Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ «Все шлют Онегина к врачу...» Откуда у пушкинских героев душевная депрессия ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА ЮРИЯ ГОЛУБЕВА № 142/25020/ 23 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 В России эта тема нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина. В произведениях нашего великого поэта можно нередко встретить героев с душевными недугами. Из- вестно, что он даже посещал специальные лечебницы, ин- тересовалсяих обустройством. В обиходе в ту пору были иные медицинские термины, обозначавшие психические отклонения: помешательство, безумие, сумасшествие. Со- прикосновение творчества Пушкина с медициной его времени интересно и увлека- тельно показал в своих ис- следованиях биограф поэта — профессор С. М. Громбах. Упушкинских персонажей недуг чаще всего начинается вследствие сильного душевно- го потрясения: Германн («Пи- ковая дама») заболевает после неожиданного проигрыша, приведшего к крушению всех его, казалось, близких надежд на богатство, Евгений («Мед- ный всадник») теряет рассу- док после гибели невесты. То же самое происходит сМарией («Полтава») после казни отца и с Мельником («Русалка») — после самоубийства дочери. Как проявляется их душев- ная болезнь? Характерными симптомами служат бред и галлюцинации. Бред — это суждение, не соответствую- щее, противоречащее дей- ствительности и искаженно ее отражающее. Ошибочные заключениямогут встречаться у каждого из нас, и некоторые из них мы с убежденностью отстаиваем. Но заблуждения здоровых людей можно ис- править с помощью допол- нительных аргументов или приобретения новых знаний. Болезненноеже суждение опи- раетсяна «кривуюлогику», на которую нельзя повлиять ни убеждением, ни доказатель- ствами. Отдельные свойства реальных предметов или явле- ниймогут восприниматься че- ловеком в измененном, непра- вильномвиде. Скажем, вшуме дождя слышатся разговоры, пальто на вешалке становится похожим на спрятавшегося злоумышленника. Это то, что врачи называют иллюзией. Яркое описание такого со- стояния находим в «Бесах». Ямщик, перепугавшись не на шутку, указывает барину, как в вихрях снежной вьюги с ним играет «бес»: Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вон —теперь толкает Одичалого коня... Другоешироко распростра- ненное расстройство восприя- тия — галлюцинации: ничего вокруг нет, а человек что-то видит, слышит, чувствует. Германну в галлюцинациях ЮРИЙ ГОЛУБЕВ, врач-психиатр Л юбопытный факт: живой интерес у многих великих писателей прошлого вызывало такое направление в медицине, как психиатрия. Горестная судьба душевнобольных, сложней- шее, тончайшее движение человеческойдуши—всё это по-настоящему волновало мастеров слова. В зарубеж- ной литературе XIX века даже сложилась своего рода традиция использования персонажей с признаками безумия (Сервантес, Шекспир, Гофман). ■ Больница «Всех Скорбящих» в С.-Петербурге, ХIХ век. ■ Автограф стихотворения «Не дай мне Бог сойти с ума...». ■ Памятник в Париже Филиппу Пинелю. слышатся названия карт, су- лящих ему выигрыш: «Трой- ка, семерка, туз — не выходи- ли из его головыишевелились на его губах». Болезнь к нему подкрадывалась исподволь. Впервые галлюцинации на- ступают, когда он прощается с мертвой графиней: «В эту минуту показалось ему, что мертвая насмешливо взгля- нула на него, прищуривая одним глазом». Той же ночью ему привиделась покойная графиня и назвала три за- ветные карты. С этой минуты Германн на грани безумия. И наконец в злополучный вечер, когда пиковая дама роковым образом подменила туза, ли- шая выигрыша Германна, он окончательно теряет рассудок. Психическое нездоровье Евгения из «Медного всадни- ка» развивается при виде сне- сенного наводнением домика Параши: И, полон сумрачной заботы, Всё ходит, ходит он кругом, Толкует громко сам с собою— И вдруг, ударя в лоб рукою, Захохотал... Герой полон печали и отча- яния, охваченмрачнымимыс- лями, погружен в себя. Сейчас мы говорили быо психогенной (то есть имеющей психологи- ческие причины) депрессии: Ужасных дум Безмолвно полон, он скитался. Его терзал какой-то сон. И мне тихонько показала Седую голову —творец! Куда бежать намотзлоречья? Подумай: эта голова Была совсем не человечья, А волчья... А Мельник в «Русалке» возомнил себя ворономи упор- ствовал в этом убеждении. «Несчастный, он помешан. Мысли в нем // Рассеяны, как тучи после бури», — говорит о нём князь. По представлениям того времени, среди причин поме- шательства нередко считалась несчастная любовь. Возмож- ность «сойти с ума от любви» воспринималась вполне все- рьез. Подтверждение этому, например, находим в одном из писем Пушкина к своей жене. Поэт сообщал Наталии Ни- колаевне о девушке по имени состоянии безумия: Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в тёмный лес! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грёз. А вторая часть стихотворе- ния содержит описание усло- вий содержания психически больных людей. Хотя наука о душевных болезнях к началу XIX века сделала большие успехи, представление о ду- шевнобольных, именно как о больных, не стало еще общим достоянием. Вто время господ- ствовали суеверные воззрения на психически больных как на одержимых «то злым, то до- брым духом». Эти воззрения черпали свое начало в самых древних периодах человече- ской культуры с веры во все таинственное, непонятное и сверхъестественное. Известно, что первая пси- хиатрическая больница была открыта в Москве в 1808 году. История доносит нам из прошлого безыскусные стро- ки, написанные в начале XIX века автором путеводителя по Москве, в главе, посвященной описанию «домов смиритель- ных и ума лишённых»: «Нель- зя без сердечного прискорбия посещать камеры сих несчаст- ливцев. Здесь вы видите одно- го прикованного к стене, там в длинной безумной рубашке с предлинными рукавами, тут жестокая скорбь обезобразила все черты лица... Посещение сего дома сделает, конечно, на каждого впечатление...». Об этомже читаемуПушкина: Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь, как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака, Исквозь решетку, какзверька, Дразнить тебя придут. Однако так было не вез- де. Под влиянием француз- ского психиатра Ф. Пине- ля, впервые снявшего цепи с психически больных людей, гуманные идеи нестеснения помешанныхпостепенно стали внедряться в умырусских вра- чей. В 1832 году в Петербурге на 11-й версте по Петергоф- скому шоссе, в прекрасном имении (когда-то бывшая летняя резиденция князя По- тёмкина) была построена пси- хиатрическая больница «Всех Скорбящих». В нее перевели страждущих из Обуховской лечебницы, где «в 17 нумере» содержался сошедший с ума пушкинский Германн. «Попе- чительпонравственнойчасти» новой, считавшейся по тому времени, образцовой больни- це И. Ф. Рюль свой гуманизм к душевнобольным выразил такими словами: «Имея со- жаление к ближнему твоему, потерявшему драгоценнейшее для человека — рассудок, не отказывай подать ему руку благодательной помощи и страшись не признать его себе подобным». . . .Читая произведения Пушкина, видим, что он глубо- ко понимал болезненную сущ- ность и тяжесть психических расстройств, в сравнении с чем «легче посох и сума». Знания его были разнообразны и точ- ны. В этом гениальный поэт находился впереди многих своих современников. Прошла неделя, месяц — он К себе домой не возвращался. Временами сознание Евге- ния прояснялось, но вслед за этим появлялась мания пре- следования: «За ним повсюду Всадник Медный // С тяже- лым топотом скакал». В бредовых переживаниях Марии из поэмы «Полтава» воспоминания перемешивают- ся с искаженным восприятием реальной действительности: Она за тайну мне сказала, Что умер бедный мой отец, Варвара, сошедшей с ума от любви: «Она была влюблена и надеялась выйти замуж. На- дежда не сбылась. Она впала в задумчивость, стала заго- вариваться. Свадьба сестры совершенно ее помутила. Она убежала к Троице. Ее насилу поймали и увезли. Мне очень жаль ее». Душевную болезнь поэта К. Батюшкова, несмотря на явную наследственную отяго- щенность, тоже приписывали к неразделенной любви. В ка- честве решитель- ного «метода» лечения тогда рекомендовалась физическая бли- зость с женщи- ной. Жена поэта П. Вяземского Вера Федоровна, п р о я в л я вша я трогательную за- боту о больном, н а м е р е в а л а с ь привлечь для это- го за вознаграж- дение какую-то девушку, а при- ятельница Пуш- кина Елизаве- та Михайловна Хитрово (дочь М.И. Кутузова) для этих целей даже называла себя. Пушкин не без иронии, хотя вполне доверяя подобному «ле- чению», писал: «Она как нельзя более взволно- вана состоянием Батюшкова. Она с самоотверженностью, по- истине изумительной, пред- лагает сама явиться к нему, чтобы испробовать последнее средство». Многие персонажиПушки- на становятсяжертвами стрес- совых ситуаций. Достаточно вспомнить, как Татьяна, то- скующая после тягостного для нее объяснения с Онегиным в саду, «увядает, бледнеет, гас- нет», как, в своюочередь, Оне- гин, запоздало полюбивший Татьяну, «сохнет, и едва ль // Уж не чахоткою страдает.// Всешлют Онегина к врачу...». Среди пушкинских про- изведений особо следует вы- делить глубоко философское стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума...». Компози- ционно оно распадается на две части. В одной — мечты о той свободе, которая достигается в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz