Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
3 № 155/25033/12 АВГУСТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Веселей, рабочий класс! Студентов профобразования будут проверять по международным стандартам Елена Панкрушина Что объединяет пролетариев разных стран сегодня? Членство в движении WorldSkills International (WSI). А что представляет собой эта организация? Международное некоммерческое объединение, стремящееся повысить престиж рабочих профессий и усовер- шенствовать профессиональное образо- вание. Каким образом это достигается? Путем проведения конкурсов профма- стерства по высоким мировым стандар- там. На днях представители Агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», представляющего Российскую Феде- рацию в международной организации WSI, побывали в нашем регионе. Во время визита они презентовали движе- ние заместителю главы администрации областиЮрию Тарану и представителям региональных управлений, отвечающих за ведущие отрасли хозяйства, а также ответственных за подготовку рабочих кадров и их занятость. Гостирассказали, чтона сегодняшний день движение WorldSkills объединяет представителей более семидесяти стран. Россияне присоединились к ним в 2011 году. Сейчас проект поддерживают около 40 регионов. Участие в проводимых под эгидой WSI чемпионатах принимают молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет. Состязания проводятся уже по более 500 специальностям. Условно их делят нашесть тематических блоков: промыш- ленные, строительные, IT-технологии, сфера услуг, креативные и обслуживание гражданского транспорта. Такой набор был определен коллегиально странами- участницами проекта. По их мнению, этипрофессиинаиболее распространены, а стало быть, оказывают на экономику наибольшее влияние. —Соревнования, какправило, длятся несколько дней, — рассказал генераль- ный директор «Ворлдскиллс Россия» Альберт Уразов. — На выполнение по- ставленных задач участникам дается не- сколько часов. Придумывает и проверяет ихкоманда экспертов. Система электрон- ного судейства позволяет выяснить, насколько качество работ соответствует мировым стандартам. Ближайшая такая проверка ожидает- ся в середине августа в бразильском Сан- Паулу, где состоится 43-й мировой чем- пионат WorldSkills Competition-2015. В нем заявлены более 1200 участников, в том числе из России. В нашем регионе уже реализуется программа создания нескольких учеб- но-производственных кластеров, объ- единяющих работодателей и будущих сотрудников уже на стадии обучения последних в техникуме или вузе. — Несмотря на то, что в России движение только зарождается, мы уже имеем уникальные практики, — отметила корпоративный директор движения «WorldSkills Россия» На- талья Вихрова. — В частности, это соревнования JuoniorSkills, где состя- заются ребята от 10 до 17 лет. А также национальный чемпионат рабочих профессий высокотехнологичных от- раслей WorldSkills Hi-Tech, в котором участвуют молодые рабочие. Чемпионаты WorldSkills полезны не только для молодых кадров, но и для преподавателей, поскольку позволяют ознакомиться с технологиями обучения и профессиональными стандартамимеж- дународного уровня, влиять на модерни- зацию системыобразования. Востребова- ны чемпионаты и среди собственников предприятий, заинтересованных в при- менении инновационного оборудования и, следовательно, в квалифицированных сотрудниках. В этом году методика WorldSkills включена и в ряд стратегических госу- дарственных документов страны. Что касается нашей области, то гости были довольно убедительны в своем высту- плении и сумели покорить чиновников: липчане изъявили желание включиться в программу уже в 2016 году. — Конкурсы в сфере профессиональ- ного образования позволяют оценить подготовку молодежи лишь на уровне области, а победителей — на уровне Российской Федерации, — сказал Юрий Таран.—Участие вWorldSkills позволит выяснить, насколько их достижения соответствуют международным стан- дартам. Уроки капоэйры от агронома X Окончание. Начало на 1-й стр. А сам 24-летний Виктор Ретинский создал Федерацию капоэйра Липецкой области. —Удивительный вид спорта, —убежден он. —Меня привлекает плавность и свобода движения. В отличие, к примеру, от дзюдо или бокса, где побеждает тот, у кого наи- более отработанная техника, в капоэйре на первом месте стиль и умение проявить свою индивидуальность. Для родителей ребят, выбирающих этот вид спорта, в приоритете бесконтактный характер борьбы, а значит — снижение риска травмирования. Нали- чие акробатических элементов позволяет укреплять ноги и позвоночник, так что ка- поэйра — это в своем роде лечебно-физкуль- турная гимнастика. А для самих юношей и девушек каждая тренировка — это возмож- ность быть в движении, направить энергию в спортивное русло. Те, кто занимается дольше, видит уже и прикладную сторону единоборства: в зависимости от приложения силы тренировочные броски и удары могут при необходимости стать эффективным способом защиты. В планах Виктора—дополнительный на- бор ребят и разбивка их по группам в зависи- мости от возраста и уровня подготовки, ведь тем, кто уже чему-то научился, требуются большие нагрузки, чем новичкам. Есть за- мысел устраивать практикумына природе, к примеру на базе спортивных лагерей. Это, по опыту, дает хорошие результаты в освоении капоэйры. Начать Виктор планирует с орга- низации мастер-классов. Браться за дело не боится, потому что знает — на родной земле он всегда найдет поддержку… Новая судьба старой усадьбы Музей - заповедник Семёнова - Тян - Шанского должен стать жемчужиной липецкого края Сергей Малюков «Дворянские гнезда» русской провинции, безжалостно унич- тожавшиеся в революционном угаре, долгие годы пребывав- шие в запустении и забвении, сегодня постепенно обретают новую жизнь и надежду на возрождение. В нескольких десятках ки- лометров от Чаплыгина, почти на самой границе с Рязанской областью, в деревне Рязанка, в живописном месте на берегу реч- ки Рановы стоит родовая усадьба Семёновых. Здесь родился и про- вёл детские годы Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, выдаю- щийся русский географ, отваж- ный путешественник, руководи- тель Географического общества, видный общественный деятель. И хотя село находится вдалеке от оживленных трасс, интерес к личности покорителя горных вершин не ослабевает. Только за последние пять лет Рязанку по- сетило свыше пятнадцати тысяч человек. Сейчас у исторического и культурного памятника появи- лисьновые перспективы. Русское географическое общество (РГО) поддержало своим грантом про- ект музея-заповедника «Родина П.П. Семенова-Тян-Шанского» на базе усадьбы Семеновых в Рязанке. Председатель Попечи- тельского совета РГО, Президент России Владимир Путин лично вручил в Санкт-Петербурге сер- тификат Любови Беляевой, за- ведующей кафедрой географии ЛГПУ, председателю Липецкого отделения РГО. Масштабный проект стал возможен в резуль- тате совместной деятельности РГО, государственного педаго- гического университета, Госу- дарственной дирекции по охране культурного наследия области и областного краеведческого обще- ства. Грант в 525 тысяч рублей позволит провести инженерное обследование строений, вхо- дящих в усадебный комплекс, чтобы определить объем финан- сирования, необходимый для их сохраненияифункционирования в составе музея-заповедника. Что уже сделано и что предстоит сделать? За ответами на эти во- просыкорреспондент «Липецкой газеты» отправился в Рязанку. Даже если вы абсолютно рав- нодушнык истории и географии, в усадьбе стоит обязательно по- бывать—хотя бы из-за уникаль- ной природы и удивительных ландшафтов. В старинном парке растут редчайшие для средней полосы сибирский кедр, амур- ский бархат, маньчжурский орех, черная сосна. Всего свыше 115 видов, больше половины из них — экзотические. Эти рас- тения географ привозил в Ря- занку из своих многочисленных путешествий. Спустившись по лестнице, попадаешь на берёзо- вый мосток, перекинутый через прозрачную Ранову. Благодаря родниковым ключам эту чистей- шую воду смело можно пить. Скромный, но элегантный дом с колоннами и мезонином выгля- дит идеальной декорацией для сюжетов из русской классики. Не случайно лет пять назад в стенах усадьбы ВГИКовцы сни- мали художественный фильм по «Тёмным аллеям» Бунина. Одну из просторных комнат усадьбы украшает ценная реликвия — старинный рояль Семёновых, со стен смотрят портреты не- скольких поколений родственни- ков Семёнова-Тян-Шанского, за массивным деревянным столом, покрытым зелёным сукном, когда-то трудился великий учё- ный. Атмосфера вокруг такая, словно ты неожиданно попал из суетногоXXI века на полтора-два столетия назад. —Чтобы ощутить неповтори- мый дух русской провинциаль- ной усадьбы, люди едут к нам издалека, — говорит один из инициаторов проекта, научный сотрудник музея усадьбы Алек- сандр Богданов. — У нас есть всё, чтобыпритягивать туристов, как магнит, став центром по- знавательного, экологического, этнографического и историче- ского туризма. Усадьба сама по себе уникальная. Места вокруг, самивидите, потрясающие. Здесь проходит водораздел между бассейнами Дона и Волги, в до- лине реки Ранова пять охраняе- мых памятников природы, есть уникальные ландшафтно-био- логические объекты «Урочище Зеркалы» и «Уткино болото». Уже сейчас такие мероприятия в музее, какфольклорный празд- ник или фестиваль романса, едва могут вместить всех желающих. Расширив и дополнив музейную экспозицию, восстановив ин- терьеры усадьбы XIX века, мы можем стать такимже знаковым местом для Липецкой области, как Тарханы для Пензенской или Спасское-Лутовиново для Орловской. В перспективе му- зей-усадьба должен также стать центром научно-исследователь- ской деятельности, базой для практической работы студентов ведущих российских вузов. До- статочно сказать, что только на территории Урусовского сельсо- вета зарегистрировано свыше 30 археологических памятников разных эпох. В Рязанке уже побывали ле- том две экспедиции, организо- ванные липецким отделением РГО. Несколько десятков учё- ных, добровольцев и студентов не только провели необходимые исследования на местности, но и расчистили парк и остатки построек каретного двора, лед- ника-подвала, конюшни, дома управляющего от растительности и мусора. —Исследовательские работы на природных объектах здесь не проводились больше двадцати лет, — рассказывает учёный секретарь липецкого отделения РГО, доцент кафедры географии ЛГПУДмитрийКлимов.—Наши экспедиции дали очень разнопла- новый и интересный научный материал, который потребует самого тщательного изучения. Следующая экспедиция намече- на на сентябрь. Планируем опу- бликовать по её итогам научный сборник. Сделать еще предстоит очень много. — Самая острая проблема — это отсутствие в настоящий момент у усадьбы отопления и противопожарной сигнализации, — считает председатель Липец- кого областного краеведческого общества Александр Клоков. — Нужно подремонтировать кры- шу, электропроводка устарела. Необходимо, пока не поздно, сберечь наследие. Для этого усилий общественности мало, надо действовать всем сообща. Теперь, когда на ситуацию об- ратил внимание президент, есть надежда, что будущее у Рязанки будет светлым. В наш приезд в Рязанке ра- боты по обследованию строений усадебного комплекса вели со- трудники Госдирекции по охране культурного наследия области. — Заслуги Петра Петровича известны всему миру, музей-за- поведник может стать одним из самых посещаемых туристиче- ских объектов области, — счи- тает руководитель дирекции Андрей Найденов. — Былой облик усадьбы можно и должно восстановить, была бы только на это воля и средства. За судьбой музея пристально следят и потомки Семёнова-Тян- Шанского, заинтересованные в возрождении родового гнезда. Благодаря их поддержке экс- позиция пополнилась не одним уникальным экспонатом. Со- всем недавно глава рода Алек- сандр Владимирович Семёнов- Тян-Шанский, отметивший 21 июля своё семидесятилетие на Тянь-Шане, прислал в Рязанку фотографии из экспедиции и живо интересовался ходом ра- бот. Учёные и потомки Петра Петровича надеются, что общими усилиями музей выдающегося географа наконец-то обретет достойный статус. Есть идея в сотрудничестве с властями со- седней Рязанской области соз- дать единый межрегиональный музейный комплекс Семёнова- Тян-Шанского, объединив в него усадьбы в Рязанке и Гре- мячке Милославского района и другие уникальные памятники архитектуры, расположенные неподалёку: Никольскую цер- ковь (1830 года), построенную по проекту отца П.П.Семёнова- Тян-Шанского, рядом с которой расположена родовая усыпаль- ница Семёновых, усадебный дом Буниных-Кропоткиных (конец XVIII века), усадебный дом по- мещиковВагнеров (серединаXIX века). Покаже музей-заповедник в Рязанке является муниципаль- ным. Власти Чаплыгинского района поддерживают его, но чтобы выйти на новый уровень, воплотив в жизнь масштабный проект реконструкции, необхо- димо участие областных и феде- ральных властей. — Статус областного музея позволил бы поднять работу на качественно новый уровень, — говорит Александр Богданов. — Это серьезное финансирование, расширение штатов, широкие возможности для исследователь- ской деятельности. Такой пере- ход особенно важен сейчас, когда областные власти стремятся раз- вить туристический потенциал края. В старом парке Рязанки рас- тет кедр, которому больше по- лутора веков. По преданию, его посадил сам юный Пётр Семёнов в знак вечной любви к своей будущей супруге Вере Чулко- вой. Местные жители и туристы верят: стоит прикоснуться к его стволу, ижелание сбудется. Сей- час в Рязанке мечтают только об одном — чтобы старая усадьба наконец-то обрела свою новую, счастливую судьбу. Серые кардиналы образования Елена Бредис Осталась пара недель до того, как наши дети или внуки пойдут в школу. Кто-то — впервые, с радостным пред- вкушением новой интересной жизни, кто-то — с тяжким вздохом от тоскливого «воспо- минания о будущем». Ну а мы-то с вами чего ждем от этих одиннадцати лет? Всего лишь удачной сдачи ЕГЭ? Не будем лукавить: чем больше мама с папой заняты матери- альным обеспечением люби- мого дитятки, тем больше они рассчитывают, что именно школа вырастит из него культурного и порядочного человека. Х отеть, как говорится, не вредно. Но не худо бы иметь реальное представление о том, что сегодня происходит. Для этого непременно надо вспомнить начало девяностых, когда было решено, что инновации в образовании должны быть перманентными, как и смена установок. Чтобы, дескать, не отстать от быстро меняю- щейся жизни. Прежний опыт и прежние традиции от- вергались как косные и тормозящие прогресс. Что было потом, все мы знаем: чехарда в преподавании гуманитар- ныхдисциплиниминимизация объема знанийпо точным дисциплинам. В итоге, как известно, сами государствен- ные стандартыпо общемушкольному образованию стали ориентироватьсянаминимум.Ачто это такое?Как сказал один старейший педагог, «это минимум плюс издержки преподавания, то есть деградация образования». Но курс уже был взят, уже было сказано, что «совре- менное образование — это постоянно идущая реформа». Кем сказано? А руководителем Института проблем об- разовательной политики «Эврика» Александром Адам- ским, который и ныне в своей должности благополучно здравствует. Я просто позволю себе процитировать не- которые из его перлов: «Каждый человек имеет право на такое образование, которое, в конце концов, обеспечит ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс». «Мы знаем, к чему приводит обязательное изу- чение литературы. Ни к чему, кроме отвращения, это не приводит». Сегодняшние родители — это «поколение неудачников», «поколение нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других». Ну а традиционная система образования— это «муштра», «показуха» и «огромная куча мусора». И все бы ничего, если бы Институт не претендовал на статус федеральной экспериментальной площадки Минобрнауки. Чтоже он предлагает? «Смену парадигм», «освобождение от старых запретов» и «культурную му- тацию», которая «шире, чем реформа, глубже, чем рево- люция», а также «диапраксис» — бесконечный процесс переосмысления истины, отказ от признания очевидных авторитетов. А еще господин Адамский предлагает про- ект «Детское управление школой». И ведь уже прово- дится такой эксперимент! Знаете, какая идея сейчас в его рамках наиболее активно обсуждается? Моделирование школы, похожей на школу магов и волшебников Хог- вартс из книги «Гарри Поттер». Представляете, какая развлекуха будет в такойшколе?Авывсе о классическом базовом образовании. Да это же тоска зеленая! В ообще ситуация какая-то бредовая: с одной сторо- ны, президент требует единого учебника истории, введения сочинений по литературе, постепенной трансформации ЕГЭ в полноценные экзамены, патрио- тического воспитания в школе, которое без сохранения традиций просто невозможно. С другой стороны — на- стоящая вакханалия реформаторства, которая до сих пор не прекращается. То там, то тут появляются «экс- периментальные площадки», «пилотные регионы», «инновационные образовательные проекты». Парадокс? Да ничего подобного! Ларчик просто открывается. Еще в две тысячи первом году был создан Российский общественный совет по развитию образования, сокра- щенно — РОСРО. Если вы только посмотрите список членов этого совета, то сразу поймете: это именно те, кто был на Болотной площади и на проспекте Сахарова с белыми ленточками и белыми шариками. Ну для при- мера: главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Венедиктов, председатель Московской Хельсинкской группы Алексеева, ректор Московской школы управле- ния «Сколково» Волков, бывший министр образования Фурсенко, профессура из гайдаровской Высшей школы экономики, уже упомянутый Александр Адамский и среди них… (готовы, как говорит Задорнов?) нынешний министр образования Дмитрий Ливанов. Но помимо общественного совета у нас еще имеется Федеральный институт развития образования. Государ- ственная, между прочим, структура, существующая в том числе на деньги налогоплательщиков, то есть наши с вами. Структура, имеющая свои «филиалы» во всех регионах. Ктоже возглавляет этот, я бысказала, форпост будущего России? Лично мне и в голову такое не могло прийти — Александр Асмолов!!! Первый заместитель министра образования России с девяносто второго по девяносто восьмой год, можно сказать — реформатор- разрушитель. Он же главный редактор журнала «Век толерантности». И, что самое главное, один из идеологов скандально нашумевшего форсайт-проекта «Детство 2030». ФИРО координирует 162 экспериментальные площадки от учреждений дошкольного образования до вузов, работающие по разным направлениям. В ыходит так, чтоМинобрнауки получает у нас «ука- зания к действию» от НИУ ВШЭ, РОСРО и ФИРО. Известный журналист Андрей Караулов любит говорить: «Я предполагаю». Так вот и я смею предполо- жить, что вышеперечисленные организацииявляются се- годня дляРоссии агентами вражеского влияния. Причем влияют они на самое важное и ценное —будущее наших детей, будущее России. Как можно говорить о патриоти- ческомвоспитании вшколе, если сегодня педагогическое служение переименовано в «образовательные услуги»? Вся надежда на то, что учителя старшего поколения, даже пенсионного возраста, будут продолжать работать в школе. Потому что они и сегодня учат так, как учили их самих,—сохраняя великие традиции русской педагоги- ки. Как сказала мне одна учительница литературы: «А почему дети должны были бояться экзаменационного со- чинения? Они у меня сочинения с пятого класса регуляр- но пишут». Зато в современном вузовском учебнике для пединститутов «Методика обучения истории» чернымпо белому написано: «надо внушить ученикам, что любые реформы должны проводиться до конца, чем бы они ни заканчивались». Ну да, одной старушкой больше, одной старушкой меньше…Это и есть гуманизм по-западному. Не могу не привести еще одну цитату Адамского: «Хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится, образование становится глобальным. Образо- вание… перестаёт быть национальным или страновым». Но пока еще есть время отстоять то образование, которое уходит корнями в традиции российской педагогики. Есть время преградить путь господам вроде адамских и асмоловых. Фото Сергея Малюкова В старинном парке растут редчайшие для сред- ней полосы сибирский кедр, амурский бархат, маньчжурский орех, черная сосна. Всего свыше 115 видов, больше половины из них — экзотиче- ские. Эти растения географ привозил в Рязанку из своих многочисленных путешествий. ”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz