Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 158/25036/15 АВГУСТА 2015 Круг интересов Фото Ольги Беляковой Быть, а не казаться Беседы с писателями в Год литературы —Как любой нормальный русский человек, я с ностальгией вспоминаю Советский Союз. Там мы родились, там мыжили, там остались молодость и немалая часть души. Но для меня дорог и свят космос дооктябрьской крестьянской России с ее песня- ми, с красотой ее выразительно- го языка, особым, образным, мышлением. Там, где прошло мое детство, многие черты старой России сохранялись долго. У меня есть заветный блокнот, куда я записываю ушедшие, забытые слова. Они удивительно точны в своей образности, в них заключена великая народная философия. Для современного человека океан слов оскудел. А значит, и сам мир. И это обора- чивается не только бедностью языка, понятий, но и духовной опустошенностью... Так случилось, что с творче- ством Бунина вплотную позна- комился, когда уехал работать на Урал. Была ностальгия по родным краям, но, погружаясь в его прозу, я вновь очутился втой же языковой среде, в которой рос. Так состоялось, через бунинскую словесную стихию, преображе- ние души. А многие бунинские стихи, допустим, эти: «Где ты закатилось, солнце золо- тое...», и теперь трогают меня до самой глубины. Бунин многие годы словно рядом со мною—как спасительное от всех недугов лекарство. Его стихи и проза чудеснымобразом—таковасила творчества — возвращают мне первоначальное юное ощущение мира как прекрасного Божьего творения. Впервые приехав в Елец после Урала, проходя по улицам города, я испытывал какой-то внутренний трепет, поскольку буквально жил бунин- скими произведениями и словно пребывал в прошлом... Наверное, эти признания — главное в нашей беседе с липец- ким прозаиком и журналистом ВладимиромПетровым.Поэтому я и решился вынести их в самое начало—вкачестве развернутого эпиграфа. Немного странно и даже не- ловко братьинтервьюу человека, с которым встречаешься в редак- ции изо дня в день, трудишься в соседнем кабинете. Возникает впечатление, что и так о нем многое знаешь. Видишь, как он возвращается из очередной командировки в глубинку, как сосредоточенно готовит опера- тивный материал в номер, как хмурится, если кто-то из коллег без меры щеголяет «импортной» лексикой, которую, кажется, он неприемлет всей душой, как бережно вынимает из «пакета» не толькокакую-нибудь редкость — том Константина Леонтьева, Михаила Меньшикова, но и кни- ги современных мыслителей. В «Липецкой газете» Петров руководит отделом с неохватной тематикой—экономическим. Со стороны кажется, что эта работа отнимает все силы, все время. Потому появление каждой новой книги Владимира Михайловича всегда неожиданность. И когда он успел ее написать? Тем более что это зачастуюне традиционная беллетристика, адокументальная и публицистическая проза. То есть любой странице предшеству- ют погружение в иные эпохи, горы прочитанных, перечитан- ных, обдуманных мемуаров, исторических исследований, трудов выдающихся русских философов. — Не люблю книг надуман- ных, выдуманных, особенно фан- тазий на историческую тему. Не люблю самодовольной игры в писательство, сочинительства. Принцип, которому я следуювсю жизнь, — быть, а не казаться! Наедине с белым листом бумаги всегда мучает страх: не опуститься до ремесленниче- ства, не соблазниться эффект- ными фантазиями и не увлечься фабульными, композиционными, стилистическими фокусами. Книгу вынашиваешь, как ребен- ка. А после ее рождения чувству- ешь долгую пустоту: будто уже не способен написать еще что- то. Но потихоньку начинаешь накапливать, наживать то, что вновь воскрешает желание взяться за перо. Это трудный процесс. Особенно в обществе потребления, энергия которого разрушительна. Потребители глухик высшимсмысламбытия. К сожалению, высокие смыслы теряет и современная литера- тура, котораястановитсяигрой на «литературном рынке». Но в моемпониманиилитература без высших смыслов мертва. Положирядом«ТихийДон»и, предположим, романыи повести Набокова. Шолохов создал рус- скую «Илиаду». Он всмотрелся в свой народ в трагической, пере- ломной точке истории. А Набо- ков...Ну да, блестящий стилист. Кажется, что Набокову просто ничего не было интересно, кроме как коллекционировать бабочек да холодно и красиво расстав- лять слова на бумаге. Да, ма- стерски, но за ними—пустота. А в романе Шолохова — драма великого народа… Когда я беру новую книгу, то хочу, впервуюочередь, уяснить— чего ради она написана? Хорошо или плохо — это уже потом. Важно, прежде всего, где ее корни —в родной земле иливсего лишь в головеавтора.Поэтомуинымна- шумевшим бестселлерам я пред- почту прозу рано, в сорок пять лет, ушедшего воронежца Вячес- лава Дёгтева или оренбуржца ПетраКраснова. Критерийтут один — если в капле чернил нет Бога, то в ней наверняка обнару- жишь дьявола. Именно дьявол в капле чернил прельщает пи- шущих, возжигает честолюбие, самолюбование, гордыню. Вприн- ципе, писательство — это не сочинительство, не разгул вооб- ражения, это всегда тревожная мысль. Настоящее произведение —плод органическойработы, оно не сочиняется, а прорастает, как дерево, напитываясь соками жизни... То, о чем говорит Петров, беспокоит многих. Буквально накануне нашего разговора в одной из газет была напечатана статья с красноречивымназвани- ем«ПослеБога». Нынешняя, так сказать, изящная словесность, по мнению критика, несет на себе темную метку забвения Бога, отсутствия ответственности за слово. А несколько лет назад на Оптинском философском фору- ме одна из выступавших горько констатировала: современные писателине ведают, что есть грех. Они уверены: им дозволено все. Но я спросил Владимира Ми- хайловича, что не устраивает его в книгах, которые как будто бы не чураются идей, проповедуют нравственность, любовькРодине. — Ты хочешь знать, поче- му тот же Дегтев мне ближе Захара Прилепина или Сергея Шаргунова?По-моему, они, обла- сканные критикой, премирован- ные-распремированные, якобы патриотически настроенные, «мелко пашут», неинтересно и, опятьже, не отдавая себе отчет — зачем? Вот семьсот страниц прилепинской «Обители», исто- рический роман о соловецких лагерях. Зачем он? О Соловках существует колоссальная доку- ментальная и мемуарная лите- ратура. Так зачем, перелопатив ее, писатель что-то сочинил по мотивам прочитанного? Цель- то какая?Илинаше времяменее трагично, отличаетсямелкоте- мьем? По молодости я любил чи- тать исторические романы. Сейчасубежден—многиеавторы просто спекулируют на исто- рии, клепая романы, в которых нет ни историческойправды, ни художественной или психологи- ческой достоверности. Это сочи- нено, ане рождено.Намойвзгляд, и «Обитель», и другие подобные книги—все, скопом—не стоят невыдуманныхрассказов«Несвя- тые святые» отца ТихонаШев- кунова. У него в каждой строчке —Бог. А значит— правда. Закрученные сюжеты, «по- токи сознания», изощренные вы- верты повествования с годами кажутся мне все скучнее. А вот труды, опирающиеся на факты, документы, судьбы невымыш- ленных людей, притягивают и увлекают. В них — жизнь, а не словесная и смысловая эквили- бристика... В недавно изданном (и, кста- ти, уже удостоенном городской литературной премии) сборнике Владимира Петрова «И будут сроки» стерты границы между художественными и историко- документальными текстами. В центре его — повесть о потомке древнего дворянского рода, при- ехавшего из-за рубежа в разру- шенное имение предков, и доку- ментальная повесть-эссе «Кесарь и художник — путь к России», где два героя — Сталин и Бунин. Согласитесь—соседствошокиру- ющее. Тот, кого страна тридцать лет называла вождем, кого бого- творили и люто ненавидели, кто упорно, жестоко, не считаясь ни с какими жертвами, тянул, под- нималиподнялРоссиюдо уровня могучейсверхдержавы.Итворец, чтожил, умер и погребен на чуж- бине, считавший Сталина одним из главных виновников гибели милой его сердцу дворянской и крестьянской Руси-России, раз- рушителем национальных тра- диций, устоев, веры, культуры. Эта, насыщенная докумен- тальными фактами, работа — острая, спорная, плотно написан- ная. Парадоксально, но Влади- мирМихайлович преклоняетсяи перед генералиссимусом, и перед нобелевским лауреатом. Они антиподы, враги и вместе с тем, как настойчиво убеждает писа- тель, оба настоящие патриоты, служившие, каждый по-своему, России. Один — возрождая ее в новом качестве, другой — опла- кивая ушедшую. Что касается истории поста- ревшего дворянского отпрыска, то у него есть реальный, узнава- емый прототип. А стержень по- вести — цепочка напряженных диалогов центрального героя с разными людьми о происходя- щем в России и с Россией. — Общение с крупными, яр- кими личностями, людьми, де- лающими конкретное дело, за- ставляет иначе смотреть и на писательство. Онотогда имеет смысл, когда серьезно, когда в книгах — «кровь бытия». Такое общение отчасти и подтолкну- ло к повести «И будут сроки…». Да, диалоги, да, споры. Считаю, что такая форма оправдана. Она захватывает, вовлекает в размышления каждого, кто про- читает книгу. Конечно, я задал Владимиру Михайловичу вопрос, который задаювсемписателям-землякам: —У тебя не опускаются руки от осознания, что твои повести, рассказы, публицистику прочи- тают единицы? Сейчас в книж- ных магазинах и библиотеках пылятся тома лучших писателей разных времен. На что же тогда рассчитывать нынешним по- этам и прозаикам, да к тому же еще живущим в провинции, без обязательнойныне«раскрутки»? —Василий Розанов однажды сказал: вотянаписалтридцать томов. Акто их прочтет?Иот- ветил — никто! То есть вывел формулу—30=0! Так оно и есть. И все же пишущий надеется — кому нужно, тот прочитает. Моя забота — быть в творче- стве искренним и честным, пробудить интерес к тому, что интересно мне самому. Скажу откровенно — сегод- ня я преимущественно читаю философов, историков, эконо- мистов. Да, когда-то следил за новинками художественной литературы, великолепно знал советскую поэзию. Теперь мне гораздо интересней мыслители, старые и современные — Лев Тихомиров, Иван Солоневич, Михаил Меньшиков, Михаил Катков, Василий Розанов, сла- вянофилы и многие другие. А из наших современников я по- стоянно обращаюсь к работам Андрея Фурсова, Александра Панарина, Михаила Хазина, Михаила Делягина, Сергея Гла- зьева, Валентина Катасонова. В их трудах нет мелкотравча- тости, которая портит книги моих сотоварищей по перу. —Ну, а теперь вопрос о твор- ческих планах. — Времени на творчество катастрофически мало. Ведь у меня два внука, мои главные, как считаю, «произведения». Над ними и буду «работать» до конца моих дней. Один — студент-медик, другой скоро пойдетво второй класс. Какими они станут, как укоренятся в жизни, для меня теперь важнее всего. Впрочем, хочу думать, что в чем-то им помогут и мои книги, напомнят, что в жизни надо ставить высокие цели и достигать их. Не забывая о Боге. Беседовал И. Неверов. Фото Ольги Беляковой Покудесили на Кудыкиной горе Дети из Краснинского района побывали в сказке Эмма Меньшикова Язык не поворачивается называть ребятишек, обделен- ных здоровьем, инвалидами. Однако дело не в том, какие найти щадящие слова, чтобы не обидеть ни детей, ни их родителей. Главное, открыть им наш общий мир, вызволить из замкнутого квартирного пространства. С этой целью в Краснинском районе семь лет назад социальные работники создали клуб «Добрые волшеб- ники». Его участники побывали недавно в задонском семейном парке «Кудыкина гора». Надо было видеть лица ребят, впервые оказавшихся в этом сказочном городке: они буквально светились счастьем. Клуб «Добрые волшеб- ники» стал для детей вто- рым домом, союзом рав- ных. Объединившись, они ощутили плечо друг друга, поддержку и понимание. С тех пор регулярно встреча- ются, как в большой семье, то за праздничным столом, то в совместных поездках и путешествиях. — 47 детей-инвалидов проживают на территории муниципалитета, — рас- сказывает руководитель центра социальной защиты населения по Краснинско- му району Татьяна Федю- кина.— Конечно, не все они завсегдатаи клуба, но социальные работники ста- раются уделять внимание даже тем, кто совершенно не в состоянии покинуть стеныжилищ.Ребята, кото- рые посещают клуб вместе с родителями со дня его основания, уже выросли и стали подростками: вполне общительными, доброжела- тельными, знающими пра- вила приличияиповедения в общественных местах. Помнится, маленький Дима Черников был ги- перактивен, не мог усидеть на месте ни минуты. Ни се- стра Аня, тоже подопечная «Добрых волшебников», ни их бабушка Екатерина ИвановнаКоротееване в си- лах были с ним справиться. Сегодня Дима, после лечеб- ных курсов и совместных мероприятийвклубе, хотьи остаетсяоченьподвижным, получил возможность тра- тить свою энергию в таких вылазках, какнаКудыкину гору. Перед этими детьми краснинские соцзащит- ники чувствуют особую ответственность. Когда-то именно их мама, Ксения Черникова, будучи сотруд- ником социальной службы, стояла у истоков создания клуба «Добрые волшебни- ки» для детей-инвалидов и их родителей. Но её не ста- ло, и бабушка приняла де- тей на воспитание, отдавая сегодня всю себя заботам о внуках-инвалидах, как бы намни хотелось избавиться от этого слова. Средизавсегдатаевклуба и 14-летний Костя Давыдов с сестрой Катей и мамой Ольгой Олеговной из села Гудаловка. Костя учится в школе, на «ты» с компьюте- ром, ав сафари-паркенаКу- дыкиной горе с увлечением занимался так называемым селфи, фотографируясь с обитателями тамошнего живогоуголка—лошадьми, осликами, козами. Анастасия Мацуева по- бываланаэкскурсиистремя детьми—Никитой,Алиной иАлександрой. Дома остал- сяеще одинмалыш, возраст которого не позволяет ему пока посещать детские раз- влекательныепарки.Ивряд ли Анастасия Сергеевна моглабыустроитьдлясвоих старших такой праздник, еслибыне «Добрые волшеб- ники». Для детей на Кудыки- ной горе было редкостное раздолье. Они посетили городмастеров, где, правда, удалось осмотреть только строения, ибо ярмарки из- делий различных ремесел и промыслов устраиваются здесь только по выходным. Зато днями напролет раз- гуливают там пушистые разноцветные кролики, живущие прямо в норах, диковинные куры с хохол- ками, петухи, беспрестанно оглашающие окрестности своим «ку-ка-ре-ку». Кроме того, ребята по- катались верхом на пони, увидели верблюда, буйво- ла, яка, страуса, кенгуру. Всех животных там мож- но кормить, в том числе и приобретенными в парке овощными «закусками». Напутешествовавшись вво- лю и наигравшись в ярком детском городке, ребята посмотрели цирковое пред- ставление, пообедали на природе продуктами из за- готовленных родителями туесков и рюкзаков. И, как писалираньше вшкольных сочинениях, усталые, но счастливые вернулись до- мой. Подводя итог путеше- ствию, разговорились с Еленой Митюшиной, заве- дующей отделением психо- лого-медицинской помощи семье и детям Центра соци- альной защиты населения по Краснинскому району, которая вместе с Татьяной Федюкиной сопровождала «Добрых волшебников» в поездке. И она поведала такую историю. Один парнишка с ограниченными возмож- ностями долго жил в своем деревенском заточении. С помощьюсоцработников он стал «выездным»: познако- милсясребятами, началвы- ступатьвконцертах, бывать натворческихиспортивных мероприятиях для детей- инвалидов областного мас- штаба. И однажды сказал: — Я-то в своей деревне думал, что один такой не- счастный и больной. А те- перь вижу, уменя-то еще не такое горе, какунекоторых других. Вот кого жалеть-то надо… «Добрые волшебники» как раз и созданы для про- буждения нравственного чувства в детях, для их так называемой социализации, чтобы в обществе они чув- ствовали себя не лишними, не чужими, а нужными и полезными. Ведь рядом всегда есть те, кто нужда- ется в помощи, поддержке, простом добром слове. Гуляли по улицам купцы и дворяне На фестивале « Антоновские яблоки » в Ельце назовут лучший костюм обывателя XIX века Милада Федюкина В рамках проведения шестого туристического фестива- ля «Антоновские яблоки», который в этом году прой- дет 26 сентября, в городе состоится конкурс «Лучший костюм XIX— начала XX века». У ельчан и гостей города появится возможность прийти на праздник в стилизованных исторических костюмах, преображаясь на краткое время в городских обывателей прошлого и украсить своим присутствием мероприятие. Таким образом организаторы фестиваля —Управление культуры и искусства Липецкой области, администра- ция города и Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина — стараются привлечь внимание современников к изучению исторического костюма, сохранению и развитию его традиций. НачальникотделаОЭЗадминистрациигородаНаталья Чуканова считает, чтоподобные конкурсыподдерживают творческий потенциал жителей и гостей города, повы- шают социальную активность граждан. Лучший костюм определят по трем номинациям. Это классический жен- скийгородскойкостюмXIX—началаXXвека. Тутможет быть платье светской дамы, учительницы, гувернантки. Классическиймужской городскойкостюм—а это одежда купца, дворянина, врача, инженера, адвоката, рабочего, мастерового, торговца. И, наконец, детский городской костюм XIX — начала XX века. В эту категорию можно отнестиодежду учащихся гимназий, училищ, детейпред- ставителей разных городских сословий. Участвовать вконкурсемогут какотдельные лица, так инициативные группы, семьииколлективы.Победителей ипризеров определитжюри. Главнымикритериямиоцен- ки будет в первуюочередь достоверность и аутентичность костюма, его художественная и эстетическая зрелищ- ность, соответствие заявленнойноминации. Исамое важ- ное—модель должна быть выполнена своимируками.По итогамконкурса определят обладателейпервых трехмест в каждойноминации. Победителямвручат дипломытрех степеней и памятные подарки. Организаторы обещают и учреждение специальных призов. А главным действующим персонажем на фестивале «Антоновские яблоки» будет, конечноже, самстаринный Елец с его улицамииплощадями, традициями, обычаями и укладом жизни горожан. Благодаря стилизации тури- стического праздника ельчане вновь постараются сделать так, чтобы произведения их выдающегося земляка писа- теля Ивана Бунина легко читались и узнавались, также, как и сам старинный город. Вновь прошлое и настоящее будет представлено еди- ным целым. Концептуально — с учетом особенностей развития особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа и туристско-ре- креационного кластера «Елец».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz