Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА АЛЕКСАНДРА АРТЕМЬЕВА Первый полёт Сорок лет назад в космос отправились пилотируемые корабли двух государств — советский «Союз» и американский «Аполлон» № 137/25015/ 16 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 НЕГРОМКАЯ ДАТА АЛЕКСАНДР АРТЕМЬЕВ Э то событие оставило заметный след в истории мировойпилотируемойкосмонавтики. Впервые две великие державы, преодолев политические противоречия, смогли решить сложнейшую техническую задачу стыковки на орбите и совместной работысоветского и американского экипажей. Этот по- лет стал также демонстрацией возможностей, которые открываются перед человечеством при объединении усилиймногих стран в деле изученияиосвоениякосми- ческого пространства в мирных целях. Иконечно, экс- периментальныйполет «Союз»—«Аполлон» («ЭПАС») дал очень много для укрепления доверия между наши- ми странами, способствовал развитию взаимопонима- ния и дружеских связей между двумя народами. Путь к «ЭПАС»: политика, техника, люди В апреле 1970 года в ходе космического полета «Апол- лона-13» к Луне произошла серьезная авария, поставив- шая на грань жизни и смерти экипаж корабля. Благодаря мужеству, высочайшему про- фессионализмуислаженности работы астронавтов Ловелла, Хейза и Суиджерта, а также наземных служб трагедии не случилось, спускаемый аппарат «Аполлона-13» бла- гополучно вернулся на Зем- лю. Когда шла напряженная борьба за жизнь американ- ских астронавтов, Советский Союз предложил своюпомощь США: советские суда, нахо- дившиеся поблизости района приводнения «Аполлона» в Тихом океане, были готовы принять меры по спасению астронавтов, все радиопе- реговоры в эфире на часто- тах американских средств управления полетом и поиска спускаемого аппарата были прекращены, чтобы не ме- шать спасательной операции. Именно тогда в Советском Со- юзе и США и зародилась идея создания систем, которые обе- спечилибывзаимное спасение космических экипажей в ходе пилотируемых полетов. Первые рабочие контакты специалистов космической отрасли СССР и США выли- лись в договор между нашими странами, заключенный в 1972 году в ходе перегово- ров лидеров двух мировых держав Леонида Брежнева и Ричарда Никсона. Он пре- дусматривал осуществление первого совместного полета двух кораблей наших стран со стыковкой на орбите. Надо отметить то, что по- мимо преодоления сложных политических противоречий между нашими странами было необходимо решить еще огромный комплекс техниче- ских проблем. При создании космических пилотируемых кораблейпринимались техни- ческие решения, не позволяю- щие «с ходу» выполнить сты- ковку «Союза» и «Аполлона» на орбите и совместные работы экипажей. Среди таких про- блем, например, были: разная атмосфера в космических ко- раблях, разная конструкция стыковочных узлов, радио- техники, связи... Все эти сложности были благополучно преодолены. Оба корабля прошли необхо- димую модернизацию. По- нимая важное политическое значение совместного экспе- римента в космосе, советская сторона приняла ряд допол- нительных мер для успеха космического полета. Так, космический корабль «Союз» прошел ряд испытаний в бес- пилотныхполетах, а в декабре 1974 года на орбиту стартовал «Союз-16», на борту которого находились космонавты Ана- толийФилипченко иНиколай Рукавишников. В ходе этого испытательного полета были проверены все системы кора- бля, имитировались маневры на орбите и даже стыковка с американским кораблем. В советский и американ- ский экипажи были вклю- чены опытные космонавты и астронавты. Командиром «Союза» был назначен Алек- сей Леонов, первый в мире человек, работавший в от- крытом космосе в 1965 году. В конце 60-х Алексей Архи- пович проходил специальное обучение на базе Липецкого авиацентра, участвуя в под- готовке к высадке на Луну. Затем в качестве командира корабля «Союз» он готовился к полетам на орбитальные станции «Салют». Бортинже- нером стал Валерий Кубасов, в 1969 году участвовавший в групповом полете трех на- ших кораблей «Союз», а затем вместе с Алексеем Леоновым проходивший подготовку к полетамна орбитальные стан- ции «Салют». «Аполлон» пилотировали Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дик Слейтон. Стаффорд уже четвертый раз стартовал в космос. До этого он участво- вал в полетах по программе «Джемини», летал на «Апол- лоне-10»кЛуне ипровел гене- ральную репетицию высадки на ее поверхность. Вэнс Бранд и Дик Слейтон полетели в космос впервые, но это не зна- чит, что они были новичками в космонавтике. Бранд был дублером нескольких лунных экипажей, готовился по про- грамме «Скайлэб» в качестве командира спасательного корабля. А Слейтон был во- обще легендой американской астронавтики: ветеран Вто- рой мировой войны, военный летчик и летчик-испытатель, он состоял в первой «велико- лепной семерке» пилотов кораблей «Меркурий», но по состоянию здоровья (медики нашли у него отклонения в работе сердца) был снят с под- готовки к космическому по- лёту. В дальнейшем Слейтон возглавлял отряд американ- ских астронавтов, занимался отбором и формированием экипажей, в том числе и эки- пажа «Аполлона-11», члены которого выполнили первую посадку на Луну. Но Слейтон оставался человеком целе- устремленным и упорным. Он много занимался, провел необходимые процедуры ле- чения, физически укреплял свой организм и добился воз- вращения в отряд астронав- тов как активный пилот. К моменту старта «Аполлона» к «Союзу»ДикуСлейтону был уже 51 год. Оба экипажа тщательно готовились к совместному полету, изучали корабли пар- тнеров, проходили трениров- ки в подмосковном Звездном городке и в американском Центре подготовки в Хьюсто- не (штат Техас). Они взаимно освоили языки: наши — ан- глийский, а американцы — русский. И самое главное — в ходе подготовки к космиче- скому полету космонавты и астронавты по-настоящему подружились, научились хо- рошо понимать друг друга, создали единуюи сплоченную команду. Встреча над Эльбой 15 июля 1975 года. Пер- вым с космодрома Байконур стартовал «Союз-19». Через семь с половиной часов, ког- да «Союз-19» пролетал над космодромом имени Кенне- ди (штат Флорида, США), к нему навстречу вылетел «Аполлон». Через двое суток над Западной Европой, а если точнее, надЭльбой (очень сим- воличный знак в год 30-летия встречи союзных войск на бе- регах этой реки и победы над фашистской Германией!) два корабля встретились в космо- се и успешно состыковались. Затем в течение трех суток со- вместного полета астронавты «Аполлона» «ходили в гости» к космонавтам «Союза» и на- оборот, проводились совмест- ные научные исследования и эксперименты, на Землю ве- лись телевизионные передачи о работе на орбите, организо- вывалисьпресс-конференции. Нашлось время и для от- дыха и шуток. Так, во время первого «визита» американ- ских астронавтов на борт корабля «Союз» в отсутствии связи с Землей Леонов и Ку- басов решили угостить Стаф- форда и Слейтона по русскому обычаю. Откуда-то из тайника были извлечены тубы, на ко- торых красовались этикетки русской водки. Американцы поверили и всерьез собрались вместе с нашими космонав- тами отметить успех. Каково же их было удивление, когда в тубах они обнаружили со- всем не водку, а суп и борщ, то есть именно то, что там и должно быть. Это здорово всех развеселило. Не обошлось и без неприят- ностей. Ещё при старте наше- го корабля «Союз-19» вышла из строя телевизионная си- стема. Срывались репортажи с орбиты. Поэтому Леонов и Кубасов вместо отдыха и сна искали причину отказа и с помощью подручных средств и при поддержке наземных служб провели ремонт слож- ной телевизионной техники. Все вздохнули с облегчением, когда на Земле увидели пер- вую цветную телевизионную картинку с борта «Союза». Иу американцев возникли проблемы сразу после старта. Долго астронавты не могли открыть люк шлюзового от- сека. Его заклинило. Это не мешало стыковке, но тогда бы не состоялись переходы астронавтов и космонавтов в корабли партнёров. Сры- валось выполнение главной цели совместного полёта. В конце концов, приложив огромные физические уси- лия и смекалку, астронавты смогли выйти из затрудни- тельного положения и спра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz