Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА № 161/25039/ 20 АВГУСТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Не думай о минутах свысока... Кто «дирижирует» транспортной системой областного центра НИНА ВОСТРИКОВА Т ысячилипчан ежедневно пользуются городскимтранс- портом. Но пассажиры редко задумываются над тем, кто «дирижирует» транспортной системой, — отправ- ляет в рейсы автобусы, троллейбусы, трамваи, следит за тем, чтобы они не выбивались из расписания, а в случае непредвиденных ситуаций — быстро направляет их по объ- ездным магистралям. За организацию движения муниципальноготранспортаот- вечаютсотрудникицентральной диспетчерскойслужбыМП«Ли- пецкаягородскаятранспортная компания», которую посетили журналисты «Липецкой газе- ты», чтобы познакомиться с тонкостями ее работы. Кстати, днемраньшездесьжепобывала делегация из Калининграда, оставив в книге отзывов благо- дарность за приобретенный опыт. Тамже—отзывыколлег из Тулы, Великого Новгорода, Орла, Губкина, Старого Оскола и других городов, во многих из которыхтольковнедряетсяком- плексная автоматизированная система управления пассажир- ских перевозок. В Липецке же она успешно действует уже шестой год. Следи и контролируй Диспетчеры работают в единой автоматизированной системеуправлениягородским пассажирским транспортом, данные в которую передаются благодаря установленному на каждоймашинеоборудованию ГЛОНАСС/GPS. Система дает большие преимущества в ре- шении сразунескольких задач по рациональной организации перевозок. Во-первых, позво- ляет контролировать движе- ние транспорта по маршруту и соблюдение расписания. Во-вторых, программа фикси- рует превышение скоростного режима. Четыре диспетчера смены отслеживают перемещение городского муниципально- го транспорта и транспорта частных предприятий-пере- возчиков, контролируют ин- тервалы движения, начало и окончание работы. Это настоя- щие профессионалы, которые хорошо знают и «держат в голове» всю улично-дорож- нуюсеть, оперативно выбирая трассу, по которой может пройти большой автобус, к примеру, в случае аварии или ремонта дороги. Сотрудникам диспетчерской ежедневно приходится решать множе- ство задач по выравниванию движения — особенно в час- пик, когда транспорт выхо- дит из графика из-за пробок. Через полминуты программа компьютера фиксирует и за- поминает меняющуюся ситу- ацию: траекторию движения, время и место нахождения автобуса, троллейбуса или трамвая на линии, его пози- цию, скорость и множество другихпараметров.Диспетчер буквально все может расска- зать о любом рейсе и даже о характере водителя. Пунктуальные водители На экране монитора в ре- жиме реального времени ви- ден весь пассажирский транс- порт Липецка. Зеленые кру- жочки — регулярные рейсы. Вот зеленый цвет меняется на розовый. — Это означает, что води- тель отклонился от расписа- ния, — поясняет начальник отдела по организации движе- ния и диспетчерского управ- ления Надежда Катасонова. —А если появляется красная полоса, значит водитель со- шел с маршрута. И тогда мы начинаем выяснять причину. Диспетчер АСУОльгаПро- скурина сразуже связывается с водителем автобуса марш- рута №24 А через бортовой компьютер: — Здравствуйте, вас бес- покоит диспетчер ЦДС. Вы опережаете график движения на шесть минут. Войдите, по- жалуйста, в график. Водитель безукоризненно исполняет команду, вырав- нивая время движения. В каждой водительской кабине также установлены монитор, бортовой компьютер, на кла- виатуре которого есть «тре- вожная» кнопка, параметры выбора расписания. Почему так послушны и дисциплини- рованы водители? Да потому что по каждому транспорт- ному средству есть полная информация о времени, месте, направлении движения, а также соблюдении скорост- ного режима, что очень важно для выполнения требований безопасности перевозки пас- сажиров. — В течение смены дис- петчер учитывает, сколько рейсов выполняет водитель, какие из них выполнены со- гласно с утвержденным гра- фиком, а какие с нарушени- ем, — поясняет заместитель директора Липецкой город- ской транспортной компании Елена Жданкина. — Очень важно соблюдать график и интервал движения. Это один из основных показателей ка- чества работы водителя. Все данные направляются пред- приятию-перевозчику. Они учитываются при начислении заработной платы. Боле того, при возникновении спорных ситуаций мы можем извлечь данные из памяти системыне- дельной, месячной давности. Архивы хранятся до трех и более лет. Требовательные пассажиры —Стою на остановке более пяти минут. Посмотрите, ско- ро ли подойдет автобус № 48, — такой звонок капризного пассажира принимает началь- ник смены Вера Кулешова. На мониторе компьютера в режиме реального времени открывается карта со схемой движения автобуса№48, сле- дующего по маршруту «Сады рудоуправления—Централь- ный рынок». Начальник сме- ны информирует пассажира, что автобус будет на остановке с минуты на минуту. Кста- ти, если у вас современный гаджет, то звонить в диспет- черскую не обязательно, до- статочно найти в Интернете портал «Транспорт Липецк», где можно увидеть свой авто- бус в режиме онлайн. Но, как говорятдиспетчеры, липецкие пассажиры слегка избалован- ны. Особенно любят дисци- плину садоводы. Был случай, когда бабушки из-за сходов автобусов с рейса перекрыли дорогу. Так что, учитывая суровый характер липецких пенсионеров, регулярность движения садоводческих маршрутов отрегулирована с точностью до одной минуты. Городской муниципаль- ный транспорт начинает дви- жение в 5.30 и заканчивает в 00.20. У автобусов № 30 и 330 интервал движения со- ставляет пять минут. На этом одном из самых загруженных маршрутов ежедневно работа- ют до 24 единиц транспорта муниципальных и частных перевозчиков. На отдаленных маршрутах интервал дви- жения от 40 минут и более. Увеличивать выпуск автобу- сов на этих маршрутах нет необходимости, потому что пассажиропоток низкий. День, когда мы посетили центральную диспетчерскую службу, был обычным. Но хлопот хватало. В 8.30 на- чалась ежедневная утренняя видеоконференция с коллега- ми из единой диспетчерской службы МЧС. Состоялся вза- имообмен информацией. В ЦДС узнают информацию, к примеру, связанную с ремон- том или внезапным прорывом городских коммуникаций, отключенияхэлектроэнергии, точный прогноз погоды. Дис- петчеры до сих вспоминают летний день 24 июня, когда за несколько часов выпала треть месячной нормы осадков, и практически весь транспорт тонул в дождевой воде. Но и в тех сложных метеоуслови- ях было сделано все, чтобы с наименьшими потерями времени доставить пассажи- ров. Транспорт направляли по объездным маршрутам. Кстати, форс-мажор с электро- транспортомчасто случается в зимнее время, когда при пере- падах температур происходит обледенение контактного про- вода. Узнав о том, что на 19-м микрорайоне произошел об- рыв контактного провода, диспетчер связывается с энер- годиспетчером предприятия «Липецкий пассажирский транспорт», чтобы последний отключил напряжение, и на- правляет троллейбус № 9 до 9-го микрорайона, минуя обе- сточенный участок пути. В 10 часов в связи с проведением работ по замене рельсов было закрыто движение трамваев по маршруту № 1 на участке «Памятник танкистам — 21 микрорайон». Но движение трамваев этого маршрута на время ремонта было орга- низовано на двух участках «Центральный рынок — 21 микрорайон» и «Улица Че- хова — доменная печь № 6». Словом, все для нас, пасса- жиров. Елена Жданкина, заместитель директора Липецкой городской транспортной компании: «Очень важно соблюдать график и интервал движения. Это один из основных показателей качества работы водителя». Справка «ЛГ» Транспортная сетьЛипецка включает в себя 58марш- рутов, в том числе 5 трамвайных, 5 троллейбусных, 30 городских регулярных, 14 городских и 4 сезонных. По 32 маршрутам работают 169 автобусов муници- пального транспорта и 392 коммерческих автобуса. Ежедневно муниципальное предприятие «Липецкий пассажирский транспорт» перевозит более 200 тысяч пассажиров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz