Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 133/25011/10 ИЮЛЯ 2015 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год Продолжение на 11-й стр. Продолжение. Начало на 5–9-й стр. Также Федеральным законом уточняются порядок и условия установления инвалид- ности. Но данным законом не устанавливаются новые меры социальной поддержки ин- валидов. В целях учёта сведений об инвалидах предусматривается формирование и ведение государственной информационной системы – федерального реестра инвалидов, кото- рый будет включать в себя сведения об инвалидах, в том числе сведения о группе инва- лидности, нарушенных функциях организма, степени утраты профессиональной трудо- способности, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, про- изводимых выплатах, а также о предоставлении иных мер социальной защиты. Ведение такого реестра инвалидов позволит влиять на формирование государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов, проводить анализ эффективности деятельности органов государственной власти по соблюдению прав инвалидов. Условия доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфра- структур и предоставляемых услуг устанавливаются в зависимости от имеющихся у инвалида особенностей нарушения здоровья (слепые, в том числе использующие со- бак-проводников, слабовидящие, глухие, инвалиды с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата, в том числе использующие кресла-коляски) и в зависимости от отраслевой особенности объекта или услуги. Кроме того, Федеральным законом в ряд законодательных актов Российской Феде- рации, регулирующих отношения в сфере транспорта, вносятся изменения, касающиеся обеспечения доступности железнодорожного, водного, морского, автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Этими изменениями, в частности, устанавливаются перечни обязательных услуг, которые перевозчики и владельцы транс- портной инфраструктуры должны предоставлять инвалидам (в том числе без взимания платы). К их числу отнесены дублирование звуковой и зрительной информации, сопро- вождение инвалидов и оказание им помощи при передвижении по территории вокзалов, провоз собаки-проводника и так далее. Предусматриваются и меры для обеспечения инвалидам доступа к информации, объектам и услугам связи, в том числе к информационно-коммуникационным техноло- гиям. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера- ции» дополняется положением, предусматривающим оснащение медицинских органи- заций оборудованием для оказания медицинской помощи с учётом особых потребно- стей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, что повысит уровень доступности и качества медицинской помощи. В связи со значительным масштабом проблем создания для инвалидов безбарьер- ной среды предусмотрено, что их решение будет происходить поэтапно. Оценивая новеллы нового федерального закона как прорывные в вопросах обеспе- чения и защиты прав сограждан с ограниченными физическими возможностями здо- ровья, отметим, что в Липецкой области на протяжении многих лет проводятся работы, способствующие полноценному участию инвалидов в жизни общества, преодолению или компенсации ограничений жизнедеятельности. В числе мер социальной поддержки – субсидирование процентной ставки по бан- ковским кредитам на приобретение товаров, работ и услуг. Гражданам с ограниченными возможностями в первоочередном порядке оказывается адресная социальная помощь. Новые подходы к обслуживанию инвалидов – в основном реабилитационная рабо- та – применяются в стационарных учреждениях социального обслуживания. В регионе успешно работает система надомного обслуживания одиноких инвалидов. Объем финансирования областной целевой программы «Доступная среда на 2011- 2015 годы» в 2014 году составил 80,9 миллиона рублей, в том числе 36,4 миллиона ру- блей – из областного бюджета. На эти средства выполняются мероприятия по адаптации для инвалидов тринадцати областных объектов социальной инфраструктуры в сфере социальной защиты населения, образования, здравоохранения, приобретаются техни- ческие средства реабилитации, в частности, ортопедические пояса и ортопедическая обувь, а также ноутбуки, смартфоны и программное обеспечение для них, обеспечиваю- щее речевой выход и GPS-навигацию. Сегодня в Липецкой области проживает более 140 тыс. инвалидов, в том числе 3,9 тыс. детей-инвалидов, что составляет 12% от численности населения области. Кроме того, 160 тыс. жителей области также отнесены к категории маломобильных, в их числе лица старше 70 лет, беременные женщины, дети в возрасте до 1 года. Получателями трудовой пенсии по инвалидности в регионе являются 28136 человек. 14749 жителей Липецкой области получают социальную пенсию по инвалидности, в том числе 4035 граждан из числа детей-инвалидов и 7675 инвалидов детства. В соответствии с нормами федерального законодательства в отдельную категорию выделены инвалиды с детства 1 группы и дети-инвалиды. Размер их социальной пенсии с 2013 года составляет 8861 рубль, размер ЕДВ – 2123,91руб., а компенсационная вы- плата по уходу за ними неработающим родителям – 5500 рублей. Кроме того, в соответствии с установленной группой инвалидности гражданам с ограниченными возможностями назначается и выплачивается ежемесячная денежная выплата. Так, размер ЕДВ с учетом стоимости соцпакета у инвалидов I группы составля- ет 2974,03 руб., инвалидов II группы – 2123,92 руб., инвалидов III группы – 1700,23 руб., у детей-инвалидов – 2123,91 руб. Также названная категория лиц имеет право на получение набора социальных услуг в натуральной форме или в денежном эквиваленте. В состав «соцпакета» включены: ле- карственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на приго- родном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Стоимость набора социальных услуг в денежном эквиваленте – 881,6 руб. Несмотря на большую и системную работу, нарушения прав граждан с ограниченны- ми физическими возможностями ещё, к сожалению, не редкость. И вызваны они зача- стую даже не равнодушием или бездействием должностных лиц, а недостатком финан- сирования, «запущенностью» комплекса взаимосвязанных социальных проблем, слож- ностью, запутанностью и нестыковками установленных законодательством процедур. Вот один из примеров, который иначе как надругательством над здравым смыслом не назовёшь. К Уполномоченному обратился гр. Л. (вх. № 52), инвалид первой группы, который указал, что стоит в очереди на получение жилья в качестве нуждающегося с января 1989 года. На протяжении последних лет заявитель обращается в управление по учёту и рас- пределению жилья администрации города Липецка с одним вопросом: когда ему, инва- лиду первой группы, улучшат жилищные условия? После запроса Уполномоченного по правам человека администрация г. Липецка предоставила ответ, что заявитель стоит в очереди граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Липецка с даты подачи заявления – 26.03.2001 г. и одновременно включен в список инвалидов труда 1 и 2 групп. Но согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, вступившему в действие с 01.03.2005 года, ведение льготных очередей не предусмотрено. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуж- дающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. А по состоянию на 03.06.2014 очередь гр. Л. по городу Липецку – № 5018. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 «Об ут- верждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» ветеранам, членам семей погибших (умерших) вете- ранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, согласно очередности, выделяются субсидии для приобретения (строитель- ства) жилья. В 2014 году на указанные цели администрации города Липецка было выделено 14511,0 тыс. рублей. Размер субсидии во 2 квартале составлял 546858 рублей. Для рас- пределения выделенных средств были приглашены 26 очередников, вставших на учет ранее гр. Л. При таких темпах предоставления субсидии заявителю нужно ждать 193 года! Разве это не насмешка над здравым смыслом? Одно из правил законодательства и социальной политики заключается в том, что за- кон должен быть исполнен, а помощь предоставлена в так называемый «разумный срок». Трудно назвать «разумным» срок в 193 года. Похожая ситуация складывается с недофинансированием, но уже в сфере санатор- но-курортного лечения. Так, инвалид 2 группы оспорил отказ Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования РФ в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение. Несмотря на то, что заявитель предоставил в региональное отделение Фонда пакет документов для выделения ему путевки на санаторно-курортное лечение, санаторная путевка ему не была предоставлена. Нашлось и объяснение: в связи с ограниченным объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. Между тем Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной со- циальной помощи» не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении социальной услуги гражданину. В этой связи прокурору Октябрьского района г. Липецка пришлось обращаться в суд с требованием обязать Липецкое региональное отделение Фонда социального страхо- вания РФ предоставить заявителю путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий согласно медицинским рекомендациям. И это не единичный случай. Конфликты вызывало и обеспечение инвалидов техническими средствами реабили- тации, и это при том, что данная статья бюджета Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования РФ профинансирована достаточно и в полной мере. Так, например, на основании индивидуальной программы реабилитации сыну заяви- тельницы за счет средств федерального бюджета должны быть предоставлены специ- альные опоры для сиденья и ползания. Однако, вопреки требованиям Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 «О со- циальной защите инвалидов в Российской Федерации», мер по обеспечению ребенка необходимыми устройствами принято не было. Запросы поставщикам были направлены только после вмешательства прокуратуры, через полгода после обращения заявительницы. Ребёнок-инвалид получил необходимое для восстановления здоровья оборудование. В другом случае прокуратура уличила в фальсификации и подлоге начальника отдела социальных программ Липецкого регионального отделения Фонда социального страхо- вания РФ, который после полугодовой волокиты отчитался о предоставлении инвалиду первой группы указанного программой реабилитации специального белья. Как устано- вила проверка, предоставленное абсорбирующее бельё оказалось ненадлежащего каче- ства и в меньшем, чем требуется, объеме. Нарушения были устранены, начальник отдела социальных программ привлечен к дисциплинарной ответственности. Не соблюдались права инвалидов при предоставлении жилья или создании безба- рьерной среды. Так, после сдачи в марте 2014 г. в эксплуатацию жилого многоквартирного дома по ул. Ушинского (д. 60) его жильцы обратились с жалобой на отсутствие пандусов. После вмешательства прокурора ООО «Строймастер» вынуждено было провести необходимые работы. К сожалению, отсутствие пандусов, парковочных мест для автотранспорта инвали- дов по-прежнему достаточно распространённая проблема жилого сектора и социальной инфраструктуры Липецкой области. Здесь ещё предстоит большая работа, требующая контроля со стороны органов власти и общественных организаций. Удивительное равнодушие и чёрствость проявила администрация г. Ельца, куда об- ратилась бабушка, ставшая опекуном своих внуков, один из которых – инвалид. Она про- сила предоставить другое жилое помещение, так как один из детей, являясь инвалидом, по состоянию здоровья не может проживать выше 2-го этажа. Этой семье в декабре 2013 г. была предоставлена трёхкомнатная квартира на 10-м этаже многоквартирного жилого дома. Ясно, что при выделении жилплощади чиновники не учли состояние здо- ровья ребёнка и представленных медицинских документов. Вскоре умерла мать детей, бабушка стала опекуном. Но на все просьбы о замене жилья в связи с медицинскими по- казаниями администрация города отвечала отказом. И снова потребовалось вмешательство прокуратуры и судебное решение, чтобы за- щитить права малых и старых. И в заключение несколько слов о трудоустройстве инвалидов. Нужно отметить, что в области работают порядка 36 тысяч инвалидов! Цифра достаточно внушительная. Но, несмотря на то, что в регионе разработаны необходимые нормативные правовые акты, гарантирующие гражданам с ограниченными физическими возможностями право на труд, все еще выявляются неединичные нарушения действующего в данной сфере за- конодательства. К примеру, в службах занятости допускались случаи предложения инвалидам за- ведомо неприемлемой по медицинским показаниям работы, допускались нарушения ведения документации на лиц, нуждающихся в трудоустройстве, для оказания государ- ственной услуги содействия в поиске подходящей работы, запрашивались излишние документы, граждане не уведомлялись об отказе в признании их безработными либо о снятии с учета в качестве безработных и др. Например, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработным гарантируются бесплатное ме- дицинское освидетельствование при направлении их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного професси- онального образования. Однако ни одному из 50 человек, направленных ОКУ «Хлевенский районный центр занятости населения» на профессиональное обучение в 2012-2013 гг., медицинское ос- видетельствование не оплачивалось. Нередки нарушения, связанные с несоблюдением организациями и предприятиями квот рабочих мест для инвалидов. А между тем летом 2014 г. Липецкий областной Совет депутатов внёс изменения в Закон Липецкой области «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите». Ранее квоту для приема на работу инвалидов устанавливали в организациях и на предприятиях, численность которых превышала 100 человек. Теперь рабочие места для инвалидов будут обязаны предоставлять в коллективах, где работает не менее 35 человек. Однако некоторые предприятия стремятся всеми правдами и неправдами избежать трудоустройства в своих трудовых коллективах граждан с ограниченными физическими возможностями здоровья. К примеру, в ООО «Сельхозинвест» не создано ни одного вакантного места для тру- доустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите. ООО «АКБ РОСБАНК» не предоставляло в органы службы занятости обязательную информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Анало- гичные нарушения допускались ООО «Новолипецкая металлобаза», ООО «Строительно- монтажный трест НЛМК», ООО «Ювелирный дом «Кристалл». Только после вмешательства прокуратуры у инвалидов появились рабочие места в ООО «МПК Чернышевой», ЗАО «Корпорация «ГРИНН» «Гипермаркет «Линия» г. Грязи, ЗАО «Грязинский сахарный завод», «Грязинская МРБ». Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть: создание условий для включения граждан с ограниченными физическими возможностями здоровья в экономическую и социаль- ную жизнь общества является одним из главных условий развития человеческого ка- питала Липецкой области. Нам необходимо менять систему ценностей, общественное мнение, политику бизнес-сообщества в отношении наших сограждан, имеющих физи- ческие недуги. Мы должны быть солидарны, внимательны друг к другу, ответственны и гуманны. ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ СРЕДУ Право на благоприятную окружающую природную среду закреплено в Конституции РФ. Это право можно отнести к личным правам граждан, так как оно формирует и обе- спечивает физические условия жизни человека. Качество жизни и окружающая среда неразрывно связаны, поэтому экологические вопросы всегда находятся в центре внимания органов власти и гражданской обществен- ности. Липецкая область – исторически сложившийся индустриально-аграрный регион с высокой нагрузкой на окружающую среду со стороны металлургической, машинострои- тельной, химической, пищевой и других отраслей промышленности, а также интенсив- ным сельским хозяйством. К сожалению, долгие годы прошлой истории нашей страны экология в сознании зна- чительной части общества выступала падчерицей индустриализации и экстенсивного развития экономики, а не равноправным или даже ведущим фактором промышленного развития. Зачастую в ней видели только досадный лимит наращивания объёмов произ- водства. Это привело к тому, что сегодня, по данным Росприроднадзора, среди причин смерт- ности в России лидером является именно отвратительное состояние окружающей среды – грязные вода и воздух, а также некачественные продукты. 43% граждан проживают в неблагоприятных экологических условиях. 15% территорий не соответствуют нормам здоровой окружающей среды. 17% почв, 17% питьевой воды, 13% воздуха не отвечают гигиеническим нормам. На губительную экологию приходится 17% заболеваний и 11% смертей. То есть каждый шестой пациент в России заболел из-за того, что живет в пло- хих экологических условиях. Поэтому в современных условиях экологическое самосознание каждого и контроль органов природоохраны становятся все более востребованными, выступают как безус- ловное требование социально-экономического развития любой территории. По большо- му счету, именно они теперь воспринимаются как показатель её будущего, успешности, конкурентного преимущества среди других регионов. В 2014 г. в реализации прав граждан на благоприятную среду обитания было отмече- но несколько проблемных направлений экологической политики, которые существенно влияли на качество жизни наших сограждан. По-прежнему не удалось найти согласованного решения по организации движения по федеральным автомагистралям вокруг г. Задонска и через город, а также через при- легающие сёла. Усилия и проекты решений, предлагаемые администрацией Липецкой области, оспа- риваются «Росавтодором» в судебном порядке, и решение вопроса перешло в судебную инстанцию. Чиновники федерального ведомства, защищая «честь мундира» и ошибки проектировщиков, не хотят видеть ни разрушения старинного русского города, ни труд- ностей его жителей. Между тем всё больше вопросов к работе платных автомагистралей появляется и у депутатов Государственной Думы РФ. Например, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» М. Емельянов на слушаниях отметил, что «если мы посмотрим на отдельные платные участки, скажем, на трассе «Дон» в районе Задонска, то водители предпочитают не ехать по платной дороге, а объезжать. Причем объезд происходит че- рез города, в частности Задонск, что создает проблемы для жителей этих городов. И в результате никто не выигрывает». Актуальной проблемой остаётся водоснабжение населённых пунктов некоторых рай- онов области. Для улучшения водоснабжения городов и сел Липецкой области в 2014 году из областного бюджета выделено 155 млн. рублей, что на 15% больше, чем в пре- дыдущем году. Полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения переданы с муниципального уровня на региональный. Муниципальные объекты передаются в систему ОГУП «Липец- кий областной водоканал». Предприятие уже обслуживает десять муниципальных райо- нов. Эти меры решили проблемы с качеством воды и обеспечением коммунальных услуг в 21 населенном пункте. Кроме того, для реализации муниципальных программ, направленных на развитие водоснабжения в сельской местности, местные бюджеты получают субсидии на кон- курсной основе в соответствии с условиями, предусмотренными государственной про- граммой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области». В областном бюджете 2014 года для этого было предусмотрено 22,3 млн. рублей, планируется выделять и дополнительные средства. Также для развития водоснабжения в сельских населенных пунктах региону выделе- ны 19,5 млн. рублей из федерального бюджета. При этом не менее 5% от общих затрат должны выделить муниципалитеты. Ассигнования выделяются для строительства, реконструкции, модернизации и ремонта объектов водоснабжения, поиска источников чистой воды, строительного кон- троля. В прошедшем году водопроводы планировалось построить в Воловском (3 км), Данковском (4 км), Лебедянском (6,6 км), Усманском (6,8 км), Становлянском (2 км), За- донском (1 км) и ряде других районов. Несмотря на такую работу, продолжали поступать жалобы на перебои с водой или ее отсутствие в населённых пунктах. К примеру, в Задонском районе отмечалось нерегулярное водоснабжение в с. Утки- но, по улицам Давышкинская, Школьная и Центральная; в с. Тростянское, по ул. Лесная, в д. Синявка, по ул. Нижний Порядок. Как отмечалось сотрудниками районной прокура- туры, имелись неединичные факты несанкционированного подключения частных лиц к централизованной сети водоснабжения. Сотрудники ООО «Водоканал» такие факты не выявляли, меры к нарушителям не принимали, в связи с чем нарушались права добросо- вестных потребителей. Долгое время испытывали трудности с водоснабжением и жители с. Косыревка Ли- пецкого района. Обеспечение населения питьевой водой соответствующего качества является одним из основных факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В 2014 г. обострилась проблема сброса неочищенных хозяйственно-бытовых и кана- лизационных стоков в речную систему области. У жителей области вызывает возмуще- ние, что руководство некоторых предприятий, не соблюдая требования экологического законодательства, в погоне за сомнительной прибылью, отравляет промышленными от- ходами воду и воздух и в черте населённых пунктов, и в рекреационных зонах. Среди нарушителей – ООО «Липецкпиво», которое самоуправно сбрасывало в Ка- менный лог г. Липецка неочищенные сточные воды. Они источали зловоние в нескольких микрорайонах города. ОАО «ЛКФ «Рошен» несколько лет осуществляло несанкциони- рованный сброс неочищенных сточных вод в пруд с. Сенцово Липецкого района, кото- рый превратился из-за этого в зловонное болото. ЗАО МПБК «Очаково» (с. Тербуны) проводило сброс сточных вод в балку Жебякин Лог вблизи с. Васильевка, при этом концентрация вредных веществ в сточных водах значительно превышала допустимые нормативы. ОАО «Добринский сахарный завод» сбрасывало сточные воды в р. Плавица. ООО «Водоканал» (г. Задонск) сливало неочищенные хозяйственно-бытовые стоки в реку Дон. Как показало экспертное исследование речной воды в месте сброса сточных вод, показатель загрязнения воды микроорганизмами увеличился в 3 раза. Санаторно-оздо- ровительный комплекс «Прометей», входящий в состав медицинского центра НП «Ново- липецкий медицинский центр», самоуправно осуществлял сброс сточных вод в озеро Лебяжье. Большой общественный резонанс имела история с грубыми нарушениями эколо- гического законодательства при организации переработки металлургических шлаков в районе поселка Липецкого тракторного завода. Постоянное присутствие в воздухе резкого запаха сероводорода и пыли вызывало многочисленные жалобы жителей во всевозможные инстанции, средства массовой ин- формации, прокуратуру. На место для фиксации нарушений выезжали сотрудники аппа- рата Уполномоченного по правам человека. Была проведена совместная проверка, в которой приняли участие Липецкая меж- районная природоохранная прокуратура, областные управления экологии и природных ресурсов, имущественных и земельных отношений, Росреестра, УМВД России по Ли- пецкой области, а также представители ОАО «НЛМК». Было установлено, что земельные участки, на которых размещено производство по переработке металлургического шлака, используются вопреки целевому назначению, что свидетельствовало о неэффективности муниципального земельного контроля за ис- пользованием городских земель. К примеру, земельный участок в районе одной из улиц поселка площадью 53669 кв. м, предоставленный в аренду гражданину под организацию тепличного хозяйства по вы- ращиванию декоративных культур, фактически использовался под хранение шлака. Другой земельный участок площадью 62103 кв. м, предоставленный двум индивиду- альным предпринимателям для завершения строительства экспериментального цеха, фактически использовался ООО «Эко-Индустрия» для переработки несортированного сталеплавильного шлака. Кроме данной организации, были установлены и другие на- рушители: ООО «Экологическая ассоциация «ИНПРОМ», ООО «Экологический аспект». В нарушение санитарно-эпидемиологических нормативов открытые склады и места разгрузки пылящих грузов размещались от жилой застройки на расстоянии не более 900 метров, переработка и погрузка шлака осуществлялась при отключенном газоочистном оборудовании. Ежемесячно на эту территорию поступало до 50 тыс. тонн шлака. Кроме того, на переработку шлак доставляется на транспорте, не предназначенном для перевозки пылящих грузов, что дополнительно создавало условия для загрязнения атмосферного воздуха. Поэтому в жилом районе Липецкого тракторного завода и фиксировались система- тические превышения предельно допустимых концентраций вредных взвешенных ве- ществ в воздухе. По итогам проверки прокурор внес представления в адрес главы администрации г. Липецка, руководителей областных управлений имущественных и земельных отношений и Роспотребнадзора. В адрес руководства ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» направлена информация о нарушениях природоохранного законодательства со стороны лиц, за- ключивших с комбинатом договоры на получение шлаковой продукции. На основании информации прокуратуры администрация комбината встретилась с индивидуальными предпринимателями, выдвинув условия о прекращении соответствующей деятельности в пределах г. Липецка в срок до декабря 2014 г. На основании постановлений прокурора к руководителям применены штрафные санкции на общую сумму 12 тыс. руб. В конце концов решением Советского районного суда г. Липецка от 29.10.2014 года исковое требование природоохранной прокуратуры о запрете деятельности по перера- ботке металлургических шлаков в районе поселка ЛТЗ было удовлетворено. Другие нарушения экологического законодательства: – Нарушение сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду (ООО «Промспецобувь-М», ООО «Липецкптица», ЗАО «Центрремонт-3», ООО «Альтаир»; Лебе- дянский район: ГОП ПОУ «Лебедянский технологический лицей»; Становлянский район: ООО «Московское» и ОАО «АФ «Заречье» (д. Яркино); Воловский район: ООО «СХП Во- ловский Колос»). – Нарушения при обращении с отходами производства (ООО «БЕКАРТ Липецк»; Грязинский район: ООО «Утиль» и ООО «Поля русские 48», Задонский район: ЗАО ПТФ «Задонская»; Добринский район: ОАО «Добринский сахарный завод»; Данковский район: ОАО «Силан»; Елецкий район: ООО «Колос-Агро» и ООО «Светлый путь»; Краснинский район: КФХ «Время», СПоК «Натали», МАУ «ФОК «Синий кит»; Измалковский район: МУП «Измалково-Сервис», ООО «Согласие» (д. Панкратовка); Тербунский район: ООО «Сель- хозинвест»). – Нарушение требований федерального законодательства об охране атмосферного воздуха (г. Липецк: ООО «ЛЗСК Оконные системы», ООО «Чагодощенский стеклозавод – Липецк», ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ», ООО «Экологическая ассоциация «ИНПРОМ»; Елецкий район: ОАО «Елецкое дорожно-строительное управление № 3»). – Сжигание стерни (Добринский район: ООО «Добрыня»; Становлянский район: ОАО «АФ «Заречье»). СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА РАБОТНИКАМИ ПОЛИЦИИ Несколько предыдущих лет общество жило надеждой на то, что объявленная с боль- шим пафосом широкомасштабная реформа МВД будет способна преодолеть накопив- шиеся ещё с советских времён системные проблемы и сбои в работе органов правопо- рядка и общественной безопасности. Однако начавшаяся в 2011 г. реформа МВД фактически свелась к принятию Закона «О полиции», смене вывески, сокращению части подразделений и численности сотруд- ников, отдельным косметическим изменениям и неопределённой перспективе в буду- щем. О том, что реформа априори обречена на неудачу, стало понятно, как только было объявлено, что за реформой не будет ни внешнего независимого ведомственного кон- троля (т. е. МВД будет само себя реформировать), ни гражданского контроля со стороны заинтересованных НКО и правозащитников. Согласно официальным данным, в результате прошедшей реформы МВД под сокра- щение попали примерно 200 тысяч сотрудников разного уровня. По некоторым показателям мероприятия реформы не улучшили, а ухудшили ситуа- цию. Так, из-за сокращений в полиции доступ жителей сельской местности и поселков к правоохранительной помощи оказался затруднен, а скорость реагирования на сообще- ние о преступлениях снизилась. Как говорят профессионалы, «некому стало работать «на земле»: уменьшилось число сотрудников ППС, уголовного розыска, участковых. А между тем численность штабных и тыловых подразделений мало изменилась. Уклони- лась реформа и от решения самой болезненной проблемы российской полиции – учёта преступлений и отчётности сотрудников МВД. Что же касается «очищения», то оно (как показали дальнейшие события), к сожа- лению, не было достигнуто. Впрочем, бывший министр МВД Р. Нургалиев отмечал, что переаттестация полицейского корпуса еще не завершена, полная реформа органов вну- тренних дел потребует десятилетий. Кроме того, он справедливо полагал, что проблемы полиции характерны для всего российского общества, в котором еще существует дефи- цит образования, нравственности и воспитания. В настоящее время на обеспечение правоохранительной функции Россия тратит до 3% ВНП (в высокоразвитых и среднеразвитых странах – от 0,5% до 1,6%). В нашей стране на 100 тысяч жителей приходится 547 полицейских – больше только в Беларуси (813). Среднемировой показатель – 300 полицейских на 100 тысяч жителей. При этом на одного полицейского в России тратится 20,4 тысячи долларов в год, хотя в развитых странах этот показатель составляет от 74,2 (Франция) до 247,2 (Норвегия) тысячи долларов. И в то же время на одного полицейского в России приходится чуть больше одного пойманного преступника в год – это один из самых низких показателей в мире! Таким образом, российская полиция сегодня – практически самая многочисленная, слабо финансируемая (в пересчете на одного полицейского), малоэффективная и при этом дорогая для экономики. Общественные надежды угасли так же быстро, как и энергия реформы. Об этом сви- детельствует социология. Так, по данным Комитета гражданских инициатив А. Кудрина, половина россиян (51%) ожидает от сотрудников полиции незаконных действий в свой адрес (среди жителей крупных городов таких еще больше – две трети). Больше всего граждане опасаются неправомерного задержания, вымогательства и словесных оскорблений, а вот физического насилия ожидает каждый пятый (в крупных городах – каждый третий). Полиция воспринимается как источник опасности, а не защи- ты, поэтому люди не обращаются к ней с сообщениями о преступлениях и не хотят с ней сотрудничать. Эти данные корреспондируются с результатами опроса Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, согласно которому достойными доверия сотруд- ников правоохранительных органов считают менее трети россиян (30%), при этом лишь 3% респондентов однозначно доверяют полицейским, тогда как 27% доверяют с оговор- ками. Подавляющее же большинство россиян (70%) полицейским не доверяет, при этом 25% опрошенных однозначно не доверяют, 45% – скорее не доверяют. По мнению большинства экономически активных россиян (71%), работа сотрудников органов внутренних дел после переименования милиции в полицию осталась на том же уровне. При этом 8% опрошенных считают, что после переименования всё стало еще хуже. И только 3% уверены, что новое название правоохранительных органов поменяло ситуацию к лучшему. В докладах предыдущих лет Уполномоченный по правам человека в Липецкой обла- сти неоднократно возвращался к данной теме, указывая на актуальные вопросы работы липецкой милиции (полиции), на те проблемы, с которыми сталкиваются граждане при взаимодействии с органами МВД как в качестве потерпевших от преступлений, так и в качестве подозреваемых и обвиняемых. С сожалением приходится констатировать, что чуда не произошло, нарушений прав и свобод человека, допущенных работниками МВД, и в прошедшие годы, и в 2014 г. до- статочно много. Об этом говорит и почта Уполномоченного по правам человека. Поло- жительные изменения оказались нестабильными и не стали необратимыми, несмотря на все усилия, прилагаемые и органами власти, и обществом. Кто-то возразит, что это, мол, всё единичные случаи! Но совокупность случаев фор- мирует статистику, а анализ статистики показывает системность и масштабность право- нарушений, допускаемых теми, кто сам должен стоять на страже порядка и закона! И самое главное – за каждым таким случаем стоит конкретный человек, а нередко семья, которая надеется на защиту закона, на справедливость и неравнодушие сотруд- ников полиции. У нас очень любят цитировать слова следователя Г. Жеглова «Вор должен сидеть в тюрьме!» из фильма «Место встречи изменить нельзя». Казалось бы, авторы фильма ставят перед зрителями дилемму: следователь Г. Жеглов, чтобы посадить «карманника» Кирпича, подбрасывает ему краденый кошелёк. Но эта дилемма ложная, провокацион- ная, ибо сотрудник правоохранительных органов не может бороться с преступностью, сам нарушая закон и становясь преступником (сегодня подбросили улики, завтра – пы- тали, послезавтра – совершили самосуд и т. д.). В правовом государстве такой упро- щённой дилеммы не существует. Следуя своей собственной логике, Г. Жеглов как прин- ципиальный страж закона после своих преступных действий должен был снять погоны и отдаться в руки следствия, потому что он перешёл незримую черту и стал на одну линию с преступниками. К сожалению, ещё очень многие полицейские рассматривают свои служебные пол- номочия как индульгенцию перед законом. Вот только несколько особо резонансных случаев, потрясших нашу область в 2014 году: – 21 января в селе Новое Дубовое Хлевенского района два сотрудника полиции Хлевенского ОП МОМВД России «Задонский», находясь при исполнении служебных обязанностей, задержали шестнадцатилетнюю жительницу Липецка для установления личности. Оказывая на несовершеннолетнюю психологическое воздействие, сотрудники правоохранительных органов изнасиловали ее. Девушка рассказала о случившемся ро- дителям, которые обратились в правоохранительные органы. За совершенные действия один из преступников приговорен к пяти годам шести ме- сяцам лишения свободы, а другой – к семи годам лишения свободы. – 9 марта в здании Грязинского отдела полиции двое оперуполномоченных отдела уголовного розыска ОМВД России по Грязинскому району избили административно за- держанного гр. А. Пострадавший был госпитализирован в травматологическое отделе- ние районной больницы с диагнозом сотрясение мозга, перелом правой скуловой кости. За совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (совер- шение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охра- няемых законом интересов общества и государства, с применением насилия), Грязин- ский городской суд назначил подсудимым наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года, с лишением права в течение 3 лет занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, а также заниматься деятельностью, связанной с исполнением функций представителя власти. Кроме того, Минфин по решению суда выплатит потерпевшему 25 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда. – Громкое дело о пытках тремя сотрудниками Усманского территориального отдела полиции подозреваемого в убийстве таксиста. В ноябре 2011 г. на двоих братьев пало подозрение в причастности к убийству липец- кого таксиста Р. Желая понудить одного из подозреваемых к даче признательных показаний, опера- тивники привезли его в отдел полиции, где незаконно применили к нему спецсредства и физическое насилие, причинив множественные телесные повреждения. В результате гр. П. был госпитализирован в больницу. Приговором Усманского районного суда двое бывших полицейских были приговоре- ны к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима, третий был осужден к 3 годам условно с испытательным сроком на 2 года. В качестве дополнительного наказания все были лишены права занимать в течение 1 года должности в правоохранительных орга- нах. Однако затем, по апелляционной жалобе, Липецкий областной суд 22 декабря 2014 г. оправдал полицейских, хотя вопрос о причинении телесных повреждений по сути остал- ся открытым. На взгляд Уполномоченного по правам человека, это дело может стать достаточно резонансным, если потерпевший обратится в Европейский суд по правам человека, тем более что ранее ЕСПЧ уже выносил положительное решение по пыткам в полиции Ли- пецкой области. Факты других нарушений, допущенных сотрудниками полиции в 2014 г.: – коррупция (несколько случаев задержания за получение взяток сотрудниками УВД по Липецкой области, по ряду дел вынесены приговоры, по некоторым делам ещё ведёт- ся следствие); – нарушения при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (Управлением статистики прокуратуры Липецкой области выявлено 1171 нарушение, допущенное при учете преступлений, основная часть которых связана с недостоверным отражением в документах первичного учета сведений о преступлении и лице, его совер- шившем, о сумме причиненного материального ущерба и обеспечении его возмещения); – нарушения порядка рассмотрения обращений граждан (УГИБДД УМВД России по Липецкой области; ОГИБДД М ОМВД России «Чаплыгинский» (с. Доброе); – дача заведомо ложных показаний свидетелем в суде и при производстве предва- рительного расследования (инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Липецкой области дал показания в судебном заседании, не соответствующие материалам уголов- ного дела. Показания бывшего инспектора суд во внимание не принял, поскольку они не нашли своего объективного подтверждения. В результате приговором суда бывшему инспектору назначено наказание в виде штрафа в 25 тысяч рублей); – бездействие должностных лиц полиции по пресечению игорного бизнеса (в нару- шение Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» оперативными сотруд- никами прокуратуры Левобережного района г. Липецка и МЧС, проводившими проверку информации, поступившей на телефон «горячей линии», не была оказана помощь в пре- одолении противодействия охраны незаконного игорного заведения в допуске в поме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz