Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
Колесо истории Его шум особенно слышен на улицах Петербурга СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Б оже, Царя хра- ни! Сильный, д е ржа в ный , Царствуй на славу, на славу нам!». На календаре 17 июля 2015 года, но гимн ушедшей в небытие империи звучит необык- новенноживо, напоенный верой исполняющих его людей. Они стоят непода- леку от алтарной стены со- бора ВоскресенияХристо- ва, он же Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Это не съемкифильма, а помино- вение святыхцарственных страстотерпцев — семьи последнего самодержца России Николая II. Впервые автор этих строк оказался в Петербурге как раз в июле 1998-го и своими гла- зами видел, как по Дворцовой набережной, мимо Зимнего в Петропавловку промчался траурныйцарскийкортеж. Ка- залось, перед нами закрывает- ся одна из трагичных страниц отечественной истории. И все же перевернуть ее оконча- тельно не удалось до сих пор. Еще не преданы земле останки царевича Алексея и одной из великих княжон. Их нашли позже, чем остальные, иссле- довали и идентифицировали. Но даже внутри Русской Пра- вославной церкви признание подлинности останков—пред- мет дискуссий. Колесоистории продавило на отечественной почве слишком глубокие ко- леи, которые часто определяют инашсегодняшнийпуть.Иэто становится особенно очевидно в Северной столице. На мраморе и пластике Останки самого импера- тора, его жены, трех дочерей и слуг, убитых вместе с цар- ствующей семьей, семнадцать лет назад были захоронены в Екатерининском приделе Петропавловского собора. На высоких беломраморных пли- тах золотом написаны имена мучеников. Правда, зайти поклониться мощам святых страстотерпцев верующему страннику не получится: вход в придел огорожен красной лентой — от греха подальше, как говорится. А неподалеку от этого ме- ста, в бывшей тюрьме Трубец- кого бастиона Петропавлов- ской крепости, на прозрачных пластиковых стендах запе- чатлены имена тех, чьи дела вольно или невольно привели к такому кровавому исходу. Революционеры, принадле- жащие к разным партиям, но объединенные мыслью о необходимости более справед- ливого социального устрой- ства. К благородной, казалось бы, цели — построить лучшее общество — они шли порой сомнительными путями, не гнушаясь и террора. Но и ответ получали весьма жест- кий, порой бесчеловечный. Условия содержания полити- ческих заключенных в тюрьме были настолько суровыми, что некоторые из них не выдерживали. Здесь сходили с ума, смер- тельно заболевали… И неужелиони, верившие в «звезду пленительно- го счастья» и готовые жертвовать собой ради нее, хотели, чтобы че- рез несколько лет и в подвале екатеринбургского дома, и по всей России зазву- чали выстрелы, обрывавшие жизни и взрослых, и детей? Молитва в музее Из прошлого прорастает множество дискуссий, двоя- ких ситуаций. Вот Исаакиев- ский собор, он же музей-па- мятник, в комплекс которого входят еще три собора. У под- ножия монолитных колонн бьются волны туристического прибоя. Внутри огромного пространства храма так же оживленно, как на вокза- ле: приглушенные беседы на разных языках сливаются в ровный гул. Руки возносятся к своду, где белым голубем па- рит Святой Дух, но не с молит- вой, а с желанием запечатлеть увиденное великолепие на камеру. Гид, остановившись перед открытыми царскими вратами, объясняет туристам, что значит тот или иной эле- мент убранства церкви, как вдруг из-за иконостаса выхо- дит группа священнослужи- телей. Остановившись перед одной из икон, они начинают служить молебен. Иностран- ные туристы любопытно по- сматривают, православные осеняют себя знамением, гид увлекает группу дальше... На стеклянных полках мини- лавочек у выхода сверкают сувениры, а из автомата вы- падает, звякая, памятная мо- нетка: с одной стороны — вид собора, с другой — портрет возводившего его сорок лет архитектора Монферрана... Он, кстати, умер почти сразу после освящения храма. А десятки тысяч простых рабо- чих—еще раньше. Ради чего? Только ли для того, чтобы мы сегодня могли подивиться на величественный интерьер и, поднявшись на колоннаду собора, с высоты 43 метров любоватьсяпанорамойгорода? Умузейных работников и слу- жителейЦеркви ответыбудут, пожалуй, разными. Ивзгляды на продолжение «соседства» у них тоже отличаются, чему свидетельство — недавно гря- нувший скандал с предложе- нием Санкт-Петербургской епархии к властям города передать ей и Исаакиевский собор, и Спас-на-Крови. Юнги Впрочем, к эху революци- онных событий начала XX века уже давно присоединился отзвук перемен, произошед- ших в конце его и совсем не- давно, год назад. В Централь- ном военно-морском музее, что на площади Труда, как и положено, тихо. Лишь по- токи солнечного света льются через высокую застекленную крышу залы славы Русского флота, запутываясь в снастях моделей парусных судов. Но стоит подойти к стендам, по- священным страницам исто- рии Черноморского флота, как в ушах начинает звучать не только гром давно минув- ших сражений, но и крик нынешнихнервныхдискуссий о Крыме, России и Украине. Вглядываешься в лица — со- всем детские — четырех юнг, которых художник Василий Тимм изобразил во время или чуть позже Крымской войны 1853-1856 годов, и думаешь: где же их потомки сегодня? Что говорят они друг о друге, помнят ли о подвиге предков, складывавших головы за От- чизну — единую для всех? Лайнер, ледокол и паровозы Корабли, на которых более полутора веков назад служи- ли те мальчики-юнги, давно уплыли в невозвратное. Сегод- ня взгляды притягивают, на- пример, белоснежные круиз- ные лайнеры, швартующиеся на Английской набережной у Благовещенского моста. По сравнению с их беззастенчи- выми громадами особняки и дворцы XIX века выглядят как-то скромнее, чем обычно. Эти лайнеры — настоящие плавучие отели высшего клас- са. Впрочем, если у вас есть хотя бы около трехсот тысяч рублей, то вы можете насла- диться их 5-6-звездочным сер- висом лично, отправившись в недельный, допустим, круиз по Средиземноморью. Ну, это, так сказать, эконом-вариант, а можно выбрать что-то и по- дороже. Экскурсия по ледоколу «Красин», стоящему на при- коле возле набережной Лей- тенанта Шмидта, стоит ровно в тысячу раз дешевле. По срав- нению с современными лайне- рами он выглядит, может, не так эффектно, но история его, повторяя изгибы судьбы всей страны, намного богаче собы- тиями. Построенный вАнглии дляРоссии, он пережил и зато- пление, и своеобразный плен; он спасал участников экспеди- ции генералаУмбертоНобиле, в годыВеликойОтечественной ходил в полярных конвоях… О многом могли бы расска- зать и экспонатыМузеяжелез- нодорожной техники имени В. Чубарова, что находится рядом с бывшим Варшавским вокзалом. Сейчас в зданиивок- зала — торгово-развлекатель- ный центр, а вдоль перронов вытянулись десятки парово- зов, тепловозов, электровозов, старинных вагонов, а также военная железнодорожная техника. Интересно, красиво и немного грустно: вокзальная толчея уже никогда не нару- шит здешний покой, колеса замерли навсегда. Вся страна как на ладони А вот на улице Цветочной составы так и снуют по рель- сам. Нет, здесь нет крупного железнодорожного узла, но есть самый большой макет России в мире. Его авторы попытались уместить соби- рательные образы городов и регионов нашей страны на площади почти 800 квадрат- ных метров. Миниатюрные дома и их обитатели, копии известных зданий, множество движущейся техники… Даже смена дня и ночи здесь про- исходит почти как в жизни: когда на ДальнемВостоке под- нимается «заря», в Централь- ной России еще царит ночь. Правда, липчане, в отличие от жителей, например Мо- сквы или Сочи, свой город на макете не найдут: Черноземье представлено исключительно сельскими ландшафтами: поля, фермы. А первое ме- таллургическое производство встречается только за Уралом. Но даже и при такой услов- ности макет впечатляет всех, без скидки на возраст. А уж сегодняшних ровесников тех черноморских юнг — особен- но. Песню о том, как «широка страна моя родная», многие из них вряд ли слышали, а тут воочиюможно убедиться—да, действительно, много в ней лесов, полей и рек. Сегодня они восхищаются «куколь- ной» страной, а завтра будут создавать судьбу настоящей. Выровняют ли они дорогу, по которой мчится ее история, не занесет ли их на повороте, как вот тот игрушечный поезд? * * * О Петербурге можно рас- сказывать долго. Но лучше, конечно, увидеть все своими глазами. В каком образе явит- ся он перед вами? О чем рас- скажет вамподшепот невских волн и шум листвы Летнего сада? Это знает только он сам — многоликий город белых ночей. МИР ВОКРУГ НАС ФОТО СОФЬИ ВОБЛИКОВОЙ Храм Спаса - на - Крови. Петропавловская крепость. Лайнер на невской воде. № 156/25034/ 13 АВГУСТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz