Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 157/25035/ 14 АВГУСТА 2015 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ — создание историко-культурного заповедника «Задонск и Задонские монастыри» на базе объектов культурного наследия расположенных: в с. Кашары с находящимся в нем памятником федерального значения, в с. Репец с ансамблем усадьбы Кожиных, мо- настырями: Рождество-Богородицким епархиальном мужским, Свято-Тихоновским Пре- ображенским женским в г. Задонске, Богородице-Тихоновским женским монастырем в с. Тюнино; — развитие рекреационной зоны с размещением домов отдыха и детских лагерей в пойме р. Дон, южнее с. Паниковец; — организация на базе музея-усадьбы «Скорняково» в с. Скорняково конноспортив- ной базы; — на базе краеведческого музея создание этнографического маршрута «Гончарные мастера древней Руси». В Тербунском районе: — включить усадебный ансамбль начала ХХ в. «Усадьба Борки» в с. Борки в Феде- ральный реестр объектов культурного значения; — разработать охранную зону для усадьбы «Борки»; — развитие рекреационной зоны в с. Борки с размещением здесь базы отдыха. В связи с проектным предложением перевода п. Тербуны в категорию городского поселения предлагается развитие его как подцентра туристического обслуживания «Елецкого рекреационно-туристического района», с развитием здесь гостиничного сер- виса, объектов торговли и питания. В Воловском районе: — включить в федеральный реестр объектов культурного наследия военно-мемори- альный комплекс на высоте «Огурец», расположенный в с. Ломигора; — проложить туристические маршруты в с. Ломигора и с. Вышнее Большое; — развитие рекреационной зоны в районе с. Сапрон. Одним из перспективных направлений развития туризма может стать развитие па- ломнического движения и паломнической структуры, которая может объединить в себе несколько областей — Липецкую, Курскую, Тамбовскую. Концепция «Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» регио- нального значения объединяет Становлянский, Елецкий, Задонский районы. У каждого из них своя специфика, свои нюансы: Елецкий фрагмент зоны займет территорию г. Ельца в северной части города, вос- точнее поселка Александровка (60 га), здесь могут располагаться различные туристско- рекреационные учреждения: y Задонский фрагмент займет территорию г. Задонска в его юго-восточной части (42,5 га) и Задонского района, здесь могут располагаться центры русской культуры, са- натории, профилактории; y В состав Задонского фрагмента могут войти предлагаемые историко-культурный заповедник «Задонск и задонские монастыри» и археологический музей-заповедник «Острая Лука»; y Становлянский фрагмент зоны может занять территорию проектируемого истори- ко-культурного заповедника «Бунинская Россия». Проектом предлагается формирование в Особой экономической зоне регионально- го значения двух основных центров: историко-культурного — г. Ельца и духовно-религи- озного — г. Задонска, при этом первоочередное значение придается г. Ельцу. Развитие индустрии отдыха и туризма повысит занятость населения. По прогнозу Управления инвестиций и международных связей администрации Липецкой области создание ОЭЗ увеличит налоговые поступления в бюджет области (около 2 миллиардов рублей) и создаст большое количество рабочих мест. Развитие ОЭЗ даст экономический рост районам, вошедшим в эту зону, и позволит развивать отрасли, сопряженные с туризмом и рекреацией: строительство, реставрация историко-культурных объектов, сельское хозяйство. Кроме того, туристско-рекреаци- онная зона сможет снять экологическую нагрузку, связанную с интенсивным развитием области. Необходима разработка Генерального плана предлагаемой Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Полноценно развитая туристическая отрасль региона способна увеличить доход- ность муниципальных образований и повлияет на оздоровление социальной экономики области. На основе оценки рекреационных ресурсов и проектных предложений схемы терри- ториального планирования Липецкой области должна быть начата разработка Програм- мы развития рекреационно-туристического комплекса Липецкой области, как одной из приоритетных отраслей хозяйственного развития региона, а также разработка специ- ализированной схемы «Рекреация и туризм Липецкой области». Перечень ООПТ регионального значения (уточненный на 01.01.2015 г.) приводится в приложении 3 тома 3. 11. РАССЕЛЕНИЕ Предложения проекта по дальнейшему совершенствованию региональной системы расселения Липецкой области направлены на: — смягчение существующих диспропорций и деформаций в каркасе расселения; — улучшение условий для комфортного проживания и всестороннего развития чело- века; — создание условий, активно способствующих наиболее эффективному развитию и размещению производительных сил. Для решения названных проблем представлены предложения по: — иерархии систем расселения; — иерархии центров по роли в системе расселения; — дальнейшему развитию и совершенствованию сложившихся систем расселения разного уровня с акцентом на всемерное развитие групповых и местных систем рассе- ления; — выбору направления развития населенных мест. Сеть городских и сельских населенных мест формирует соответственно городское и сельское расселение области, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Городскую поселенческую сеть формируют 8 различных по категории и статусу горо- дов: гг. Грязи, Данков, Елец, Задонск, Лебедянь, Липецк, Усмань, Чаплыгин. Специфика расселения Липецкой области: — местоположение регионального центра г. Липецка эксцентрично, смещено к вос- точной границе области. Эта топологическая особенность оказывает существенное вли- яние на формирование всей системы расселения области; — несбалансированность развития расселения: урбанизированная часть во главе с городами Липецк, Грязи и Елец и относительно слабо заселенные периферийные запад- ный и северный районы с недостаточно развитыми центрами расселения; — активизация и усиление развития Липецко-Грязинской агломерации со строи- тельством нового города — спутника Романово близ г. Липецк. Ключевая, достаточно сложная проблема Липецкой области — форсированное раз- витие Липецко-Грязинской агломерации при снижении потенциала других населенных мест области. Расселения области приурочено в основном к развитой речной сети, Основные оси расселения исторически сформировались вдоль основных водных артерий области — рек Дон и Воронеж и по главным транспортным направлениям области (через с. Ста- новое — г. Елец — г. Липецк — г. Грязи — п. Добринка и через г. Данков — г. Лебедянь — с. Долгоруково — с. Тербуны). Вдоль этих направлений в перспективе предполагается дальнейшее развитие суще- ствующих и возникновения новых городских поселений. Исходя из этого, населенные пункты — с. Становое, п. Добринка, с. Тербуны, находящиеся на основных осевых на- правлениях развития, — имеют тенденцию к преобразованию в городские поселения. Проектными предложениями предусматривается совершенствование и развитие региональной системы расселения путем дальнейшего формирования опорной сети поселений, повышения уровня урбанизации, улучшения среды обитания за счет форми- рования областной, межрайонной, районной и локальной (местной) систем расселения, с соответствующей иерархией центров. Структура систем расселения выделяется в пределах административных границ и представляется следующим образом (см. схему «Расселение»). Иерархия систем Центр системы Районы I. Региональная (областная) г. Липецк (в перспективе — Липецк—Грязи) Все муниципальные районы области II. Межрайонные г. Липецк Липецкий, Добровский, Хлевнинский, Усманский, Добринский, Грязинский г. Елец Елецкий, Задонский, Воловской, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлян- ский, Краснинский г. Лебедянь Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский III. Районные Центры одноименных муници- пальный районов Одноименные муниципальные районы IV. Локальные (межхозяйствен- ные) Центры МО сельских поселений Входящие в состав МО сельского поселения населенные пункты в границах МО (опреде- ляются на стадии схем территориального планирования соответствующих МО) Региональная (областная) система расселения формируется в пределах адми- нистративной границы области и образует иерархическую структуру, в состав которой входят три межрайонные системы: Липецкая, Елецкая, Лебедянская; районные системы и местные системы расселения. Особо следует отметить влияние Липецкой региональ- ной системы на формирование систем расселения прилегающих регионов (в первую очередь — в восточном направлении). Межрайонные системы: Липецкая система охватывает территорию Юго-Восточной зоны, объединяющей районы: Липецкий, Добровский, Хлевнинский, Усманский, Добринский, Грязинский, с центром — г. Липецк. Елецкая система охватывает территорию Юго-Западной зоны, объединяющей рай- оны: Елецкий, Задонский, Воловской, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Ста- новлянский, Краснинский, с центром — г. Елец. Лебедянская система (формирующаяся) охватывает территорию Северной зоны, объединяющей районы Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский и Чаплыгинский, с формирующимся центром — г. Лебедянь. Районные системы : формируются в пределах административных границ одно- именных муниципальных районов: Липецкий, Добровский, Хлевенский, Усманский, До- бринский, Грязинский, Елецкий, Задонский, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский, Данковский, Лев-Толстовский, Лебедян- ский, Чаплыгинский. Местные (локальные) системы : формируются в пределах административных гра- ниц одноименных муниципальных образований сельских поселений. Иерархия центров в системе расселения представлена следующим образом: 1. Региональный (областной) центр — г. Липецк — многофункциональный, про- мышленно развитый город, являющийся важным экономическим центром Российской Федерации, в котором размещены крупные торговые предприятия, высшие учебные заве- дения, уникальные учреждения здравоохранения, культуры и искусства, информационно- аналитические центры и другие учреждения регионального и межрегионального уровней. 2. Межрайонные центры: г. Липецк — одновременно выступает и межрайонным центром, совмещая функции обслуживания территории в пределах Юго-Восточной зоны. г. Елец — многофункциональный, промышленно развитый город, транспортный узел — является сложившимся мощным межрайонным центром. г. Лебедянь — динамично развивающийся малый город с промышленными функци- ями, способный выступить в качестве межрайонного центра, необходимость которого очевидна и обоснована. Его наличие обеспечит необходимую устойчивость целостному каркасу расселения области. В межрайонных системах расселения выделен ряд подцентров, которые смогут взять на себя частично функции центров систем и частично приблизить межрайонный уровень обслуживания к удаленным территориям. Так в Липецкой межрайонной системе выявляется подцентр — г. Усмань. В Елецкой межрайонной системе — подцентром мо- жет выступать — г. Задонск или село Тербуны; в Лебедянской системе — г. Данков. 3. Районные центры — центры муниципальных районов: гг. Грязи, Данков, Елец, За- донск, Лебедянь, Липецк, Усмань, Чаплыгин и сельские поселения Волово, Доброе, До- бринка, Долгоруково, Измалково, Красное, Лев-Толстой, Становое, Тербуны, Хлевное, на основе которых формируется система местных (локальных) центов. 4. Местные (локальные) центры — центры МО сельских поселений, дополняющие систему локальных центров. Совершенствование и развитие региональной системы расселения предусматрива- ется путем: y усиления ядра системы расселения — агломерации городов Липецк, Грязи, тер- ритории ОЭЗ и территориально сближенных поселений, их взаимосвязанного развития; y дальнейшего формирования г. Липецка, прежде всего, как делового, научно-обра- зовательного, социально-культурного центра, при высоко развитых промышленно-инно- вационных функциях; y дальнейшего развития города Ельца как промышленного и транспортного центра; y формирования города Лебедяни как межрайонного центра с развитыми промыш- ленными функциями и широким спектром учреждений соцкультбыта; y развития города Грязи как логистического и промышленного центра; y дальнейшего развития экономической базы, объектов социальной сферы админи- стративных центров муниципальных районов; y совершенствования транспортной сети: реконструкции и модернизации железных и автомобильных дорог, строительства новых автомобильных дорог; y преобразования ряда сельских населенных пунктов в городские поселения для по- вышения уровня урбанизации территории. 12. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Жилищный фонд Существующий жилищный фонд Липецкой области на 01.01.2005 г. составил 26646,3 тыс. кв. м общей площади, в том числе по городской местности (в городах и поселках городского типа) — 16075,0 тыс. кв. м (60,3%) и по сельской местности — 10571,3 тыс. кв. м (39,7%). Доля жилищного фонда с процентом износа до 30%, который является опорным, нахо- дится в хорошем и удовлетворительном состоянии и подлежит сохранению на расчетный срок, составляет 64,9%. В городской местности техническое состояние жилищного фонда значительно лучше сельского (доля опорного фонда, соответственно, 72,9% и 52,7%). Доля жилищного фонда с процентом износа от 31 до 65% (деревянные строения) и от 31 до 70% (капитальные строения) составляет 34,6%. Этот жилищный фонд в на- стоящее время находится не вполне в удовлетворительном состоянии и в перспективе должен подлежать модернизации или убыли. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда Липецкой области на конец 2004 г. составляла 166,9 тыс. кв. м (0,6%). Большая часть ветхого и аварийного жилищного фонда сосредоточена в сельской местности (95,0 тыс. кв. м, или 56,9% общего объема). Ветхий и аварийный жилищный фонд подлежит убыли в первую очередь. Жилищный фонд Липецкой области характеризуется сравнительно высоким уров- нем благоустройства . В 2004 г. удельный вес благоустроенного жилищного фонда (с комплексом основных видов инженерного оборудования — водопроводом, канализаци- ей, центральным отоплением, газом и горячим водоснабжением) в целом по области со- ставлял 64,7%. При этом в городской местности этот показатель был значительно выше (77,7%), чем в сельской (45,0%). Жилищная обеспеченность в среднем по Липецкой области равна 22,4 кв. м об- щей площади на 1 жителя. При этом количественные показатели обеспеченности жи- льем городского населения ниже, чем сельского, соответственно, 20,8 и 25,2 кв. м на 1 человека. Несмотря на сравнительно высокие средние показатели жилищной обеспеченности населения, в регионе довольно остро стоит жилищная проблема . В 2004 г. на учете на получение жилья в области состояло самое большое в ЦЧР количество семей — 76,4 тыс. семей (16,6% от общего числа семей). В течение 2004 г. получили жилье и улучшили свои жилищные условия 912 семей, что составляло всего 1,2% от числа семей, состоя- щих на учете на получение жилья. Жилищный фонд областного центра характеризуется самыми высокими качествен- ными показателями. При этом жилищная обеспеченность населения здесь (20,4 кв. м/ чел.) ниже среднего областного показателя (22,4 кв. м/чел.) и среднего показателя по городским поселениям (20,8 кв. м/чел.). Хорошие показатели качества жилищного фонда имеют г. Данков и п.г.т. Лев Толстой. При сравнительно низких показателях доли нового и капитального жилищного фонда гг. Грязи и Задонск имеют высокую степень его благоустройства. Город Лебедянь при самом высоком в области показателе удельного веса капиталь- ного жилищного фонда (90,9%) имеет значительный объем старого и неблагоустроенно- го фонда. Самыми низкими показателями качества жилищного фонда характеризуются гг. Ча- плыгин, Елец, Усмань и п.г.т. Добринка. Средняя жилищная обеспеченность сельского населения области на конец 2004 г. составляла 25,2 кв. м на 1 жителя. Сельский жилищный фонд области характеризуется высоким удельным весом пло- щади жилищ, расположенных в капитальных зданиях (81,9%). В целом по области техническое состояние сельского жилищного фонда удовлетво- рительное — 52,7% общей площади жилья имеет небольшой износ (до 30%) и находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. Наиболее высокие показатели качества сельского жилищного фонда имеют Волов- ский, Елецкий, Становлянский и Тербунский районы. Наименее качественный сельский жилищный фонд (по совокупности всех показате- лей) имеет Чаплыгинский район. Остальные районы имеют средний уровень состояния сельского жилищного фонда (по совокупности качественных показателей). Жилищное строительство является приоритетным направлением социально-эко- номической стратегии развития области. Жилищное строительство в Липецкой области характеризуется достаточно высо- кими темпами роста. В 2005 г. сдано в эксплуатацию 508,7 тыс. кв. м общей площади жилых домов. Территориальные различия в объемах жилищного строительства весьма существен- ны: 70% ввода жилья сосредоточено на урбанизированной территории Липецк — Грязи и окружающей территории Липецкого и Грязинского районов. В соответствии с территориальной дифференциацией и темпами роста объемов жи- лищного строительства к развивающимся территориям относится урбанизированная территория Липецк — Грязи, Липецкий и Грязинский районы, Елец и Елецкий район, а также город Лебедянь. Остальная территория характеризуется как слабо развивающа- яся, а на ее фоне следует выделить стагнирующие территории — районы Краснинский, Воловской, Долгоруковский, Лев-Толстовский, Данковский. В настоящее время в области реализуется четыре областные жилищные программы, направленные на увеличение объемов жилищного строительства и обеспечение населе- ния доступным по стоимости жильем: «Свой дом», «Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области», «О государственной поддержке в обеспечении жи- льем молодых семей», «Социальное развитие села до 2010 г. ». Около 70% сданного в эксплуатацию жилья построено в рамках реализации этих программ. Основными стратегическими направлениями в жилищной политике Липецкой обла- сти являются: y интенсивное восстановление и модернизация существующего жилищного фон- да и инженерных систем; y увеличение объемов нового жилищного строительства на основе современных эффективных, энергосберегающих архитектурно-строительных систем. (Согласно раз- рабатываемой областной целевой программе «Доступное жилье» годовой объем ввода жилья в Липецкой области должен составить в 2010 г. — 800 тыс. кв. м); y реализация инвестиционных проектов и предложений ГУ строительства и архитек- туры администрации области: ¾ строительство нового города «Романово»; ¾ строительство жилого микрорайона «Университетский»; ¾ строительство жилого микрорайона «Елецкий»; ¾ строительство жилого микрорайона «Слобода Александровка»; ¾ строительство жилого микрорайона в районе федеральной дороги «Дон». Для реализации намеченных направлений и показателей ввода жилья необходимо также: • совершенствование государственной законодательной политики, стимулирующей на всех уровнях финансирование строительства жилья; • обеспечение роста инвестиций, использование механизмов ипотечного кредито- вания; • внедрение новых более экономичных технологий строительства, производства строительных материалов; • развитие малоэтажного строительства; • передача незавершенных строительством объектов долгостроя эффективным за- стройщикам; • создание прозрачных условий для формирования рынка земельных участков под застройку, рынка подрядных работ; • разработка и реализация областных целевых программ «Доступное жилье», «Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006—2010 гг.», а также программы по развитию стройиндустрии; • привлечение средств федерального бюджета, выделяемых для строительства жи- лья для льготных категорий граждан в рамках целевых федеральных программ. В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Липецкой области на 2006 г. и на период до 2008 г. годовой ввод жилья в 2008 г. достигнет 800 тыс. кв. м. В настоящей работе был проведен прогнозный расчет объемов нового жилищного строительства, ориентированный на перспективную численность населения по ком- плексному (целевому) варианту прогноза. В соответствии с прогнозным расчетом общий объем жилищного фонда увеличится к 2040 г. до 45,5 млн. кв. м (в 1,7 раза). Объем нового жилищного строительства за весь прогнозный период 2006 — 2040 гг. может составить порядка 23 млн. кв. м, в том числе: в городской местности — 17,6 млн. кв. м, в сельской — 5,4 млн. кв. м. При этом жилищ- ная обеспеченность к 2040 г. составит — 42 кв. м/чел. На период 2006—2015 гг. (1 очередь строительства) объем нового строительства ориентировочно определен в размере 11 млн. кв. м или в среднем за год — около 1100 тыс. кв. м. При этом жилищная обеспеченность к 2015 г. составит — 32 кв. м/чел. В последующий период 2016—2025 гг. (до расчетного срока) новое жилищное стро- ительство рассчитано в объеме порядка 7 млн. кв. м или в среднем за год — около 700 тыс. кв. м. При этом жилищная обеспеченность к 2025 г. составит — 37 кв. м/чел. Прогнозный расчет нового жилищного строительства по городской местности учи- тывает строительство нового города «Романово» (как единого селитебного образования с г. Липецком). Проведенный прогнозный расчет по сельской местности Липецкой области выявил специфическую тенденцию в динамике ввода жилья, обусловленную соотношением темпов сокращения численности сельского населения, темпов выбытия жилищного фонда и потребностью нового жилищного строительства. В результате естественной убыли населения на селе появляется свободный жилищный фонд, который используется под разные цели (дачи, второе жилье для горожан, сдача в аренду и т.д.). В перспективе этот фонд может быть предложен на вторичном рынке жилья для рас- селения мигрантов. Несмотря на наличие свободного жилищного фонда на селе возникает постоянная потребность в новом строительстве в связи как с физическим, так и моральным износом жилых домов (в обществе формируются новые социальные стандарты). За последнее десятилетие в Липецкой области наблюдается устойчивое развитие жилищного строительства. Область стала одним из лидеров в жилищном строительстве в стране. В 2013 году построено и введено в эксплуатацию 861,1 тыс. кв. м жилья, что состави- ло 107% к уровню 2012 года. В 2014 году планируется ввести 1 млн. кв. м жилья. В 2014 году введено 1 млн. кв. м жилья. (116,5% к уровню 2013 года). В 2015 году в Липецкой области планируется построить 860 тыс. кв. м жилья. В 2015—2017 годах ежегодный объем жилищного строительства составит 1030— 1120 тыс. кв. м по 1 варианту и 1050—1150 тыс. кв. м — по 2 варианту. Индивидуальное жилищное строительство по прежнему будет занимать значитель- ную долю (69%— в 2014—2015 годах и 70%— в 2016—2017 годах). Рост объемов жилищного строительства позволит повысить обеспеченность населе- ния жилыми помещениями. Прогнозируемая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, увеличится с 27,4 кв. м в 2014 году до 28,7 кв. м или 28,8 кв. м— в 2017 году по 1 и 2 вариантам, соответственно. Наиболее крупными девелоперскими проектами в прогнозируемом периоде станут застройка микрорайонов «Елецкий», «Европейский», «Звездный» в г. Липецке, коттедж- ная застройка д. Ясная Поляна, с. Частая Дубрава, с. Ленино, города-спутника Романово Липецкого района, с. Капитанщино Добровского района и микрорайонов «Восточный» в г. Задонске и «Заречье» в г. Чаплыгине. По состоянию на 01.01.2014 г. удельный вес ветхого и аварийного жилого фонда во всем жилищном фонде Липецкой области составляет 0,87%. С учетом планируемой динамики ввода жилья и ликвидацией до конца 2017 года жи- лого фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г., в многоквартирных домах в прогнозируемом периоде предполагается снижение удельного веса ветхого и аварийного жилого фонда до 0,65%. Жилищный фонд области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 31 млн. кв. м, в том числе: 18,7 млн. кв. м — в городах и поселках городского типа (60%); 12,3 млн. кв. м — в сельской местности (40%). На муниципальный жилищный фонд приходится 1,9 млн. кв. м (6,2% от всего жи- лищного фонда области), на частный — 28,9 млн. кв. м (93,2%), из него индивидуальный — 28,6 млн. кв. м (92,4%). Жилищный фонд области насчитывает 571 тыс. квартир и частных домов. По сравнению с 2011 годом жилищный фонд в 2012 году увеличился на 409 тыс. кв. м, или на 1,3%. Удельный вес общей жилой площади в Липецкой области, оборудованной водопро- водом и водоотведением, составил 82,5% и 80,9% соответственно, что выше среднего уровня по Российской Федерации. За период с 2008 года по 2012 год на территории муниципальных образований Ли- пецкой области выполнен капитальный ремонт в 1450 многоквартирных домах, ликвиди- ровано 89,0 тыс. кв. м аварийного жилья и переселено в благоустроенное жилье более 6,3 тыс. человек. Вместе с тем проблема необходимости проведения капитального ремонта в много- квартирных жилых домах и расселения аварийного жилья остается актуальной. На 1 января 2013 года проведение выборочного капитального ремонта требуется в многоквартирных домах общей площадью около 3970 тыс. кв. м. Жилищный фонд Липецкой области, признанный по состоянию на 1 января 2012 года аварийным, составляет 74,2 тыс. кв. м. Социальная инфраструктура В настоящее время система здравоохранения области включает в себя: 98 врачеб- ных больничных учреждений на 16 тыс. коек, 168 амбулаторно-поликлинических учреж- дений, в том числе 57 детских поликлиник, 49 женских консультаций. На территории области функционируют 676 общеобразовательных школ, из них 5 лицеев, 7 гимназий и 39 школ с углубленным изучением предметов, 379 детских до- школьных учреждений, 32 профессионально-технических училища, высших и 28 средних специальных учебных заведения. Сеть учреждений культуры включает в себя 516 учреждений культурно-досугового типа, 543 библиотеки, 7 театрально-зрелищных учреждений, 17 музеев, 38 музыкальных школ и школ искусств, 2 училища искусств. Сеть учреждений физической культуры и спорта включает 16 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, в том числе 3 — в сельской местности, 534 спортивных зала, в том числе 275 — в сельской местности, 17 плавательных бассейнов, в том числе 7 — в сель- ской местности, 19 лыжных баз, в том числе 14 — в сельской местности и др. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБЛАСТИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНО–КУЛЬТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ № п/п Виды учреждений обслуживания Количество учреждений Мощность* Фактическая обеспеченность на 1000 жителей*) 1 Детские дошкольные учреждения 382 29184 мест 24 мест 2 Общеобразовательные школы 680 182746 мест 15 мест 3 Больницы 96 16162 коек 13,1 коек 4 Поликлиники 163 36000 пос. /смену 13,2 пос. /смену 5 Дома культуры, клубы 512 н/д - 6 Библиотеки 546 н/д - *) в соответствующих единицах измерения По расчетам, исходя из прогнозной численности населения и его возрастной струк- туры, нормативная потребность на прогнозный период по области в целом ориентиро- вочно составит 1 : — в детских дошкольных учреждениях к 2015 г. — 67,66 тыс. мест, к 2040 г. — 54,74 тыс. мест (1) ; — в общеобразовательных учреждениях неполного среднего образования к 2015 г. — 100,2 тыс. мест, к 2040 г. — 90,3 тыс. мест, — в общеобразовательных учреждениях среднего образования к 2015 г. — 94,65 тыс. мест, к 2040 г. — 86,7 тыс. мест, — в стационарах к 2015 г. — 154,2 тыс. коек, к 2040 г. — 148,2 тыс. коек (2) . В представленном проекте разработаны предложения по оптимизации территори- альной организации социальной инфраструктуры, взаимоувязанной с проектируемой системой расселения и транспортной инфраструктурой, обеспечивающей максимально возможное территориальное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории области (см. схему «Организация социально-культурного обслуживания»). Предложения по пространственно-территориальной организации социально- куль- турного обслуживания Липецкой области базируются на: — прогнозе перспективного развития систем расселения; — предлагаемом развитии дорожно-транспортной сети; — учете межселенных трудовых, культурно-бытовых связей; — особенностях сложившейся социальной инфраструктуры. В зависимости от нормативной частоты посещения населением объекты социально- культурного обслуживания дифференцируются на: — повседневное обслуживание — посещаются каждым посетителем не менее З-х раз в неделю; — периодическое обслуживание — посещаются от 2-х раз в неделю до З-х раз в месяц; — эпизодического обслуживания — посещаются от 1 раза в месяц. На территории Липецкой области выделены следующие иерархические уровни цен- тров социально-культурного обслуживания: — областной (региональный) — г. Липецк, центр с полным комплексом объектов пе- риодического, эпизодического и уникального обслуживания; — межрайонные центры — г. Липецк, г. Елец, г. Лебедянь с полным комплексом объ- ектов периодического, эпизодического обслуживания и отдельными объектами уникаль- ного обслуживания; — районные центры — городские и сельские поселения, наделенные статусом адми- нистративного центра муниципального района с полным комплексом объектов периоди- ческого и частично эпизодического обслуживания; — местные (локальные) центры — совпадающие с центрами МО сельских поселений с полным комплексом учреждений периодического обслуживания; — населенные пункты с элементарным набором учреждений повседневного обслу- живания. Кроме того, по мере необходимости могут организовываться «кустовые» (межхозяй- ственные) центры с элементами как повседневного, так и периодического обслужива- ния. Местоположение этих центров возможно определить на следующей стадии проек- тирования — в схеме районной планировки муниципального района. Принятая ступенчатая система обслуживания предусматривает наряду с количе- ственным, качественное нарастание сети учреждений социально-культурного обслу- живания в зависимости от численности населения в зонах влияния центров, характера работы учреждений и частоты пользования ими (от центров с элементарным набором учреждений до межрайонных и регионального) — с организацией высших форм эпизо- дического обслуживания. ПРЕДЛАГАЕМАЯ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Учреждения здравоохранения Учреждения воспитания, просвещения и образования Учреждения культуры и искусства Учреждения физической культуры и спорта Региональный (областной) уровень НИИ Крупные медицинские центры Специализированные больницы взрослые и детские Клинические больницы Больницы восстановитель- ного лечения Отделения РАН Высшие учебные заведения Театры Музеи Выставочные залы Картинные галереи Драматические театры и ТЮЗы Универсальный развлекательный центр Цирк Зоопарк Дворцы спорта Крупные стадионы Крупные спортивные комплексы Комплексы специальных, технических и прикладных видов спорта Учебно-тренировочные базы Бассейны Межрайонный уровень Межрайонные больницы (в т. ч. со специализированны- ми отделениями для детей и взрослых) Многопрофильные поликлиники, диспансеры Филиалы ВУЗов Учебные заведения начального профессиональ- ного и среднего специального образования Дома культуры Развлекательный комплекс Выставочные залы Краеведческие и мемориальные музеи Комплекс спортивных сооружений (стадионы, спортзалы, бассейны) Специализированные детско-юношеские спортшколы (в т. ч. олимпийского резерва) Физкультурно-рекреаци- онные центры Районный уровень Районная больница Родильный дом (или отделение при больнице) Женская консультация Районная поликлиника Аптека Станция скорой медицин- ской помощи Учебные заведения начального профессиональ- ного и среднего специального образования Специализиро- ванные школы Школа-интернат Районный дом культуры Киноконцертный зал Краеведческий музей Детский дом творчества Районная библиотека Детско-юношеские спортшколы Комплекс спортивных сооружений (спортзалы, бассейны) Открытые плоскостные сооружения Спортзалы Парковые сооружения физической рекреации Местный уровень Участковая больница с ограниченным набором специальностей Поликлиника (отделение) Амбулатория Средняя школа Сельский дом культуры или клуб с библиотекой Спортзал Открытое плоскостное сооружение Уровень «для каждого населенного пункта» Медпункт Детский сад Начальная школа Клуб Спортплощадка Мероприятия, предусмотренные Подпрограммой 5 «Повышение качества усло- вий проживания населения области за счет обеспечения населенных пунктов об- ласти социальной инфраструктурой» Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» на 2014—2020 годы (в ред. постановлений адми- нистрации Липецкой области от 12.05.2014 № 219, от 28.10.2014 № 463, от 26.12.2014 № 551): — Реконструкция 2-этажной пристройки к зданию на пл. Плеханова в г. Липецке для размещения ОБУ «ТРК Липецкое время»; — строительство детского сада в с. Хлевное; — строительство школы в г. Задонске; — строительство школы в с. Большой Хомутец Добровского района; — строительство школы в г. Лебедянь; — строительство культурно-спортивного комплекса на ст. Плавица Добринского района; — строительство ДК в с. Набережное Воловского района; — строительство ДК в г. Грязи; — строительство ДК в с. Донское Задонского района; — строительство лабораторного корпуса областного туберкулезного диспансера в г. Липецке; — реконструкция объекта незавершенного строительства, расположенного в г. Ли- пецке, под диспансерное отделение Липецкой областной психоневрологической боль- ницы; — строительство спортивного комплекса с плавательным бассейном в пос. Газопро- вод Елецкого района; — строительство многофункционального спортивного комплекса в г. Липецке — строительство лыжероллерной трассы на базе ФСК «Задонск»; — строительство спортивного комплекса с катком (искусственный лед) в г. Задонске; — строительство спортивного комплекса с катком (искусственный лед) в с. Тербуны. По данным Управления образования области планируются к строительству в 2014—2020 годах следующие объекты: — детский сад на 100 мест в северо-западном районе г. Грязи; — детский сад на 110 мест по ул. Запрудной в г. Задонске; — школа на 800 учащихся в с. Измалково; 1 ( 1) — СниП 2.07.01 -89* « Градостроительство . Планировка и застройка городских и сельских поселений », (2) — « Социальные нормы и нормативы » распоряжение Правительства РФ от 3.07.1996 г . № 1063- р , с изменениями от 14.07.2001 г . Продолжение на 13-й стр. Продолжение. Начало на 5–11-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz