Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ № 151/25029/ 6 АВГУСТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Зачем идти к психологу? Помощь профессионала лишней не будет Психолог Екатерина Антонова Цель психолога, психоаналитика — научить человека самоанализу и самопознанию, научить его самостоятельно решать свои проблемы и выходить из эмоциональных кризисов “ ЕЛЕНА БРЕДИС У же несколько лет в рубрике «Психология 21» мы пу- бликуем консультации психолога, психоаналитика Екатерины Антоновой. Каких только тем и проблем за это время мы не обсуждали! И воспитание детей в неполных семьях, и стратегию поведения при разводах, и как не стать созависимым рядом с алкоголиком или наркоманом, и как бороться с чрезмерным увлечением ребенка компьютером, и многое другое. Признаться, я удивилась, когда Екатерина Андреевна предложиламне тему для очередной беседы: «Зачем идти к психологу?» Может, с нее-то и стоило начинать цикл на- ших публикаций? — Я думаю, что время для этой темы пришло именно сейчас, когда наша аудитория стала уже достаточно под- готовленной, но у нее могут оставаться определенные вопросы и сомнения. Вот и постараемся ответить на эти предполагаемые вопросы и развеять возможные сомне- ния. —Скажите, а за это время в вашей профессиональной практике что-то изменилось? — Да, вы знаете, количе- ство обращений намного уве- личилось. То есть люди уже стали понимать, что в каких- то ситуациях профессио- нальная помощь просто не- обходима. Почему зачастую с душевными проблемами так трудно справиться само- стоятельно? Да потому что на каком-то уровне становится очень больно и срабатывает психологическая защита: все, дальше я ничего знать не хочу. Но все равно еще у многих остается ощущение, что душевные, личностные проблемыможно решить если не самостоятельно, то при по- мощи друзей и близких. Вот если зуб заболит, мы идем к стоматологу, при ангине или пневмонии пьем лекарства, назначенные врачом. Что же касается скандалов с мужем, ссоры с начальником или внутреннего одиночества, то все это выносится на кухон- ное обсуждение с подружкой или мамой. — Но ведь такие посидел- ки порой приносят облегче- ние… — Да как сказать… Если у подруги или мамы есть соб- ственный негативный опыт отношений с мужчинами, то какова будет их реакция? Правильно, «все мужики — козлы». И молодая жен- щина может утешиться этой мыслью, не решив проблему, а загнав ее глубоко внутрь. Впоследствии ее отношения с противоположным полом точно не будут складываться, можете быть уверены. Или представьте маму, которая одна вырастила сына и теперь всех девушек считает недо- стойными его. Что будет, если сын поссорится с невестой и расскажет об этом маме? Да она немедленно начнет убеж- дать его в том, что он ошибся в своем выборе. — Ну да, мы же в таких случаях стараемся пожалеть человека, сказать ему то, что ему хочется услышать, «по- гладить по шерстке», замал- чивая ту правду, которую че- ловек о себе знать не хочет… — Более того, есть еще и своя выгода, порой неосозна- ваемая: почувствовать себя значимым или же решить какие-то свои проблемы. Я не говорю, что психолог с порога будет «резать правду-матку», поскольку мало кто готов вот так сразу ее воспринять. Задача психолога — не жа- леть, а сопереживать. Идет постепенная, мягкая работа, направленная на то, чтобы человек пришел к осознанию: он сам ответственен за то, что происходит в его жизни, за те эмоции, которые он испыты- вает. Вот это ощущение соб- ственной ответственности за свою жизнь делает человека свободным, дает ему уверен- ность в том, что его счастье зависит только от него. — Мне кажется, что есть еще особая проблема родите- лей, которые убеждены, что никто лучше них не знает, как правильно воспитывать их детей, как найти к ним подход. И вот эта уверен- ность тоже мешает обра- щаться к психологу. — Я уже много раз гово- рила, что если проблемы есть у ребенка, то работать надо со всей семьей. Вот такой при- мер: мама обращается с тем, что ее дочь постоянно врет. В процессе терапии выясняет- ся, что эта женщина пообе- щала обрезать дочери косу, если та получит тройку по математике. Скажите, можно ли такой маме говорить прав- ду? Но когда я попыталась с нею об этом поговорить, то услышала фразу в адрес до- чери: «Если эта сопля еще раз посмеет…» Вот вам и все. О какой терапии в данном случае можно говорить? Дай Бог, чтобы девочка как-то адаптировалась к такой си- туации. Если меня не слы- шат и не воспринимают, я отказываюсь от терапии с ребенком. Так что, когда речь идет о проблемах детей, я разговариваю с родителями достаточно прямо, чтобы они сразу поняли: причина всех детских проблем кроется в них, в их поведении, в их отношениях. Бессмысленно «сдавать» ребенка психологу как испорченную игрушку в починку. — А с какими детскими проблемами к вам чаще об- ращаются? — С разными. Нередко все дело просто в возрастном кризисе, который надо по- мочь пройти наиболее безбо- лезненно. Ну, капризничает трехлетний ребенок, а у кого малыш в три года не каприз- ничал? Ну, не слушается па- цан в одиннадцать лет, а кто слушается? Тут достаточно подсказать родителям, как правильно себя вести. Порой приходят испуганные мамы: ребенку два года, а он не писает на горшок, наверное, у него энурез! В этом случае надо уже с маминой тревож- ностью работать: откуда у нее эти страхи, почему она не может спокойно подождать, пока малыш подрастет и нач- нет проситься? А бывают и серьезные проблемы, связан- ные уже с психосоматикой у ребенка: тот же реальный энурез, заикание, астма, аллергия. Но разбираться все равно надо во внутрисе- мейных отношениях. Это, конечно, куда более долгая и кропотливая работа. Бы- вают, правда, и разовые консультации, когда, к примеру, женщина по- вторно собирается замуж и приходит за советом, как лучше познакомить ребенка со своим буду- щим мужем. — Что, на ваш взгляд, останавли- вает людей от об- ращения к психо- логу? — Нередко это страхи. Один из о ч е н ь распространенных: «Что скажут знакомые, если уз- нают?» Тут все еще сохра- няется ошибочное объеди- нение профессий психолога и психиатра, типа «я ж не псих, чтобы к психологу об- ращаться». У мужчин еще присутствует такой момент ложной стыдливости: «Что же я, сам со своими пробле- мами не справлюсь?!» Другой страх может возникнуть уже в процессе терапии, когда человек осознает реальное наличие у себя множества проблем и пугается: «Что же мне теперь, всю жизнь к психологу ходить?» Лично я могу сказать, что мне меньше всего хочется становиться для кого-нибудь пожизнен- ным костылем. Дело ведь не в том, чтобы после очередной консультации клиенту в оче- редной раз полегчало. Цель психолога, психоаналитика —научить человека самоана- лизу и самопознанию, нау- чить самостоятельно решать свои проблемы и выходить из эмоциональных кризисов. Мы вместе идем по этому пути, и в какой-то момент я начинаю говорить: «А вот с этим вы уже сами можете справиться». И со временем таких ситуаций становится все больше и больше, а потом человек уже просто отправ- ляется в «самостоятельное плавание». Я — не успокои- тельное средство, на которое можно «подсесть», я — тот ресурс, которого человеку поначалу просто не хватает. Когда он нарабатывает свой ресурс, мы расстаемся хоро- шими друзьями, с обоюдным удовлетворением. —К психологу люди идут с бедами, проблемами, порой даже с горем. Вот вы гово- рили о сопереживании, об эмпатии, но какже при такой профессии не разрушиться, сопереживая всем, кто при- ходит за помощью? — Вот поэтому «пожиз- ненная» терапия нужна именно самому психологу, психоаналитику. Я не имею права разрушаться под гне- том чужих проблем, мое со- переживание должно быть конструктивным. Я не «жи- летка» для слез, не гуру, я скорее проводник, помога- ющий преодолеть сложный жизненный участок. Не дай Бог вам встретить горе-про- фессионала, который вместе с клиентом начинает рыдать и рвать на себе волосы. Какой ресурс, какую уверенность, какие силы он может дать тем, кто к нему обратился? — Многим кажется, что уж у психолога в жизни все должно быть идеально. Но ведь психолог, психоана- литик — живой человек. У него тоже могут быть свои семейные проблемы. И как быть тогда? Люди смотрят и, к примеру, говорят: «Вот, он сам развелся, а меня учит брак сохранять». Или: «Вон, меня учит детей воспиты- вать, а у самого сын двоеч- ник». —А психолог и не должен быть идеалом, поскольку идеал — это уже какой-то стандарт, мешающий че- ловеку оставаться самим собой. Да, я сталкивалась с тем, что клиенты обижались на меня даже за то, что я собралась родить и уйти в декрет. Дескать, какое же я право имею их бросить на какое-то время. Да, в жизни психолога могут происхо- дить самые разные события, как и у любого другого че- ловека. Он тоже может раз- вестись, поскольку нередко развод является единствен- ным правильным решени- ем. Но тут смотреть надо на то, как именно расстались люди: со скандалами и выво- рачиванием грязного белья, или же сохранив нормаль- ные добрые человеческие от- ношения. И вот это должно быть главным критерием. Да, и у психолога ребенок может получать двойки по математике, поскольку не любит и не понимает ее. Но посмотрите в целом на этого ребенка: возможно, он впол- не реализуется в живописи или спорте, он гармоничен и уравновешен, ни о каком девиантном поведении и речи не идет. Вот ведь в чем вся разница, вот, что и с чем надо сравнивать. Если же вы знаете, что у вашего пси- холога дома беспрерывные скандалы, что его дети не идут на контакт со сверстни- ками или жестоко обраща- ются с животными, вот это уже тревожный звоночек, и тут стоит подумать, не поискать ли другого специ- алиста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz