Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

№ 147/ 25025, 30 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 КЛУБ ПРИБМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Игры всерьез Быть органичной частью новой семьи ЕЛЕНА БРЕДИС В се прекрасно понимают, что ребенок в приемной семье - это и радость, и неизбежные проблемы, с которыми надо разбираться, которые надо решать. К сожалению, далеко не всегда и не во всех случаях интуиция подска­ жет родителям, как найти выход из сложной ситуации. И тут на помощь приходит областной Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ». Его специалисты-психологи не только ведут индивидуальные консультации с замещающими семьями, но и проводят группо­ вые занятия с детьми, отдыхающими в летних лагерях. О том, что представляют собой эти занятия, рассказывают педагоги- психологи Центра Татьяна Давыдова и Жанна Глазунова. главная задача - обеспечить ребенка материально, а в шко­ ле полагают, что главная за­ дача - подготовить к ЕГЭ. В результате бывает и так, что такие дети сами просятся к нам на занятия, потомучто им тоже становится интересно. Но для нас самое важное, чтобы детки из приемных семей научились с нами контактировать, нашли точки соприкосновения, общие темы для общения. Мы пред­ лагаем им специальные игры, которые как раз и помогают наладить такое общение. Глазунова: Нашим детям очень важно чувствовать, что слышишь в ответ: «Яхороший, я послушный, я умный». То есть идут характеристики себя. Видимо, именно то, что они хотели бы слышать в свой адрес от взрослых. Но у них нет осознания собственных соци­ альных ролей. Ну, например, никто не скажет: «Я сын, я ма­ мин помощник» или: «Я брат, я защитник сестры». Потому что в детском доме у них не было таких ролей, они к этому не привыкли. Более того, ведь увлечение человека - это тоже часть его личности, поэтому можно сказать:«Я люблю ри­ совать», «Я люблю музыку». Давыдова: Вообще летние каникулы , и уж тем более такие лагеря, — прекрасная возможность в свободной и непосредственной атмосфере помочь ребятам проработать те проблемы, которые мешают им легко находить контакт со сверстниками, адаптироваться в новой для них среде, побы­ стрее почувствовать себя орга­ ничной частью новой семьи. И то, что занятия эти проходят не индивидуально, а в группе, во многом помогает. Мы выезжа­ ем в детские оздоровительные лагеря «Чайка», «Елочка» и «Олимп», где как раз и отды­ хают дети из приемных семей. —У вас заранее есть какой- то запрос от родителей или самих детей по поводу той проблемы, которую надо про­ работать? Давыдова: Нет, с такими запросами мы чаще работаем на индивидуальных консуль­ тациях. Что же касается грзгп- повых занятий, то тут мы по большей степени обращаем внимание на развитие эмоци­ ональной сферы, поскольку у таких детей она очень часто недостаточно развита. Глазунова: Эти дети в той или ивой степени пережили психологическую травму, ко­ торая в той или иной степени отражается на эмоциональной сфере: у кого-то это — потеря родителей или негативный опыт проживания в кровной семье; кто-то с рождения жил в организации для детей-сирот, а потом обрел приемную семью. Очень часто ребенок не только не умеет проговаривать свои эмоции, он даже не способен их идентифицировать, попро­ сту говоря: он не понимает, что в данный момент чувствует. Поэтому приемные родители нередко удивляются: «Мы ему игрушку подарили, а он запла­ кал». А малыш просто не зна­ ет, как выражать радость. Вот этому мы и стараемся учить их на таких занятиях. — А можно объяснить, как это происходит на каких-то конкретных примерах? Давыдова: Мы сначала го­ ворим с ним о том, что же это за эмоция —радость, в каких ситуациях они ее испытыва­ ли. Мы рисуем эту «радость», потом дарим рисунки друг другу, то есть учимся делиться положительными эмоциями. Очень важно научить ребенка распознавать не только свои эмоции, но и эмоции других людей, понимать, чем они вы­ званы. Группы детей делятся у нас по возрастам, так что ифор­ мы работы разные: у дошколят - по большей части игры, у подростков - более сложные упражнения и задания. Глазунова: Знаете, любые ПОПЫТКИ описать тренинг не­ избежно упрощают его, сводят к какой-то формалистике. Мы можем рассказать, в какие игры мы играем с малышами, но внешне при этом будем выглядеть как аниматоры. А ведь все гораздо сложнее, и многие рюшения принимаются прямо в процессе занятия. До­ пустим, я вижу, что ребенок очень стеснителен, что у него занижена самооценка. Значит, я постараюсь выделить именно его, подчеркнуть его успехи. Тогда и он начнет чувствовать себя более значимым, и ребята станут воспринимать его по- другому. И вот таких задач, которые возникают по ходу тренинга, масса. Мы учим детей общаться не только со взрослыми, но и друг с дру­ гом. Мы обязательно касаемся нравственных аспектов. Взять ту же сказку «Незнайка», которую малыши так любят. Например, мы разбираем тот эпизод, где Незнайка карика­ турно изобразил своих друзей, говорим о том, почему они на него обиделись, что он сделал плохо и неправильно, на что вообще люди могут обижаться и как надо себя вести, чтобы не лишиться окружения. — Мне кажется, то, о чем вы говорите, было бы очень по­ лезно всем детям, в том числе и из родных, кровных семей... Давыдова: Очень может быть, потому что многие роди­ тели сегодня не умеют общать­ ся с собственными детьми, не умеют выражать свои эмоции и понимать эмоциональное со­ стояние своих родных детей. Им нередко кажется, что их они и на период отдыха не остаются без поддержки взрос­ лых, им вообще очень важно и внимание взрослого человека, и его оценка. Давыдова: Кстати, на заня­ тиях мы сразу говорим им, что они могут обращаться к нам по именам и на ты. Знаете, как это быстро сближает? Глазунова: А еще мы обя­ зательно проводим занятия, которые помогают раскрыть творческое начало в каждом ребенке. Например, предлага­ ем им придумать, как нестгш- дартно можно использовать са­ мый обьшный предмет. Знаете, такие упражнения помогают но это тоже редко приходит в голову. И мы начинаем с ними разговаривать о том, кем они ощущают себя в новой семье, за что они теперь отвечают, то есть помогаем определить новые социальные роли... Давьщова:... и тогда из ко­ ротенького списка, состоящего из двух-трех пунктов, вырас­ тает целое сочинение на двух сторонах листа. Как правило, такие проблемы бывают у детей, которых совсем недав­ но взяли в приемную семью. Многиеродители не понимепот , что это в любом случае эмоци­ ональный стресс. Им кажется, что если они искренне любят Быстрее всего дети интегрируются в многодетных приемных семьях, где существуют свои семейные традиции, где установлены определенные правила жизни, сложились отношения. в будущем находить нестан­ дартные решения в сложных ситуациях. — А вы не могли бы при­ вести какой-то пример ти­ пичных проблем у подростков именно из практики ваших занятий? Глазунова: Вот такое ин­ тересное наблюдение. У нас есть задание: «Расскажи, кто ты». И на первых порах ты приемного ребенка, то он тут же должен почувствовать себя родным. Увы, так не бывает, все равно какой-то адаптаци­ онный период должен пройти. У меня в практике был слу­ чай, когда приемная мама из самых лучших побуждений сразу же записала ребенка в несколько кружков и секций, нан51ларепетиторов, чтобы по­ скорее подтянуть его в школе. И пришлось объяснять, что на первых порах куда важнее не интеллектуальное развитие, а налаживание тесного эмо­ ционального контакта, а уж всем остальным позже можно заняться. Глазунова: Быстрее всего дети интегрируются в много­ детных приемных семьях, где существуют свои семейные традиции, где установлены определенные правила жизни, сложились отношения. Там дети начинают ориентировать­ ся на старших братьев и сестер, тянутся за ними и очень быстро встраиваются в систему этих отношений. А уж если родите­ ли с самого начала стараются вовлекать их в какую-то со­ вместную деятельность, то им еще проще осознать и опреде­ лить свою роль. — Давайт е вернемся к вашим групповым занятиям в лагерях. На что еще вы об­ ращаете внимание? Глазунова: Мы уже гово­ рили о том, что у наших детей необходимо развивать эмоци­ ональную сферу. А это озна­ чает: умение анализиров; собственные эмоциональна_ переживания, владения ими, понимание эмоций других людей, ответственности за свои реакции и поступки, осознание того, что поведение другого человека может быть объ-' яснено разными причинами. Очень важно объяснять им, что такое конфликт, что кон­ фликты возможны и между близкими людьми. Очень ча­ сто приходится помогать им даже в том, чтобы подобрать правильные слова для выраже­ ния своих негативных эмоций, своего внутреннего несогласия с чем-либо. Их надо научить тому, что любая конфликтная ситуация —это возможность постараться понять другого человека, возможность само­ му рассказать о том, что тебя не устраивает или задева*’ И что самое главное в люб конфликте - это суметь до­ говориться, вместе найти тот вариант поведения, который устраивал бы все стороны. Мы моделируем с ними самые раз­ ные виды конфликтов, вместе ищем конструктивные способы их разрешения. То есть ребята уже заранее получают знания того, как правильно вести себя в той или иной сложной^ ситуации. Давыдова: Мы очень се­ рьезно готовимся к каждому тренингу, перерабатываем огромное количество лите­ ратуры, нередко адаптируем упражнения именно к нашим детям, чтобы каким-то сло­ вом не задеть их. Если ребе­ нок-сирота недавно пришел в приемную семью, то слова «мама» и «папа» пока еще могут причинять ему боль. А тут упражнение предлагает: «Как ты думаешь, что бы ска­ зала о тебе твоя мама?» Вот и приходится «маму» менять на «Таню» или «Жанну». Короче, надо учитывать все тончайшие психологические нюансы, чтобы занятия на самом деле приносили только пользу. И знаете, к нашей радости к концу смены мы замечаем, как меняются ребята, насколько более коммуникабельными и уверенными в себе они стано­ вятся, насколько им проще после занятий общаться и со взрослыми, и друг с другом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz