантастического в его сообщении нет. Если с оглядкой на карту ста- рой задонской дороги мысленно пройти через все те точки, через которые лежал путь молодого по- эта, то упомянутое Самбикиным местоможноопределитьдостаточ- но точно. Это селоКонь-Колодезь, расположенное ныне на юге Ли- пецкой области. Именно там в се- рединеXVIII века был воздвигнут двенадцатиметровый верстовой столб с надписью, выбитой на его цоколе славянскимшрифтом: «От Москвы432», что, надопонимать, означало количество верст. И, скорее всего, случай, окото- ром упоминает Самбикин, связан именно с этим местом. Нетрудно представить себе, как это всё происходило… По дороге на Кавказ опальный поручик совершает на пере- кладных длинный путь через всю Россию. С любопытством смотрит он по сторонам и жадно впитывает в себя впечатления от увиденного. Вот чета белеющих берёз от- чётливо виднеется на холме средь желтой нивы. Вот потянуло дым- ком от спалённого жнивья. Вот обоз, ночующий в степи, а вдале- ке смутно просматриваются дро- жащие огни деревень… Конечно же, наряду со всем прочим не мог не задержать его взгляда и вы- сокий верстовой столб из белого камня. А возница, знавший эти ме- ста, несомненно, тут же поведал известную легенду о коне царя Петра, сломавшем на этом ме- сте ногу о сруб старого колодца. Причём преподнесено это было, конечно, не как легенда, а как самое что ни на есть доподлинное событие. Уже сам по себе подобный сюжет не мог не захватить ро- мантическое воображение мо- лодого поэта, который тут же приказал остановиться, чтобы рассмотреть встретившуюся до- стопримечательность получше. И вполне естественно, что под впе- чатлением от всего услышанного и увиденного тут же родились какие-то строки, которые оказа- лись впоследствии безвозвратно утрачены… ПРЕМЬЕРА | Областная филармония порадует зрителей жемчужиной отечественной классики Шедевр на все времена Сергей Малюков У липецких любителей музыки праздник. В ближайшую суббо- ту в 18.00 на сцене областного Центра культуры и народного творчества состоится премьера в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Постановку жемчужины отечественной классики осуществила област- ная филармония в рамках творческой лаборатории «Рус- ская опера». —Мы давно мечтали познако- мить публику с этим шедевром, —рассказала «Липецкой газете» директор филармонии Наталия Мекаева. —В «Царской невесте» удивительным образом соедини- лись красивая музыка и интри- гующий, изобилующий драма- тичными поворотами сюжет из российской истории. Здесь есть всё — любовь, страсть, смерть. Это огромныйпластнаследиярус- ской классики, опера уже больше века с успехом идет на лучших мировых сценах. Премьера оперы Николая Римского-Корсакова на основе сюжета одноименной драмы русского поэта, переводчика и драматурга Льва Мея состоялась в октябре 1899 года в театре Мо- сковского товарищества частной русской оперыСаввыМамонтова. Действие происходит в эпоху правления Ивана Грозного в Александровской слободе осе- нью 1572 года. Жестокая борьба царской опричнины с боярством, придворные интриги, жизнь и быт московской Руси, а также личная драма героев пьесы легли в основу сюжетных перипетий «Царской невесты». В центре событий — истори- ческий, хотя и малоизвестный эпизод третьей женитьбы царя Ивана Грозного. Как писал исто- рик Карамзин, после затяжных и утомительных смотрин более двух тысяч невест со всей Руси царь лично отобрал сначала 24, а потом 12 красавиц. Грозный ещё долго сравнивал их достоинства, красоту и ум и наконец выбрал себе в жены дочь новгородского купца Марфу. Однако семейное счастье было недолгим. Неожи- данно Марфа занемогла, а спустя две недели после свадьбы умер- ла, как полагают, отравленная ядовитым зельем завистливыми соперницами. Мей как художник переосмыслил эту трагическую историю, а гениальная музыка Римского-Корсакова многократ- но усилила воздействие «Царской невесты» на зрителя. Создавая своё произведение, композитор стремился показать богатые возможности традицион- ных оперных форм в противовес новомодным экспериментам. В «Царской невесте» есть всё, за что любят оперу меломаны — драматичная увертюра, велико- лепные оркестровые мелодии, замечательные, полные сильных чувств арии. — Это история о том, как страсть затмевает разум человеку и в конечномитоге приводит его к полному краху, — говорит Ната- лияМекаева.—Хотя у нас и кон- цертный вариант постановки, те- атральные элементы обязательно будут присутствовать. Репетиции активно идут уже несколько ме- сяцев, артистыработаютмногои с удовольствием, и, надеюсь, наша публика не будет разочарована. ПартиюМарфы исполняет со- листка Липецкой филармонии, лауреат всероссийских и между- народных музыкальных конкур- сов Елена Баранчук (сопрано). — Это очень сложный, но интереснейший в музыкальном и драматическом плане мате- риал, — считает она. — Играть влюбленность, радость, счастье проще, ты вспоминаешь себя в похожие жизненные момен- ты. Здесь же совершенно иная история. Тебе необходимо не просто петь, но ещё и достоверно изобразить трагическое измене- ние состояния своей героини, её страшное безумие. Мне нравится перевоплощаться, еще в детстве я мечтала стать актрисой. Помога- ют советами наш замечательный концертмейстер и опытные кол- леги по сцене. Смотрю, как справ- лялись с этой партией звезды мировой оперы, ищу что-то своё. Я беру мастер-классы у солистки Большого театра ЛарисыРудако- вой. Она замечательно исполнила партиюМарфыи теперь помогает мне совершенствоваться и расти. Надеюсь, мою Марфу запомнят зрители. В масштабном филармониче- скомпроекте принимают участие Камерный оркестр «Русская классика», Липецкий симфо- нический оркестр, Липецкий камерный хор. Дирижирует заслуженный ар- тист России Владислав Булахов. Партию соперницы Марфы Лю- баши исполнит Софья Овчинни- кова (меццо-сопрано), опричника Григория Грязного споёт Сергей Блинков (баритон), партия бо- ярина Лыкова доверена тенору Михаилу Вербицкому, ранее он несколько лет пел в столичной «Геликон-опере», отца Марфы споёт бас, народный артист Рос- сии Валерий Радченко, а тенор Александр Крузе сыграет роль царского лекаря. — Все участники творческой лаборатории люди очень трудо- любивые и творческие,—уверяет Наталия Мекаева. — Их легко вдохновить на новые музыкаль- ные эксперименты. У нас собра- лись прекрасные артисты, и мы еще не раз порадуем и удивим липчан. На март намечена очередная премьера от «Русской оперы» — «Алеко» Сергея Рахманинова по пушкинским «Цыганам». В кон- це сезонафилармония представит оперу «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Галина Кожухарь Региональное отделение «Российского детского фонда» продолжает оказывать помощь детям и семьям, нуждающимся в поддержке. В том числе и за счет средств серти- фиката на сумму два миллиона рублей, кото- рый липецкому отделе- нию фонда вручил глава администрации области Олег Королев. На этой неделе необходимую помощь получили еще две семьи. — Прошло чуть более полугода, а десятки семей уже смогли решить свои проблемы, продолжая не- сти эстафету добра дальше, — комментирует Игорь Батищев, председатель фонда. — Смотрите, нас глава семейства Вардан встречает, без куртки, го- ловного убора. Надо его успокоить, волнуется. Дочка Эмма быстро снимает напряжение , улыбается нагрянувшим гостям, и это ее радост- ное настроение передается всем. Девочка с диагнозом детский церебральный па- ралич быстро становится на подаренную Детским фондом беговую дорожку и начинает работать нож- ками: МИЛОСЕРДИЕ | Региональное отделение Детского фонда России продолжает помогать нуждающимся семьям Дорожка к будущим победам — Здорово! Хорошо! Я не устала… Родители, где растет еще и второй ребенок, жи- вут на съемной квартире. Мама не работает — не с кем оставить ребенка- инвалида. Бюджет семьи очень скромный. Поэтому и обратились они с прось- бой вДетскийфонд помочь купить беговую дорожку, котораяукрепляетмышцы ног, сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Этот тренажер рекомендо- вали лечащие врачи девоч- ки, которая и их удивляет завидным трудолюбием и желанием стать во всем самостоятельной. К основ- ному подарку маме вручи- ли пакет с необходимыми медикаментамидлядочки. Еще одномуюному зем- ляку — Арсению Кирееву — необходимы дорогосто- ящие лекарства для про- ведениямедикаментозного лечения. И ему их приоб- рели. Содержимого двух пакетов хватит на полгода. У мальчика тот же диа- гноз — ДЦП. Он перенес четыре операции по мето- ду профессора Ульбатта, предстоят еще три. Но парнишка ни словом не обмолвился о страхе, не- домоганиях, боли. Арсе- ний рассказывал о том, что учится на «четыре» и «пять», занимается тан- цами в интегрированном ансамбле «Параллели». Мечтает построить дом с большими окнами, купить автомобиль и научиться хорошо фотографировать. — Я этого добьюсь. Хочу, чтобы мама жила спокойно и стала самой счастливой на свете, — говорит мальчик. — И молюсь Богу, чтобыОн нас не оставил… Не оставила сына ни в роддоме, ни позже и мама Татьяна Киреева, хотя доктора оптимистических прогнозов не давали. Не выдержав, ушел из семьи отец. А женщина верила и верит в выздоровление сына. И борется, не опу- ская рук, за его полноцен- ную жизнь. Она рассчиталась с ра- боты, переехала в област- ной центр. Здесь снима- ют скромную квартиру недалеко от учебного за- ведения, которую семье помогли найти директор и педагоги.Подработок, пен- сии не хватает на лечение. Поэтому Татьяна стучится в двери кабинетов и про- сит о помощи. Благодар- на школе-интернату для слепых и слабовидящих детей, гдеАрсениюнравит- ся учиться, и всем добрым людям, которые помогают состояться его счастью. ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА Александр Косякин Вместо того чтобы сосредоточиться на важных пробле- мах жизнеустройства страны (теперь модно цитиро- вать князя Горчакова, который еще в девятнадцатом веке говорил, что Россия сосредотачивается), все интеллектуальные силы брошены на легализацию брани в кино. Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Владимир Хотиненко, Олег Табаков написали письмо Председателю Правитель- ства РФ Дмитрию Медведеву, в котором просят внести поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии». В нем есть положение: прокатные удостове- рения не выдавать фильмам, содержащим — вот горе-то! — ненорма- тивную лексику. «Указанная норма при- водит к невозможности публичной демонстрации кинематографических произведений, обладаю- щих высокими художе- ственнымидостоинствами, но при этом реалистично демонстрирующих нега- тивные проявления обще- ственной жизни, включая использование героями фильмов нецензурной бра- ни», — витиевато излага- ют режиссеры. В общем, без мата нету реализму! Однако так считают не все. Не менее маститый Станислав Говорухин, на- пример, однозначно про- тив. Спор идет, пух-перья летят, и никто не вспо- минает про то, что вода мокрая, а масло масляное. Ведь в УК РФ есть статья за употребление нецензур- ной лексики в публичном месте. А это значит, что художник, использую- щий в своей картине неза- мысловатую фигуру речи, элементарно нарушает закон. Так к чему этот ху- дожественный свист? Подписанты якобы не понимают, что собираются открыть ящик Пандоры, что это им, может быть, достанет (и то—толькомо- жет быть…) такта не во вся- ком кадре своей картины обкладывать трехэтажным врагов и обстоятельства. Но ведь у нас сотни моло- дых продвинутых режис- серов, которые «правом крыть» воспользуются охотно. За примерами да- леко ходить не надо, а надо просто пойти в кино. Хоть на «взрослый», хоть на «детский» сеанс. Но разве подобает ма- ститым да остепененным пользоваться инструмен- тарием галериста Гельма- на и певца Киркорова, ког- да они бывают в ударе?Что же вы, господа режиссеры, демонстрируете народу свою бледную творческую немочь? Ведь Бабочкин в «Чапаеве» ни разу не вы- разился даже когда тонул в реке? А в прекрасном фильме «Бег» генералЧар- нота, картежник, драчун и истинно русский человек, вполне обходился обыч- ными словами. И красно- армеец Сухов не посылал Абдулу по известному всем адресу. Теперешние кинозвез- ды сами с усами. Авторы послания просят чинов- ников обратить внимание на то, что «нецензурная брань сама по себе являет- ся частью нематериально- го культурного наследия и традиционно использова- лась ииспользуется в худо- жественных произведени- ях в различных целях». К этому пассажу можно еще много чего присовокупить. Посконного, домотканого, лубяного, сермяжного, незаемного. Опроститься, надеть полотняную ру- баху, напиться браги и с кривого крыльца рубануть четырехэтажным на всю округу по-русски… Е слимыразрешиммат сначала в кино, зав- тра в Думе появится законодательная инициа- тива от любителей изящ- ной словесности. Нельзя же, скажут нам, писать правдужизни без ядреных слов и закрученных обо- ротов! А там подтянется и чиновник: трудно, начнет вздыхать он, управлять страной. Дальше явятся учителя: чтобыустановить контакт с учениками, нуж- но говорить на их языке… Вот Никита Михалков, по его собственному при- знанию, много раз пере- читал «Окаянные дни» Бунина. Эта вещь напи- сана кровью, там на каж- дой странице, в каждой строчке великий русский писатель мучительно и на- всегдапрощался сРоссией. И ни разу не позволил себе прибегнуть к бранному речитативу, который с детства слышал в Ельце на базарной площади. Писа- телювполне хватило обыч- ных слов русского языка. Не надо лукавить и передергивать, господа режиссеры! Не надо го- ворить, что вы, мастера кадра (слова, кисти, резца, пера, смычка и контраба- са), следуете за народом: мол, как он изъясняется, так и мы, иначе он нас не поймет. Вы забыли свою высокую миссию — про- свещать. Пример другим подавать. Не только в ве- щах элементарных — не сморкаться в скатерть, не писать (ударение на первом слоге) там, где при- спичило, не подражать одесским биндюжникам —а в том, какую вязь слов и выражений предложить зрителю. «В моей руке — какое чудо — твоя рука!» — разве с этой строчкой Фета может возникнуть и утвердиться на просторах словесности нечто загогу- листое, ядреное? Недавно Константин Эрнст, вспоминая прокол наОлимпиаде снераскрыв- шейся снежинкой, на голу- бом глазу ляпнул это самое ядреное. Слово соскочило с румяных уст легко и даже естественно, было видно, что оно употребимо теле- начальником так же, как и любое другое. Эрнст был в манишке и с бабочкой, а в зале сидели декольтиро- ванные дамы и мужчины в смокингах. Все дружно зааплодировали, слово им было хорошо знакомо… Писатель Виктор Ерофе- ев, детство проведший во Франции, воспитанный в среде дипломатов, имею- щий большой словарный запас и владеющий пером, не раз уже позволял себе публичноматериться. Оче- видно, он придумал для себя формулу: мат — это, может быть, то единствен- ное, что его как-то связы- вает с Россией… М ой сосед покупал в Москве колбасу. Продавецвыгляну- ла из-за весов: — Тут чуть-чуть боль- ше, оставить? — Да … с ним! —Ой, мужчина, что вы себе позволяете? —Да выне обижайтесь, это я так разговариваю… В моем подъезде эту историю вспоминают ча- сто и рассказывают ее со счастливым смехом. Но у соседа восемь классов об- разования и еще коридор, Фета он вряд ли читал и другому языку не обучен. Ну да, Россия так раз- говаривает. Немалая — скажемпоаккуратней—ее часть. Мат плотной пе- леной окутал страну, он висит над ней, как смог в японской подземке или туман над башней Биг- Бена. Мы дошли до такого предела, когда начинаем гордиться тем, что какие- нибудь американцы ловко оперируют ненормативной лексикойиз великорусско- го, потому что свойязыкпо этой части слабоват. Язык, который Влади- мир Даль назвал живым великорусским, может быть, последний редут на пути врагов Отечества. Он — как флеши Раевского, как разъезд Дубосеково, как Москва. Сдадим — и все… захлебнемся в помо- ях. Если все оставить как есть, то придет время, ког- да первым словом ребенка будет не слово «мама» из четырех букв, а какое-ни- будь другое… К огда я служил в ар- мии, у моего коман- дира взвода был, как тогда говорили, пунктик. Но — хороший, правиль- ный. Он не терпел матер- щину. Ипридумал наказа- ние—заставлялвиновного сколачивать…скворечник. За каждое бранное сло- во — по скворечнику. На каждом дереве их было по пять штук! Вот бы взять этот опыт. Сколько бы скворечников по всей стране висело! А вредных жучков-паучков и в помине быне осталось… Слово обозревателю Пора сколачивать скворечники КОНКУРС Подарим «Артеку» логотип липчанки Липецкая школьница попала в пятерку полуфи- налистов конкурса на логотип лагеря «Артек». На суд жюри, в состав которого вошли замести- тель Председателя Прави- тельства РФ Ольга Голо- дец, генеральный дирек- тор «Первого канала» Константин Эрнст и генеральный директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак, было пред- ставлено 1700 детских ра- бот из восьми стран мира, сообщает пресс-служба мэрии. Участникипредложили множество интересных идей. Принимая во вни- мание, что самыми по- пулярными символами, с которыми у детей ассоци- ируется лагерь, являются море и костер, для финаль- ного интернет-голосова- ния были отобраны пять лучших работ, на которых присутствуют данные сим- волы. В пятерку финали- стов вошла и 12-летняя липчанка Лилия Милой- кович—ученицаЦРТДиЮ «Советский» студии изо- бразительного искусства «Рыжий кот» и школы № 48. По инициативе педаго- га ЦРТДиЮ «Советский» Игоря Кастрийкина, за- нявшего первое место в конкурсе логотипов для городской воспитательной акции «Победа в сердце каждого», работа Лилии Милойкович была направ- лена на Всероссийский конкурс логотипа «Ар- тек». Вместе с липчанкой за победу в конкурсе борют- ся такжешкольники из Во- ронежа, Казани, Республи- ки Башкортостан и крым- ского поселка Гурзуф. Работа Лилии по результа- там интернет-голосования пока держится на втором месте. Поддержать нашу талантливую землячку может каждый. Для этого достаточно до 8 февраля проголосовать на сайте МДЦ «Артек». (Адрес для гиперссылки http://www. artek.org). Абсолютного победи- теля конкурса объявят 11 февраля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz