Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
№ 147/ 25025, 30 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 КЛУБ ПРИБМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Игры всерьез Быть органичной частью новой семьи ЕЛЕНА БРЕДИС В се прекрасно понимают, что ребенок в приемной семье - это и радость, и неизбежные проблемы, с которыми надо разбираться, которые надо решать. К сожалению, далеко не всегда и не во всех случаях интуиция подска жет родителям, как найти выход из сложной ситуации. И тут на помощь приходит областной Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ». Его специалисты-психологи не только ведут индивидуальные консультации с замещающими семьями, но и проводят группо вые занятия с детьми, отдыхающими в летних лагерях. О том, что представляют собой эти занятия, рассказывают педагоги- психологи Центра Татьяна Давыдова и Жанна Глазунова. главная задача - обеспечить ребенка материально, а в шко ле полагают, что главная за дача - подготовить к ЕГЭ. В результате бывает и так, что такие дети сами просятся к нам на занятия, потомучто им тоже становится интересно. Но для нас самое важное, чтобы детки из приемных семей научились с нами контактировать, нашли точки соприкосновения, общие темы для общения. Мы пред лагаем им специальные игры, которые как раз и помогают наладить такое общение. Глазунова: Нашим детям очень важно чувствовать, что слышишь в ответ: «Яхороший, я послушный, я умный». То есть идут характеристики себя. Видимо, именно то, что они хотели бы слышать в свой адрес от взрослых. Но у них нет осознания собственных соци альных ролей. Ну, например, никто не скажет: «Я сын, я ма мин помощник» или: «Я брат, я защитник сестры». Потому что в детском доме у них не было таких ролей, они к этому не привыкли. Более того, ведь увлечение человека - это тоже часть его личности, поэтому можно сказать:«Я люблю ри совать», «Я люблю музыку». Давыдова: Вообще летние каникулы , и уж тем более такие лагеря, — прекрасная возможность в свободной и непосредственной атмосфере помочь ребятам проработать те проблемы, которые мешают им легко находить контакт со сверстниками, адаптироваться в новой для них среде, побы стрее почувствовать себя орга ничной частью новой семьи. И то, что занятия эти проходят не индивидуально, а в группе, во многом помогает. Мы выезжа ем в детские оздоровительные лагеря «Чайка», «Елочка» и «Олимп», где как раз и отды хают дети из приемных семей. —У вас заранее есть какой- то запрос от родителей или самих детей по поводу той проблемы, которую надо про работать? Давыдова: Нет, с такими запросами мы чаще работаем на индивидуальных консуль тациях. Что же касается грзгп- повых занятий, то тут мы по большей степени обращаем внимание на развитие эмоци ональной сферы, поскольку у таких детей она очень часто недостаточно развита. Глазунова: Эти дети в той или ивой степени пережили психологическую травму, ко торая в той или иной степени отражается на эмоциональной сфере: у кого-то это — потеря родителей или негативный опыт проживания в кровной семье; кто-то с рождения жил в организации для детей-сирот, а потом обрел приемную семью. Очень часто ребенок не только не умеет проговаривать свои эмоции, он даже не способен их идентифицировать, попро сту говоря: он не понимает, что в данный момент чувствует. Поэтому приемные родители нередко удивляются: «Мы ему игрушку подарили, а он запла кал». А малыш просто не зна ет, как выражать радость. Вот этому мы и стараемся учить их на таких занятиях. — А можно объяснить, как это происходит на каких-то конкретных примерах? Давыдова: Мы сначала го ворим с ним о том, что же это за эмоция —радость, в каких ситуациях они ее испытыва ли. Мы рисуем эту «радость», потом дарим рисунки друг другу, то есть учимся делиться положительными эмоциями. Очень важно научить ребенка распознавать не только свои эмоции, но и эмоции других людей, понимать, чем они вы званы. Группы детей делятся у нас по возрастам, так что ифор мы работы разные: у дошколят - по большей части игры, у подростков - более сложные упражнения и задания. Глазунова: Знаете, любые ПОПЫТКИ описать тренинг не избежно упрощают его, сводят к какой-то формалистике. Мы можем рассказать, в какие игры мы играем с малышами, но внешне при этом будем выглядеть как аниматоры. А ведь все гораздо сложнее, и многие рюшения принимаются прямо в процессе занятия. До пустим, я вижу, что ребенок очень стеснителен, что у него занижена самооценка. Значит, я постараюсь выделить именно его, подчеркнуть его успехи. Тогда и он начнет чувствовать себя более значимым, и ребята станут воспринимать его по- другому. И вот таких задач, которые возникают по ходу тренинга, масса. Мы учим детей общаться не только со взрослыми, но и друг с дру гом. Мы обязательно касаемся нравственных аспектов. Взять ту же сказку «Незнайка», которую малыши так любят. Например, мы разбираем тот эпизод, где Незнайка карика турно изобразил своих друзей, говорим о том, почему они на него обиделись, что он сделал плохо и неправильно, на что вообще люди могут обижаться и как надо себя вести, чтобы не лишиться окружения. — Мне кажется, то, о чем вы говорите, было бы очень по лезно всем детям, в том числе и из родных, кровных семей... Давыдова: Очень может быть, потому что многие роди тели сегодня не умеют общать ся с собственными детьми, не умеют выражать свои эмоции и понимать эмоциональное со стояние своих родных детей. Им нередко кажется, что их они и на период отдыха не остаются без поддержки взрос лых, им вообще очень важно и внимание взрослого человека, и его оценка. Давыдова: Кстати, на заня тиях мы сразу говорим им, что они могут обращаться к нам по именам и на ты. Знаете, как это быстро сближает? Глазунова: А еще мы обя зательно проводим занятия, которые помогают раскрыть творческое начало в каждом ребенке. Например, предлага ем им придумать, как нестгш- дартно можно использовать са мый обьшный предмет. Знаете, такие упражнения помогают но это тоже редко приходит в голову. И мы начинаем с ними разговаривать о том, кем они ощущают себя в новой семье, за что они теперь отвечают, то есть помогаем определить новые социальные роли... Давьщова:... и тогда из ко ротенького списка, состоящего из двух-трех пунктов, вырас тает целое сочинение на двух сторонах листа. Как правило, такие проблемы бывают у детей, которых совсем недав но взяли в приемную семью. Многиеродители не понимепот , что это в любом случае эмоци ональный стресс. Им кажется, что если они искренне любят Быстрее всего дети интегрируются в многодетных приемных семьях, где существуют свои семейные традиции, где установлены определенные правила жизни, сложились отношения. в будущем находить нестан дартные решения в сложных ситуациях. — А вы не могли бы при вести какой-то пример ти пичных проблем у подростков именно из практики ваших занятий? Глазунова: Вот такое ин тересное наблюдение. У нас есть задание: «Расскажи, кто ты». И на первых порах ты приемного ребенка, то он тут же должен почувствовать себя родным. Увы, так не бывает, все равно какой-то адаптаци онный период должен пройти. У меня в практике был слу чай, когда приемная мама из самых лучших побуждений сразу же записала ребенка в несколько кружков и секций, нан51ларепетиторов, чтобы по скорее подтянуть его в школе. И пришлось объяснять, что на первых порах куда важнее не интеллектуальное развитие, а налаживание тесного эмо ционального контакта, а уж всем остальным позже можно заняться. Глазунова: Быстрее всего дети интегрируются в много детных приемных семьях, где существуют свои семейные традиции, где установлены определенные правила жизни, сложились отношения. Там дети начинают ориентировать ся на старших братьев и сестер, тянутся за ними и очень быстро встраиваются в систему этих отношений. А уж если родите ли с самого начала стараются вовлекать их в какую-то со вместную деятельность, то им еще проще осознать и опреде лить свою роль. — Давайт е вернемся к вашим групповым занятиям в лагерях. На что еще вы об ращаете внимание? Глазунова: Мы уже гово рили о том, что у наших детей необходимо развивать эмоци ональную сферу. А это озна чает: умение анализиров; собственные эмоциональна_ переживания, владения ими, понимание эмоций других людей, ответственности за свои реакции и поступки, осознание того, что поведение другого человека может быть объ-' яснено разными причинами. Очень важно объяснять им, что такое конфликт, что кон фликты возможны и между близкими людьми. Очень ча сто приходится помогать им даже в том, чтобы подобрать правильные слова для выраже ния своих негативных эмоций, своего внутреннего несогласия с чем-либо. Их надо научить тому, что любая конфликтная ситуация —это возможность постараться понять другого человека, возможность само му рассказать о том, что тебя не устраивает или задева*’ И что самое главное в люб конфликте - это суметь до говориться, вместе найти тот вариант поведения, который устраивал бы все стороны. Мы моделируем с ними самые раз ные виды конфликтов, вместе ищем конструктивные способы их разрешения. То есть ребята уже заранее получают знания того, как правильно вести себя в той или иной сложной^ ситуации. Давыдова: Мы очень се рьезно готовимся к каждому тренингу, перерабатываем огромное количество лите ратуры, нередко адаптируем упражнения именно к нашим детям, чтобы каким-то сло вом не задеть их. Если ребе нок-сирота недавно пришел в приемную семью, то слова «мама» и «папа» пока еще могут причинять ему боль. А тут упражнение предлагает: «Как ты думаешь, что бы ска зала о тебе твоя мама?» Вот и приходится «маму» менять на «Таню» или «Жанну». Короче, надо учитывать все тончайшие психологические нюансы, чтобы занятия на самом деле приносили только пользу. И знаете, к нашей радости к концу смены мы замечаем, как меняются ребята, насколько более коммуникабельными и уверенными в себе они стано вятся, насколько им проще после занятий общаться и со взрослыми, и друг с другом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz