Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 157/25035/ 14 АВГУСТА 2015 6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ К основным направлениям демографической политики относятся: y повышение рождаемости и укрепление семьи; y снижение смертности и увеличение продолжительности жизни; y реабилитация инвалидов; y оптимизация миграционных процессов. Эта стратегическая цель формируется и реализуется в соответствующих социальных и экономических программах. Первоочередными направлениями решения демографи- ческих проблем являются: кардинальное улучшение уровня медицинского обслуживания населения, повышение экологического контроля продуктов питания, повышение мате- риального уровня жизни и решение жилищной проблемы. В данной Схеме выполнен прогноз численности населения Липецкой области с уче- том сложившихся демографических тенденций и также стратегии социально-экономи- ческого и градостроительного развития по следующим проектным этапам: y I очередь — 2015 г. y Расчетный срок — 2025 г. y Долгосрочная перспектива (прогнозный срок) — 2040 г. Прогноз сделан по общей численности населения области, в том числе по городско- му и сельскому населению, а также в разрезе отдельных городов, поселков городского типа и сельской местности административных районов. Прогноз выполнен вариантно: 1. Экстраполяционный. 2. Демографический: — наиболее вероятный; — оптимистичный. 3. Статистический. 4. Комплексный (целевой). В основе предложенных вариантов Прогноза заложены различные модели (страте- гии) социально-экономического и градостроительного развития территории. В э кстраполяционном прогнозе сохраняется существующая модель развития территории области, и расчеты перспективной численности населения проводятся на основе распространения сложившихся тенденций изменения численности населения за период 1999 — 2004 гг. (5 лет), предшествующий Прогнозу. Демографический прогноз базируется на материалах Центра по изучению про- блем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова («Прогноз численности и состава на- селения Липецкой области до 2050 года»). Данный прогноз определен на основе двух различных гипотез перспектив изменения рождаемости, смертности и миграции: 1. Наиболее вероятный прогноз, основанный на принятии типичной модели развития демографических тенденций. 2. Оптимистичный прогноз, основанный на улучшении демографических тенденций при проведении стимулирующей демографической политики. Статистический прогноз осуществлен на основе предположительной численности населения Российской Федерации до 2025 г. , выполненный Федеральной службой госу- дарственной статистики (ФСГС). Комплексный (целевой) прогноз является многофакторным и выполнен с учетом всех вышеназванных вариантов Прогноза и ориентирован на долгосрочную стратегию социально-экономического и градостроительного развития Липецкой области. Комплексный прогноз основан на следующих концептуальных подходах в развитии экономики, социальной сферы и градостроительства области: y сохранение демографического потенциала территории и, в первую очередь, на- селения сельской местности; y повышение и закрепление трудовой иммиграции на территорию области в целях увеличения трудовых ресурсов; y преломление тенденции центростремительного вектора развития территории об- ласти, активизация социально-экономического развития периферийных районов; y совершенствование сложившейся системы расселения, «усиление» полицентри- ческой организации территории и межрайонных центров. В соответствии с выполненными прогнозными расчетами общая численность на- селения Липецкой области по всем проектным периодам имеет устойчивую тенденцию снижения. Однако комплексный прогноз, ориентированный на проведение активной стимулирующей демографической и миграционной политики, дает больший демогра- фический ресурс и оказывается более предпочтительным. Так, численность населения области по комплексному варианту прогноза составит: — на I очередь (2015 г. ) — 1145 тыс. человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 50 тыс. человек, или в среднем на 4,5 тыс. человек в год; — на расчетный срок (2025 г. ) — 1135 тыс. человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 60 тыс. человек, или в среднем на 3,0 тыс. человек в год; — на долгосрочную перспективу (2040 г. ) — 1100 тыс. человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 95 тыс. человек, или в среднем на 2,6 тыс. человек в год. Согласно Прогнозу, при абсолютном и относительном снижении общей численности населения тенденции в динамике городского и сельского населения различны. Город- ское население области устойчиво растет, а сельское население — падает, несмотря на принятый в расчете концептуальный подход к максимальному сохранению сельского населения. Рост городского населения происходит, прежде всего, за счет внешней и внутренней иммиграции, обеспечивающей возрастающие потребности городских поселений в тру- довых ресурсах. Наибольший рост численности населения получают: y «полюс» роста — города Липецк и Грязи, в результате формирования и развития ОЭЗ и строительства нового пригородного поселка Романово; y «точка» роста — город Лебедянь, как развивающийся промышленный, районный и межрайонный центр области; y «точка» роста — город Задонск, как развивающийся рекреационный центр области и формирующийся духовно-религиозный центр России. В результате различных тенденций изменения численности городского и сельско- го населения прогнозируется повышение уровня урбанизации области: доля город- ского населения в структуре населения области возрастает с 65% в 2004 г. до 68% — в 2015 г. , до 70% — в 2025 г., и до 71% — в 2040 г. При этом меняется состав городских поселений — один малый город переходит в категорию средних городов (г. Грязи), полу- чают статус городских поселений несколько сельских населенных пунктов (прежде всего с. Тербуны). Численность сельского населения в перспективе с одной стороны жестко ограниче- на уровнем естественной убыли и уровнем объективно обусловленного оттока населе- ния из сельской местности. Но с другой стороны в то же время на численность сельского населения действует противоположно направленный фактор — миграционный приток населения (в первую очередь из других регионов России и других стран). Совокупное снижение численности сельского населения за весь проектный период 2004 — 2040 гг. может составить 125 тыс. человек, или 30% к уровню 2004 г. Согласно выполненному прогнозу численность населения Липецкой области остает- ся ограничивающим фактором развития территории на все проектные периоды. Для реализации намеченной стратегии развития области, ориентированной на раз- витие трудоемких отраслей экономики и увеличение потребности в трудовых ресурсах, необходимо сохранение и увеличение демографического потенциала за счет естествен- ного и механического роста населения, что предопределяет проведение действенных мер по улучшению демографической и миграционной ситуации в РФ и Липецкой области. В комплексном варианте прогноза предусматривается ориентировочный приток населения в городские поселения области за период 2004 — 2040 гг. порядка 75 — 180 тыс. человек (в зависимости от варианта развития демографических процессов). При этом для города Липецка этот диапазон может составить 50 — 115 тыс. человек. Все будет зависеть от эффективности проведения стимулирующих мер по улучшению демо- графических и миграционных процессов в РФ в целом и области в частности. В комплексном (целевом) варианте прогноза также предусматривается приток на- селения в сельскую местность области. За период 2004 — 2040 гг. он составит порядка 30 тыс. человек (в сравнении с наиболее вероятным демографическим вариантом про- гноза). Однако при условии восстановления и интенсивного развития АПК Липецкой области потребуется значительно большее привлечение трудоспособного населения в сельскую местность. Общий масштаб привлечения населения на село к 2040 г. в Липецкой области по на- шим расчетам может составить порядка 190 — 200 тыс. человек. В соответствии с комплексным вариантом прогноза суммарный миграционный при- ток населения на территорию Липецкой области к 2040 г. может составить порядка 100 — 220 тыс. человек (в среднем — 3 — 6 тыс. человек в год). Однако при условии восста- новления и интенсивного развития АПК Липецкой области масштаб миграционного при- роста за весь прогнозируемый период может возрасти до 380 тыс. человек (в среднем — до 10 — 11 тыс. человек в год). Масштаб и направления миграционного притока населения будут определяться по- требностями хозяйственного комплекса области, уровнем социально-экономического развития отдельных городов и районов, а также проводимой технической политикой, на- правленной на повышение производительности труда во всех отраслях экономики. Среднегодовая численность населения Липецкой области за 2013 год составила 1161,05 тыс. человек, из которых 743,9 тыс. человек (64%) — горожане и 417,2 тыс. чело- век (36%) — сельские жители. В 2014 г. — численность населения 1158,2 тыс. человек, из которых 743,56 тыс. человек — горожане и 414,64 тыс. человек — сельские жители. В 2015 — 2017 годах прогнозируется снижение численности населения области в среднем на 0,3% в год по 1 варианту прогноза и на 0,25% в год — по 2 варианту. Таким образом, численность населения за 3 года уменьшится на 10,5 — 9,9 тыс. человек по 1 и 2 варианту прогноза соответственно и прогнозируется в 2017 году 1147,7 — 1148,3 тыс. человек. Из них ожидается городское население 739,14 — 740,89 человек, сельское на- селение 408,56 — 407,41 человек. (По уточненному среднесрочному прогнозу социаль- но-экономического развития Липецкой области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов) Трудовые ресурсы Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом с положительной динамикой трудоспособного населения и определенными ре- зервами для его роста. Численность трудовых ресурсов за 2004 г. составила в среднем за год 737,3 тыс. человек, или 61,4% от общей численности населения Липецкой области. В их составе: 696,7 тыс. человек (94,5%) — трудоспособное население в трудоспособ- ном возрасте; 39,4 тыс. человек (5,3%) — лица старше трудоспособного возраста и под- ростки, занятые в экономике; 1,2 тыс. человек (0,2%) — иностранные трудовые мигранты. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте на 01.01.2004 г. составило 724,1 тыс. человек, или 60,3% от общей численности населения области (Российская Федерация — 62,3%; ЦФО — 61,9%). За период 1970 — 2004 гг. численность трудоспособного населения в трудоспособ- ном возрасте увеличилась примерно на 80 тыс. человек, или на 12%. За период 1989 — 2002 гг. численность трудоспособного населения увеличилась на 35 тыс. человек (примерно на 5%) при общем снижении численности населения (на 1,4%), снижении населения в возрасте моложе трудоспособного (на 24%) и увеличении населения в возрасте старше трудоспособного (на 5%). В этом процессе положительную роль сыграл миграционный приток трудоспособно- го населения. Следствием такой динамики численности трудоспособного населения, а также структурных сдвигов в возрастном составе населения доля населения в трудоспособном возрасте колебалась за период 1970 — 2004 гг. в интервале 52,8 — 60,3%%. Основной стратегической задачей в трудовой сфере на перспективный период явля- ется сохранение и поддержание относительно высокого трудового потенциала области. Среднегодовая численность занятых в экономике области в 2004 г. составила 543 тыс. человек. Уровень занятости населения невысок — 73,6% всех трудовых ресурсов области. Из занятого населения примерно 402 тыс. человек (74%) работало в городской местности, 141 тыс. человек (26%) — в сельской местности. В динамике численности занятых в долгосрочной ретроспективе в целом преоблада- ет тенденция снижения занятости населения . За период 1990 — 2004 гг. численность занятых в экономике снизилась с 626 до 543 тыс. человек, или на 13,3% . В отраслевой структуре занятых снижается доля основных отраслей материально- го производства, 1995 и 2002 гг. , в%%, соответственно: y промышленность 28,4 — 24,3, или снижение на 4,1 пункта; (РФ: 25,8 — 22,2, сни- жение на 3,6 пункта); y сельское хозяйство 17,8 — 16,5, или снижение на 1,3 пункта; (РФ: 14,7 — 11,8 или снижение на 2,9 пункта); y строительство 10,0 — 6,7, или снижение на 3,3 пункта; (РФ: 9,3 — 7,6 или сниже- ние на 1,7 пункта); y транспорт 5,5 — 4,9, или снижение на 0,6 пункта (РФ: 6,6 — 6,3 или снижение на 0,3 пункта). В то же время доля сферы услуг за этот период возросла с 36,3 до 46%, или на 9,7 пункта (РФ: 34 — 48,4%, или рост на 14,4 пункта), в том числе торговли с 9 до 17,7%, или на 8,7 пункта (РФ: 10,1 — 16,6%, или рост на 6,5 пункта). В целом снижение занятых в отраслях материального производства — это обще- российская тенденция, тенденция рыночной экономики, но в Липецкой области она про- является сильнее. Число лиц в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике , по сравнению с 1989 годом увеличилось в 2,5 раза и составило в 2003 г. 122 тыс. человек (17% от трудо- способного населения). Причем 64 тыс. человек из них проживало в сельской местности и в основном было занято в личном подсобном хозяйстве, что, несомненно, является определенным видом занятости. Численность экономически активного населения в 2004 г. в Липецкой области соста- вила 578,1 тыс. человек. В ретроспективном периоде этот показатель имел устойчивую тенденцию снижения. Причем в период 2000 — 2004 гг. это снижение происходило за счет сокращения как численности занятых, так и численности безработных. Численность безработных по отчету за 2004 год составила 27 тыс. человек, в том числе официально зарегистрированных — 4,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 4,6%, официально зарегистрированной — 0,8%. В Липецкой области в целом сложилась благоприятная ситуация на рынке труда (при снижении абсолютного числа безработных и уровня общей и реги- стрируемой безработицы), но при снижении численности занятых в экономике за счет оттока трудовых ресурсов в ненаблюдаемый сектор экономики, а также при значительном отраслевом перераспределении занятых в отрасли сферы услуг. В области имеются определенные резервы трудовых ресурсов для повышения уров- ня занятости населения. Основным резервом является категория безработных и эконо- мически неактивного населения в трудоспособном возрасте. Потенциальным резервом рынка труда и покрытия перспективной потребности хо- зяйства территории в кадрах можно считать занятых в личном подсобном хозяйстве в сельской местности, а также занятых в ненаблюдаемом секторе экономике. Главные стратегические цели и задачи в развитии рынка труда на ближайшую и долгосрочную перспективу: y сохранение и поддержание относительно высокого трудового потенциала области; y обеспечение стабильно благоприятной ситуации на рынке труда; y обеспечение относительно высокого и стабильного уровня занятости населения, от- носительно низкой безработицы; y преодоление структурной безработицы, достижение сбалансированности в струк- туре предлагаемых на рынке труда рабочих мест и в профессиональной структуре без- работного населения; y недопущение на территории застойной, «молодежной», «женской» безработицы и других видов тяжелой ситуации на рынке труда. y повышение качества рабочей силы, улучшение профессиональной подготовки кадров, повышение престижности рабочих профессий; y преодоление и смягчение территориальных диспропорций на рынке труда области, в первую очередь в сельской местности. Основные направления региональной политики на рынке труда и в сфере занятости населения, а также конкретный комплекс программных мероприятий по развитию тру- дового потенциала и обеспечению стабильной ситуации на рынке труда Липецкой обла- сти разработаны и реализуются в различных программах регионального и отраслевого уровней. В данной Схеме выполнена прогнозная оценка трудовых ресурсов области по трем вариантам и на период до 2040 г. В основу прогнозной оценки трудовых ресурсов положены расчеты прогнозной чис- ленности населения области в трудоспособном возрасте, составляющих преобладаю- щую часть трудовых ресурсов. Прогноз сделан в целом по области, а также в разрезе двух городских округов — Ли- пецка и Ельца и 18 административных районов. В качестве базового года для прогнозных расчетов принят 2004 г. Предлагается несколько вариантов прогнозной оценки трудовых ресурсов, рассчи- танных в соответствии со следующими прогнозами численности населения, выполнен- ными в данной работе: 1. Демографическим (оптимистичным). 2. Статистическим. 3. Комплексным (целевым). В прогнозных расчетах численности населения в трудоспособном возрасте в терри- ториальном разрезе по демографическому (оптимистичному) и статистическому про- гнозам использованы прогнозные данные возрастной структуры населения Липецкой области, приведенные в материалах Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова и ФСГС. В расчетах по Комплексному (целевому) прогнозу были учтены основные приори- теты демографической политики на ближайшее десятилетие, сформулированные в по- сланиях Президента Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. , ориентированные на повышение рождаемости. В соответствии с выполненными прогнозными расчетами численность населения в трудоспособном возрасте Липецкой области по трем вариантам составит: — по оптимистичному демографическому прогнозу: 659,2 тыс. человек — в 2015 г. ; 591,9 тыс. человек — в 2025 г. и 534,1 тыс. человек — в 2040 г. ; — по прогнозу ФСГС: 642,8 тыс. человек — в 2015 г. и 612,2 тыс. человек — в 2025 г. ; — по комплексному (целевому) прогнозу: 661,8 тыс. человек — в 2015 г. ; 618,6 тыс. человек — в 2025 г. и 572,0 тыс. человек — в 2040 г. Расчеты показывают, что сложившаяся в ретроспективном периоде тенденция роста численности населения в трудоспособном возрасте преломляется уже на I проектном этапе (до 2015 г. ) и в течение всего прогнозируемого периода действует устойчивая тенденция снижения численности этой категории населения, а следовательно, и трудо- вых ресурсов. Однако темпы снижения по трем вариантам различны. При этом наименьший темп снижения заложен в комплексном (целевом) прогнозе: с 2004 г. по 2040 г. — 79,4% (74,1%— по оптимистичному демографическому прогнозу). Расчеты показали, что даже предусматриваемая в целевом варианте прогноза стимулирующая демографическая политика не будет компенсировать в перспективе абсолютное снижение численности трудоспособного населения. В связи с этим для реализации намеченной социально-экономической и градостроительной стратегии раз- вития Липецкой области необходимо проведение эффективной миграционной политики по привлечению трудовых мигрантов. Кроме того, решающим фактором, компенсиру- ющим снижение численности трудовых ресурсов, должна стать техническая политика, направленная на внедрение высокопроизводительной техники и новейших технологий, существенно повышающих производительность труда и снижающих потребность в тру- довых ресурсах. При оптимальном сочетании демографической, миграционной и технической поли- тики трудовые ресурсы не будут являться ограничивающим фактором развития террито- рии Липецкой области. 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Липецкая область имеет высокий экономический потенциал, благоприятный пред- принимательский и инвестиционный климат, высокие амбиции руководства области, и ее территория представляет значительный интерес для стратегических инвесторов. В основу прогнозной Модели экономического развития территории Липецкой об- ласти положена идея противодействия и преломления вектора центростремительного развития территории — стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и формирования новых точек роста в северной и юго-западной зонах области (главным образом за счет созда- ния обрабатывающих производств, крупных животноводческих комплексов, развития внутриобластной кооперации), а также реализации нового направления развития тер- ритории — формирования туристско-рекреационного комплекса и сопряженных с ним отраслей и, как результат, — развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов. В прогнозном периоде промышленность остается базовой, главной бюджетообра- зующей и организующей территорию отраслью. Ставится и решается задача по устра- нению моноотраслевой специализации промышленности. Черная металлургия остается ведущей отраслью специализации промышленного комплекса области, но теряет лидерство в его отраслевой структуре, полученное в поре- форменный период. Администрацией области взят курс на развитие машиностроения и металлообработки , производств «белой техники» (ЗАО «Индезит Интернеэшнл»), комплектующих изделий для этих производств, электроники, что сможет диверсифи- цировать и в определенной степени децентрализовать промышленное производство, активизировать развитие периферийных районов (на основе развития внутриобластной кооперации). В перспективе возможно и развитие металлоемких отраслей машиностро- ения на базе Новолипецкого металлургического комбината. К перспективным отраслям относится промышленность строительных материа- лов, которая призвана удовлетворить потребности строительства в собственных стро- ительных материалах. С этой целью предусматривается ввод новых производственных мощностей — строительство новых заводов (цементного, по производству стеновых материалов, стекольного и др. ) и связанных с ними разработка карьеров и рост добычи цементного и черепично-кирпичного сырья, производство и обогащение стекольных пе- сков. Развиваются производства новых современных строительных материалов. В числе ведущих и организующих территорию отраслей остается пищевая про- мышленность. Лидер отрасли — Лебедянский экспериментально-консервный комбинат. Велика роль сахарной промышленности и сахарных заводов в рациональном размеще- нии и организации территории (6 действующих и строительство нового седьмого сахар- ного завода). Развивается пивоваренная и кондитерская промышленность, в том числе можно отметить крупнейшую в Европе солодовню в с. Тербуны (новое предприятие) и строящуюся солодовню в г. Данкове. Перспективным направлением будет глубокая переработка сельскохозяйственного сырья — в частности, намечается строительство высокопроизводительного комплекса по переработке зерна на высококачественные конечные продукты (биоэтанол, глютен, комбикорма с высоким содержанием белка, углекислый газ). Машиностроение, промышленность строительных материалов и пищевая промыш- ленность должны в перспективе устранить моноотраслевую специализацию промыш- ленности области и занять лидирующее положение в отрасли. Должны быть реанимиро- ваны и повысят свою значимость легкая промышленность, художественные промысла и ремесла. Особое место в промышленной стратегии области будет занимать «Особая эконо- мическая зона промышленно-производственного типа «Казинка», формирующаяся на основе отраслей и производств обрабатывающей промышленности, резиденты которой будут представлены успешными отечественными и иностранными компаниями. Важным инструментом промышленного развития территории области станет Тер- бунская особая экономическая зона промышленно-производственного типа региональ- ного значения и другие зоны, которые в перспективе будут создаваться Администраци- ей области (например, Лебедянская, Усманская, Добринская). В прогнозном периоде усиливают свои стратегические позиции сельское хозяй- ство . Решается проблема оптимизации отраслевой структуры за счет восстановления потенциала животноводческой отрасли, строительства животноводческих (в т. ч. свино- водческих) комплексов и ферм, по лучшим мировым технологиям. В растениеводстве большое внимание уделяется вопросам рационального исполь- зования земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего пахотных земель. Намечается восстановление пахотных земель, выведенных из оборота, рост посевных площадей, повышение продуктивности пахотных земель, формирование отраслевой структуры сельскохозяйственного производства в соответствии с требованиями рацио- нальной системы севооборотов. Усиливается ориентация растениеводства на укрепле- ние кормовой базы животноводства. Будет развиваться система сельской кооперации и заготовок. Ставятся и решаются социальные проблемы села с целью сохранения демографического и трудового потен- циала, особенно молодежи. В области строительства прогнозируется усиление строительного комплекса, его производственной базы и кадрового потенциала, ликвидация и смягчение существую- щих внутриотраслевых и территориальных диспропорций, планируется модернизация и техническое перевооружение производственной базы строительной индустрии, ликви- дация за счет местной сырьевой базы дефицита отдельных видов строительных матери- алов, не производимых в регионе. Предусматривается увеличение объемов нового жилищного строительства на осно- ве современных эффективных энергосберегающих архитектурно-строительных систем, а также интенсивное восстановление существующего жилищного фонда и инженерных систем. Развивается малоэтажное строительство. Строится новый город — Романово, первенец городского строительства на террито- рии Российской Федерации. В целях увеличения обеспеченности населения объектами социальной инфраструк- туры предусматривается развитие материальной базы социальной сферы, рост благо- устроенных образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры и спорта. Проектом предлагается формирование нового направления хозяйственной де- ятельности области — туристско-рекреационного , на основе экономического ис- пользования ценного и масштабного историко-культурного наследия и рекреационных ресурсов территории. С этой целью предусматривается создание на всей территории области туристско- рекреационного комплекса по оказанию туристских, рекреационных и лечебно-оздоро- вительных услуг населению (не только региона, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья), с одновременным развитием сопряженных инфраструктурных объектов (гостиничного хозяйства, производства экологически чистых продуктов пита- ния, сувенирной продукции, народных промыслов и ремесел и др. ) Первым шагом формирования этого направления является создание Елецко-Задон- ской Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Проектом предлагается также возрождение г. Задонска как центра православной культуры и духовно-религиозного центра. Получают исторический статус города Данков и Грязи, село Доброе. На территории области формируются полюс роста и точки роста , «поднимающие» экономику и организующие территорию области. Полюс роста формируется на территории Липецко-Грязинской агломерации и включает Липецкий муниципальный городской округ, городское поселение Грязи, тер- ритории логистического центра и ОЭЗ «Липецк», пос. Казинка, проектируемый новый город «Романово». К точкам роста территории области относятся: y город Лебедянь — на основе экспериментально-консервного завода «Лебе- дянский», развития машиностроения, в том числе сопряженных производств с про- изводством «белой техники», а также на основе реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории, в том числе туристско-рекреационному обслуживанию; y город Елец — на основе развития транспортного узла области, развития машино- строения, в том числе сопряженных производств с производством «белой техники», воз- рождения легкой промышленности, формирования крупного туристско-рекреационного центра и создания «Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа реги- онального значения» (Елецко-Задонской), а также на основе реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории y село Тербуны — на основе комплекса производств пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории, а также на основе создания «Особой эко- номической зоны промышленно-производственного типа регионального значения (Тербунской)»; y город Чаплыгин — на основе развития транспортного узла, развития промыш- ленности строительных материалов, оптического производства, машиностроения (со- пряженных производств с производством «белой техники»), а также развития турист- ско-рекреационных функций; y город Задонск — на основе формирования туристско-рекреационного центра области и духовно-религиозного центра России, а также на основе создания «Осо- бой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального значения» (Елецко-Задонской). Кроме полюса и точек роста на территории области предлагаются к формированию отдельные производственные и непроизводственные объекты, дающие импульс развития отдельным территориям . Это объекты АПК, крупные торговые комплексы, социально-культурные объекты, девелоперские объекты и др. К таким объектам отно- сится намечаемый к строительству новый город «Романово». Формирование экономически активных территорий обеспечивает рост экономи- ческого потенциала и центральных, и периферийных районов, преломляя тенденцию центростремительного развития территории области, при этом улучшая (оптимизируя) градостроительную ситуацию. Процесс формирования экономически активных территорий направлен на реализа- цию основных задач перспективного развития территории области, а именно: y сохранение демографических и трудовых ресурсов, обеспечение потенциальных возможностей для их перспективного роста; y восстановление утраченного производственного потенциала районов и городов области на основе развития экономической базы, обеспечение устойчивости террито- рии области; y комплексное развитие территории, обеспечение связанности и целостности тер- ритории области; y упорядочение градообразующей базы городских поселений (в соответствии с требованиями новых экономических условий и конкурентоспособности территорий); y развитие системы центров и усиление полицентрической организации территории; y совершенствование системы расселения и укрепление опорного каркаса расселения; y усиление урбанизации территории; y упорядочение функционального зонирования территории. Ограничения, риски . Ограничениями и рисками для перспективного развития об- ласти выступают демографические и трудовые ресурсы, конъюнктура мировых цен на экспортно ориентированную продукцию, а также территориальные и экологические ограничения, имеющиеся на территории опасные геологические процессы. На расчетный срок и прогнозный период (2040 г.) сохраняется тенденция сокраще- ния численности населения, особенно сельского. При сохранении существующих тенденций численность населения области в целом сокращается более чем на четверть, в сельского — почти на треть. Проведение активной стимулирующей демографической и миграционной политики может значительно сокра- тить спад населения и сохранить демографический потенциал территории области. Для реализации прогнозной модели экономического развития области, в зависимо- сти от варианта развития демографических процессов и проводимой социально-эконо- мической политики, суммарный миграционный прирост населения на территорию Ли- пецкой области должен составить к 2040 г. порядка 100 — 220 тыс. человек (в среднем до 3-6 тыс. человек в год). А в случае активного подъема сельского хозяйства — 380 тыс. человек (в среднем до 10-11 тыс. человек в год). Стратегические направления в развитии внутриобластных экономических зон: y Северная зона , объединяющая Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский и Чаплыгинский районы, усиливает в перспективе свои позиции в территориальной организации и системе расселения области за счет: • усиления промышленных функций территории, преимущественно в городах (в т. ч. за счет развития кооперированных связей с производствами ОЭЗ); • усиления агропромышленных функций территории, прежде всего путем вос- становления и развития сельского хозяйства, строительства животноводческих (в т. ч. свиноводческих) комплексов (Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский районы), крупных молочных ферм (Данковский, Лебедянский, Чаплыгинский районы); • усиления транспортных функций территории путем усиления транспортного узла п.г.т. Лев Толстой, реконструкции железной дороги Чаплыгин—Данков (в западном и восточном направлениях), укрепления автомобильной транспортной сети зоны, рекон- струкции автомобильных дорог и организации транспортных маршрутов, способствую- щих прямому выходу на федеральные магистрали М4 Дон и М6 Каспий (в сообщении с московским транспортным узлом); строительства автомобильных обходов г. Чаплыгина и п.г.т. Лев Толстой; усиления роли речного транспорта путем организации круглогодич- ной навигации на отдельных участках реки Дон. • усиления туристско-рекреационных функций территории путем формирования Лебедянского туристско-рекреационного района (Северного) с центром обслуживания в г. Лебедянь, создания историко-культурного заповедника «Куликово Поле», получе- ния г. Данков статуса исторического города; • формирования города Лебедяни как межрайонного центра в межрайонной систе- ме расселения; • усиления роли центров муниципальных районов в районной системе расселения; • усиления роли города Лебедяни как промышленного центра; городов Данкова и Чаплыгина как промышленно-транспортных центров; поселка Лев Толстой как транс- портного центра; • формирования зоны урбанизации на основе городов Лебедянь, Данков, Чаплыгин, поселка Лев Толстой. y Юго-Восточная зона , объединяющая Липецкий, Грязинский, Добровский, Усман- ский, Хлевенский, Добринский районы, сохраняет в перспективе свои ведущие пози- ции в территориальной организации и системе расселения области за счет: • создания на ее территории «Особой экономической зоны промышленно-произ- водственного типа «Казинка», усиления промышленных функций; • диверсификации отраслевой структуры промышленности, восстановления и раз- вития машиностроения и металлообработки как главного инновационного сектора про- мышленности; • усиления агропромышленных функций территории, прежде всего путем вос- становления и развития сельского хозяйства, строительства животноводческих (в т. ч. свиноводческих) комплексов (Добровский, Усманский, Хлевенский районы), крупных молочных ферм (Добринский район); • усиления транспортных функций территории путем усиления транспортного узла г. Грязи, создания логистического центра; строительства нового южного железнодорож- ного обхода и северо-западного автомобильного обхода г. Липецка, а также автомо- бильного обхода, связанного с развитием ОЭЗ «Липецк»; строительства автомобильной дороги «Добринка—Усмань»; усиления транспортных потоков на железнодорожном направлении Грязи — Усмань; реконструкции Липецкого аэропорта и изменения его ка- тегории на «международный», развития новых авиационных направлений, в т. ч. в страны Европы; усиления роли речного транспорта за счет организации круглогодичной навига- ции на отдельных участках реки Воронеж. • усиления туристско-рекреационных функций путем формирования Липецкого туристско-рекреационного района (Восточного) с центром обслуживания в г. Липецк, создания крупного туристического центра в г. Липецке, развития курортно-оздорови- тельной деятельности; получения г. Грязи и с. Доброе статуса «историческе поселение»; • развития Липецко-Грязинской зоны урбанизации и агломерации (ядра Липецк— Грязи), строительства нового города «Романово»; • усиления позиций города Липецка как регионального центра, а также межрайон- ного центра. • усиления позиций города Грязи в формировании Липецко-Грязинской агломера- ции области, а в перспективе — формирования одного территориального образования с г. Липецком; • усиления позиций г. Грязи, г. Усмани, сел Доброе и Хлевное, пгт Добринка как цен- тров районных систем расселения; • преобразования пгт Добринка в город. y Юго-Западная зона, объединяющая Елецкий, Задонский, Воловской, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский районы, усиливает пози- ции в территориальной организации и системе расселения области за счет: • усиления промышленных функций территории, в т. ч. путем строительства цемент- ного завода и создания Тербунской «Особой экономической зоны промышленно-произ- водственного типа» регионального значения, а также путем развития кооперированных связей с производствами ОЭЗ; • усиления агропромышленных функций территории путем восстановления и разви- тия сельского хозяйства, реконструкции животноводческих комплексов, строительства крупных молочных ферм (Измалковский, Становлянский, Задонский районы); • усиления транспортных функций территории за счет Елецкого транспортного узла; укрепления автомобильной транспортной сети зоны; строительства восточного и южно- го автодорожных обходов г. Ельца; автодорожных обходов сел Волово и Тербуны; рекон- струкции автомобильных дорог: «Хлевное—Тербуны—Волово», «Тербуны—Долгоруково» (с выходом на автомагистраль федерального значения «Елец—Орел»); усиления роли речного транспорта за счет организации круглогодичной навигации на р. Дон (по всей реке — от с. Донское до с. Хлевное и далее — до Воронежа); • усиления туристско-рекреационных функций путем формирования Елецкого ту- ристско-рекреационного района (Западного), с центром обслуживания в г. Ельце, созда- ния крупного туристического центра в г. Ельце, создания «Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального значения» (Елецко-Задонской); • формирования на территории г. Задонска духовно-религиозного центра; • формирования и развития Елецкой группы территориально сближенных поселе- ний как урбанизированной территории; • усиления райцентров (центров муниципальных образований) в районных системах расселения (при наличии и развитии промышленных функций, функций по обслужива- нию окружающей территории, рекреационных функций и пр. ); • развития с. Становое как районного центра на основе выгодного транспортно-гео- графического положения, развития промышленных (в т. ч. в порядке внутриобластной кооперации с ОЭЗ «Липецк») и туристско-рекреационных функций (центр проектируе- мого историко-культурного заповедника «Бунинская Россия») преобразования с. Стано- вое в городское поселение. Продолжение. Начало на 5-й стр. Продолжение на 7-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz