Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 133/25011/10 ИЮЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2014 год Продолжение. Начало на 5–8-й стр. Продолжение на 10-й стр. В рамках областной программы модернизации здравоохранения в январе 2013 года на базе медицинского центра «Матырский» открылось отделение медицинской реаби- литации для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. В 2014 году в Липецкой области на базе Липецкой городской больницы скорой медицинской помощи № 1 появился аналогичный центр. Планируется, что до конца 2015 года в Липецкой обла- сти откроется еще три реабилитационных отделения на базе районных больниц. Чтобы улучшить качество оказания медицинской помощи, ремонтируются помеще- ния для новой подстанции «Скорой помощи» в Ельце и двух подстанций в Липецке. Также закупается новое оборудование для ремонта автомобилей и лечебно-диагностической аппаратуры. В прошедшем году Липецкая областная станция «Скорой помощи» получила 12 новых автомобилей. Автомобили в полном объеме укомплектованы современным ме- дицинским оборудованием, средствами связи, системами ГЛОНАСС и видеорегистра- торами. Это помогает оказывать медицинскую помощь пострадавшим в ДТП и других чрезвычайных ситуациях, проводить дистанционное медицинское консультирование в экстренном режиме. В настоящее время главой администрации области О.П. Королёвым утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с целью обеспечения конституци- онных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Финансирование программы в 2015 году составит 13,1 млрд. рублей, что на 700 млн. рублей больше, чем в прошлом году. В 2016 году объем выделяемых средств возрастет до 13,6 млрд. рублей, в 2017-м, по расчетам, составит 15,1 млрд. рублей. Средние по- душевые нормативы финансирования, предусмотренные программой (без учета расхо- дов федерального бюджета), в нынешнем году по сравнению с прошлым увеличатся на 12,3% – 11144 рубля. Впервые в основном документе регионального здравоохранения максимально рас- ширены и детализированы виды высокотехнологичной медицинской помощи. ВМП финансируется из средств областного бюджета и обязательного медицинского страхо- вания, пациенты смогут ее получить в четырех федеральных клиниках и шести государ- ственных медучреждениях регионального уровня по 16 профилям. По программе ВМП работают медики областной клинической больницы, областной больницы № 2, област- ной детской больницы, областных онкологического и противотуберкулезного диспансе- ров, Липецкой городской больницы скорой медицинской помощи № 1. Отличием программы госгарантий 2015 года стали и утвержденные нормативы объ- емов медицинской помощи в зависимости от уровней ее оказания: начиная от ФАПов, врачебных амбулаторий и районных больниц до многопрофильных областных клиниче- ских центров. Кроме того, определен перечень лекарств, отпускаемых по рецептам бес- платно. Для решения проблемы дефицита кадров в региональной системе здравоохранения администрацией Липецкой области и депутатами Липецкого областного Совета депута- тов в прошедшем году принят целый ряд очень важных социальных решений. Так, например, областной закон «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искус- ства, специалистов ветеринарных служб» дополнен положением о ежемесячной денеж- ной компенсации за наем жилья в сумме 4 тыс. рублей для врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи. Кроме того, фельдшеры «скорой помощи» теперь смогут получать единовременную выплату размером 50 тыс. рублей в том случае, если обязуются работать на полную ставку в государственном медучреждении не менее трех лет. Также решено выплачивать ежемесячную стипендию студентам медицинских вузов. Будущие врачи при условии заключения целевого договора с органами власти будут получать по 1340 рублей. По данным регионального управления, в 2015 году стипендия будет начисляться 125 студентам, в 2016-м – 375, в 2017-м – 625 студентам. Поэтапному устранению дефицита медицинских кадров, созданию условий для про- фессионального роста и повышения престижа профессии медицинского работника в регионе способствует целевая программа «Развитие кадров здравоохранения Липецкой области (2013 – 2017 годы)». Документ разработан в соответствии с указом Президен- та Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». В 2014 году в рамках реализации этой программы 108 врачей, работающих в госу- дарственных больницах, получили единовременные выплаты в размере от 100 до 200 тыс. рублей. Социальные выплаты на строительство и приобретение жилья предостав- лены 21 врачу. В 2014 году для медиков выделено 27 квартир в Добринском районе и 15 – в Тербунском. Единовременные компенсации по 1 млн. рублей выплачены 44 специ- алистам. Также в регионе действует комплекс мер для повышения профессионального уровня медиков. Так, в прошлом году почти 1,5 тыс. врачей и около 4,5 тыс. фельдшеров и медсестер прошли дополнительное обучение. Стипендии в размере 5 тыс. рублей по- лучали 112 интернов и ординаторов, которые обучаются в медицинских вузах по целево- му соглашению. В докладе за 2013 г. Уполномоченный в качестве примера приводил обращение жителей сёл Октябрьское, Аксай, Кривка и ряда других с жалобой о закрытии участ- ковой больницы. С удовлетворением должен констатировать, что тревоги заявителей оказались напрасными, и в настоящее время жители этих населённых пунктов получили современное лечебное учреждение, которое было не просто отремонтировано и модер- низировано, а практически создано заново! Капитальный ремонт был сделан за счет об- ластной субсидии в размере 15 млн. рублей. В обновленном здании есть все необходимое для качественной и своевременной первичной медико-санитарной помощи населению. Здесь можно делать вакцинацию, проводить лабораторную диагностику, физиотерапевтические и стоматологические про- цедуры. В центре будет работать дневной стационар на 10 коек, а также есть возмож- ность организовать стационар на дому. Медицинскую помощь сельским жителям будут оказывать три врача и девять медсе- стер, в распоряжении которых более 70 единиц оборудования. На средства областного бюджета дополнительно приобретены современный комплект оборудования для стома- тологического кабинета, электрокардиограф, дефибриллятор. По вызовам медики выез- жают на автомобиле, оборудованном системой ГЛОНАСС. Вместе с тем говорить о том, что реформа здравоохранения в Липецкой области завоевала доверие граждан, было бы преждевременным. Об этом свидетельствуют и обращения граждан, и резонансные случаи, о которых рассказывали СМИ Липецкой об- ласти. В докладе прошлого года Уполномоченный рассказывал о проблемах, которые воз- никли при оказании медицинской помощи пожилой женщине, которой стало плохо бук- вально на пороге медицинского учреждения. Аналогичная ситуация имела место и в прошедшем 2014 году, когда 28 августа на глазах у прохожих неподалеку от пятой поликлиники упал на асфальт пожилой мужчина. За помощью в поликлинику кинулась липчанка Яна Быковская. Далее показания не- равнодушной гражданки и заместителя главного врача поликлиники расходятся, но факт остаётся фактом – мужчина скончался от острой сердечной недостаточности. В СУ СК РФ по Липецкой области по данному случаю было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 124 УК РФ по факту неоказания медицинской помощи сотрудниками по- ликлиники. Но уголовное дело было прекращено, так как не было установлено причинно-след- ственной связи между неоказанием медицинской помощи гр. Д. и наступлением смерти. Анализируя обращения граждан, нужно отметить, что сегодня у людей нет пони- мания того, что, если медпомощь была оказана не вовремя или некачественно, нужно обращаться в страховую компанию. Пациент должен уведомить ее о том, что ему, напри- мер, отказано в такой-то помощи. И страховая компания должна сделать все возможное, чтобы помощь была оказана. Это дефект разъяснительной работы и медиков и страхов- щиков. Позиция Уполномоченного по правам человека однозначна: максимальное коли- чество жалоб должно решаться именно на территории медицинской организации, в том числе с участием страховой компании. Есть такое понятие – порядок оказания медицинской помощи. Порядки разрабатыва- ет Министерство здравоохранения. Уже существует более 60 основных, которые являют- ся критичными для оказания медицинской помощи. Работа над ними ведётся постоянно. Именно порядки позволяют стандартизировать подходы к больницам, маршрути- ризации пациентов в зависимости от тяжести патологии. Они содержат набор обяза- тельных требований: этапы оказания медицинской помощи, правила организации дея- тельности медицинской организации, стандарт оснащения и рекомендуемые штатные нормативы медучреждения, а также иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Исходя из этих критериев и даётся оценка качества медицинской помощи. Представ- ляется, что в сложившейся ситуации и Фонду обязательного медицинского страхования Липецкой области, и управлению здравоохранения Липецкой области необходимо уси- лить разъяснительную и просветительскую работу. Обратить внимание на доступность информации для граждан. Оценка здравоохранения Липецкой области будет неполной, если мы не рассмотрим ещё один важнейший и, пожалуй, самый главный аспект здоровья человека, а именно – здоровый образ жизни. Существует такое понятие «общественное здравоохранение» – это консолидиро- ванные усилия государства, общественных структур и самих граждан, направленные на снижение смертности и укрепление здоровья нации. Формирование здорового образа жизни населения может быть реализовано только на основе взаимодействия – в данном случае работодателя и работника, а в глобальном смысле – государства, работодателя и гражданина. Если на страже здоровья человека будет стоять только одна система здравоохранения, мы никогда не сможем совершить качественный рывок в росте продолжительности жизни, развитии человеческого капи- тала, росте качества жизни. Ведь медицинское вмешательство – это крайний случай, это последний рубеж битвы за здоровье и жизнь человека. И когда наступает этот рубеж, в значительной степени зависит от самого человека. В чем заключается формирование здорового образа жизни? В информировании на- селения о факторах риска, правильном – здоровом и нездоровом поведении. Но просто просвещать людей – этого недостаточно. Необходимо создавать условия для реали- зации концепции здорового образа жизни. Например, мало просто сказать людям, что нельзя есть продукты с высоким содержанием вредных жиров, быстрых углеводов и соли. Нужно им обеспечить доступность полезных продуктов. А сейчас люди приходят в магазин и кладут в корзину не самую здоровую пищу, потому что она значительно дешев- ле, а найти полезные продукты крайне сложно. А между тем статистика предлагает нам просто шокирующие цифры. Они содержат- ся, например, в докладе «Через 10 лет будет поздно», подготовленном рабочей группой экспертного совета при правительстве РФ. Как уже говорилось выше, российский уровень смертности населения остается аномально высоким. И главная причина этого – высокая смертность молодых мужчин. Приблизительно каждая пятая смерть в России связана с алкоголем (порядка 400 тыс. смертей ежегодно), еще около 300 тыс. смертей ежегодно приходится на заболевания, связанные с курением, не менее 100 тыс. смертей – на последствия употребления нар- котиков. И в будущем, в связи со сдвигами в возрастной структуре населения, смерт- ность снова опередит рождаемость. При этом одним из основных факторов сердечно-сосудистых заболеваний, которые косят россиян в 5 раз быстрее, чем прочих европейцев, являются избыточный вес, ожи- рение и неправильное питание. 87% россиян в рационе допускают чрезмерное потре- бление жиров. У 96% населения в рационе не хватает овощей и фруктов. 80% населения патологически наседает на сахар. Особенно буйно в России развивается ожирение у детей – 12% в год. Еще один фактор – бедность, которая в России необычайно высока, причем наибо- лее бедными у нас являются именно семьи с детьми. Экстремально высокий уровень не- равенства, сложившийся в России, особенно сильно сказывается на детях. Относитель- ная детская бедность в России составляет 29,3%, в то время как в Европе – 6 – 8%. Хуже всего многодетным и неполным семьям. Так, в 2011 году доля бедных домохозяйств (с доходами на человека ниже прожиточного минимума) составляла 18% среди семьей с 1 ребенком, 26% – среди семей с 2-мя детьми и 46% для полных семей с тремя и более детьми. Неполные же семьи составляют около 19% всех семей с детьми до 18 лет. Если не будут приняты новые меры поддержки рождаемости и предотвращения смертности, численность российского населения сократится до 140 млн. человек уже к 2020 году и до 113 млн. – к 2050-му. Понимание указанных проблем уже давно сложилось в руководстве Липецкой обла- сти. В регионе принимаются меры по исправлению ситуации и развитию новых подходов в вопросах качества жизни населения. Как неоднократно заявлял глава администрации региона О.П. Королёв: «Мы должны выстроить системный комплексный подход, когда формирование здорового образа жизни становится общей задачей медицинских, об- разовательных, культурных, спортивных учреждений, общественных объединений, бизнес-сообщества, семьи как ячейки общества и, что особенно важно, каждого жителя области». Работа в данном направлении стала одним из важнейших показателей годовых отчё- тов глав районов и городов на административных советах по итогам года. В прошедшем году в таких областных акциях, как профилактический проект «Марш- рут здоровья», приняли участие почти 30 тыс. человек, профосмотры прошли более 10 тыс. человек, которые получили свыше 19 тыс. консультаций по здоровому образу жиз- ни. В области проводятся «Президентские состязания» среди школьников, студенческая Универсиада, массовые спортивные акции «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский азимут», «Оранжевый мяч» и другие соревнования. В целом в регионе растет число жи- телей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом. Сегодня это почти 300 тыс. человек. В каждом районе построены бассейны, возводятся ледовые дворцы и много- функциональные спортивные комплексы, оборудуются хоккейные, волейбольные и ба- скетбольные площадки. В лагерях и санаториях Липецкой области в ходе оздоровительной кампании 2014 года отдохнули более 94 тыс. школьников. При этом объем направленных на эти цели бюджетных ассигнований и средств спонсоров по сравнению с 2013-м возрос на 7% и составил почти 540 млн. рублей. Из областной казны было выделено свыше 385 млн. рублей. Выраженный оздоровительный эффект медики отметили у 92,4% детей, что выше общероссийского уровня (91%). Ещё одним свидетельством качества липецкой медицины стала победа участкового врача-терапевта Добринской межмуниципальной районной больницы Н.А. Дарьиной в номинации «Лучший земский доктор». Надежда Алексеевна стала лауреатом премии На- циональной медицинской палаты. А между тем в конкурсе приняли участие представите- ли 67 регионов России – всего более 440 человек. Вместе с тем нужно прямо и открыто сказать – человеческий фактор до сих пор остаётся слабым звеном здравоохранения, как федерального, так и нашего, местного, липецкого. В своё время колоссальные средства были потрачены на национальный про- ект «Здоровье». К сожалению, и на это указывали многие специалисты, выделенные средства использовались только на приобретение современной техники и подготовку обслуживающих её специалистов. В то время как работе с кадровым составом лечебных учреждений – врачами, медсёстрами, санитарками – не уделялось должного внимания. Между тем здравоохранение – это не бездушная казенная система, которая, как инженерный механизм, работает обезличенно и по спроектированным алгоритмам. Значительная часть успеха в борьбе за здоровье человека зависит именно от конкрет- ного врача и конкретной медсестры. И важно быть не только профессионалом, но и вни- мательно, чутко относиться к пациентам, видеть в них прежде всего людей, возможно, страдающих, но никак не досадных «клиентов». Именно к этому неоднократно призывали профессиональное медицинское сообщество, Президент РФ В.В. Путин и глава админи- страции Липецкой области О.П. Королёв. Что я имею в виду? Как уже указывалось выше, в области создана трёхуровневая си- стема оказания медицинской помощи. Теоретически и статистически она работает хоро- шо. Но как только мы переходим к практическому осмыслению действительности, сразу становятся заметны изъяны и упущения. Хорошей иллюстрацией к сказанному служит история, которая произошла в поли- клинике № 3 г. Липецка совсем недавно. Гр. К. с опасным хроническим заболеванием, диагноз которого известен, имеются все необходимые подтверждающие документы, во время очередного острого приступа обращается в медицинское учреждение. В реги- стратуре ему говорят, что если записаться сегодня, то на приём к врачу данной специ- ализации пациент попадёт только через полтора месяца! Но если у человека острый приступ, пусть он пойдёт к этому врачу, и, может быть, его примут в этот же день. Врач на просьбу пациента принять его с острым приступом заболевания его профиля, несмотря на состояние больного, отправляет его на диагностику… к терапевту! Чтобы попасть на приём к терапевту в тот же день, нужно отстоять ещё одну не- маленькую очередь. Не согласившийся с таким «лечением» пациент вынужден был об- ратиться к заведующей лечебной частью поликлиники, которая направила его к заведу- ющей профильным отделением врачей данной специализации. Заведующая, осмотрев больного и его документы, очень удивилась «врачевательному искусству» своей коллеги и незамедлительно отправила пациента на срочный приём к этому же доктору. Конечно, о доверии к врачу у пациента после всей этой истории не могло быть и речи, но больной был рад, что хоть какую-то помощь после этого ему оказали! Выходит, два врача принимают разные решения, и только настойчивость гражданина и борьба за своё здоровье позволили ему получить своевременную помощь. И ещё на один момент необходимо обратить внимание руководителей здравоохра- нения области. Это фактор времени. Когда человек приходит на приём к врачу в целях профилактики (а таких совсем немного), то, конечно, ему не так важно, попадёт он на приём сегодня или через месяц. Но когда пациент болен, ему помощь нужно оказывать немедленно, иначе можно запустить заболевание или даже получить летальный исход. К сожалению, нередко и врачи, и руководители медицинских учреждений ссылаются на новые стандарты ОМС и Минздрава, что, по их мнению, помогает ставить на свое место пациентов. Другой случай произвола, уже медицинских работников среднего звена, был зафик- сирован в областной поликлинике № 2. Заявитель обратился в регистратуру с просьбой выдать ему медицинскую карту для снятия копии, которая была необходима для лечения в другом медицинском учреждении (электронные медицинские карты у нас до сих пор не введены, как и электронная система мониторинга работы врачей). Медсестра регистра- туры потребовала у гражданина в залог паспорт! Когда он отказался это сделать и за- метил, что подобное требование нарушает законодательство РФ, медсестра, нимало не смутившись, всё равно потребовала у него в залог «что-нибудь ещё»! Гражданину опять пришлось объяснять сотруднице регистратуры, что её требования неправомерны, при выдаче медицинской карты на руки пациенту делается только запись в соответствующем журнале и никакого «залога» оставлять не нужно. Только угроза написать жалобу главно- му врачу заставила медсестру выдать гражданину его медицинскую карту. В почте Уполномоченного граждане обращают внимание ещё на одну проблему липецкой социальной медицины – длительность получения результатов анализов. На- пример, анализ на гормоны, такие как ТТГ, делают в течение месяца! В то время как в платном медицинском центре они готовы на следующий день. Подобные сроки косвенно свидетельствуют о недофинансировании медицины: не хватает реактивов и медперсонала. Иначе чем объяснить такие большие сроки, о кото- рых говорилось выше? Наличие всех указанных проблем фактически побуждает человека обращаться к платной медицине, которая, конечно, более оперативна, но тоже никак не гарантирует качество лечения, а тех, кто не может оплачивать лечение, ставит в очень трудное поло- жение. Одним словом, болеть в России не только вредно, но и смертельно опасно! Подводя итоги, можно отметить, что в Липецкой области активно развиваются все ведущие направления современной медицины: высокие технологии, профилактика, ин- формационно-дистанционные технологии. Вместе с тем требуется обратить внимание на качество и гуманизм медицинского персонала, усилить информационно-популяриза- торскую работу с населением, профилактику заболеваний, а также должностным лицам лечебных учреждений всех уровней – от врача до руководителей – более внимательно, чутко и человечнее работать с пациентами, жалобами и обращениями граждан. Факты нарушения прав граждан в 2014 г.: – Смерть пациентов из-за бездействия медперсонала, врачебных ошибок. Невролог ГУЗ «Лебедянская ЦРБ». Возбуждено уголовное дело. – Отказ в госпитализации, неоказание помощи больному. Дежурный врач МУЗ ГБ «Свободный сокол». Возбуждено уголовное дело. – Нарушения при исполнении муниципального контракта по проведению капитально- го ремонта поликлиники. ГУЗ «Краснинская районная больница». – Волокита при обеспечении лекарственными препаратами льготной категории граждан. Управление здравоохранения области. (У заявительницы было диагностирова- но редкое прогрессирующее легочное заболевание, приводящее к летальному исходу. После консультации в Российском кардиологическом научно-производственном ком- плексе Министерства здравоохранения РФ женщине были рекомендованы дорогостоя- щие лекарственные препараты. С целью их получения пациентка обратилась в управление здравоохранения обла- сти. Однако должностные лица органа здравоохранения рекомендовали заявительнице пройти дополнительное обследование. Только после вмешательства прокуратуры Краснинского района управлением здра- воохранения принято решение незамедлительно обеспечить заявительницу необходи- мыми лекарственными препаратами.) ОКУ «Елецкий психоневрологический диспансер». (В связи с инвалидностью ребенку заявительницы был назначен медицинский препарат, стимулирующий деятельность го- ловного мозга, отпускающийся только по рецепту врача. Однако врачом Елецкого психоневрологического диспансера, где ребенок состоит на учете, рецепт на жизненно важный для него лекарственный препарат выписан не был. Благодаря действиям прокуратуры г. Ельца права ребёнка были восстановлены и он получил необходимые медикаменты.) – Нарушения в обеспечении техническими средствами реабилитации. Липецкое региональное отделение ФСС РФ. (Необеспечение в установленные сроки инвалида необходимыми средствами реабилитации, последующее предоставление этих средств ненадлежащего качества, фальсификация документов. Начальник отдела социальных программ привлечен к дисциплинарной ответственности.) – Нарушения условий хранения лекарственных средств: аптеки с. Казаки и п. Газо- провод Елецкого района; аптека ООО «Фармамир» Данковского района; ЦРА № 29 ОГУП «Липецкфармация», аптеки ООО «Снабторгсервис», ООО «Авиценна» и ПО «Доброе» До- бровского района; аптека ООО «Фарм-Гарант» Тербунского района. – Нарушения при отпуске сильнодействующих лекарственных средств: аптека ООО «Север» Октябрьского округа г. Липецка; аптеки ООО «Алтын», ООО «Провизор» Со- ветского района г. Липецка; аптека ООО «Строймедсервис» Левобережного района г. Липецка. – Нарушения требований законодательства в сфере оборота прекурсоров наркоти- ческих средств и психотропных веществ: ОГБУ «Задонский психоневрологический ин- тернат» Задонского района, ООО МЦ «Липецк-Неотложка» Липецкого района. – Использование оборудования с истекшим сроком годности (нарушение установ- ленных правил в сфере обращения медицинских изделий): г. Елец, ООО «Клиника док- тора Шаталова». ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Грамотная социальная политика всегда являлась основой стабильности в обществе. Это особенно важно в кризисный и неустойчивый период, когда обостряются социаль- ные противоречия и возрастает число граждан, нуждающихся в социальной поддержке. В этой связи представляется важным заявление главы администрации области О.П. Королёва, который на вопросы журналистов о мерах социальной защиты населения в период экономического кризиса прямо сказал: «Мы усилим адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения. Будут поддержаны и многодетные семьи, и люди за чертой бедности». В настоящее время за чертой бедности в нашей области находятся 8,2% населения. Что касается многодетных семей, то их число регулярно растёт (например, в 2014 году стало на 879 многодетных семей больше) и составило на отчётный период 9380. При наличии в семье 3 детей она получает льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 30%, 6 детей – 50%, 7 и более – 100%. Ежегодно многодетным семьям вручают 5 автомобилей на конкурсной основе, а семьям, в которых по 9-10 детей, спецтранспорт предполагается вручать на внеконкурсной основе. Вопросы социального обеспечения традиционно находятся в центре внимания орга- нов власти Липецкой области. Это находит отражение в годовом бюджете, где существует целый ряд программ социальной поддержки. Например, на льготы по услугам ЖКХ выделено 1,3 миллиарда рублей, на субсидии на оплату коммунальных услуг – ещё 200 миллионов рублей, около 1 миллиарда рублей – на различные выплаты семьям с детьми. Одной из основных проблем социальной защиты нашего региона остаётся очередь на помещение в стационарные учреждения, особенно психоневрологического типа. Сей- час там находится порядка 2800 человек. Ведётся строительство новых корпусов. Плани- руется, что к 2017-2018 гг. очередь будет ликвидирована. В 2015 г. вступают в силу несколько федеральных законов, которые, безусловно, по- влияют на ситуацию в сфере медицины и социальной защиты. Во-первых, меняется пенсионное законодательство. Трудовая пенсия трансформи- руется в два вида пенсий: страховую и накопительную. Расчет страховой части теперь осуществляется в пенсионных баллах, которые будут зависеть от величины зарплаты, стажа работы и возраста выхода на пенсию (пенсионный возраст останется прежним, но отсрочка выхода будет поощряться). Все пенсионные права, заработанные до 1 января 2015 года, сохранятся и будут конвертированы в баллы. Накопительная пенсия будет формироваться гражданами самостоятельно (по их желанию). Во-вторых, начнёт действовать Федеральный закон № 422 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», который призван повысить прозрач- ность работы органов соцзащиты. Расширится перечень социальных услуг, появится социальное сопровождение – соцработники будут организовывать взаимодействие граждан с другими службами: БТИ, адвокатами, органами здравоохранения. Кроме того, социальные услуги смогут оказывать частные компании. И, в-третьих, с июля 2015 г. вступит в силу закон о банкротстве физических лиц. Кредиторы смогут запускать процедуру банкротства при сумме долга от 500 тыс. руб., оплата которого не производится в течение трех месяцев. Заявить о своей несостоя- тельности может сам гражданин, для него нет ограничения по сумме долга. При подаче заявления о банкротстве суд обязан будет изучить его обоснованность. Таким образом, делается попытка перевести в цивилизованную плоскость взаимоотношения между должниками и кредитными организациями. Прошедший год ознаменовался ещё одним событием, которое стало итогом много- летней работы, в том числе и Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Я имею в виду принятие Липецким областным Советом депутатов постановления от 25.09.2014 № 893-пс «Об учреждении звания «Ветеран труда Липецкой области». В раз- витие этого документа было принято и постановление администрации Липецкой области от 06.11.2014 № 472 «Об утверждении Порядка присвоения звания и выдачи удостовере- ния «Ветеран труда Липецкой области». Звание «Ветеран труда Липецкой области» присваивается гражданам, которые име- ют трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и не менее 40 лет для женщин и прорабо- тавшим в Липецкой области не менее 20 лет. В трудовой биографии претендентов долж- ны быть областные награды, в том числе знаки отличия советского периода. Ветеран труда Липецкой области будет получать ежемесячную доплату 400 рублей, иметь льготу на 50-процентную оплату коммунальных услуг и право на льготный проезд в обществен- ном транспорте. В течение всех лет своей работы Уполномоченный по правам человека в Липецкой области получал десятки писем сограждан по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», а также предложения по учреждению регионального звания «Ветеран труда». Об этом неоднократно говорилось в докладах Уполномоченного, направлялись соответству- ющие письма и ходатайства. Вот только несколько примеров. Гр. А. (вх. № 676) пишет: «Проработала 43 года в колхозе, но никаких льгот мне не дают». Супруги П. (вх. № 642): «У мужа общий стаж работы на НЛМК 38 лет, у жены стаж работы на ЛТЗ – 36 лет». Гр. Щ. (вх. № 479): «На пен- сию вышла в 1989 г., имею 24 года непрерывного и 34 года общего стажа, 8 лет прорабо- тала на Севере, вдова военнослужащего». Гр. Ч. (вх. № 437): «Мне 70 лет, непрерывного стажа – 35 лет 10 месяцев, всё время работала в колхозе. У меня нет удостоверения «Ве- теран труда». Я ни на кого не жалуюсь, виновата сама. Когда я пошла на пенсию, не по- считала нужным обратиться за удостоверением, потому что у кого они были, они ничего не значили. А когда вышел закон, что ветеранам положены льготы на проезд, на оплату коммунальных услуг, я пошла в райсобес. Мне ответили, что теперь выдают удостовере- ния «Ветеран труда» тем, у кого есть награды. Но в то время наград никому не выдавали, а звание «Ветеран труда» присваивали по стажу работы. У меня такой большой стаж, а мне нет ничего…». По мнению Уполномоченного, данные обращения являются следствием неудовлет- ворительного имущественного положения значительной части пенсионеров, регуляр- ного роста цен на товары первой необходимости, тарифов на электрическую энергию, коммунальные услуги, газ, телефон, когда небольшие прибавки к пенсиям не успевают за ростом инфляции. В таких случаях получение звания «Ветеран труда» и соответствую- щих льгот является значительной материальной поддержкой для пенсионера. Сейчас в Липецкой области 292400 льготников – практически каждый четвёртый. Около 192 тысяч человек – льготники федерального уровня, в том числе 144 тысячи ин- валидов; 98 тысяч – льготники регионального уровня: ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий. Теперь их количество увеличится за счёт ветеранов труда Липецкой области. На финансирование этой льготной категории предусмотрено 82 миллиона рублей. В 2014 году возникла неожиданная и очень серьезная проблема защиты прав граж- дан, проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вслед- ствие аварии на Чернобыльской АЭС. По закону перечень населённых пунктов, которые входят в зону загрязнения ЧАЭС, должен пересматриваться каждые 5 лет. Последний раз это было в 2005 году, и в текст не вносились существенные изменения. И вот на едином портале Правительства РФ появляется проект нового постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/project/20371). Согласно этому документу, зона проживания с дополнительными социально-эконо- мическими льготами существенно сокращается, и вместо 75 городских и сельских посе- лений региона, получивших этот статус после чернобыльской трагедии, с 1 января 2015 года предполагается оставить только 11. Столь резкое изменение масштабов социальной поддержки вызывает тем большее недоумение, что 22 октября 2014 года администрация Липецкой области поддержала предложенный МЧС России проект постановления Правительства, согласно которому предусматривалось осуществлять дополнительные меры социальной поддержки на тер- ритории 69 населенных пунктов Липецкой области. И вот теперь новый вариант, о кото- ром жители зоны, подвергшейся загрязнению, узнают только из Интернета. По общему мнению и Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, и администрации Липецкой области, предлагаемый без согласования с субъектом Рос- сийской Федерации проект постановления нарушает важный конституционный принцип, в соответствии с которым на территории государства в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится координация вопросов здравоохранения, соци- альной защиты, включая социальное обеспечение и другие важнейшие вопросы жизнеу- стройства государства. По данному документу Уполномоченный опубликовал своё заключение о нарушении прав граждан на вышеуказанном сайте законопроектов Правительства РФ. Также были направлены письма Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой и члену Совета Федерации Федерального собрания РФ И.Ю. Тихоновой с предложением провести правовую экспертизу предлагаемого проекта постановления и при наличии норм, нарушающих права человека, обратиться в Прави- тельство Российской Федерации с предложением о его отмене и доработке с учётом мнения субъекта РФ и МЧС. По последней информации, после обсуждения данного вопроса на трех комитетах Совета Федерации – по социальной политике, федеративному устройству и местному самоуправлению и по бюджету и финансовым рынкам, – с участием уполномоченных представителей Правительства РФ, было принято решение обратиться к Правительству с просьбой отложить принятие постановления по «чернобыльцам» (всего предлагалось исключить 1252 населенных пункта из числа пострадавших от взрыва на Чернобыльской АЭС и лишить компенсаций более 600 тыс. жителей). Кроме того, сенаторы отметили не- согласованную работу разных ведомств и предложили восстановить межведомственную рабочую группу, которая пять лет назад была расформирована. Это решение Совета Фе- дерации поддержали и Общественная палата РФ, и «Общероссийский народный фронт». В прошедшем году было зарегистрировано несколько случаев нарушения прав граж- дан на социальное обеспечение. Так, управление социальной защиты населения г. Ельца отказало нескольким моло- дым мамам в назначении и выплате пособия на детей под предлогом непредставления ими документа, подтверждающего ликвидацию ОАО «Липецкий областной банк», работ- никами которого они являлись до ноября 2013 года. Однако требование о предоставлении документов, не предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н, являлось незаконным. При этом в случае необходимости дополнительные сведения могли быть истребо- ваны из имеющихся официальных источников непосредственно специалистами службы социальной защиты населения. В частности, информация о том, что ОАО «Липецкий областной банк» находится в стадии ликвидации, размещена на официальном сайте государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и в Едином государ- ственном реестре юридических лиц. Однако должностные лица управления социальной защиты населения г. Ельца не стали себя этим утруждать, ведь гораздо легче просто равнодушно отказать людям. А в результате заявительницы несколько месяцев не получали пособие на детей, что поста- вило их семьи в тяжелое материальное положение. Только после представления прокурора г. Ельца была назначена выплата пособий. В другом случае гражданин жаловался на пенсионные органы, которые не учли его специальный стаж при работе на шахте в Украине. Как показала проверка прокуратуры Советского района г. Липецка, заявитель с марта 1988 г. является получателем пенсии по старости за работу во вредных условиях, но он продолжал работать с 1991 по 1998 г. в шахте объединения «Павлоградуголь». Периоды работы, не вошедшие в исчисленный стаж работы, подтверждены офици- альными документами, в том числе записями в трудовой книжке. Таким образом, с учё- том включения в специальный стаж периода работы истца с января 1991 г. по июль 1998 г. на территории Украины, его специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии, составляет более 26 лет, а общий стаж – 33 года 1 месяц 8 дней. В соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого являются Российская Федерация и Украина, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, при- обретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Следовательно, период работы заявителя на территории Украины должен быть за- чтён. Прокурор Советского района обратился в суд, чтобы восстановить права граждани- на. Ещё в одном случае нарушителем прав граждан оказалась служба судебных приста- вов. Согласно письму пенсионера, инвалида третьей группы, у него образовался долг, который он, согласно судебному решению, должен был выплатить. Когда в ноябре 2013 г. на счет должника поступила пенсия, то она на основании постановления судебного при- става-исполнителя была в полном объеме списана в счет погашения долга. А между тем небольшая пенсия является единственным источником дохода гражданина. Полностью лишившись ее, он фактически остался без средств к существованию. Прокуратура Правобережного района г. Липецка провела проверку и установила, что в Правобережном РО СП г. Липецка на исполнении находятся решения суда о взыскании с заявителя в пользу физических и юридических лиц задолженности в размере 24 тыс. руб. Однако в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» размер удержания из заработной платы и иных доходов должника не может превышать 50 процентов дохода для поддержания существования как его самого, так и членов его семьи. Несмотря на неоднократные обращения пенсионера к должностным лицам службы судебных приставов, меры по возврату излишне взысканных сумм приняты не были. И опять из-за халатности и равнодушия должностных лиц возникла безвыходная для пен- сионера ситуация. По результатам проверки прокурор внес представление в адрес руководителя УФССП по Липецкой области с требованием о привлечении к дисциплинарной ответ- ственности судебного пристава-исполнителя и возврате гражданину незаконно взыскан- ных сумм. ПРАВА ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Защита прав граждан с ограниченными физическими возможностями находится в фокусе постоянного внимания Уполномоченного по правам человека. Важным событием прошлого года стало подписание Президентом РФ В.В. Путиным Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос- сийской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Датой вступления в силу Федерального закона опреде- лено 1 января 2016 года. О нововведениях данного закона следует рассказать поподробнее. В законодательство Российской Федерации впервые вводится определение прин- ципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и даётся определение такой дискриминации с учётом норм Конвенции. Также впервые вводится понятие «аби- литация», под которой понимается система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятель- ности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz