Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Дети и чтение Когда-то чтение было одним из главных детских развлечений. Принцессы, рыцари и пи- раты, увлекательные приключения в просторах саванныили зарослях джунглей, фантасти- ческие миры, пробуждающие мысли о будущем, и герои, живущие, как и ты сам, в обычной деревне или городской квартире и решающие теже проблемы, что волнуют и тебя,—все это приходило в жизнь ребенка со страниц книг. Оторваться от всего этого великолепия было тяжело. Ачемявляетсякнига для современных детей?Нужно лиихприучать кчтениюикак этоправильно сделать? Каквести себяродителям, еслиихчадоне горитжеланиемодолевать десяткии сотни страниц—ведь за это времяможно заработатьмного баллов вкомпьютерной игре?Идействительно ли современнаяшкола отбивает, не прививает любовь к литературе? Эти вопросы мы обсуждаем сегодня в нашем «Родительском собрании». — Каждый ребенок инди- видуалениприходит кчтению в свое время: один раньше, другой позже. Но чтобы это вообщепроизошло, книголюба надо воспитывать. В нашей библиотеке, например, есть читатели, которые находятся еще в животе у мамы. Это не шутка. Многие будущиемамы приходят к нам, берут детские книги и читают вслух своему еще не рожденному малышу. И так он привыкает к голосу мамы, к ритмичности чтения. Аужтрехмесячномумладенцу вполнеможно читать простые, мелодичные стихи, например Агнии Барто, под которые ребенку становится очень спо- койно и он засыпает. Вообще, читать с детьми вслух обязательно. Причем не только с маленькими, но и с подростками 12-14 лет. Это очень сближает ребенка и ро- дителя. Если мама или папа вслух читает книгу ребенку, значит, в семье мир и покой. И пусть это длится недолго — десять, двадцать минут, но ежедневно. Тем более когда ребенок начинает читать сам, ему вначале очень трудно. В этовремяродителидолжныего поддержать, а не заставлять: мол, не ленись, читай сам, ты же умеешь. Так легко отбить всякое удовольствие от про- цесса знакомства с книгой.На- оборот,напервыхпорахможно чередоваться: пять строк, к примеру, читает ребенок, пять — взрослый. По своему опыту могу ска- зать: самыеактивныечитатели у нас — ребята детсадовского возрастаишкольники—клас- са до 6-7. Потом у учеников старшихклассов увеличивает- ся объем работы: тут и школа, и дополнительные занятия, и репетиторы, подготовка к эк- заменам. Но они не забудут о книге во взрослойжизни, если успели полюбить чтение. Дело это сложное, особенно еслимы имеем в виду серьезную лите- ратуру. И тут помогут некото- рые уловки. Например, есть замечательный цикл «Коты- воители», написанныйвжанре фэнтези. Это увлекательное чтение — вроде бы о котах, но на самом деле о людях. И вот библиотекарь сначала пред- лагает ребенку эти книги. А потом, когда он втянется, ему уже можно посоветовать что- то более проблемное — про- изведения, например, Дины Сабитовой,ЮлииКузнецовой, Тамары Михеевой, то, что заставляет переживать, за- думываться над непростыми вопросами. Очень близки по духу нашим читателям произ- ведения Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Детям интересно читать о своих ро- весниках. Тогда становятся понятны и близки проблемы героев, и ребенок может найти ответы на какие-нибудь свои вопросы. Чтение надо не на- саждать,какэто,ксожалению, порой происходит в школе, а увлекать им. У библиотеки в этом плане широкие возмож- ности: мы проводим много са- мыхразличныхакций, встреч, ориентированныхнаребятраз- ных возрастов. Литературно- игровые программы, онлайн встречи с писателями, чтение вслух помогают детям понять: книги — это действительно живой мир, а писатели — ин- тересные люди. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Читатель воспитывается еще до рождения Лариса Иванова, заведующая отделом продвижения чтения областной детской библиотеки: — Сегодня много говорят о том, что современные дети вообще не читают. Это не так. Примерно половина подрост- ков по-настоящему интересу- ются литературой, а ужкниги по школьной программе чи- тают большинство. Конечно, характер чтения нынешних школьников и их ровесников 20-30 лет назад изменился. Раньше была особенно по- пулярна героико-патриоти- ческая литература, сегодня —фантастика, фэнтези. Вэтомвопросемногое зави- сит от семьи. Впринципе, если родители читающие, то и дети будут такимиже. Ивидно, что в некоторых семьях ребята не просто берут книги в руки, а обсуждают их со взрослыми. Но навязывать свой выбор, заставлять читать нельзя. Надо заинтересовать ребенка, рассказав ему о каком-то про- изведении, о его героях, может быть, об интересной истории его создания. Или даже схи- трить, попросив ребенка: по- смотри, действительно ли эта книга так хороша, как мне говорили, стоит ли ее читать? Не нужно и жестко регла- ментировать время, отведен- ное на чтение. Часто родители записывают ребенканаразные секции, кружки.Ипосле всего этого онвыжат, каклимон, где же емуеще трудитьсянадосво- ением книги, мысли автора? Здесь нужно ориентировать- ся на внутреннее состояние ребенка. Может, он не читает в течение четверти, но запо- ем — на каникулах. Это тоже хорошо. Увлечься чтением детям мешают и компьютер, и игры, и просто лень. Но главное — не взращенная с малых лет культура чтения. И здесь уже задачашколы, учителя—дать ребенку то, что он по той или иной причине недополучил в семье. Разумеется, на уроках нужно не просто детально разбирать произведение, но показать, чем оно близко нам, живущимсейчас, связать его с той ситуацией, которую пере- живают дети сегодня. Класси- ческая литература — основа школьной программы — дает для этого огромные возмож- ности, надо только умело их использовать.Учительдолжен уметь направлять чтение де- тей, формировать у них вкус к хорошей литературе. Исамый главныйрезультат его труда— это когда через много лет его бывшие ученики с интересом и удовольствием читают се- рьезные книги. За это можно им простить и то, что они не все прочитали по школьной программе. Вкус к книге формируется в семье и школе Елена Кочеткова, преподаватель русского языка и литературы липецкой гимназии №1: ДмитрийФефелов, ведущийинженер-конструкторЗАО«Ин- дезит Интернешнл»: — Ребенка можно заинтересовать чем угодно. Неверно, что кому-точтениеможетпонравиться, акому-тонет. Главное, найти правильный подход. Помню, когда моя старшая дочка замечала что-то занимательное по телевизоруили вИнтернете, я всегда го- ворил: в книгах об этомможно прочитать более подробно, узнать о том или ином явлении в деталях. Сейчас с радостью наблюдаю, что даже на отдых она всегда берет с собой книжки. Что касается чтения по школьной программе, то без него не обойтись. Это тот минимум, который необходим для воспитания всесторонне раз- витойличности.И,по-моему,произведения, скоторымизнакомят в школе, достаточно интересны для подростков. Ольга Пешкина, домохозяйка: —Принуждение к чтению не приведет ни к чему хорошему, только усилит негативное отношение к книгам. Уверена: если подобрать детям литературу по интересам и по возрасту, то необ- ходимости в каких-либо «воспитательных» методах не будет. А в целом родители должны с самого рождения ребенка стараться приучить его к книжкам. Малышам можно читать сказки, по- тешки, детские рассказы. Хорошо, если в книге несколько глав. Тогда ребенку будет интересно узнать, что произойдет дальше, и он сам попросит почитать ему еще илиже попытается научиться читать. Но даже когда малыш освоит эту науку, родители не должны переставать читать ему вслух. Светлана Хрусталева, госслужащая: —Чтобы ребенок полюбил чтение, этим нужно заниматься с егорождения.Наша семьячитающая.Читаемвлюбуюсвободную минуту, порой параллельно несколько книг. Затем обсуждаем прочитанное, делимся впечатлением. Когда у нас появилась пер- вая дочка, мычетко определили следующие правила: до трех лет никакого телевизора; компьютер только для работы родителей. В свободное время читали ей интересные книги: сказки, повести о животных. Детямпостаршеможнопредложитькниги, экранизированные отечественнымиизарубежнымирежиссерамиилинаписанныепо мотиваммульт-, киноверсий. Потом хорошо сравнить книжную версию и режиссерскую, но для этого, естественно, родителям тоже придется прочитать эти книги. Вообще, взрослые должны читатьдетскуюлитературу, чтобыпорекомендоватьчто-тосвоему ребенку, правильно расставить акценты. ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ z Не заставляйте ребенка читать вопреки его желанию—это отобьет у него всякую охоту к этому делу. z Не сравнивайте его с другими детьми, которые читают, — это только укрепит сопротивление. z Не ждите быстрых результатов: порой, чтобы в человеке раскрылся «читатель», требуются годы. z Не навязывайте ребенку только «полезные» книжки. z Не заставляйте дочитывать то, что ему скучно. Отложите эту книгу на потом. z Читайте сами. На заметку Тема следующего выпуска: «Дети и раннее развитие» О раннем развитии малышей активно заговорили в россий- ском обществе несколько десятков лет назад, когда в печать вышли книги, посвященные опыту семьи Никитиных. А уж сегодня в любом центре дошкольного воспитания детей обяза- тельно щегольнут именамиМарииМонтессори, Глена Домана, вспомнят о кубиках Зайцева или вальдорфской педагогике. Однако специалисты до сих пор спорят, насколько ранний старт полезен для ребенка. И как раз об этом мы и поговорим в следующем выпуске нашей рубрики. Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной про- блеме, связаннойсвоспитаниемдетей,иливыхотитеподелиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул.Московская, 83илина электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk. ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-21. №165/25043/ 27 АВГУСТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 Страницу подготовили Софья Вобликова и Елена Панкрушина. Фото Ольги Беляковой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz