Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 133/25011/10 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год Продолжение. Начало на 5–10-й стр. Окончание на 12-й стр. щение клуба. При этом указанные лица не только не были задержаны полицейскими за воспрепятствование законной деятельности прокурора, но и смогли беспрепятственно покинуть место происшествия). – незаконное возбуждения дела об административном правонарушении (Добро- вский отдел полиции М ОМВД России «Чаплыгинский»). – преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (приговором Право- бережного районного суда г. Липецка сотрудник ГИБДД признан виновным в покушении на пособничество в приобретении наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере; Правобережным районным судом г. Липецка 26.06.2014 вынесен обвинительный приговор в отношении сотрудника полиции – оперативного дежурного отдела полиции № 5 УМВД России по г. Липецку, который совершил преступление, пред- усмотренное ч.1 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере). – фальсификация доказательств по уголовному делу (дознаватель отдела полиции УМВД России по городу Липецку, с целью уменьшения объема работы, в том числе проведения следственных действий, изготовила и приобщила к уголовному делу про- цессуальные документы с ложными сведениями. Впоследствии она вынесла незаконное постановление о приостановлении дознания по уголовному делу в связи с неустановле- нием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Идёт следствие). ПРАВА ОСУЖДЁННЫХ Ситуация в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы в Ли- пецкой области – стабильная, устойчивая. В минувшем году практически не поступало жалоб от осуждённых, а также подозреваемых и обвиняемых на условия содержания, вещевое довольствие, проблемы с оказанием медицинской помощи, трудоустройством и оплатой труда. Одновременно оставались нерешёнными вопросы, которые ставились Уполномочен- ным в прошлогодних докладах: – Со стороны муниципальных органов власти г. Липецка так и не решён вопрос о ре- гулярном транспортном сообщении между городом и СИЗО-1, ИК-6. – Со стороны федерального законодательства не урегулированы вопросы права вы- бора лечебных заведений работниками УФСИН, МВД и ряда других специальных струк- тур, т.к. они по-прежнему не имеют медицинского полиса и прикреплены к ведомствен- ным лечебным учреждениям. – Процедура освобождения смертельно больных осуждённых также бюрократически зарегулирована и длительна, что мешает людям обрести «вечный покой» вне тюремных стен (в 2014 г. также отмечено несколько подобных случаев). – Медленно решаются вопросы трудоустройства осуждённых, что в свою очередь делает проблемным выплаты по судебным приговорам потерпевшим, алиментных обя- зательств, погашение причинённого ущерба и т. д. За исключением первого вопроса, и частично – последнего, всё остальное – пре- рогатива федеральных законодателей и правоприменителей, но в силах местных и региональных органов власти, бизнес-сообщества оказать как содействие в создании дополнительных рабочих мест в исправительных учреждениях, так и решить проблему транспортной доступности СИЗО-1 и ИК-6. Тема трудоустройства осуждённых находится и в фокусе внимания Уполномочен- ного по правам человека в Российской Федерации. В апреле 2014 г. на парламентских слушаниях, организованных Комитетом Совета Федерации по конституционному за- конодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества по теме «Вопросы организации труда лиц, содержащихся в местах лишения свободы», Э.А. Памфилова представила развёрнутый доклад. В докладе отмечены: разбалансированность Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в вопросах привлечения осужденных к труду; отсутствие у ад- министрации исправительных учреждений ФСИН России заинтересованности в при- влечении всех осужденных к общественно полезному труду, поскольку эта возможность ограничена наличием рабочих мест, количество которых далеко от потребности; низкий уровень профессионального обучения и подготовки осужденных, что не позволяет им адаптироваться в обществе после освобождения из мест лишения свободы. В качестве системных проблем называются: несоблюдение в уголовно-исполнитель- ной системе минимального размера оплаты труда осужденных, отработавших полно- стью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму; неудовлетворительная организация труда в местах лишения свободы, которая не позволяет осужденным, имеющим исполнительные листы, погашать их. Серьезным вопросом остается возможность осужденных заработать стаж, необходи- мый для трудовой пенсии. Предложение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о предоставлении осужденным возможности осуществлять предпринимательскую дея- тельность, поддержано Председателем Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Федотовым М.А. В связи с общественной значимостью рассмотренной проблемы Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества с учетом поступивших предложений, в том числе от представителей гражданского общества, решил подготовить рекомендации по совер- шенствованию организации труда лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Как позитивный шаг можно расценивать образование в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ в 2014 году Липецкой прокуратуры по надзору за соблюде- нием законов в исправительных учреждениях, которая находится по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 4. Возглавил прокуратуру Мещерин С.В., ранее исполнявший обязанности прокурора Краснинского района. Всего в учреждениях УФСИН РФ по Липецкой области на 1 января 2015 г. содержа- лось 6232 человека (при лимите 8390 человек). К оплачиваемому труду было привлечено 2157 осуждённых, среднедневной заработок которых составил около 172 рублей. В прошедшем году сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека и сам Уполномоченный посетили все исправительные учреждения Липецкой области. Было продолжено тесное взаимодействие с Общественной наблюдательной комиссией Липецкой области, которая, кстати, в 2014 г. также не выявила нарушения прав осуждён- ных, подозреваемых и обвиняемых. Вместе с тем необходимо отметить, что проверки, проведённые прокуратурой Липецкой области (с которой Уполномоченный также тесно сотрудничает), выявили в уголовно-исправительных учреждениях области ряд нарушений, среди которых: не- надлежащее медико-санитарное и материально-бытовое обеспечение, нарушение порядка привлечения осужденных к труду, изменение условий отбывания наказания, обеспечение режима, предотвращение правонарушений и преступлений. Необходимо подчеркнуть, что установить эти нарушения стало возможно только в ходе специальных проверок, на проведение которых имеет полномочия прокуратура. Среди писем, связанных с отбыванием наказания в УИС Липецкой области, только одно касалось вопроса трудоустройства осуждённого. К Уполномоченному обратилась проживающая в Тамбовской области мать одного из осуждённых с просьбой оказать содействие в трудоустройстве сыну гр. З., отбываю- щему наказание в ИК-6, так как из-за снятия его с работы семья практически лишилась средств к существованию. В ходе работы с обращением было установлено, что осуждённый с момента посту- пления в данное исправительное учреждение был трудоустроен. Владеет большим ко- личеством рабочих специальностей, неоднократно поощрялся руководством колонии за трудовые достижения и дисциплину. Встал на путь исправления. Однако руководство колонии вынуждено было отстранить его от работы из-за полу- ченных медицинских документов, которые содержали различные противопоказания. Как позже выяснилось, произошла ошибка – документы касались другого осуждённого, пол- ного тёзки и погодка З., отбывающего наказание в той же колонии. Как только начальник колонии установил данную ошибку, осуждённый З. был неза- медлительно восстановлен на рабочем месте и на момент получения обращения вмеша- тельства Уполномоченного по правам человека уже не потребовалось. ПРАВА ДЕТЕЙ Несмотря на то, что в Липецкой области существует развитая система специальных уполномоченных государственных органов по реализации семейной политики и защите прав детей, тем не менее Уполномоченный по правам человека считает необходимым также отслеживать ситуацию с реализацией конституционных прав юных жителей наше- го региона. Такой постоянный мониторинг, существующий на протяжении многих лет, позволяет выделить наиболее острые и системные проблемы, нарушителей и необходимые меры для восстановления прав граждан. Одной из таких актуальных проблем, наносящих огромный вред здоровью наших детей, является нарушение действующего законодательства при организации питания учащихся образовательных учреждений. На протяжении целого ряда лет в различных городах и районах области происходят случаи массового отравления учащихся в сто- ловых образовательных и дошкольных учреждений. Возникает прямая угроза для жизни и здоровья детей. Эти случаи приобретают большой общественный резонанс, однако, судя по тому, что они продолжаются из года в год, принимаемых мер явно недостаточно со стороны как руководства сферы образования, образовательных учреждений так и контролирующих органов. А между тем важным элементом реализации Национальной образовательной ини- циативы «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4.02.2010 г. № ПР-271) является принятие мер к сохранению и укреплению здоровья школьников, в т. ч. посредством обе- спечения их сбалансированным питанием, неукоснительного соблюдения действующих санитарных норм при его организации. Особую тревогу вызывает деятельность ООО «Липецкая кейтеринговая компания» («ЛКК»). Работу этой компании без замечаний не удаётся наладить уже на протяжении нескольких лет, а ведь в своё время именно с ней, главным поставщиком продоволь- ствия в школы г. Липецка, руководители системы образования связывали надежды на обеспечение школьных столовых качественным и недорогим питанием! Однако проверки, проводимые Росприроднадзором, Россельхознадзором и проку- ратурой Липецкой области, регулярно выявляли значительные нарушения норм хране- ния и переработки продуктов. Было установлено, что ООО «ЛКК» поставляла в образова- тельные учреждения продукцию, которая не соответствует требованиям ГОСТа. Так, проверка, проведённая в октябре 2014 г., установила, что на складе компании не соблюдались необходимые меры и требования по режиму и условиям хранения продук- ции. Были выявлены: россыпи круп на полу, наличие паутины, на мешках – экскременты птиц, личинки моли-огневки, пристенное хранение. Прибор контроля температуры и относительной влажности воздуха находился в нерабочем состоянии, что не давало воз- можность установить контроль за температурно-влажностным режимом хранения крупя- ной продукции в складском помещении. На крупяную продукцию отсутствовали документы, из пяти видов круп (ячменная перловая, гречневая ядрица быстроразваривающаяся, рис шлифованный 1 сорта, хло- пья овсяные «Геркулес»), отобранных для проверки, только гречневую крупу можно было употреблять в пищу, остальные не соответствовали ГОСТу! А крупа ячменная перловая оказалась просто ядовитой, т. к. была заражена семена- ми спорыньи (эта ядовитая примесь приводит к тяжелым заболеваниям человека и жи- вотных – микотоксикозам. Отравление спорыньей вызывает длительные судороги рук и ног, отчего в народе эта болезнь и получила название «злые корчи». У заболевшего быва- ют тошнота, рвота, боли в животе. И нередко наступает смерть от удушья. При некоторых формах отравления наблюдается отмирание конечностей – сухая гангрена в результате длительных спазмов кровеносных сосудов)! Также на складе хранилась партия (две тонны) замороженного мяса, которая не име- ла маркировки и необходимых документов, которые подтверждали бы качество и без- опасность продукта. После вмешательства прокуратуры все продукты, которые хранились на складе с на- рушениями (в том числе 29 трехлитровых банок меда), были возвращены поставщикам. В связи с выявленными фактами в отношении ООО «ЛКК», его исполнительного ди- ректора, ответственных должностных лиц прокурор возбудил дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил), а также по ст. 7.18 КОАП РФ (нарушение пра- вил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его пере- работки). В адрес исполнительного директора ООО «ЛКК», а также председателя департамен- та образования администрации г. Липецка, к компетенции которого относится контроль за организацией питания в образовательных учреждениях, внесены представления об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной от- ветственности. В адрес главы города направлена информация о выявленных нарушени- ях. О том, что с организацией производства и контролем в «ЛКК», мягко говоря, не всё в порядке, сигнализировал и вопиющий случай, произошедший за полгода до указанной проверки, в апреле, в школе № 9: девять третьеклассников были доставлены в Липецкую областную клиническую инфекционную больницу с признаками отравления – тошнотой, рвотой и температурой. Оказалось, что ученики заразились золотистым стафилококком. Проверка, проведённая Роспотребнадзором, установила, что работник раздаточного пункта школы, инфицированный стафилококком, являлся сотрудником кейтеринговой компании, и именно от него, а также из-за несоблюдения санитарных норм на рабочем месте были заражены продукты и у детей началось заболевание. Дальнейшие проверки образовательных учреждений г. Липецка показали, что мате- риально-техническая база пищеблоков образовательных учреждений не в полной мере отвечает санитарным требованиям. Было, например, установлено, что пищеблоки и производственные помещения в МБОУ СОШ № 14, гимназии № 12, а также складские помещения ООО «ЛКК» находились в неудовлетворительном санитарном состоянии, для приготовления пищи использовалась посуда с дефектами, на некоторых продуктах пи- тания отсутствовала маркировка, позволяющая установить вид продукции, производи- теля, дату производства и сроки годности продукции, некоторые сотрудники пищеблока своевременно не проходили медицинское обследование и др. В детском развивающем центре «Радуга» суточные пробы реализованных в соответствии с меню блюд и кули- нарных изделий не отбирались. Более того, холодильник для хранения суточных проб отсутствовал. Нужно отметить, что подобные нарушения при организации питания детей в обра- зовательных учреждениях характерны отнюдь не только для г. Липецка, но и для многих районов области: – в Елецком районе: суточные пробы хранились с нарушением температурного ре- жима, с несоблюдением товарного соседства. Перед началом работы не были организо- ваны осмотры работников, связанных с раздачей пищи, обеденные столы имеют много- численные дефекты и др. – в г. Лебедяни, в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 3, не проводилась регулярная текущая и генеральная уборка складского помещения, предназначенного для хранения продуктов для школьной сто- ловой, не контролировался температурный режим хранения продуктов и др. В детском саду комбинированного вида № 1 крупы были поражены вредителями, отсутствовали со- проводительные документы, подтверждающие их качество и безопасность для детского здоровья. – в п. Добринка в детском саду № 4 в нарушение санитарно-эпидемиологических требований крупяные изделия в кладовой детского сада хранились с нарушением тем- пературного режима. В столовой школы № 2 с нарушением температурного режима хра- нились пакетированный чай, какао, кисель. – в Добровском районе в школе № 2 и детских садах «Светлячок», «Золотой пету- шок», «Малышок» с. Доброе, в школе с. Каликино и с. Панино столовые не обеспечены достаточным количеством посуды, использовалась деформированная кухонная утварь. В складских помещениях допускались нарушения условий хранения продуктов, исполь- зуемых для питания школьников и др. – в Лев-Толстовском районе в филиале школы им. Л.Н. Толстого в с. Золотуха обед состоял либо только из первого блюда, либо только из второго, суточные пробы отбира- лись не в полном объеме, в помещении столовой не подведена горячая вода, складское помещение для хранения продуктов не было оборудовано прибором для измерения от- носительной влажности воздуха. – в Краснинском районе в детских садах д. Дегтевая и с. Решетово-Дуброво пище- блоки содержались в антисанитарном состоянии, нарушались условия хранения продук- тов, условия обработки и хранения кухонного инвентаря и т. д. – в Становлянском районе в детском саду «Дружные ребята» (пос. Дружба) не соблю- дался питьевой режим: в младшей группе отсутствовала кипяченая вода, использова- лась посуда с поврежденной эмалью. Находящийся на пищеблоке холодильник по свое- му эксплуатационному состоянию не позволял поддерживать оптимальную температуру для хранения продуктов. В тесной связи с выявленными недостатками в системе школьного питания находят- ся и проблемы, отмеченные при работе летних оздоровительных лагерей. Практически повсеместно допускались нарушения санитарных требований, предъявляемых к органи- зации питания детей, в том числе использовалась деформированная посуда, не соблю- дались условия хранения пищевых продуктов, не всегда проводилась витаминизация третьих блюд, у работников пищеблоков отсутствовали необходимые документы и т. д. Например, в Воловском районе в летних лагерях с. Васильевка, д. Мишино и д. Верх- нее Чесночное выявлены многочисленные нарушения, связанные с организацией рабо- ты пищеблоков и соблюдением пожарной безопасности. В 6 из 15 оздоровительных учреждений Тербунского района на пищеблоках были обнаружены продукты без необходимой сопроводительной документации, подтвержда- ющей их безопасность для детского здоровья. В Лев-Толстовском районе на базе образовательных учреждений были созданы 12 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей и почти в каждом из них выяв- лены нарушения в части составления меню, технологии приготовления блюд, соблюде- ния режима хранения продуктов и др. В лагерях Хлевенского района допускались случаи хранения уборочного инвентаря, пищевых отходов в помещениях столовой, использования посуды со сколами и отбиты- ми краями, отсутствия надлежащего контроля за температурным режимом и др. В г. Ельце ни в одном из 8 лагерей не осуществлялся контроль за рационом питания, что является грубым нарушением гигиенических требований к режиму детских оздоро- вительных учреждений, не проводилась витаминизация блюд для детского питания. Не было обеспечено постоянное нахождение медицинского работника во время работы оздоровительных лагерей. Таким образом, несмотря на оптимистичные отчеты об эффективности оздоров- ления детей в летних оздоровительных учреждениях Липецкой области («выраженный оздоровительный эффект» по отчётам отмечен у 91,7% детей, слабый оздоровительный эффект – у 7,4%, отсутствие оздоровительного эффекта – у 0,9% детей), есть основания полагать, что только по счастливой случайности в прошедшем году не было групповых случаев инфекционных заболеваний. Из приведённых примеров видно, что управлению образования администрации Ли- пецкой области необходимо усилить и систематизировать контроль за организацией питания детей в ведомственных учреждениях, а также совместно с муниципальными ор- ганами власти принять исчерпывающие меры по оснащению пищеблоков необходимой кухонной утварью и оборудованием. Другой острой проблемой остаётся обеспечение прав детей-сирот. В этой сфере также нередко допускается формализм, бюрократизм и равнодушие. Например, в г. Чаплыгине сироте по договору социального найма было предоставле- но жилое помещение, не подключенное к электрическим сетям. В д. Михайловка Большебоёвского сельсовета Долгоруковского района сироте была передана квартира, но в нарушение требований жилищного законодательства админи- страцией не был заключен договор социального найма жилого помещения. Сама квар- тира находилась в непригодном для жизни состоянии: комнаты захламлены мусором, электрическая проводка эксплуатируется с нарушением требований безопасности, в двух комнатах деревянные полы частично вскрыты, входная дверь требует замены и т. д. В с. Троекурово Лебедянского района за несовершеннолетним было закреплено жилое помещение с печным отоплением, которое по своему техническому состоянию не было пригодно к проживанию и нуждалось в срочном ремонте. В ходе проверки, проведённой прокуратурой района, были выявлены нарушения действующего законодательства в деятельности отдела опеки и попечительства: там от- сутствовала достоверная информация об обеспеченности сирот жилыми помещениями, состояние закрепленного за ними жилья не проверялось. Показателен и пример девушки-сироты из г. Грязи, которой только при содействии прокурора района и суда удалось отстоять своё право на собственное жильё. После окончания в 2005 г. училища девушка не смогла своевременно встать на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, в связи с утратой документов, подтверждающих ее социальный статус. Спустя 4 года ее учетное дело было найдено, однако должностные лица районного отдела опеки и попечительства обманули сироту, необоснованно заявив об отсутствии у нее права на получение муниципального жилья во внеочередном порядке. В 2013 г. она все же обратилась в администрацию муниципального района с заявле- нием о постановке ее как сироты на жилищный учет. Но чиновники опять ввели девушку в заблуждение, отказав в её требовании якобы в связи с тем, что по достижении 23-летнего возраста она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оказавшись в безвыходной ситуации, заявительница была вынуждена обратиться за помощью в прокуратуру района. В 2014 г. были отмечены и случаи массового нарушения прав сирот. Так, в школе-ин- тернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 вида № 6 с. Вторые Тербуны не были обеспечены одеждой в соответствии с установленными норма- ми 27 воспитанников. А в Елецком районе должностными лицами администрации из-за халатности был нарушен Закон Липецкой области от 30.12.2004 № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся в образовательных учреждениях и дополнительных гарантиях по социаль- ной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области», в котором установлены размеры дополнительной материальной поддержки детям, проживающим в опекунских семьях. В соответствии с законом денежные средства не позднее 20-го числа следующего ме- сяца перечисляются на лицевой счет ребенка и расходуются опекунами с предваритель- ного разрешения органа опеки и попечительства. В частности, на оплату жилого помеще- ния и коммунальных услуг предусмотрена ежемесячная дотация в размере 198 рублей. Но с января 2014 г. 69 сиротам, проживающим на территории Елецкого муниципаль- ного района, начисление и выплата денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не производились. Только после вмешательства прокурора района и внесения представления главе органа местного самоуправления причитающиеся сиротам денежные средства были вы- плачены в полном объеме, а виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Одним из важных событий 2014 г. в жизни института уполномоченного по правам че- ловека в Липецкой области стало приглашение и участие в V сессии ежегодной междуна- родной конференции «Добровольчество – Технология Социальных Преобразований», ко- торая состоялась 1-4 июля в Европейском отделении Организации Объединенных Наций (Женева, Швейцария) при поддержке Министерства иностранных дел РФ. Для работы в конференции был приглашён главный консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области Ковыршин Ю.А. Одной из площадок мероприятия стал офис Международной организации труда, где речь шла о социальном добровольчестве и тех возможностях, которые предоставляет активным гражданам кооперативное движение. В Липецкой области уже несколько лет ведётся напряжённая работа по развитию кооперативов и других форм малого предпринимательства. Глава администрации обла- сти О.П. Королёв неоднократно заявлял, что «обеспечить достаток рядовому работнику сегодня может только развитие кооперативов, народных предприятий и малых форм хо- зяйствования. В Липецкой области будут приняты все необходимые меры государствен- ной поддержки, поскольку именно таким способом можно обеспечить социальный мир». На региональном уровне был разработан комплексный подход к развитию коопера- ции на основе государственной поддержки. Создана трехуровневая система управления по принципу область – район – поселение, разработана государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области на 2014–2020 годы», предусматривающая объем государственной помощи на эти цели око- ло 1 млрд. рублей. Важность участия в конференции объясняется не только изучением разнообразного регионального и международного опыта добровольческих практик, а также реализации и защиты прав человека в экономической сфере через развитие кооперативного движе- ния. Задачей конференции являлось, в том числе, и преодоление попыток международ- ной изоляции Российской Федерации в связи с событиями в Крыму и в Украине, именно поэтому МИДом РФ были приложены все усилия, чтобы данная конференция состоялась на авторитетной международной площадке, чтобы в её работе приняли участие как мож- но больше представителей из самых разных регионов России и других государств. На конференции часто звучал вопрос: что же такое современное кооперативное дви- жение и почему его поддерживают и пропагандируют такие авторитетнейшие междуна- родные организации, как ООН? Ниже приводятся главные тезисы, которые раскрывают современный взгляд международных экспертов на такую специфическую форму органи- зации и ведения бизнеса как кооператив. Что такое производственный кооператив? Производственным кооперативом является предприятие, в котором вся собствен- ность контролируется его работниками. Работники кооператива самоорганизуются для трудоустройства, совместной работы, получения дохода, реализации бизнес-проекта. Кооперативы реализуют предпринимательскую деятельность в производстве това- ров и предоставлении услуг. Управление кооперативами отличается от других организаций бизнеса. Хотя коопе- ративы напоминают другие предприятия во многих аспектах и имеют схожие технологи- ческие и организационные функции и бизнес-практики, но имеют следующие специфи- ческие признаки: – Учреждаются в соответствии с действующим законодательством о кооперативах. – Члены кооператива избирают совет директоров, правление определяет политику и нанимает менеджера выполнять ежедневное управление предприятием. Собрание учредителей кооператива имеет право разрабатывать и принимать нормативные акты по работе предприятия. – В собрании кооператива участвуют в подавляющем большинстве работники коопе- ратива. – Контроль и управление собственностью возложены на работников; прибыль рас- пределяется среди членов на основе учёта их труда. – Базовое условие – добровольный выбор работы предприятия на кооперативных принципах. – Рабочему кооператива принадлежит установленная часть предприятия. – Кооперативное предприятие прямо или косвенно управляется его владельцами, которые на нём и работают. – Кооперативы развивают и наполняют понятие самоуправления и коллективной соб- ственности. – Члены кооператива могут совмещать ряд функций, таких как собственников пред- приятия, руководителей сбыта продукции, инвесторов, управленцев, менеджеров и работников. Участие учредителей кооператива в контроле является наиболее важным аспектом для успеха любого кооператива. Право собственности работников на капитал влияет на особенности работы предприятия, однако успех кооператива основан на частоте вза- имодействий и интенсивности ассоциации всех сторон, заинтересованных в развитии предприятия. Работники кооператива по самой своей природе деятельности имеют очень высокую частоту взаимодействий среди работников предприятий других форм собственности. Так, работник кооператива имеет огромное преимущество, если возникает идеаль- ная форма кооператива, когда кооператив работает для каждого его члена и работник, таким образом, заинтересован в повседневных делах фирмы. С другой стороны, работа кооператива зачастую требует квалифицированных и спе- циализированных трудовых ресурсов, которые осознают свою стоимость и важность по- вышения квалификации для выживания на рынке. Они являются не пассивными владельцами предприятия, а активными проводниками перемен и успеха. Однако очень высокая частота взаимодействия может приводить к разногласиям и хаосу, но эти риски можно ликвидировать умелым руководством. Успех в производственном кооперативе зависит от имеющихся трудовых ресурсов, умелого руководства, востребованности производимого продукта, инноваций, структу- ры управления, репутации, корпоративности, адаптивности, участия членов кооператива в управлении и поддержке государства и местных властей. Специализированная литература обращает внимание на то, что экономическая и со- циальная эффективность производственного кооператива зависит от уровня образова- ния, влияния окружающей среды и внутренней организации предприятия. От корпорации к кооперативам В мировом масштабе мелкие промышленные производители и поставщики услуг, специалисты и муниципальные предприятия создают больше рабочих мест, чем крупные международные корпорации. Они также предлагают возможности для трудоустройства наиболее уязвимых членов общества, в том числе женщин, молодежи и бедных слоев на- селения. Однако этот сектор экономики стал испытывать в последнее время значительное давление из-за глобализации и либерализации рынков, новых финансовых моделей, роста ожидания клиентами создания новых продуктов, революции в информационных технологиях. Так называемые «глобальные игроки» всё более легко, чем когда-либо, выходят на местные рынки для предоставления частных и общественных благ. Они используют де- централизованные холдинговые структуры, разрабатывают системы для индивидуаль- ной работы с клиентами и снижают коммерческие риски. Таким образом, крупные компании стали успешно подражать и использовать пре- имущества, которые были уникальны для микро-, малых и средних предприятий и других местных производителей. В то же время международные корпорации пытаются расширить свои преимуще- ства путем разработки стратегических альянсов и переговоров о слиянии и поглощении подконтрольных, а зачастую и конкурирующих предприятий. Мелкие производители и поставщики услуг сталкиваются с растущей конкуренцией, ростом затрат и давления на их продукцию и рынки сбыта, а также все более коротким жизненным циклом продуктов. Это приводит к растущему спросу и росту расходов на исследования и разработки. Чтобы оставаться конкурентоспособными, малые и средние предприятия, государ- ственные предприятия, должны улучшать свою работу через постоянные вложения в ин- новации и систематическое выявление и использование их потенциала в производстве. Несмотря на прогрессивную экономическую модель, производственные кооперати- вы не получили достойного распространения во всем мире. Тем не менее они оказались весьма эффективными в течение почти 150 лет в не- скольких западных европейских странах и в Северной Америке, где они снова все актив- нее внедряются. Кроме того, на сегодняшний день производственные кооперативы развиваются в Восточной Европе, Африке, Азии и Латинской Америке. Одной из наиболее важных функций МОТ является обсуждение и принятие конвен- ций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. При ратифи- кации странами-членами этих конвенций возникают обязательства по осуществлению их положений. Ряд международных трудовых норм имеют прямые или косвенные ссылки на коопе- ративы, но есть документ, полностью посвященный содействию развития кооперативов: это Рекомендация (№ 193), принятая в 2002 году. Этот документ пересмотрел и заменил предыдущий – Рекомендацию 1966 г. (№ 127), так как в период с 1966-го по 2002 год произошло много существенных изменений и в мире, и в кооперативном движении. Например, предыдущая рекомендация была ограничена только для развивающихся стран, в то время как настоящая является универсальной и распространяется на все страны, независимо от уровня их экономического и социального развития. Рекомендация № 193, которая применяется ко всем видам и формам кооперативов, подчеркивает бизнес-ориентацию кооперативных предприятий и роль государства в создании благоприятных условий в качестве координатора совместной деятельности. В этом году Рекомендация № 193 о содействии развитию кооперативов празднует свое 10-летие. С 2002 года более 70 стран изменили свою политику и законодательство на основе ее положений. Сегодня большинство стран мира создали благоприятную правовую и институцио- нальную основу, которая позволила создавать подлинные кооперативы. МОТ оказывает поддержку этому процессу путем проведения научных исследований, сбора и обмена информацией, технической помощи и консультационных услуг. МОТ также работает в партнерстве с Международным кооперативным альянсом (МКА), представителями Всемирной организации кооперативов и является членом меж- ведомственной комиссии Комитета по поощрению и развитию кооперативов (КОПАК). Совместная стратегия МОТ предлагает приоритетные направления в развитии коо- перативов – от занятости молодежи до занятости в сельских районах в неформальной экономике. Кооперативные ценности и достойный труд Ценности и принципы кооперативного движения полностью соответствуют ценно- стям и принципам МОТ, в том числе взаимопомощи, демократии, равенству, справедли- вости, солидарности, честности, открытости, социальной ответственности. Кооперативы способствуют реализации четырех принципов Программы достойного труда: содействие правам в сфере труда, повышение занятости и доходов, расширение социальной защиты и укрепление социального диалога. Основами работы всех кооперативов являются этика и сотрудничество, поэтому ко- оперативы способствуют укреплению прав в сфере труда. МОТ отмечает кооперативы в качестве важных союзников в обеспечении надлежащей практики работы и уважения прав трудящихся. Что касается создания новых рабочих мест, кооперативы являются основными рабо- тодателями во многих странах, обеспечивая прямые, косвенные рабочие места, а также самозанятость. Они обеспечивают доход через зарплаты своих сотрудников и членов кооператива. Они также содействуют занятости в других секторах бизнеса, тем самым развивая местную экономику. Кооперативы также обеспечивают и социальную защиту, они начинают играть важ- ную роль в управлении системами социального обеспечения, учитывая тот факт, что 80% населения земного шара по-прежнему не имеет никаких форм социальной защиты, кроме того, наблюдается негативная тенденция приватизации системы социального обеспечения. Наконец, кооперативы являются школами демократии, они способствуют диалогу, консультациям и переговорам. Они являются трибуной, с которой можно услышать голос многих малых экономических и социальных акторов, которые часто не имеют других спо- собов донести своё мнение. Таким образом, кооперативы являются важным каналом для укрепления социального диалога, особенно между работодателем и работниками. Кооперативы и профсоюзы Большинство работников в современном мире зарабатывают меньше чем 2 доллара в день, и многие вынуждены подрабатывать в неформальной экономике. Наёмные работники имеют небольшой выбор; им не хватает возможностей для обу- чения; они не защищены, и они часто нанимаются на любую работу, которую могут най- ти. Их доходы едва удовлетворяют жизненные потребности, и слишком часто их дети в конечном итоге вынуждены также работать вместо того чтобы ходить в школу. Их работа может быть опасной, но техника безопасности труда зачастую уступает место погоне владельцев за прибылью. Их социальное страхование явно недостаточно и не может поддержать их в трудной жизненной ситуации. Так как наёмные работники плохо организованы, им не хватает возможности отстаи- вать свои права и контролировать решения, которые влияют на их жизнь. Рабочие должны самоорганизоваться. Но они часто нуждаются в помощи. И эту помощь им может оказать развитие кооперативного сектора экономики совместно с профсоюзным движением. В основе кооперативов и профсоюзов находится членская организация работников. Профсоюзам и кооперативам есть что предложить друг другу: они являются естественными партнерами для предоставления необходимых услуг и под- держки работников в неформальной и незащищенной ситуации. Сотрудничество профсоюзов и кооперативных организаций является стратегиче- ским альянсом. Их сотрудничество закладывает основы для важных национальных про- цессов социального диалога. Кооперативы как средство социальной интеграции В последние десятилетия кооперативы улучшили жизнь многих людей с инвалид- ностью. Все большее число граждан с ограниченными физическими возможностями участвует в жизни общества, благодаря кооперативам они получают не только работу, доход и доступ к основным услугам, но и становятся самостоятельными и независимыми в строительстве собственной жизни. Во всем мире около одного миллиарда человек, или 15 процентов населения, имеют ограниченные физические возможности здоровья. Исследования показывают, что уро- вень безработицы среди инвалидов достигает 90 процентов, но, несмотря на социаль- ные ограничения, люди с ограниченными возможностями занимают все более активную позицию в борьбе за свои права, стремятся быть самостоятельными и независимыми в своей жизни. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции о профессиональной реаби- литации и занятости (инвалидов) (№ 159), призывает к политике равных возможностей для людей с инвалидностью. Почти миллиард человек во всем мире являются членами кооперативов, в том числе и люди с ограниченными возможностями. Люди с ограниченными физическими возмож- ностями могут создавать свои собственные предприятия – кооперативы, особенно с целью самозанятости. Кооперативная форма бизнеса привлекательна, так как позволяет оптимально удовлетворить главные экономические и социальные потребности, способ- ствует самореализации и преодолению дискриминации граждан с ограниченными физи- ческими возможностями, а также социальной интеграции. Этому опыту могут следовать и другие социальные группы, которые могут сталки- ваться с дискриминацией. Вклад кооперативов во всемирную стратегию устойчивого развития Кооперативы занимают значительный сегмент в сфере труда. Это подтверждают следующие цифры:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz