Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Ч то такое счастье, каждый пони- мает по-своему. Так сказал од- нажды дедушка одного из постперестроечных премьер-министров, а по совместительствупре- красный советскийписа- тельАркадийГайдар. Он был прав. Его внук, на- пример, не сомневался: счастье наступит, когда Россия станет компакт- ной европейской стра- ной, в городах и весях которойвпервых этажах домов откроются мага- зинчики и кафешки. Но мне куда симпатичнее определение талантливого кинорежиссера Геннадия Полоки: счастье в том, что человеку иногда кажется — и его все любят, и он лю- бит всех. Полока и фильмы снимал о людях, думавших так же. Это мог быть бессре- бреник, педагог Викниксор, создавший удивительную школу, известнуюпод назва- нием ШКИД. Или генерал Адамов, что посреди оже- сточающих душу страстей Гражданской войны умел понять, услышать и белых, и красных. Сам автор фильма считал Адамова постарев- шим князем Мышкиным. Слова Полоки о счастье прозвучали несколько лет назад по ТВ. На минувшей неделе запись четырех его монологов повторили на канале «Культура». Повод: со дня рождения создателя «РеспубликиШКИД»испол- нилось восемьдесят пять. До этой даты он не дожил чуть больше полугода — умер в декабре 2014-го. Это, одна- ко, прошло у нас незамечен- ным. Кто он, Полока? Вот если речь идет, предполо- жим, о поп-звезде, ей телеви- зионщикипосвятят ипять, и десять, и двадцать пять пере- дач. И неважно, что будет зацепкой: юбилей, рождение потомка, свадьба, разводили даже смерть. Последнее, пожалуй, в принципе пред- почтительнее. Умерший, по крайнеймере, не возмутится сплетнями и воспоминания- ми нежданно объявившихся самозваных друзей, которые под руководством Закошан- ского, Малахова, Корчев- никова прямо-таки жаждут поделиться альковными и прочими тайнами дорогого покойника. Всё расскажут: о брошенных детях, о любов- никах и любовницах, о ка- призах, запоях, депрессиях. Мы это недавно наблюдали, когда ушла из жизниЖанна Фриске. Цинизм, с каким репортеры, держа наготове диктофон, лезли к близким певицы, был запредельно бесстыдным. Рейтинг превы- ше всего: и горя, и радости, и боли… Сла в а Бо г у , Полока не хло- потал ни о пиаре, ни о самопиаре. Он з а н им а л с я любимым делом — кино. И лишь мимоходом в те- лемонологах упо- мянул, что свою «Интервенцию» по специальному приглашению показывал королевскому семейству Великобритании, а в Соеди- ненных Штатах ему, един- ственному из российских режиссеров, предложили устроить ретроспективу из лучших лент. Он больше все-таки доро- жил признанием на Родине. Но постановщик семнадцати лент, включая пять-шесть несомненныхшедевров, при жизни его не дождался. Да и о посмертном юбилее ма- стера вспомнили только на одном телеканале. Маленькое отступление. Липчане были первыми в Советском Союзе, кто уви- дел «Республику ШКИД». Режиссер привез ее к нам на фестиваль студии «Лен- фильм». Если мне не изме- няет память, на том же фе- стивале демонстрировался незабытый до сих пор боевик «Человек-амфибия». И я не берусь решать, намного ли уступила ему и уступила ли вообще дерзкая, умная, романтическая экранизация книги Пантелеева и Белых о том, как советская власть после двух страшных войн спасала сирот и беспризор- ников. А спустя двадцать с лиш- ним лет Полока снова был у нас в гостях. На сей раз он демонстрировал в Липецке «Интервенцию». Она долгое время находилась под за- претом, лежала «на полке». Киночиновников смущало и злило, что фильм из эпохи Гражданской войны был веселым, озорным, хули- ганским, в духе народного балагана и «окон РОСТА» Владимира Маяковского. «Шестидесятник» Полока плылпротив течения. Егопо- коление кинематографистов предпочитало делать игровое кино «под документ», чтобы все, как в жизни. А он лю- бил игру, яркое зрелище. Не случайно сам Иван Пырьев признал: Полока — вто- рой Эйзенштейн, наследник «монтажа аттракционов». Так что у режиссера «Интер- венции» с властью возника- ли, как выражался Андрей Синявский, не идейные, а стилистические разногла- сия. Он понимал реализм го- раздо шире и свободнее, чем было принято и позволено. Итак, Геннадий Полока. Крупный режиссер, давно заслуживший титул клас- сика. А теперь напрягитесь, господа: вам знакомы его фильмы «Наше наследие», «Око за око», «Возвращение броненосца»?Боюсь, вероят- ность утвердительного от- вета близка к нулю. В пост- советской России без всяких цензурных запретовПолока, считайте, так и не появился в прокате. Да и ТВ о нем практически не вспоминает. Между тем «Возвращение броненосца» — телефильм, минисериал. Однако, по де- сятку раз прокручивая «Не родись красивой», «Мою прекрасную няню» и «Сва- тов», никакие каналы не собираются возвращаться к «Возвращению». Это полузабвение Полока разделил с другими выда- ющимися литераторами, режиссерами, мастерами сцены, начиная с Лермонто- ва и Шолохова. Их юбилеи отмечали более чем скромно. Особенно в сравнении с бес- прерывным отслеживанием, предположим, родительских радостей Пугачевой, Галки- на и Киркорова. И только негромкая «Культура» тер- пеливо и деликатно напоми- нает о судьбах и достижени- ях, не имеющих отношения к рейтингам, шоу-бизнесу и денежным потокам за ре- кламу. Она включает в сетку вещания монологиПолоки с надеждой: кто-то посмотрит, задумается, заинтересуется. А монологи эти необыч- ны.Мудрый, просветленный творецпредстает в нихне вы- сокомерным небожителем. У него нет и тени показного интеллектуального превос- ходства над «толпой». Более того: ни намека обиды на со- ветские времена с ихнередко идиотскими цензурными препонамии бесцеремонным вмешательством в замысел художника. Напротив: режиссер был влюблен в двадцатые годы ушедшего столетия. И до последнего часа не отрекся от этого пристрастия, как отрекся Булат Окуджава от своих «Комиссаров в пыль- ных шлемах». Именно в те годы живут его любимые ге- рои. Емухотелось всмотреть- ся не в ужасыожесточенного противостояния красных и белых, а в романтических героев с их верой в новый, справедливый, идеальный мир. Ведь вера эта возродила из развалин и трагедий меж- доусобицы страну, которой предначертано было побе- дить фашизм. Кино Полоки прежде всего об этом. Не по- тому ли оно по-прежнему за- малчивается, по-прежнему утаивается от публики? Идеализм и романтизм По- локи опять не совпали с эпохой. Они несовместимы с рынком, который, по сло- вам режиссера, враждебен христианским ценностям, особенно вечной заповеди «возлюби ближнего». СМОТРИМ В ИЮЛЕ Кто победит пришельцев? «Пиксели» и другие премьеры недели СЕРГЕЙ ИВАНОВ «В ремя спасать мир!», утверждают создатели фантастической ленты «Пиксели», вы- ходящей сегодня на российские экраны. В центре сюжета — очередное вторжение инопланетян на Землю… Вы скажете: «Что может быть банальнее?!» Да, если бы на этот раз они не предстали в виде героев вселенски популярных компьютерных игр. Сражаться с пришельцами призвана команда бывших геймеров, в числе которых: президент Соединенных Штатов Америки; карлик-зэк, большой ценитель пре- красного пола; зануда-параноик, свято верящий в тео- рию вселенского заговора; профессиональный неудач- ник и циник, в детстве подававший большие надежды. А помогает новоиспеченным героям очаровательная ученая фея. По с т а в ил «Пиксели» с бюджетом свы- ше 110 милли- онов долларов мастер семей- ного киноКрис Коламбус, соз- датель таких популярных картин, как «Один дома», «Гарри Поттер и фи л о с о ф - ский камень», «Миссис Даут- файр». В глав- ной роли снялся известный комик Адам Сэндлер. Молодежная детективная мелодрама «Бумажные города» посвященаюношеским романтическим увлечениям. Выпускник школыКьюДжейкобсен с детских лет тайно влюблен в своюпре- красную и дерзкую соседку Марго Рот Шпигельманн. Поэтому когда однаждыночьюона приглашает его принять участие в «ка- рательной операции» против ее обидчиков, он соглашается. Но, придя в школу после их ночного приключения, Кью узнает, что Марго исчезла… оставив для него лишь таинственные послания, которые он должен разгадать, чтобы найти девушку. Поставил ленту Джейк Шрейер ( «Робот и Фрэнк»). «В каждой школе есть свой призрак» — девиз мрачного триллера «Виселица» . Его герои учащиеся спустя 20 лет после трагического несчастного случая при постановке школьной пьесы решают вновь поставить ее с целью почтить память по- гибшего ученика. Но в некоторых случаях прошлое лучше не ворошить… Экс-девушкаБондаОльгаКуриленкоиблистательныйМорган Фриман снялись в боевике «Ускорение» . Алекс, опытная воров- ка, соглашается совершить свое последнее ограбление… Но все идет не по плану. Теперь ей—красивой, сильной и безжалостной роковойженщине—угрожает опасность.Инеудачное ограбление — не единственная проблема. Она перешла дорогу секретному международному синдикату, который ищет нечто более ценное, чембриллианты. С этогомомента дляАлекс единственный способ спастись — бежать. И как можно быстрее… Обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля за вклад вмировойкинематограф, создатель зрелищныхикассовых картин «Наемный убийца», «Без лица», «Миссия: невыполни- ма-2», «Битва у Красной скалы» Джон Ву возвращается на наши экраны с масштабной исторической драмой «Переправа» . Вцен- тре повествования три пары, чьи судьбыдраматически связаны с событиями, которые разворачиваютсянафоне военных действий. Фильм основан на реальной трагедии потопления корабля «Тай- пин». Катастрофа произошла в 1949 году и унесла жизни более 1500 пассажиров и экипажа. В главных ролях звезды азиатского кино Такэси Канэсиро («Чунгкингский экспресс», «Дом лета- ющих кинжалов», «Падшие ангелы») и Чжан Цзыи («Герой», «Мемуары гейши»). Драма француженки грузинского происхождения Тинатин Каджришвили «Брак за решеткой» номинировалась на прошлом Берлинскомкинофестивале на приз за лучший дебют. Искорене- ние преступности в Грузии времен Михаила Саакашвили имело свою оборотную сторону. Провозглашенная им «нулевая терпи- мость кпреступности» привела кневероятным срокамтюремного заключения — 14 лет за кражу велосипеда, 10 лет за хищение коровы, 6 лет — за курение марихуаны. Именно такой срок получил муж режиссера фильма. Точнее мужем ее он стал уже в тюрьме — иначе прожившие несколько лет вместе люди не имели права на свидание. Фильм о таких же, как она, «невестах», от 18-летней девушки до 75-летней старушки, становящихся женами своих отбывающих срок воз- любленных. Юных зрителей на этой неделе порадует очередной, десятый по счету выпуск анимационного альманаха «МУЛЬТ в кино». ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Тихий юбилей Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 142/25020/ 23 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 / ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ Полок больше все - таки дорожил признанием на Родине . Но постановщик семнадцати лент , включая пять - шесть несомненных шедевров , при жизни его не дождался .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz