Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ № 142/25020/ 23 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 У человека, которому до- верен «голосЦеркви», старин- ное имя — «звонарь». ...Каждыйдень длянегона- чинается одинаково. Подъем в полшестого, ровно в шесть — правило у алтаря, где каждый инок получает благословение батюшки на какое-то опреде- ленное дело. У отца Прокопия уже много лет подряд оно одно и то же — звонить в колокола. Он, если переводить на свет- ский, официальный звонарь монастыря. Без него не начнет- ся служба — ни утренняя, ни обедня, ни всенощная. Абыва- ют еще и праздники. Значит, на высоченную колокольню ему подниматься по несколько раз на дню. 164 ступени, веду- щие в Небо... Колокол—самыймогучий, самый оригинальный, самый романтичный музыкальный инструмент. К нему всегда тянулись, от него набирались силы, его любили, слушались и боялись. Вечевой новгород- ский по приказу московского царя был снят с колокольни в знак того, что с вольностями Господина Великого Новго- рода — покончено. Его же псковский собрат вообще был наказан «за своеволие» — па- лач тяжелым молотом отбил у него медные уши. Был случай, когда благовестника били плетьми и по царскому указу сослали в Сибирь... История России вообще творилась под колокольные звоны. С ними всходили на престол цари, умирали на площадях злодеи, колокол извещал о войнах и победах, в прочие дни — звал в храм славить Господа, чем и жила всегда Русь-матушка. А по- том она замолчала. Между последним печальным вскри- ком, слетевшим с колокольни в советское время, и новыми малиновыми звонами пролег- ло Время. Оно вместило в себя в клочья изодранную эпоху с мятымилозунгамиреволюций и перестроек, с черными и пустыми глазницами храмов, с оборванными веревками на колокольнях... Но все проходит. Проходят и злые времена. Ина звонницу главного монастыря России, как самодержец на престол, восходит «Царь». Благовест- ник, несущий для Отечества благую весть. А рядом — уже стоит, взявшись за веревки, инок в подряснике. Так было в Свято-Сергиевой Троице в Посаде, так было потом и Звонари Кто дарит нам небесную музыку АЛЕКСАНДР КОСЯКИН ...И наступит эта удивительная, торжественная, трога- тельная и всегда томительная минута. Когда крестный ход в ночи — полноводная река огней из сотен зажженных свечек остановится у паперти, у самого входа в храм. И замолкнут вдруг колокола на звоннице, и будет слышно, как ветершуршит целлофановым кулечком над свечкой, и толпа станет единым целым, только и способным услышать всего два слова. И их крикнет звонким голосом от церковных дверей, от притвора, священник: «Христос воскресе!» Илюдиответят радостно, спеша согласитьсякак с только что довереннойимтайной. Итут ужколокола зальются счастливым смехом... Это будет особый, пасхальный, или, как его называли в старину, красный, звон. А вообще они бывают разными, ко- локольные переливы, предваряя то будничные, то радостные, то грустные, а то и трагические моменты в жизни. Не случайно в прежние времена строгий глас вечевого разом собирал народ — может, на защиту города от набегов супостата, а может, на тушение пожара. И никаких мобильников и согласований... по всей России-матушке. Я хорошо помню, как в 1991 году на паперти Задонско- го Богородицкого мужского монастыря висели... газовые баллоны. Вместо колоколов. И в них звонили! И мы это крепко должны запомнить — хотя верующий человек и без них слышал призывные звоны прежних дней и эпох. Просто баллоны те заставили многих очнуться... До революции на звоннице было полтора десятка коло- колов, главный «Большой» весил 11 с лишним тонн и был отлит в Москве на заводе Самгина на средства местных купцов. Голос этого колокола в тихие дни был слышен даже в Ельце, за тридцать верст. Как дотошно подсчитал лето- писец монастыря иеромонах Геронтий, общий вес подбора колоколовмонастырскойзвон- ницы составлял 22 тонны 414 килограммов 400 граммов. В эпоху богоборчества верх- нюю часть колокольни разо- брали, и на ней была устроена парашютная вышка. Летом 2005 года к уже имевшемуся подбору коло- колов на звонницу подняли самый большой в епархии бла- говестник весом в 5 тонн. Для этого даже пришлось немного разобрать проем колокольни. Ученые утверждают, что существует технология, по- зволяющая восстанавливать звуковой фон давних времен. из них имели свои звоны. Во время больших церковных праздников этот потенциал был таким мощным, что мог повлиять на ракету средней дальности действия—так, что она отклонила бы свою траек- торию. То есть Россия тогда находилась под защитнымзву- ковым колпаком. Безо всяких ПРО и войск ПВО... Даже некоторым членам Политбюро ученые давали послушать колокольный звон Николо-Угличского монасты- ря, основанного Дмитрием Донским! Но ответственные товарищи не поверили... По проблеме колокольного звона еще в восьмидесятые годы прошлого века прошли два международных конгрес- са. Наукой было доказано, что колокольный звон уби- вает многие вирусы, рядом с колокольней происходит стерилизация воздушного про- странства. В докладе русских ученых была ссылка на Елец, там была такая фраза: «здесь ежесуточно идет неслышимый звон». Ничего удивительного — в старинном городе было когда-то около сорока церквей со своими колокольнями. Говорят, к шестидесяти годам профессиональные зво- нари напрочь теряют слух. Но это не останавливает желаю- щих посвятить себя древнему ремеслу. В России и Беларуси существуют школы звонарей, в которых приличный кон- курс. А настоящий звонарь — прежде всего человек глу- боко верующий. Ведь колокол называют «звонкой иконой», а звон изначально связан с гласом Бога, слышимым на Земле. И потому всякий раз, когда мы слышим благовест, в душе рождается светлое и радостное чувство своей сопри- частности с Небом. Помню ощущения, когда я первый раз поднялся на колокольню. Конечно, по- трясли виды старого города на десяткиверст окрест.Нопотом звонарь, перекрестившись, взялся за веревки. Однако перед этим дал мне кусочек ваты — заткнуть уши. Отец Прокопий без ваты тоже не обходится, иначе мо- жет потерять слух. Музыкаль- ный. Он поет в братском хоре и ведет свою партию... В первые дни Светлой сед- мицына колокольнюразреша- етсяподниматьсявсем. Такпо- велось издревле. Каждый мог стать звонарем—мальчишка, купец, разночинец, приказ- чик, бродяга, старик-инвалид, слепец, вдовица... Прекрасны- ми звонарями былиАлександр Суворов, Иван Грозный, Петр Первый. Каждый из них в пас- хальные дни часами отстаивал под благовестником. Потом было время, когда на разбитую колоколенку поднимался ста- рый звонарь и горько плакал под пустыми веревками, по- тому что колокола, как и всю прежнюю жизнь, сбросило на землю новое время... Потом жизнь вернулась сюда, на эту «высоту птичьего полета», и в проемах древних стен снова показались отлитые заново колокола. В пасхальный день на са- мой звоннице тесно так, что буквально негде ноге ступить. Все смешалось под этими ве- ревками: бородатые иноки, счастливые дети и их напря- женные мамы-папы-дедуш- ки... Никто никому уже ниче- го сказать не может, общаются только жестами. Но вот что меня сразило — посреди этого неумолчного грома, суеты и страшных метров высоты, прислонившись к железному каркасу, спала старушка. Я ее сразу узнал — это была матушка Анна, она торгует от монастыря литературой. Чест- ное слово—она спала, или так наморилась, или ее убаюкала небесная музыка. Разбудил ее не звон, а кто-то, нечаянно задев локтем... Кстати о матушках. Их здесь было несколько чело- век — молодых и не очень. Все они совсем по-девчоночьи дергали за веревки, пытаясь солировать главному вечевому колоколу, языком которого «управлял» звонарь. Выпро- сить лишнюю веревку у ма- тушек в такую минуту было, пожалуй, невозможно, и мы дергали всякуюподвернувшу- юся под руку. Уже спускаясь, на половине пути, повстре- чали двух старых монахинь, которые обычно еле-еле пере- двигаются по монастырскому двору. Они тоже поднимались звонить, «потрудиться для души»! Дивны дела Твои, Го- споди! И разве странно, что в бо- гомольный Задонск вот уже несколько веков стекаются страждущие исцеления из разных уголков России (и не только) и по вере получают его —от святых мощей святителя Тихона Задонского и местных праведников, от икон и мали- нового звона, конечно. Здесь самая высокая на среднем Дону колокольня — 82 метра. А попробуем представить, что будет в нашем Липецком крае, когда мы восстановим все 400 храмов с их колоколен- ками, росписями, святынями и малиновыми звонами. Например, шум Куликовской битвы или Бородинского сра- жения. История Руси-России творилась под колокольные звоны. Современные приборы улавливают электромагнит- ные колебания, идущие от святынь, например от храмов с их звонницами. Даже если они полностью разрушены! В это трудно поверить, но даже в советские времена уче- ные не прекращали изучения этого явления—настолько оно было уникально. Тогдаже был подсчитан потенциал излуче- ния в ультразвуковом диапа- зоне колоколов, звучавших до революции. В монархической Россиибыло 1270монастырей, а общин и приходов — при- мерно 30 тысяч. Большинство „ Первыe колокола в возобновив- шем иноческую жизнь Свято- ТихоновскомПреображенском женском монастыре под За- донском висели на импрови- зированной, сварной звоннице. ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСЯКИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz